Демографическая безопасность является одной из наиболее важных и актуальных тем современного времени. Нейтрализация рисков демографической безопасности является главной целью Российской Федерации в её социо-демографической политике. Сельские территории в контексте урбанизации и глобализации являются наиболее подверженными демографическим рискам территориями. В условиях глобализации, цифровизации и увеличении дисбаланса социо-экономических показателей между городскими и сельскими территориями наиболее важно сосредоточиться на поддержании демографической безопасности сёл. Объектом исследования являются сельские территории Центрального Черноземья. Предметом исследования выступает демографическая безопасность. В исследовании особое внимание уделяется анализу социо-экономического разрыва между городскими и сельскими территориям, рекомендациям по сохранению демографической безопасности сельских территорий, а также нейтрализации рисков демографической безопасности Центрального Черноземья. В качестве теоретико-методологической основы исследования использовался системный подход к изучению демографической безопасности сельских территорий Центрального Черноземья. С помощью применения системного подхода удалось рассмотреть современные проблемы демографической безопасности сельских территорий, выявить проблемы демографической устойчивости сёл, а также найти необходимые пути решения данных проблем. Основными выводами проведенного исследования являются обозначение проблем в современной демографической устойчивости сельских территорий Центрального Черноземья, а также нахождение проблем миграционной убыли из сельских территорий. С помощью комплексного анализа статистических данных демографических показателей городских и сельских территорий были выявлены ряд проблем в социо-экономической структуре сельских территорий Центрального Черноземья, что способствует миграционному оттоку молодёжи в большие города. Новизна исследования заключается в комплексном анализе демографической безопасности сельских территорий Центрального Черноземья, выявление общих рекомендаций по нейтрализации рисков демографической устойчивости сёл, а также прогнозирование социо-демографической ситуации сельских территорий. В ходе исследования особе внимание было уделено анализу исследований отечественных учёных, а также выявлению рекомендаций по решению демографической нестабильности сельских территорий Центрального Черноземья.
Миграция молодежи является важным явлением в современном Вьетнаме, выступая ключевым фактором экономического роста и социальных изменений. Миграция молодых людей из сельской местности в города не только отражает тенденции экономического развития, но и демонстрирует глубокие изменения в социальной структуре, моделях семьи и общественных отношениях. Целью данной статьи является оценка социального воздействия молодых людей, мигрирующих из сельской местности в города, на сельские сообщества современного Вьетнама на примере коммуны Винь Трач Донг, провинция Бакльеу. Основные методы, использованные в данном исследовании, включают анкетные опросы (N=811) домохозяйств, в которых молодые люди мигрируют из сельской местности в города, и глубинные интервью (N=20) жителей этих сообществ для уточнения анализа на основе наблюдения или сбора имеющихся данных. Кроме того, исследование также добавляет полезную информацию, которая поможет объяснить социальные последствия миграции молодых людей из сельской местности в города на сельские сообщества в современном Вьетнаме. Сочетание количественных и качественных методов исследования не только помогает измерить масштаб воздействия, но и проясняет изменения в гендерных ролях, влияет на супружеские отношения, влияет на способ обучения детей, влияет на пожилых людей и изменения в отношениях в обществе. Помимо анализа социальных последствий миграции молодежи, в статье также предлагаются разумные управленческие решения для минимизации негативных последствий и поддержки устойчивого социального развития в сельской местности. Эти решения направлены на содействие местному экономическому развитию, укреплению сплоченности сообщества, улучшению инфраструктуры и разработке политики поддержки семей мигрантов. Ожидается, что исследование будет способствовать более комплексному подходу к управлению трудовой миграцией и обеспечению устойчивого развития сельских сообществ в контексте сильной урбанизации во Вьетнаме.
Предметом исследования является выражение элементов локального культурного наследия в визуальной системе городского бренда и методы их визуального перевода. Объектом исследования являются элементы культурного наследия в визуальной системе городского бренда. В отличие от предыдущей публикации автора в журнале, в данной работе предлагается к обсуждению трехуровневый путь выражения: «культурное очищение - реконструкция формы - визуальная коммуникация». Подробно анализируются три метода трансляции: очищение и перекодирование символов, деконструкция паттерна и реорганизация ритма, а также реконструкция и символизация регионального цветового спектра. Данное исследование посвящено художественному выражению локального культурного наследия в дизайне визуальных элементов городского бренда и обосновывает, как культурные символы транслируются в образ города. Применяется метод, сочетающий теоретические исследования с анализом конкретных случаев: сбор и анализ успешных практик (Бишань, Людуань, Юньнань). Также семиотический анализ: интерпретация культурных символов через призму теории знаков (например: маски Нуо как знаки ритуального наследия). Визуальный анализ ритмики орнаментов Людуань. Полевое исследование на этапе «культурной очистки». Исследование показало, что традиционные культурные ресурсы не только укрепляют узнаваемость городской культуры посредством научной визуальной реконструкции, но и расширяют коммуникационный путь системы бренда. В данной статье представлены теоретическое обоснование и методические рекомендации по визуальному конструированию городских брендов, а также рассматривается проектный путь, позволяющий расширить возможности современного выражения культурного наследия. Научная новизна исследования заключается в преодолении традиционной линейной модели «извлечение элементов - простое применение» за счёт интеграции трёх взаимосвязанных процессов: декодирования культурного ядра, современной дизайн-реконструкции и оптимизации коммуникативной эффективности. Автор разрабатывает трёхэтапную визуальную модель («культурная очистка - формальная реконструкция - визуальная коммуникация»), систематизирующую логику трансляции наследия в городском брендинге, а также предлагает три конкретных метода - символьную очистку, реструктуризацию орнаментов и цветовую адаптацию, - для повышения эффективности и применимости теории. При этом формулируются четыре принципа визуальной стратегии: упрощение, семантическая согласованность, современная эстетика и системное единство. Даны рекомендации для интеграции культурного наследия в визуальные системы разнотипных городских брендов.
Предметом исследования является процесс идентификации и капитализации культурных «генов» как основы для дизайна и продвижения туристического бренда прибрежного города. Объектом исследования является система культурно-туристического брендинга города Далянь (Китай). Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как анализ узких мест в развитии туристического бренда Даляня, включая нечеткое позиционирование, однородность конкурентных предложений и поверхностную актуализацию культурного капитала. Исследует теоретические основы извлечения культурных «генов» территории. Утверждает о необходимости инновационных подходов к цифровой коммуникации и формировании целостной региональной туристической экосистемы по модели «культура и туризм +». Особое внимание уделяется практической апробации предложенной методологии на примере разработки и концептуализации нового туристического бренда для Даляня под названием «Tanwan». Методология исследования носит комплексный, междисциплинарный характер и базируется на синергетическом принципе «расширение культурных прав и возможностей + технологический стимул». Данный подход предполагает поэтапную реализацию, интегрируя методы культурологического анализа с инновационными цифровыми технологиями для системного решения поставленных исследовательских задач. Основными выводами проведенного исследования являются: необходимость ребрендинга, так как текущий туристический бренд Даляня страдает от размытого позиционирования, что приводит к однородности предложений на туристическом рынке и неспособности выделиться среди конкурентов. Особым вкладом автора в исследование темы является разработка и апробация комплексной методологии. Автор не просто анализирует проблему, но и предлагает конкретный пошаговый план ребрендинга. Это демонстрирует применимость теоретических положений на практике. Предложенная модель для отбора культурных «генов» представляет собой ценный аналитический инструмент. Новизна исследования заключается в системной интеграции культуры и технологий. В отличие от существующих работ, рассматривающих культурный туризм и цифровые технологии как отдельные направления, данное исследование предлагает их системную интеграцию. Новизна состоит в разработке синергетической модели «расширение культурных прав и возможностей + технологический стимул». Использование понятия «ген» для идентификации ключевых культурных кодов территории и их последующей капитализации в качестве основы для туристического бренда является новаторским подходом.
Предметом исследования является отражение образа московского метро в произведениях изобразительного искусства периода 1955-1991 гг., а также эволюция художественных представлений о городском внеуличном транспорте в данный период времени. В то же время задачей данной статьи можно считать анализ пространства столичного метро в произведениях изобразительного искусства. Визуальный материал будет рассмотрен в том числе и через призму личного отношения мастеров к позднесоветскому метрополитену. В качестве источников использованы произведения таких художников как Леонид Сойфертис, Александр Лабас, Владимир Стожаров, Дмитрий Жилинский, Наталья Нестерова. Также рассмотрены работы менее известных авторов: Генрих Стопа, Борис Казаков, Ольга Яновская. В качестве письменных источников использована художественная литература и воспоминания Ильи Глазунова. В работе использованы иконографический метод и метод стилистического и художественного анализа. Также важным для данной статьи будет историко-сравнительный метод, который позволит обнаружить преемственность художественных образов XX века и искусства прошлого. Основными выводами проведенного исследования является выделение двух основных тенденций в изображении метрополитена в советском искусстве рассматриваемого периода: лирической и критической. Они возникли в одно и то же время, но уже к 1970-м гг. наметилось преобладание критического восприятия метро. Некоторые из художников заняли позицию стороннего наблюдателя. Новизна данного исследования заключается в том, что московское метро рассматривается не в архитектурном и монументальном контексте, а как пространство в работах художников-станковистов. Практическое применение результатов исследования заключается в том, что выводы автора могут пробудить интерес к изучению художественных образов московского метро в неархитектурном контексте. Также данная статья может стимулировать интерес к истории общественного транспорта в целом.
В статье с разных точек зрения рассматривается проблема неприятия художественной литературы в современном обществе. Вместе с изложением причин литературной неграмотности авторы предлагают проведение реальной экскурсии на улицах города как средства побуждения интереса к художественному слову у младшего поколения. Сам город и его литературная составляющая выступают как культурологическое доказательство существования иных эпох, иных людей, но общих вневременных проблем. Для подтверждения тезиса в статье приводится фрагмент реальной экскурсии по улицам Нижнего Новгорода.
The article reveals the reasons and prerequisites for the development of automobile transportation in the USSR and in the Kemerovo region in the late XIX century - early 1940-s. The article does not provide a historiographical review, as there are practically no works on this topic. Recently, there have been defended several PhD theses on the history of motor transportation, but almost all of them are devoted to the post-war period. This article shows mainly the reasons and prerequisites for the emergence and development of road transport in the interwar period. The main reason for the development of road transport was the development of industry, industrialization. Therefore, freight transportation was developed first of all.
Общественный транспорт играет ключевую роль в транспортной системе города, обеспечивая мобильность населения и доступность различных услуг. Целью исследования является оценка текущего состояния системы общественного транспорта и транспортной инфраструктуры города Краснодара в 2019-2023 году. Исследование показало, что система городского общественного транспорта города Краснодара охватывает достаточно обширную сеть. Она включает в себя автобусы, маршрутные такси, троллейбусы и трамваи. Оценка динамики развития общественного транспорта показала, что количество транспортных средств в городе остается относительно постоянным. Для обеспечения высокого уровня комфорта и безопасности пассажиров, а также для повышения эффективности транспортной системы в целом, требуется постоянное обновление парка общественного транспорта. Также в статье рассмотрены успешные примеры применения новых технологий, таких как интеллектуальные транспортные системы, которые способствуют улучшению качества обслуживания населения. Для эффективного развития системы общественного транспорта и транспортной инфраструктуры город Краснодар осуществляет ряд важных проектов, включая реализацию национального проекта «Безопасные качественные дороги». Анализ показал, что в настоящее время система общественного транспорта города Краснодара столкнулась с рядом проблем, среди них перегруженность транспортной инфраструктуры, невозможность расширения транспортной системы в некоторых частях города из-за исторически сложившегося ограниченного городского пространства, которые негативно влияют на функционирование системы общественного транспорта города. Установлено, что все проблемы усугубляются достаточно быстрым ростом количества населения и, как следствие, количества автомобилей. В связи с этим общественный транспорт все еще остается слабым звеном транспортной инфраструктуры и нуждается в довольно масштабных преобразованиях.
Цель исследования - обоснование и формирование предложений по созданию и совершенствованию организационных инструментов повышения прямого гражданского участия молодежи в развитии комфортной городской среды (ГС) на уровне региона. Исследование выполнено на примере Вологодской области. Акцентируется внимание на социологическом подходе, и формирование ГС рассматривается с точки зрения концепта гражданского участия. Информационная база: данные мониторинга общественного мнения. Объем выборочной совокупности по г. Вологде так же, как и по г. Череповцу, составляет 400 человек (общая выборка - 800 человек). По малым городам - Никольск, Сокол, Великий Устюг, Грязовец - 600 респондентов. Проанализирована институциональная среда участия граждан в формировании комфортной ГС и рассмотрены риски реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». Выявлена пассивность горожан в выборе общественных территорий для благоустройства как в Вологде, так и в Череповце: более половины жителей не участвуют в рейтинговом голосовании и не вовлечены в оценку городского пространства. Информированность о федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды» в Вологде выше среди молодежи, чем среди других возрастных категорий. Среди мотивов, препятствующих молодежи проявлять свою гражданскую активность, лидирует привычка надеяться на готовое. Предложены рекомендации по созданию и совершенствованию организационных инструментов повышения прямого гражданского участия молодежи в развитии комфортной ГС Вологодской области - создание Региональной молодежной ассоциации по развитию ГС. Проведена оценка эффективности предложенных в исследовании мер по вовлечению молодежи в развитие комфортной ГС. Ожидаемый прирост вовлеченности молодежи в эту сферу деятельности позволит добиться положительной динамики развития городов в области и занимать высокие позиции в общем рейтинге городов с благоприятной городской средой.
Декарбонизация транспортного сектора может сыграть решающую роль в смягчении последствий изменения климата и его ущерба для экосистем. С 01.07.2024 по 01.12.2024 коллективом авторов проведен опрос жителей г. Волгограда, целью которого являлась оценка транспортной инфраструктуры города, уровня динамического воздействия общественного транспорта на здания и сооружения, его экологичности, комфорта, безопасности, выявление потребительских свойств нового вида общественного транспорта - электробуса.
Опрошены 435 человек. Результаты опроса показали, что 56,2 % жителей отдают предпочтение поездкам по городу автобусам, при этом почти каждый пятый житель предпочитает пользоваться электробусом. 52,2 % жителей считают наиболее эффективными мерами по снижению шума и динамического воздействия на здания озеленение придорожных территорий и замену дизельного общественного транспорта на электробусы. 85,6 % респондентов считают электробусы экологически безопасным видом транспорта. За поддержку замены дизельных автобусов на электробусы высказались 61,2 %. Большинство (95,0 %) опрошенных горожан к числу важных преимуществ относят комфортную акустическую среду, а 2/3 респондентов считают, что электробус -наиболее безопасный вид общественного транспорта. 85,1 % горожан хотели бы заменить автобусы электробусами.
Полученные результаты наглядно показывают необходимость дальнейшего развития электробусов как энергоэффективного, экологически безопасного и экономичного вида общественного транспорта в мегаполисах.
Введение. Рассматривается вопрос формирования «острова тепла», отличающегося активной термо- и аэродинамической характеристикой в воздушной зоне городского приземного слоя атмосферы «острова тепла». Изучение теплового режима города, опирающееся на местные климатические и экологические данные, является наиболее актуальной задачей в вопросе формирования и трансформации городского «острова тепла». Условия комфортного пребывания человека в городах, расположенных в южных широтах, неразрывно связаны с радиационным воздействием под влиянием солнечной радиации, которое усугубляется влиянием «острова тепла». Составление модели трансформационных изменений воздушного купола «острова тепла», а также зависимость трансформации над различными видами морфотипов деятельной поверхности городской инфраструктуры - основная задача исследования.
Методы и материалы. На основе обобщения ряда результатов метеорологических, климатических, микроклиматических и теплофизических исследований разработан программный комплекс для изучения процесса формирования и трансформации «острова тепла». Использованы данные в виде спутниковых снимков с космического аппарата Landsat-8 с сенсором TIRS.
Результаты. Анализ результатов теоретических исследований и расчетов формирования и трансформации тепловой оболочки городской территории при помощи компьютерного моделирования показал зависимость качественных и количественных термодинамических и аэродинамических характеристик «острова тепла» и коэффициента турбулентности. Установлено, что коэффициент турбулентности напрямую влияет на трансформацию купола «острова тепла» в направлении перемещения основного потока ветра. При этом чем больше коэффициент, тем динамичнее трансформация купола по длине X и по высоте Z.
Выводы. Разработанная методика качественной и количественной оценки тепло-ветрового режима модели городского «острова тепла» и его трансформации позволяет предварительно прогнозировать и производить оценку температурного поля тепловой воздушной оболочки городской среды. Составлена модель трансформационных изменений воздушного купола «острова тепла» с разнообразными морфотипами деятельной поверхности городской инфраструктуры.
Цель исследования – определить влияние городского электрического транспорта на пространство городской среды г. Новороссийска. Актуальность заключается в том, что для г. Новороссийска троллейбус является самым выгодным видом городского транспорта с экологической, экономической и социальной точек зрения. Развитая система общественного транспорта, в которой первостепенное значение имеет городской электрический транспорт, обеспечивает снижение нагрузки на окружающую природную среду и стабильное функционирование всех институтов, входящих в состав городского пространства – данная закономерность является одним из принципов устойчивого развития.
Повышение качества условий труда работников новороссийского городского электрического транспорта способствует росту престижности профессий данной отрасли, что влечет за собой развитие городского пространства в виде эффективной работы и стабильного функционирования троллейбусного транспорта и института городского общественного транспорта в целом.
Методология исследования основана на диалектико-материалистическом подходе к познанию обозначенных явлений и фактов. Инструментами в процессе работы над статьей стали такие методы, как сравнительно-правовой, описательный, статистический. Теоретическую основу составили научные работы ведущих ученых в области отечественной юриспруденции; нормативную - правовые акты в анализируемой сфере; эмпирическую - статистические данные.
Результатом проведенного в статье анализа стали выводы и предложения, которые могут быть полезны в практике совершенствования законодательства по рассмотренным вопросам.