Введение. В последние годы отмечается увеличение уровня эмоциональной напряженности и социальной тревожности среди студенческой молодежи, в том числе в Российской Федерации, что обусловливает необходимость изучения механизмов восприятия угроз и формирования субъективных представлений о личной безопасности в студенческой среде. Цель. Исследование направлено на раскрытие содержания и установление факторов субъективно воспринимаемой личной безопасности студентов российских вузов. Методология, методы и методики. Эмпирическую базу исследования составили собранные в рамках смешанной методологии последовательного типа (qual-QUANT) качественные (12 интервью, целевой отбор) и количественные (n = 415, квотный отбор) данные на выборке студентов трех российских вузов. Результаты. В большей степени студенты опасаются прямых угроз жизни и физическому здоровью, затем - угроз ментальному благополучию, и меньше всего их волнуют отложенные угрозы, связанные с воздействием внешнесредовых (экологических) факторов риска на здоровье. Подтверждено наличие гендерного разрыва в субъективном восприятии угроз жизни и здоровью. Для изучаемой группы характерен высокий уровень субъективно оцениваемой защищенности от внешних угроз, восприятие своей жизни как стабильной и предсказуемой. Кластерный анализ позволил выделить три группы студентов по критерию субъективной личной безопасности: ощущающие себя в безопасности (39 %); ощущающие себя в небезопасности (16 %); ощущающие себя в неопределенном состоянии (45 %). Обнаружено, что студенческая молодежь воспринимает непредсказуемые и слабо контролируемые события наиболее угрожающими их жизни и здоровью, но ответственность за обеспечение безопасности возлагает чаще на себя, а не на социальные институты и государство. Научная новизна. Исследование ставит под сомнение тезис о доминировании алармистских настроений среди российской молодежи и интенсивном распространении страхов за собственную безопасность. Теоретическая концептуализация субъективного восприятия безопасности расширяет подходы и формирует основу для дальнейших исследований. Практическая значимость. Исследование предоставляет данные для совершенствования программ в сфере здоровья и адаптации уязвимых групп к рискогенной среде.
Введение. Психическое здоровье является одним из основных факторов, определяющих качество жизни, благополучие, социальное и профессиональное удовлетворение. Исследования показывают, что выгорание влияет не только на академическую успеваемость, но и на общую жизнь и будущую карьеру учащихся старшей школы. Цель. В исследовании изучались уровень выгорания среди старших подростков в Марокко и вызывающие его причины с использованием опросника Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS). Методология и методы исследования. Опросник Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS) был переведен на арабский язык с сохранением культурной релевантности. В исследовании использован критерий сферичности Бартлета, исследовательский факторный анализ (EFA) и подтверждающий факторный анализ (CFA). В исследовании приняли добровольное участие 1116 учащихся государственных средних школ из региона Кенитра (Марокко) со средним возрастом 17,15 года (SD = 1,328), из них 59,1 % девочек. Результаты показывают, что 47 % марокканских студентов проявляют академические эмоции, а студенты мужского пола могут развивать более циничные и неадекватные своим академическим способностям взгляды. Студенты третьего курса испытывают более высокий уровень эмоционального истощения по сравнению со студентами первого курса, в то время как студенты второго курса демонстрируют более низкий показатель (p < 0,001). Студенты с низким доходом семьи и из городских районов более подвержены академическому выгоранию. Студенты, изучающие технические дисциплины, показали более высокие результаты по эмоциональному истощению и цинизму (13 % - юноши, 20 % - девушки), чем студенты, изучающие литературу (5 % и 13 % соответственно). Научная новизна заключается в использовании MI-SS. Текущее исследование усиливает влияние сопутствующих факторов, таких как пол, уровень образования, доход семьи, заболевание и путь обучения, на компоненты выгорания в Марокко. Практическая значимость. Лица, принимающие решения в сфере образования в Марокко, могут использовать связь между социально-демографическими факторами и выгоранием в школе для снижения выгорания среди студентов, что приведет к улучшению успеваемости.
Введение. Проблематика психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности является одним из наиболее актуальных направлений исследований в условиях трансформации геополитических процессов в современном обществе. Цель статьи заключается в разработке структуры психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности на ступени высшего образования и определении приоритетных направлений ее формирования на основе анализа личностного потенциала студентов, обучающихся на образовательных программах по направлению «Государственное и муниципальное управление». Методология, методы и методики. Структура психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности была разработана на основе сопоставления требований к результатам ФГОС высшего образования по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» с ключевыми положениями концепции личностного потенциала Д. А. Леонтьева и полисистемного подхода субъектной самореализации С. И. Кудинова. Эмпирическое исследование было проведено на базе трех филиалов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ посредством применения диагностической методики «Тест суждений самореализации личности» С. И. Кудинова. В опросе принимали участие 211 студентов 1 и 4 курсов. Результаты и научная новизна. Разработанная структура психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности обеспечивает методологический каркас для диагностики ресурсов и рисков формирования психологической готовности на ступени получения высшего образования. Среди ресурсных на 1 курсе установлены ценностно-целевой, динамический и эмоциональный компоненты (27,3-40,9 % ответов в сегменте высоких значений). На 4 курсе - прогностический, когнитивный, организационный и ценностно-целевой компоненты (22,2-33,3 % ответов в сегменте высоких значений). Среди рисков для всех участников исследования выявлены эгоцентрическая мотивация и наличие личностных барьеров (до 21 % ответов с высокими значениями по каждой шкале). Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть применены при проектировании психологических условий подготовки будущих госслужащих на ступени высшего образования, в том числе посредством персональной маршрутизации психологического сопровождения профессионально-личностного развития.
Одним из направлений работы с одаренными детьми в системе образования Российской Федерации является олимпиадно-конкурсное движение, которое сопровождается напряженным процессом подготовки, имеет специфику сопровождения. На каждом этапе одаренные дети сталкиваются с рядом трудностей, которые важно предотвращатьЦель - выявить трудности одаренных школьников - участников олимпиад и конкурсов в эмоциональной сфере и в содержательной подготовке к участию. Методология, методы и методики. В основе исследования лежит рефлексивно-компенсаторный подход. В качестве методов были использованы Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (авторы Н. А. Курганский, Т. А. Немчин), Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» (автор Ю. А. Баранов), онлайн-опрос с использованием интернет-cервиса Yandex Forms. Выборка исследования: обучающиеся школ г. Костромы и Костромской области; воспитанники Центра выявления и поддержки одаренных детей Санкт-Петербурга «Академия таланта»; одаренные школьники - участники олимпиад РФ. Результаты. Полученные данные показали высокий уровень заинтересованности школьников в участии в олимпиадах и конкурсах. Опрос выявил значимый уровень эмоционального напряжения, тревожности и самокритичности большинства участников олимпиад и конкурсов. Помимо напряженного эмоционального фона отмечаются сложности в процессе содержательной подготовки к олимпиаде: недостаточное внимание специалистов из-за профессиональной загруженности, дефицит времени школьников, ситуативность подготовки без отсутствия системности и глубины. Научная новизна заключается в выявлении позитивных и негативных эмоциональных переживаний и трудностей формирования когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов готовности одаренных школьников к участию в олимпиадах и конкурсах. Практическая значимость. Выявленные сложности легли в основу разработки и реализации авторской системы подготовки школьников для участия в интеллектуальных соревнованиях.
Стремительное развитие цифровых технологий трансформирует образовательную среду, создавая новые вызовы для коммуникации между участниками образовательного процесса. Онлайн-коммьюнити университетов становятся центральными площадками для академического взаимодействия, где сетевая коммуникативная культура и цифровой этикет играют определяющую роль в эффективности обучения и профессионального развития студентов. Цель - анализ влияния сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета на эффективность обучения и профессиональное развитие студентов. Методология, методы и методики. Использованы материалы базы данных Web of Science за период 1975-2025 гг. На основе критериев включения были отобраны и проанализированы 5 ключевых исследований, авторы которых аффилированы с университетами США, Тайваня, Швеции, Испании и Новой Зеландии. Результаты. Показана эволюция от базовых принципов сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета до сложной мультимодальной коммуникации с использованием инструментов искусственного интеллекта. Исследование демонстрирует, что эффективная онлайн-коммуникация существенно влияет на образовательные результаты через три ключевых механизма: 1) структурированные рамки цифрового взаимодействия, 2) сбалансированную интеграцию традиционных и инновационных форм коммуникации, 3) развитие профессиональных цифровых компетенций. Научная новизна. Результаты исследования подтверждают значимость сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета как ключевого фактора, определяющего качество образовательного процесса в условиях онлайн-коммьюнити и траекторию профессионального становления студентов в цифровую эпоху. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при составлении регламентирующих документов цифрового взаимодействия для академических онлайн-сообществ вуза.
Мультимодальная учебная аналитика (MMLA) - новое направление исследований в образовании, интерес к которому растет во всем мире. Актуальность такой аналитики заключается в возможности более комплексного и точного понимания процессов обучения за счет интеграции различных типов данных, таких как цифровые, физические, физиологические, психологические, психометрические и экологические (данные окружающей среды). Цель - выйти за рамки описательного анализа текущих практик и перейти к структурному пониманию сущностей и взаимосвязей, формирующих исследовательское поле; уточнить границы MMLA как научного направления с целью выявления скрытых областей потенциального применения. Особое внимание уделяется коллаборативной аналитике, перспективному направлению изучения данных о совместной деятельности. Методология, методы и методики. В качестве основного метода применяется библиометрический анализ. Для онтологического осмысления поля использован метод веерных матриц. Результаты и научная новизна. Анализ полученных библиометрических данных позволил проследить основные вехи развития мультимодальной учебной аналитики с момента ее появления до настоящего времени. Определены основные исследовательские группы, содержание их исследований и используемые источники данных. Выделены основные исследовательские темы и проанализирована их динамика. Обнаружен сдвиг исследовательского интереса: от анализа индивидуальных траекторий к анализу групповой динамики в контексте совместного обучения. Изучены возможности применения MMLA для анализа коллективных форм учебной деятельности, таких как совместное решение задач, групповая работа или проектное обучение. Онтологическое осмысление поля MMLA позволило выделить существующие пространства и подходы и предположить те, которые могут появиться в будущем. Практическая значимость. Результаты могут быть использованы для проектирования учебных сред, в том числе ориентированных на формирование навыков коммуникации, сотрудничества и работы в команде, а также междисциплинарных контекстах.
Пересмотр существующих таксономий учебных целей обусловлен увеличением объема информации, ее обновлением и необходимостью гибко использовать ее в учебной и профессиональной деятельности. Целью исследования является дополнение таксономии учебных целей, которое предполагает их интеграцию в соответствии с современными требованиями к результатам обучения: ориентации человека на непрерывное личностное и профессиональное развитие, владению навыками межличностного общения и взаимодействия с цифровой средой и искусственным интеллектом. Методология, методы и методики. Исследование опирается на ключевые методологические принципы: междисциплинарность, соответствие, антропологизм, личностно-ориентированный подход, а также на идеи Л. С. Выготского (культурно-историческая концепция) и С. Л. Рубинштейна (единство сознания и деятельности). Основными инструментами стали анализ научной литературы и теоретическое моделирование. Результаты и научная новизна. Классическая таксономия учебных целей Б. Блума была дополнена категориями «представление» и «отношение» и в итоговом варианте содержит восемь уровней: представление, знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, отношение. Категория «представление» является промежуточной между элементарными познавательными процессам и высшими психологическими функциями и может быть развернуто в знание при необходимой доработке, которую функционально обеспечивает механизм антиципации. Категория «отношение» является интегральной: сочетание ее компонентов обеспечивает развитие метакогнитивных навыков обучающегося, включение этических аспектов в процесс получения и применения знаний и умений. Практическая значимость. Дополненная таксономия учебных целей может послужить основанием для корректировки образовательных результатов учебных программ, разработке методических материалов и конкретных заданий в области профессионального образования.
Введение. Статья посвящена исследованию психического здоровья студентов колледжа в условиях распространения скулшутинга.
Постановка задачи. Цель исследования заключается в обосновании тезиса о том, что психолого-педагогическое сопровождение студентов в образовательном процессе положительно отражается на их психологическом состоянии.
Методика и методология исследования. Методологическую основу исследования составляют тест СМОЛ, Опросник жизненного стиля, методика САН, статистические методы обработки полученных данных.
Результаты. В связи с участившимися случаями скулшутинга, происходившими в 2021 г., возникла острая необходимость психолого-педагогического сопровождения участников образовательной среды, в частности студентов. Полное отсутствие информирования и психологического сопровождения студентов привело к нестабильной тревожной психологической атмосфере в стенах учебных заведений. В исследовании со студентами контрольной и экспериментальной групп был проведен констатирующий эксперимент по диагностике степени психического здоровья. Впоследствии с экспериментальной группой проведена программа психокоррекционной и развивающей поддержки субъектов образовательного процесса. Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей поддержки субъектов проверена проведением формирующего эксперимента путем повторной диагностики контрольной и экспериментальной групп.
Выводы. Автором сделаны соответствующие выводы о том, что в условиях отсутствия целенаправленной психокоррекционной и развивающей работы с субъектами образования у учащихся не будет существенных позитивных изменений в состоянии их психического здоровья.
Введение. Актуальность исследования состоит в том, что недостаточно изучено предположение, что эмоции и нравственность являются базовыми психологическими потребностями. Мы сообщаем об эмпирическом доказательстве на предмет того, следует ли считать эмоции и нравственность необходимостью.
Постановка проблемы. Зависимость возникновения или невозникновения эмоции от количества информации, которой располагает субъект для удовлетворения какой-либо потребности. Отрицательные эмоции возникают, когда субъект располагает недостаточным количеством информации, а положительные – когда информация оказывается в избытке. Научение нравственности через переживание (как в личностном, так и в социальном плане не менее, а быть может, и более важно, чем накопление информации).
Методика и методология исследования. В нашем исследовании мы применили новаторский метод в динамике, социально-эмоциональное обучение самонаблюдения в форме ведения эмоциональных и структурированных дневников, основанные на регистрации показателей эмоциональных состояний. В качестве показателей, отражающих величину потребности ее удовлетворения, – различные виды деятельности и частоты проявления эмоций, их взаимодействия с нравственностью.
Результаты исследования. Наши результаты показывают, что чувство нравственности может помочь студенту определить моменты, когда жизнь складывается хорошо. Кроме того, она предполагает, что нравственность может быть фундаментальной психологической потребностью и требует дальнейшего изучения.
Выводы. В процессе усвоения личностью нравственности меняются эмоции, иерархия жизненных ценностей, начиная от достойного любому возрасту понятия любви и заканчивая смыслом жизни как высшей духовной ценностью, данной человеку. Нам удалось проследить динамику нравственных качеств среди учащихся подростков и студентов.
Введение. Актуальность исследовательской проблемы состоит в том, что в психологической науке некоторые теоретики, занимающиеся изучением эмоций, считают, что состояния эмоционального переживания неизменны. Поскольку принципы неизменности и постоянства эмоциональных переживаний имеют большое значение для понимания сознания, важной разновидностью которого у человека являются эмоции, так как именно они влияют на его перцептивные и когнитивные процессы и поведение.
Постановка задача. Существуют особые классы эмоциональных явлений, такие как настроение, чувства, которые проявляются общим фоном происходящих событий и сохраняются по их завершении. Именно такие фоновые переживания – основа исследовавших в работе эмоциональных оценок. Нравственно-эстетические переживания, связанные с искусством, познанием человека через искусство, обеспечивают его развитие как субъекта нравственных отношений к другим людям и самому себе, способствуют изменениям его нравственного опыта и личностных (в том числе эмоциональных) особенностей.
Методика и методология исследования основаны на изучении философской, социологической, психологической и педагогической научно-методической литературы, что дало возможность разработать концепцию психологических основ.
Результаты. Наше исследование носит обучающий характер управления эмоциями и чувствами. Представлено в динамике развитие результатов нашего исследования эмоциональных состояний личности, ее переживаний по авторским методикам в форме ведения эмоционального дневника с 1997 г., способствующего саморазвитию личности как компонента личностной зрелости.
Выводы. Практическая ценность исследования в рамках общей психологии заключается не только в том, что определены основные направления оптимизации процесса эмоционально-нравственного развития личности, обоснованы рекомендации по совершенствованию специализации людей, работающих с детьми, повышению их профессионального мастерства, но и в разработке программы психологического изучения ЭНРЛ, диагностики специфических и неспецифических эмоциональных явлений, что обеспечивает своевременную коррекцию процесса ЭНРЛ. Полученные данные могут учитываться в школах и вузах в процессе прогнозирования моральной атмосферы среди подростков и студентов, а также в моральной атмосфере общества.
Введение. Необходимой основой для разработки адекватной стратегии развития российского образования является понимание глубины и масштабов происходящих процессов развертывания содержательного общественного дискурса относительно настоящего и будущего высшей школы. Российская высшая школа может перейти от парадигмы трансляционного образования к парадигме деятельностного образования на основе двух технологических пакетов высшего образования (деятельностные и социально-коммуникативные). Именно парадигма гуманитарного развития человека будет обеспечивать конкурентные преимущества развитых стран и регионов.
Постановка задачи. В качестве стратегически важной выделена задача формирования предпосылок когнитивного общества, что означает повышение интеллектуального потенциала общества, увеличение интеллектуальной активности и связанности общества. При переходе к цифровой революции важно формирование цифровой грамотности, умение учиться в течение всей жизни и готовности к включению в сетевые форматы интеллектуального действия. Методика и методология исследования строятся на ключевых моментах гуманизации и суверенизации российского образования, которое закономерно отказалось от Болонской системы.
Результаты. Наше исследование показало, что формирование новых когнитивных институтов тормозится низким уровнем информационной и социальной связанности интеллектуалов и слабым руководством в сфере производства знаний. Мотивированность молодежи к качественному высшему образованию, высокой общей и профессиональной компетентности возникнет, если общество во всех его проявлениях (труд, досуг, политика) станет более «умным», интеллектуализованным.
Выводы. Происходящие в настоящие время изменения в сфере высшего образования осмысливаются как многогранный кризис, включающий разрыв между потребностями рынка труда и получаемыми в высшей школе профессиональными квалификациями, падением престижа преподавательского труда, необходимостью изменения парадигмы образования и ряда других проявлений в разрушении антропологической рамки-идеала человека, определяющего смысл, цели образования. Идеал человека знающего перестал быть притягательным, утратил силу императив «учить всех всему», характерный для Просвещения, пошатнулось убеждение в возвышающей силе образования, знания и образованность стали утилитарной ценностью, одним из товаров, предлагаемых потребителю цивилизацией. Образование перестало выполнять функции социального лифта. В этой ситуации будущее социальных и культурных институтов является неопределенным.
Введение. В статье рассматривается современное значение иерархической системы потребностей А. Маслоу.
Постановка задачи. Показано, что иерархия подчиняется тем же законам, по которым существуют все сложные иерархии. В частности, в этой системе возможно развитие инверсий, при которых низший иерархический уровень способен приобретать главенствующее значение.
Методика и методология исследования. В исследовании применялся известный тест «Пирамида Маслоу». К проекту были привлечены студенты Сибирского государственного университета путей сообщения и Новосибирского государственного университета. Всего в исследовании участвовали 591 человек.
Результаты. В структуре потребностей и мотивов не выявлено сколько-нибудь значимых различий у респондентов мужского и женского пола. Обнаружено, что социальные потребности показывают достоверно более низкую актуальность, чем потребности в безопасности, самоутверждении или самоактуализации.
Выводы. Применение концепции А. Маслоу для управления мотивацией требует проведения полевых исследований, в которых выявлялась бы актуальность каждого класса потребностей именно в этом контингенте испытуемых.