Спорт в современном обществе занимает важное место, выступая не только как средство физического развития, но и как фактор формирования личности, способствующий социализации и воспитанию молодежи. В условиях растущей конкуренции на международной арене спортивные достижения становятся важным показателем уровня подготовки спортсменов, а также эффективности образовательных и воспитательных систем. В этом контексте особое внимание следует уделить подготовке спортсменов в ведомственных образовательных организациях, которые имеют свои специфические особенности и задачи. Объектом исследования в представленной статье выступает тренировочный процесс в работе с курсантами, предметом - широкая совокупность его воспитательных аспектов. В статье рассматривается организация тренировочного процесса в ведомственных образовательных организациях России в контексте воспитания курсантов-спортсменов сборных команд. Авторами статьи проведен анализ роли и места воспитания в процессе подготовки спортсменов сборных команд ведомственных образовательных организаций, на примере Владимирского юридического института ФСИН России, с применением метода анкетирования. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении тренировочного процесса курсантов-спортсменов ведомственных образовательных организаций с позиции воспитания в спортивной среде, которое включает в себя не только физическую подготовку, но и моральное, нравственное, а также психологическое развитие. Потенциальная новизна работы имеет методический характер Воспитание является важнейшим фактором, который влияет на успехи спортсменов как в спорте, так и в жизни. Оно формирует не только физические, но и моральные качества, необходимые для достижения высоких результатов. Таким образом, дальнейшее развитие системы подготовки спортсменов в ведомственных образовательных организациях должно основываться на принципах комплексного подхода, который объединяет спортивную подготовку и воспитание, способствуя формированию гармоничной и успешной личности.
В статье с разных точек зрения рассматривается проблема неприятия художественной литературы в современном обществе. Вместе с изложением причин литературной неграмотности авторы предлагают проведение реальной экскурсии на улицах города как средства побуждения интереса к художественному слову у младшего поколения. Сам город и его литературная составляющая выступают как культурологическое доказательство существования иных эпох, иных людей, но общих вневременных проблем. Для подтверждения тезиса в статье приводится фрагмент реальной экскурсии по улицам Нижнего Новгорода.
Рассматриваются средства массовой информации в современной действительности как важнейшие агенты социализации, механизмы эффективности их влияния на детей, особенности работы школьного социального педагога с подростками с использованием различных средств массовой информации, конкретные эффективные формы такой социальнопедагогической деятельности.
Спортивная педагогика воспитания представлена в категориях импровизации и реализации на практике компенсаторного общения. Последнее представлено в виде определенной структуры гармонизации творческой личности. Особое внимание уделено результатам опроса ППС ряда вузов Южного Урала относительно воспитательных действий в вузе физкультурно-спортивного профиля.
Представлены результаты изучения сформированности духовно-нравственных качеств спортсменов 12- 18 лет на этапе спортивной специализации в смешанном боевом единоборстве (СБЕ/ММА). В настоящее время у значительной части спортсменов в возрасте 12-18 лет на этапе спортивной специализации в СБЕ (ММА), занимающихся в специализированных спортивных школах, выявлен недостаточный уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности. Необходимо научное обоснование и разработка программы воспитания и развития духовно-нравственных качеств личности и алгоритма ее реализации в системе подготовки СБЕ (ММА). При этом, содержание духовно-нравственного развития и воспитания должно опираться на базовые национальные ценности.
Опираясь на концептуальные разработки ведущих отечественных ученых, в том числе на результаты исследований российских вузов автор анализирует переход политической социализации молодежи в высшей школе от традиционного институционального подхода к сетевому. Этот переход обусловлен процессами глобализации и развития информационных технологий. Делается вывод о необ- ходимости расширения пула основных акторов, участвующих в процессе политической социализации, а также о важности выстраивания новых каналов коммуникации и совершенствовании языка общения со студенческой молодежью для эффективного доведения до нее наиболее значимой общественно-полтической информации.
В статье анализируются проблемы воспитания патриотизма детей в условиях трансформационных процессов в российском обществе. Актуальность данной темы обусловлена тем обстоятельством, что патриотическое воспитание представителей подрастающего поколения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей выступает в настоящее время в качестве одного из национальных приоритетов государственной политики Российской Федерации. Автор подчеркивает, что целью воспитательной деятельности в данной сфере является формирование у детей патриотического сознания, гражданской ответственности, любви и уважения к Родине на основе единых ценностных ориентиров, а также гордости за собственную страну, ее историю и культуру, достижения в экономике, науке. Отмечается, что процесс патриотического воспитания детей сопровождается рядом трудностей, обусловленных факторами объективного характера. К числу основных проблем в системе воспитания патриотизма детей отнесены отсутствие единой управленческой вертикали в организации патриотического воспитания, недостаточный уровень координации соответствующей деятельности, формализованный характер значительной части воспитательных патриотических мероприятий, дефицит кадров для различных патриотических центров и объединений, отсутствие единой, системной и современной методической базы для патриотического воспитания детей, нехватка материально-технических и финансовых ресурсов и т. д. В соответствии с итоговым выводом, сделанным автором, система воспитания патриотизма детей в условиях трансформирующегося российского общества представляет собой многокомпонентную и динамично развивающуюся сферу, эффективное функционирование которой требует скоординированной работы всех субъектов воспитательного процесса.
Актуальность данной статьи заключается в том, что авторы статьи пытаются привлечь внимание российского общества к тому факту, что низкий уровень физического и психического здоровья российской молодёжи, несформированность у нее научного мировоззрения и «разорванное», клиповое сознание у наших школьников и студентов – всё это результат многолетней разрушительной деятельности российских чиновников-либералов от образования из Минпросвещения РФ, Минобрнауки России и ФАНО (Федеральное агентство научных исследований), а также Института образования ВШЭ (гор. Москва). В основе политики российских чиновников-либералов в образовательной сфере «двоемыслие», практика полумер и полутонов, заложенные в паспорта нацпроектов «образование» и «наука», где имеет место противоречие между воспитанием на традициях и образованием с ориентацией на чужие критерии (лживый количественный и рейтинговый подход). Выход из этой тупиковой ситуации с отечественным образованием есть, и это – смена прозападной либерально-демократической элиты в социальной сфере на те элиты, которые имеют внутренние установки на суверенное развитие русской нации и, конечно, это «ренессанс семейных ценностей», повышение уровня жизни населения страны, дебюрократизация школы, возврат отечественного образования к традиции в гуманитарной сфере, реализация семейно-демографической политики РФ под девизом «Россия – страна семей», и отказ на государственном уровне от идеологии либерализма.
В статье анализируется воспитательный потенциал массового спорта и проблемы его реализации в среде современной российской молодежи. Актуальность данной темы обусловлена тем обстоятельством, что молодежь выступает в качестве становящегося субъекта социальных отношений, а формирование ее ценностных установок и ориентаций может происходить под воздействием спортивной деятельности и различных ее составляющих. В статье отмечается, что именно воспитание посредством спорта позволяет сформировать у молодых людей те качества, которые необходимы для успешной интеграции в общество, взаимодействия с его членами, усвоения социально значимых ценностей и приобретения социального опыта. Авторы подчеркивают, что массовый спорт обладает значительным воспитательным потенциалом, который включает совокупность ряда факторов и условий, способствующих формированию и развитию личности посредством регулярных спортивных занятий. В соответствии с выводом, сделанным авторами статьи, воспитательный потенциал массового спорта и степень эффективности его реализации зависит от ряда факторов, к числу которых относятся материально-технические условия организации массовой спортивной деятельности, степень доступности для различных групп молодежи спортивных объектов и сооружений, однако ключевую роль в процессе осуществления воспитательной работы играют педагогические кадры, от степени подготовленности и уровня профессионализма которых зависят конкретные результаты спортивного воспитания.
Фундаментальное влияние эпохи Возрождения на мировую культуру определяется, в первую очередь, возвышением человека, апологией его естественной природы и обоснованием его суверенитета. Гуманистический индивидуализм (ренессанс) и индивидуализм религиозный (реформация) в качестве оппонентов религиозной идеологии были союзниками в отстаивании прав человека, что не помешало их противостоянию в дальнейшем. М. Монтень не вписывался всецело в образ возрожденческого мыслителя, отличаясь сдержанным скепсисом относительно возможностей человека, отбрасывая искусственно возвышающие его «ходули». Его внимание было направлено на изучение жизни людей, отличающихся величием души, стойкостью духа, умением в сложных жизненных ситуациях сохранять «достойный образ жизни» или «духовный аристократизм». Это понятие ограничивает круг людей не социальными признаками, а качественно - умением сохранять личностный суверенитет в качестве основной предпосылки достойного образа жизни, как в уединении, так и в процессе активной деятельности. Жизнь деятельная и жизнь уединенная у М. Монтеня одинаково подлинны и связаны между собой как причина и следствие. Достойный образ жизни предполагает в качестве условий самопознание и самодиагностику, опору на здравый смысл, воспитание и образование. Самопознание позволяет человеку разобраться в себе самом, установить соразмерность между своими притязаниями и возможностями. Здравый смысл заключается в искусстве учитывать обстоятельства и обходить препятствия. Синхронность образования и воспитания ориентирована не на заучивание энциклопедического знания, а на овладение наукой размышления с целью формирования разносторонней личности.
Статья посвящена раскрытию понятия профессионального воспитания в эпоху цифровизации, значению медиаплатформ и социальных сетей в подготовке студентов к успешной профессиональной деятельности. Профессиональное воспитание является основой образовательного процесса, играющего важную роль в развитии общества. Это касается не только профессиональных компетенций студентов, но и их личностных качеств, необходимых для устойчивого развития в условиях современной экономики и социальной среды. Понятие профессиональное воспитание касается отдельных личностей и имеет значительные последствия как на уровне страны, так и в мировом сообществе. Основными аспектами социальной пользы профессионального воспитания является его вклад в развитие экономики, социальная стабильность, снижение социальных ограничений, возможность каждому человеку добиться успехов в профессиональной деятельности, формирование гражданской ответственности и социальной солидарности. Таким образом профессиональное воспитание способствует появлению специалистов, которые могут адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда, вызванными новыми технологиями, инновациями и автоматизацией. Страны, которые уделяют внимание профессиональному воспитанию, имеют более высокие темпы конкурентоспособности на мировой арене и обеспечивают стабильное экономическое развитие. Профессиональное воспитание помогает формировать социальные нормы и ценности, адаптироваться к вызовам цифровой эпохи. Инновации способствуют культурному и экономическому росту, а профессиональное воспитание помогает развивать эти качества у студентов. В статье рассматривается объективность заинтересованности педагогов и студентов к медиаплатформам и социальным сетям, как к новым формам профессионального воспитания, обучения и расширения образовательного пространства. Освещается объективная закономерность и интерес исследователей к изучению данной темы. Материалы и методы исследования. Основу исследования составляют отечественная и зарубежная, научно-исследовательская, философская и педагогическая литература, нормативно-правовые акты, законы и постановления Российской Федерации в сфере образования и воспитания молодёжи. При изучении источников и материалов по данной тематике использовались методы теоретического анализа. Был проведён анализ понятийно-теоретического аппарата, сравнение, обобщение, синтез, выборочные опросы. Изучен и обобщён опыт работ по профессиональному воспитанию в системе высшего образования. Сделан обзор опубликованных научных работ и статей по теме профессионального воспитания с использованием медиаплатформ с целью анализа существующих подходов, выявления основных тенденций и определения перспектив дальнейших исследований. Результаты. В результате исследования рассмотрены основополагающие философские идеи воспитания. Изучен аспект формирования понятий «воспитание» и «профессиональное воспитание», даны определения этих терминов и их взаимосвязь в гражданском и нравственном формировании личности. Отражена роль профессионального воспитания в подготовке студентов, как будущих специалистов. Выделена роль социальных медиа в контексте образовательного процесса. Изучен и проанализирован опыт исследователей социальных медиа в профессиональном воспитании и образовательном процессе, составлен рейтинг этих понятий. Заключение. Проведенный анализ и выводы исследования в сфере профессионального воспитания могут быть использованы в педагогической и научной деятельности по рассматриваемой проблеме. Выведены общие и отличительные особенности понятий «воспитание» и «профессиональное воспитание». Показана актуальность профессионального воспитания через цифровые платформы. Доказана перспективность исследований по данной тематике и социальная польза профессионального воспитания с помощью социальных сетей и медиаплатформ в рамках страны и всего мирового сообщества.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с ключевыми проблемами воспитания и образования в первые послеоктябрьские десятилетия становления советской системы образования, среди которых особое место занимала проблема детской беспризорности и методы борьбы с ней. Раскрывается значение основных направлений и форм работы по борьбе с безнадзорностью, использование которых инициировала Н. К. Крупская.