НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ КАК СПЕЦИФИЧЕСКОГО СЕРВИСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ (2025)

Одной из тенденций развития современной экономики является повышение уровня ее креативности. Движущей силой этой тенденции являются виды экономической деятельности, преимущественно связанные со сферой услуг, получившие собирательное наименование «креативные индустрии». Целью исследования является изучение креативных индустрий в контексте государственного регулирования экономики. Исследование проведено на материалах российской экономики. Использованы следующие методы исследования: структурно-функциональный, ретроспективный, сравнительный и институциональный экономический анализ; исследование базируется на идеях сервисизации и креативизации экономической деятельности, которые рассматриваются комплексно. В статье обоснована необходимость регулирования креативных индустрий, что определяется их заметным влиянием на экономическое и культурное развитие общества. Они не только укрепляют национальную идентичность, способствуют международному культурному обмену, но также создают инновационные продукты, диверсифицируют структуру экономики, через сервисизацию повышают уровень благосостояния населения и запускают экономический рост. Регулирование в этой области должно фокусироваться на создании комфортной среды для бизнеса, защите интеллектуальной собственности и развитии кадрового потенциала. При этом необходимо удерживать баланс между государственным администрированием и гибкостью, избегая избыточной бюрократии, что будет поддерживать творческий дух.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 2 (188) (2025)
Автор(ы): УШКОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
Формирование концепции Публичного искусства в Европе конца XIX – начала XX века и её влияние на мировое развитие культурно-градостроительных практик (2025)

Темой настоящего исследования является публичное искусство в Европе на рубеже XIX-XX веков. Работа представляет собой критическое переосмысление устоявшегося взгляда, согласно которому публичное искусство рассматривается исключительно как продукт американского теоретического дискурса. Автор детально анализирует процессы формирования концептуальных оснований европейского публичного искусства, а также специфику их практического воплощения в общественных пространствах. Полученные результаты свидетельствуют о том, что период с конца XIX века до начала Первой мировой войны стал ключевым этапом становления публичного искусства как института - этапом, характеризующимся развитием художественных практик, оформлением организационных структур и установлением международных связей. Именно в этот период была заложена концептуальная основа публичного искусства, ориентированная на определение, защиту и распространение «общественных интересов в искусстве». При этом характерной чертой типичных практик служили акцент на социальной эстетической ответственности и учёт локального контекста. Впоследствии различные интерпретации понятия «общественный интерес» со стороны политических элит, художественных институций, социальных акторов и широкой общественности привели к значительной диверсификации как практик публичного искусства, так и самого понимания общественности. В статье, на основе комплексного анализа теоретических и эмпирических материалов, исследуется происхождение термина «паблик-арт», а также представляется исторический обзор его международного распространения, развития соответствующих художественных форм и сопряжённых с ними социальных практик. Результаты проведенного исследования показывают: анализ исторических документов, относящихся к моменту возникновения термина “паблик-арт”, выявил, что паблик-арт в Европе конца XIX - начала XX веков оказал руководящее влияние на практику паблик-арта по всему миру и на международные отношения, и даже есть основания полагать, что концепция “паблик-арт” как широко принятого понятия зародилась именно в тот период. Новизна исследования заключается в том, что ранее ученые, изучая тему “паблик-арта”, часто опирались на американские теории или на концепции паблик-арта времен новой политики Рузвельта, упуская из виду влияние Европы на развитие “паблик-арта”. Автор предлагает и подчеркивает важность вклада Европы в развитие, практику и влияние концепции “паблик-арт”.

Издание: КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Ван Сюйгуан
Сохранить в закладках
Социальная защита молодых семей как фактор доверия к государству: социологический взгляд (2024)

Основой современного российского общества, обязательным условием стабильности и благополучия государства является институт семьи. В статье на базе данных социологического исследования в новационном плане анализируется влияние государственной социальной политики на институциональное доверие молодых семейных россиян. Эти результаты показали, что формирование доверия молодежи к государству и социальное самочувствие молодых семей нуждаются в более значительных системных и комплексных государственных мерах поддержки. Авторы обоснованно приходят к выводу о необходимости пересмотра в отношении к данной социальной категории принципа прямой зависимости «государственная поддержка – доверие молодежи», так как молодые семейные пары имеют свою отличную матрицу ценностей и отношений в триаде «я – семья – государство». Эти факторы диктуют необходимость корректировки пакета мер социальной защиты (поддержки) семей с учетом их реальных запросов: усиление экономического компонента (снижение бюрократических барьеров, налоговой нагрузки, поддержка предприятий и фирм малого и среднего предпринимательства, руководителями которых, как правило, являются представители молодых семейных пар); организация сети центров специализированной психологической помощи беременным и их мужьям, затем психолого-педагогического сопровождения родителей; таргетирование информационной государственной политики (с упором на родительский канал), в том числе через программы образовательных смен молодежных лагерей (формирование у молодых поколений россиян еще до заключения брака знаний о государственной политике защиты (поддержки) семьи, социального доверия и уверенности в своем благополучии в будущем). Вместе с тем результаты исследования подчеркивают необходимость постоянного социологического анализа эффективности государственной политики и социальной защиты (поддержки) как меры управленческого воздействия на такой мобильный и всегда меняющийся слой гражданского общества, как молодежь и молодые семьи.

Издание: ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 7, №2 (2024)
Автор(ы): Арамян Каринэ Арменовна, КРИВОПУСКОВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ, Каберова Дилия Рафаиловна
Сохранить в закладках
Социальная защита молодых семей как фактор доверия к государству: социологический взгляд (2024)

Основой современного российского общества, обязательным условием стабильности и благополучия государства является институт семьи. В статье на базе данных социологического исследования в новационном плане анализируется влияние государственной социальной политики на институциональное доверие молодых семейных россиян. Эти результаты показали, что формирование доверия молодежи к государству и социальное самочувствие молодых семей нуждаются в более значительных системных и комплексных государственных мерах поддержки. Авторы обоснованно приходят к выводу о необходимости пересмотра в отношении к данной социальной категории принципа прямой зависимости «государственная поддержка – доверие молодежи», так как молодые семейные пары имеют свою отличную матрицу ценностей и отношений в триаде «я – семья – государство». Эти факторы диктуют необходимость корректировки пакета мер социальной защиты (поддержки) семей с учетом их реальных запросов: усиление экономического компонента (снижение бюрократических барьеров, налоговой нагрузки, поддержка предприятий и фирм малого и среднего предпринимательства, руководителями которых, как правило, являются представители молодых семейных пар); организация сети центров специализированной психологической помощи беременным и их мужьям, затем психолого-педагогического сопровождения родителей; таргетирование информационной государственной политики (с упором на родительский канал), в том числе через программы образовательных смен молодежных лагерей (формирование у молодых поколений россиян еще до заключения брака знаний о государственной политике защиты (поддержки) семьи, социального доверия и уверенности в своем благополучии в будущем). Вместе с тем результаты исследования подчеркивают необходимость постоянного социологического анализа эффективности государственной политики и социальной защиты (поддержки) как меры управленческого воздействия на такой мобильный и всегда меняющийся слой гражданского общества, как молодежь и молодые семьи.

Издание: ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 7, №2 (2024)
Автор(ы): Арамян Каринэ Арменовна, КРИВОПУСКОВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ, Каберова Дилия Рафаиловна
Сохранить в закладках
Социальная защита молодых семей как фактор доверия к государству: социологический взгляд (2024)

Основой современного российского общества, обязательным условием стабильности и благополучия государства является институт семьи. В статье на базе данных социологического исследования в новационном плане анализируется влияние государственной социальной политики на институциональное доверие молодых семейных россиян. Эти результаты показали, что формирование доверия молодежи к государству и социальное самочувствие молодых семей нуждаются в более значительных системных и комплексных государственных мерах поддержки. Авторы обоснованно приходят к выводу о необходимости пересмотра в отношении к данной социальной категории принципа прямой зависимости «государственная поддержка – доверие молодежи», так как молодые семейные пары имеют свою отличную матрицу ценностей и отношений в триаде «я – семья – государство». Эти факторы диктуют необходимость корректировки пакета мер социальной защиты (поддержки) семей с учетом их реальных запросов: усиление экономического компонента (снижение бюрократических барьеров, налоговой нагрузки, поддержка предприятий и фирм малого и среднего предпринимательства, руководителями которых, как правило, являются представители молодых семейных пар); организация сети центров специализированной психологической помощи беременным и их мужьям, затем психолого-педагогического сопровождения родителей; таргетирование информационной государственной политики (с упором на родительский канал), в том числе через программы образовательных смен молодежных лагерей (формирование у молодых поколений россиян еще до заключения брака знаний о государственной политике защиты (поддержки) семьи, социального доверия и уверенности в своем благополучии в будущем). Вместе с тем результаты исследования подчеркивают необходимость постоянного социологического анализа эффективности государственной политики и социальной защиты (поддержки) как меры управленческого воздействия на такой мобильный и всегда меняющийся слой гражданского общества, как молодежь и молодые семьи.

Издание: ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 7, №2 (2024)
Автор(ы): Арамян Каринэ Арменовна, КРИВОПУСКОВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ, Каберова Дилия Рафаиловна
Сохранить в закладках
Социальная защита молодых семей как фактор доверия к государству: социологический взгляд (2024)

Основой современного российского общества, обязательным условием стабильности и благополучия государства является институт семьи. В статье на базе данных социологического исследования в новационном плане анализируется влияние государственной социальной политики на институциональное доверие молодых семейных россиян. Эти результаты показали, что формирование доверия молодежи к государству и социальное самочувствие молодых семей нуждаются в более значительных системных и комплексных государственных мерах поддержки. Авторы обоснованно приходят к выводу о необходимости пересмотра в отношении к данной социальной категории принципа прямой зависимости «государственная поддержка – доверие молодежи», так как молодые семейные пары имеют свою отличную матрицу ценностей и отношений в триаде «я – семья – государство». Эти факторы диктуют необходимость корректировки пакета мер социальной защиты (поддержки) семей с учетом их реальных запросов: усиление экономического компонента (снижение бюрократических барьеров, налоговой нагрузки, поддержка предприятий и фирм малого и среднего предпринимательства, руководителями которых, как правило, являются представители молодых семейных пар); организация сети центров специализированной психологической помощи беременным и их мужьям, затем психолого-педагогического сопровождения родителей; таргетирование информационной государственной политики (с упором на родительский канал), в том числе через программы образовательных смен молодежных лагерей (формирование у молодых поколений россиян еще до заключения брака знаний о государственной политике защиты (поддержки) семьи, социального доверия и уверенности в своем благополучии в будущем). Вместе с тем результаты исследования подчеркивают необходимость постоянного социологического анализа эффективности государственной политики и социальной защиты (поддержки) как меры управленческого воздействия на такой мобильный и всегда меняющийся слой гражданского общества, как молодежь и молодые семьи.

Издание: ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 7, №2 (2024)
Автор(ы): Арамян Каринэ Арменовна, КРИВОПУСКОВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ, Каберова Дилия Рафаиловна
Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУВЕРЕННЫХ ФОНДОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ (2025)

В статье представлены результаты исследования развития суверенных фондов в мировой практике. Суверенные фонды получили широкое распространение, создаются многими странами, предполагающими необходимость формирования резервов сырьевого и несырьевого характера. В практике многих стран распространены сырьевые и несырьевые суверенные фонды, каждый из которых имеет свои специфические черты. Целью работы является исследование организационных основ функционирования суверенных фондов в современных условиях и определение возможности имплементации лучших зарубежных практик управления суверенными фондами в условиях российской экономики. Для достижения поставленной цели акцентировано внимание на причинах создания суверенных фондов в российской и мировой практике; выявлены отличительные характеристики действующих фондов, особенности их управления. При этом использовались общенаучные методы: системный, статистический, сравнительный. Сделаны выводы о роли суверенных фондов отдельных стран, включающие представление собой совокупности ресурсов, которые были накоплены государством, необходимые для достижения определенных макроэкономических целей, имеющие некое обособление от бюджетной системы страны, регулируемые специфическими нормативно-правовыми актами, находящиеся под контролем государства, реализующие различные инвестиционные стратегии и направленные на экономический рост в стране.

Издание: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Тюрина Юлия Габдрашитовна
Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ (2024)

Статья посвящена проблеме эффективного развития рынка лизинговых услуг в России в условиях санкционных ограничений и падения платежеспособного спроса предприятий, разработке соответствующих инструментов, способствующих снижению негативного влияния внешних и внутренних факторов различного вида на спрос и предложение лизинговых услуг.

Авторами проанализированы различные инструменты и методические подходы к оценке эффективности функционирования рынка лизинговых услуг в РФ, которые используются на сегодняшний момент.

Установлено, что не все инструменты, применяемые сейчас позволяют эффективно нивелировать негативное влияние ограничительных санкций со стороны зарубежных поставщиков технологического оборудования и других предметов лизингового имущества.

В целях повышения эффективности развития российского рынка лизинговых услуг предложен и обоснован ряд инструментов, которые позволят при их применении в соответствующем сочетании добиться запланированных результатов.

Издание: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Автор(ы): ВАГАНОВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА, КЛЮЧНИКОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ГОЛОВКО МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ (2024)

Статья направлена на решение вопросов в области устойчивого развития предприятий промышленного комплекса, подтверждает необходимость становления комплексного подхода к формированию политики управления предприятиями данной отрасли.

Актуальность данного исследования определяется резкой изменчивостью и снижением прогнозного уровня финансово-экономических показателей промышленного комплекса в целом в связи с высокой зависимостью от санкционного давления и складывающимися внешнеполитическими угрозами в нарушении цепочек поставок и ограниченности рынков сбыта.

Поставлены и выполнены следующие задачи: исследование современных принципов формирования и инструментов поддержки устойчивого развития промышленных предприятий; определение роли и степени влияния корпоративного управления на устойчивое развитие промышленных предприятий; определение интересов государства в сфере промышленного комплекса и нахождение консенсуса в решении государственных задач и ведении бизнеса как основы устойчивого развития.

Полученные результаты позволили сформировать методологическую основы ведения бизнеса с целью обеспечения устойчивого развития предприятий промышленного комплекса, выделить факторы, ведущие к торможению эффективного сотрудничества со стороны государства и частных лиц. Предложенная основа позволит в дальнейшем более рационально подходить к вопросам обеспечения устойчивости развития и позволит избежать фундаментальных проблем с этим связанных.

Как результат: сформированы принципы выстраивания политики управления предприятиями промышленного комплекса со стороны государства и собственника; систематизированы основные вызовы, с которыми сталкиваются предприятия в условиях ограниченного горизонта планирования; обобщен методологический инструментарий, позволяющий эффективно выстроить управленческую политику промышленными предприятиями; проанализирована текущая ситуация на внутреннем рынке и современные методы ведения промышленного бизнеса; проанализирован конфликт интересов государства и частного предпринимательства, подготовлены теоретические основы нивелирования возникающих проблем с целью выстраивания полезного сотрудничества.

Издание: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Автор(ы): АБАКУМОВ РОМАН ГРИГОРЬЕВИЧ, СИМОНОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, АВИЛОВА ИРИНА ПАВЛОВНА
Сохранить в закладках
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖКИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Г. МОСКВЫ (2025)

В статье анализируются конституционно-правовые основы поддержки соотечественников, осуществляемой органами государственной власти Москвы. Описываются ключевые направления государственной политики в отношении российских граждан, проживающих за рубежом, включая правовое обеспечение их прав и интересов, а также меры, принимаемые московскими властями для поддержки русскоязычной диаспоры. Рассматриваются федеральные законы, программы, и деятельность структур Правительства Москвы, таких как Департамент внешнеэкономических и международных связей и Московский дом соотечественника. Основное внимание уделяется мерам поддержки в сферах образования, культуры, социальной помощи, включая взаимодействие с русскоязычными СМИ. Подчеркивается важность этой работы для сохранения российской идентичности и культурных связей с диаспорой, а также эффективности применения правовых механизмов на уровне города Москвы.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Выпуск: №2 (2025)
Автор(ы): Мхиссин София Маджидовна
Сохранить в закладках
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ (2025)

Цель исследования заключается в выявлении закономерностей эволюции государственной политики Российской Федерации в сфере духовно-нравственных ценностей на протяжении постсоветского периода её истории. Актуальность темы обусловлена необходимостью научного осмысления процессов институционализации ценностной политики в условиях глобальной нестабильности и формирования многополярного мира.

Методология исследования основывается на системном и историко-генетическом подходах, позволяющих рассматривать трансформацию ценностной политики как многомерный процесс взаимодействия внутренних и внешних факторов общественного развития.

В результате исследования выделены четыре основных этапа трансформации государственной политики: деидеологизации и ценностного вакуума, национально-государственной консолидации, институционализации ценностной политики, формализации традиционных ценностей. Каждый этап характеризуется специфическими механизмами государственного воздействия на духовно-нравственную сферу общества.

Обсуждение результатов позволяет выявить противоречивый характер ценностной трансформации, проявляющийся в сосуществовании декларативных установок и практических реалий социокультурного развития. Особое внимание автором уделяется анализу современного состояния политики формализации традиционных ценностей как ответа на вызовы цивилизационного противостояния.

Издание: ИСТОРИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ
Выпуск: Номер 2 (2025)
Автор(ы): Капаров Арсений Артурович
Сохранить в закладках
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ ТРУДА (2024)

В данной статье рассмотрена институциональная организации социального развития молодежи на региональном рынке труда Российской Федерации. Автор рассмотрел на основе исторического подхода эволюцию правовой обеспеченности процесса, а также реализацию политики на практическом уровне. В настоящей работе обозначены проблемы, перспективы, динамика рынка труда для молодёжи в регионе. Отмечены местные различия, факторы, повлиявшие на их формирование. Исследовано влияние формальных и неформальных структур на регулирование социального развития молодежи в России, их институциональное взаимодействие было проанализировано.

Издание: МИССИЯ КОНФЕССИЙ
Выпуск: Том 13. Часть 2 (№75) (2024)
Автор(ы): Коржова Д. А.
Сохранить в закладках