Рубрика: 159.9. Психология
РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В СПОСОБНОСТИ МЕДИКОВ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СТРЕССОМ (2025)

Данная статья сфокусирована на анализе роли эмоционально-волевой сферы в способности медиков справляться со стрессом. В статье были проанализированы разные мнения и подходы ученых и исследователей по этой теме. А также были приведены результаты эмпирического исследования по данному вопросу, которые были получены после диагностики медиков. Результаты показали, что уровень развития эмоциональноволевой сферы оказывает не значительное воздействие на способность справляться со стрессом. Подсчет полученных данных показал, что результаты статистически не значимы.

Актуальность. Актуальность данной темы обусловлена тем, что профессия медиков зачастую связана с теми или иными стрессовыми ситуациями. А то, насколько хорошо медик способен справляться со стрессом, во многом зависит от его эмоциональноволевой сферы.

Проблема, цель, задачи. Проблема исследования состоит в том, что эмоционально-волевая сфера играет значимую роль в том, как медицинские работники справляются со стрессовыми ситуациями. Необходимость изучения этой темы обусловлена высоким уровнем стресса, которому подвергаются врачи в своей профессиональной деятельности, что может негативно сказываться на выполнении их работы. Цель работы — исследование роли эмоциональноволевой сферы в способности медиков справляться со стрессом. Задачи: охарактеризовать эмоционально-волевую сферу и выявить ее роль в способности медиков справляться со стрессом.

Материалы и методы исследования. Материалы исследования представлены научной литературой. Использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, метод математико-статистической обработки данных (Т-критерий Стьюдента). Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке медиков больницы города Осинники. Для того чтобы определить, какое значение имеет эмоционально-волевая сфера в способности медиков справляться со стрессом, выборка была разделена на две группы. В первую группу вошли медики со средней и высокой способностью справляться со стрессом, в возрасте от 30 до 75 лет, из которых 50% женского пола, 50% мужского пола. Во вторую группу врачи с низкой способностью справляться со стрессом, в возрасте от 30 до 75 лет, из которых 67% женского пола, 33% мужского пола.

Результаты и их обсуждение. Использовались следующие методики: Тест на стрессоустойчивость, Ю. В. Щербатых; Опросник «Волевые качества личности» (ВКЛ), М. В. Чумаков; Тест эмоционального интеллекта, Д. В. Люсин. Полученные результаты позволяют судить о том, что эмоционально-волевая сфера не играет значительной роли в способности медиков справляться со стрессом.

Выводы и заключение. Полученные результаты исследования не подтвердили гипотезу о том, что существуют различия между эмоционально-волевой сферой у медиков с разной способностью справляться со стрессом, а именно: при средней и высокой выраженности способности справляться со стрессом эмоционально-волевая сфера будет выше, чем при низкой способности справляться со стрессом.

Издание: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Выпуск: № 2, Том 6 (2025)
Автор(ы): Гаврилова Арина Константиновна
Сохранить в закладках
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СКАЗКИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ С ДЕТМИ (2025)

Сказкотерапия является актуальным направлением в психологии, востребованным в условиях повышенной стрессовой нагрузки и эмоционального напряжения в современном обществе. В статье обсуждаются теоретические основы и практические аспекты использования сказок для оценки эмоционального состояния, межличностных отношений и когнитивных процессов. Эта статья также предлагает рассмотреть сказку как мощный психодиагностический инструмент. Методами анализа символов, персонажей и сюжетов выявляются скрытые аспекты психики, способствующие поддержанию внутренней гармонии и психологического комфорта. Практическая значимость заключается в их применении для оптимизации, ответственного за психическое здоровье, понимании чистых эмоций в преодолении сложности. Дальнейшие исследования будут направлены на оптимизацию методов сказкотерапии и их адаптацию к группам разного возраста и психологическим состояниям.

Издание: ШАГ В НАУКУ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Ширяева Анастасия Александровна
Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ В СВЯЗИ СО СТИЛЕМ ВОСПИТАНИЯ (2025)

Актуальность темы охраны окружающей среды в современном обществе, в котором влияние семьи и воспитания на личностное развитие становится все более важным, понимание того, что разные подходы родителей могут формировать самооценку детей, зрелую особую развитость. В статье обсуждаются теоретические основы самоотношения, при которых сформулированы основные стили воспитательного процесса, а также их характеристики. Особое внимание уделяется связи воспитательного процесса со становлением позитивного самоотношения. Практическая изобретательность заключается в использовании результатов теоретического анализа родителями, воспитателями, педагогами в воспитательном процессе. Анализ условий лучшего понимания взаимосвязи самоотношения в стиле воспитания, что способствует более эффективному взаимодействию со взрослым ребенком и его развитию. Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку практических принципов политики, направленных на формирование положительного самоотношения у ребенка в воспитательном процессе, а также на такие актуальные направления, как влияние культурного контекста, социально-экономического фактора, влияния на здоровье.

Издание: ШАГ В НАУКУ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Феоктистова Юлия Сергеевна
Сохранить в закладках
РОЛЬ ОТЦА В ЖИЗНИ ДОЧЕРИ И СЦЕНАРИЙ ЕЕ БУДУЩИХ ОТНОШЕНИЙ (2025)

В статье метод инновационности отцовских отношений в будущем будущих романтических связей дочерей. В данном анализе последствия последствий в воспитательном процессе указывают на то, что это может отрицательно сказаться на самооценке девушки и ее способности строить здоровые отношения. В рамках исследования показаны разные сценарии детско-родительских отношений и их последствия для формирования личности женщины, уровень ее уверенности в себе и стиль взаимодействия с противоположным полом. Подчеркивается степень гармоничных отношений между отцом и дочерью, утверждающая, что такие связи способствуют развитию успеха в романтической сфере и определяют выбор будущего супруга.

Издание: ШАГ В НАУКУ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Дорощук Валерия Андреевна
Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ (НА ПРИМЕРЕ ФКУ ИК-3 УФСИН РОССИИ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) (2024)

В статье рассматриваются основные формы организации воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы, а также приводятся примеры проводимых мероприятий. Автором изучена роль начальника отряда в воспитании и исправлении осужденных в местах лишения свободы.

Издание: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
Выпуск: №2 (2024)
Автор(ы): СМИРНОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, Пузыревский Дмитрий Владимирович
Сохранить в закладках
КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (2024)

В статье анализируется необходимость развития навыков концентрации внимания в профессиональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы. В рамках исследования изучалось мнение курсантов факультета психологии и пробации Академии ФСИН России.

Издание: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
Выпуск: №2 (2024)
Автор(ы): КУЗНЕЦОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ, Карпеева Наталья Романовна
Сохранить в закладках
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СОТРУДНИКАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (2024)

В статье рассматривается оценка качества жизни как показатель психологического благополучия. Качество жизни с психологической точки зрения подразумевает восприятие человеком своего положения в жизни через призму личностных структур: ценностные ориентации, потребности, чувства, мотивы деятельности. Отмечается, что на оценку качества жизни особое влияние оказывает трудовая деятельность, поскольку она занимает значительную часть жизни взрослого человека. Представлены результаты исследования оценки качества жизни сотрудниками различных подразделений исправительного учреждения. Установлено преобладание высоких и средних уровней выраженности по каждой шкале методики ВОЗКЖ-100, что позволяет судить о психологическом благополучии сотрудников исправительного учреждения.

Издание: ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Выпуск: № 1 (12) (2024)
Автор(ы): СПЕРАНСКАЯ АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
СВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ (2024)

Приоритетным направлением деятельности Вооруженных сил Российской Федерации является повышение уровня боевой и психологической подготовки военнослужащих. В статье раскрываются результаты изучения связи коммуникативных качеств и стрессоустойчивости курсантов военных вузов. Проанализирован характер связи коммуникативных и организаторских способностей со стрессоустойчивостью. Установлено, что военная служба лишает солдат многих привилегий, подавляя их привычки и врожденные потребности, в силу строгого распорядка дня, режима и значительных физических нагрузок, тем самым оказывая психологическое воздействие на их личность. Доказано, что ключевую роль в достижении успеха в профессиональной и служебно-боевой деятельности военного играет общение, которое является одновременно основным инструментом и фактором стресса. Поэтому для повышения профессиональной стрессоустойчивости военнослужащих также необходимо акцентировать внимание на развитии коммуникативных качеств

Издание: ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Выпуск: № 1 (12) (2024)
Автор(ы): БЕРЕЖНАЯ Д.Э., ДОРОНИНА Н.Н.
Сохранить в закладках
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ В ЗНАЧЕНИЯХ ИДИОМ С КОМПОНЕНТОМ ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА: КОНТЕКСТ, СЕМАНТИКА (2022)

Рассматривается насущный вопрос формирования идиом с компонентом тело человека. Номинации тела человека, а именно части тела, чувства, физиологические и психические процессы, используются для образования многочисленных английских идиом. В данной статье эти идиомы называются идиомами с компонентом тело человека. Цель - выявить специфику лексико-семантических составляющих идиом, основываясь на контекстах. Мы изучили 200 английских идиом с компонентом тело человека, отобранных из академических источников и словарей. Исследование проводилось в четыре этапа. Тематическая классификация, основанная на лексической структуре идиом, выявила преобладание идиом, включающих слова head (голова), eyes (глаза), heart (сердце), back (спина), foot (нога) и hand (рука). Сходство, выявленное в значениях всех изучаемых идиом, позволило провести семантическую классификацию и выделить следующие пять групп: характеристики, действие, состояние, причинно-следственная связь, способность. На дальнейших этапах мы рассматривали контекстуальные и семантические особенности превалирующих групп характеристики и состояние. В частности, были изучены идиомы, содержащие слово head, на материале текстов Британского национального корпуса. В контекстах были выявлены следующие дополнительные смыслы идиом: более высокое положение, достижения, местоположение, расходы, неспособность измениться, что-то вспомнить, победить. Структурные типы словосочетаний с идиомами изучались на основе газет, загруженных в Google Ngram Viewer, и выявили преобладание типа AV+K. Полученные результаты и разработанный алгоритм могут быть в дальнейшем применены к лексическим и контекстуальным исследованиям различных идиом в частности и лексических групп в целом.

Издание: ВЕСТНИК КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Т. 24 № 1 (89) (2022)
Автор(ы): Закирова Азалия Азатовна, Андреева Мария Игоревна
Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАЦИЕНТОВ С ИНФАРКТОМ МИОКАРДА: ОТ ГРУППЫ РИСКА ДО РЕАБИЛИТАЦИИ (2022)

Исследование пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями является актуальным, поскольку эта категория относится к группе социально значимых заболеваний и имеет широкую распространенность среди населения. Важны диагностика, лечение и профилактика этой группы заболеваний. Цель настоящего исследования - описать психологические характеристики пациентов с инфарктом миокарда на разных этапах заболевания (на этапе риска ИМ, после недавнего ИМ, по прошествии реабилитации). В исследовании приняли участие 159 человек в возрасте от 38 до 47 лет, среди них находящиеся в группе риска (43), недавно перенесшие инфаркт (39), прошедшие реабилитацию (37), условно здоровые респонденты (40). Оценка психологических характеристик осуществлялась с помощью ряда психодиагностических методик, охватывающих когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты личности. Выявлены активные ранние дезадаптивные схемы. На всех этапах развития заболевания обнаружены противоречивое сочетание потребности в одобрении и непримиримости в отношении чужих ошибок, высокая тревожность и раздражительность, неконструктивные стратегии совладания со стрессом, низкий уровень рефлексивности. Показана взаимосвязь указанных факторов, поддерживающих разрушительные формы поведения, усиливающих психоэмоциональное напряжение. Проанализированы отношение к прошлому, настоящему и будущему на разных этапах развития заболевания. Обнаруженные тенденции позволяют проследить влияние психологических характеристик на поведенческие факторы, повышающие риск первичного и повторного инфаркта миокарда, скорректировать программы психологической поддержки при реабилитации пациентов, разработать адресные меры для профилактического воздействия на группы риска и наметить мишени для психотерапевтической работы с данными категориями лиц.

Издание: ВЕСТНИК КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Т. 24 № 1 (89) (2022)
Автор(ы): Эльзессер Анастасия Сергеевна, Кадыров Руслан Васитович, Капустина Татьяна Викторовна
Сохранить в закладках
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТНОШЕНИЯ К ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (2022)

Исследование направлено на выявление характера взаимосвязи между показателями идентичности и характеристиками отношения к личной безопасности и на описание их в период обучения в вузе. На этапе эмпирического исследования использовались методика «Кто Я» М. Куна и Т. Макпартленда, «Опросник стилей идентичности» М. Берзонски в адаптации Е. П. Белинской с соавторами, опросник «Аспекты идентичности» Дж. Чика и Л. Троппа, методика «Профессиональная идентичность» А. А. Озериной, методика изучения эго-идентичности (СЭИ-тест) Е. Л. Солдатовой. Отношение к личной безопасности изучалось с помощью авторских методик. В исследовании приняли участие 238 студентов 1-5 курсов гуманитарного профиля. В результате проведенного кластерного анализа и регрессионного анализа данных, полученных методом поперечных срезов, выделены связанные характеристики идентичности и отношения к личной безопасности, описаны их различия на разных этапах обучения. Выделены общие тенденции изменения изучаемых явлений в период обучения в вузе. Тенденции, отражающие позитивную динамику: повышение активности профессиональной позиции как компонента идентичности, усиление реляционной идентичности (Я как субъект отношений), снижение оценок серьезности угрозы потери репутации и связей, повышение предпочтений стратегии обеспечения личной безопасности с опорой на себя. Тенденции, отражающие негативную динамику: нарастание поверхностной идентичности, снижение автономности в осознании собственных ценностей и автономности эмоционального компонента идентичности, повышение оценок серьезности угроз нарастания психологических проблем, угроз со стороны преступных организаций с одновременным снижением усилий по предотвращению целого ряда распространенных угроз, изменение предпочтений стратегий безопасности в части макросреды с индивидуализирующихся (жить в гуманном и терпимом обществе) на адаптирующиеся (жить в обществе, где строго соблюдается порядок). Делается заключение о взаимосвязанности идентичности и отношения к личной безопасности, сложности и разнонаправленности процесса их формирования в период обучения в вузе.

Издание: ВЕСТНИК КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: Т. 24 № 1 (89) (2022)
Автор(ы): Иванов Михаил Сергеевич
Сохранить в закладках
ВИНА В ДЕЛИКТНОМ ПРАВЕ: ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ (2025)

Классическая правовая категория вины как элемента состава деликта формировалась в ходе разработки различных правовых концепций, каждая из которых находит все большее подтверждение своей обоснованности в ходе дискуссий между исследователями, представляющими различные типы научной рациональности. Последователи субъективной концепции вины вдохновляются естественным правом, а сторонники объективной ищут аргументы в позитивистской теории. Поэтому выбрать одну концепцию вины из разных парадигм представляется затруднительно, как и определить верной только естественную или позитивную школу права. Каждая концепция вины помогает найти справедливое решение для своей «категории» дел, но в рамках постклассического периода концепции вины с ее коммуникативной теорией истины и релятивизмом быть не может. Стремление вести право по бинарной формуле или / или вернет нас к классической рациональности, что с приходом субъективно-объективной вины (и / и) может лишить нас многомерности права. Усложняет изучение вины ее презумпция в деликтном праве, которая освобождает суды от необходимости детального исследования вины при установлении ответственности, поэтому недостаток эмпирических данных о вине порождает ощущение незавершенности и оставляет пространство для дальнейших правовых дискуссий. Цель - рассмотреть вину с позиции подходов, сформировавшихся в судебной практике, интерпретируя ее как объективно-субъективную категорию. Этот подход, основанный на постклассической теории права, позволяет охарактеризовать вину как словесное описание конкретного действия через закрепленную норму права в тексте решения. При этом анализ ситуации, воспринимаемой правонарушителем и существующей в его сознании, осуществляется через призму вовлеченности субъекта оценки в контекст правонарушения с учетом объективных обстоятельств. В результате установлено, что вина (как и другие элементы) - конструкт, то есть ее понимание возможно только в социальных отношениях, а не через зеркало природы (по Р. Рорти), основное назначение которого суды не видят в качестве условия деликтной ответственности.

Издание: ВЕСТНИК КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Выпуск: Т. 9 № 1 (33 (2025)
Автор(ы): Севостьянова Ангелина Алексеевна
Сохранить в закладках