В статье представлены результаты исследования, цель которого - выявить и описать текущие изменения в восприятии немецким обществом концепта КРИЗИС и связанных с ним явлений. В качестве языкового материала были использованы немецкоязычные журналы Deutsch Perfekt за 2021, 2022 и 2023 г., тексты которых были изучены на предмет актуализации в них лексемы Krise. При этом использовались методы сплошной выборки, контент-анализа и сравнения с данными других исследований, проведенных на материале английского и русского языков. Новизна исследования определяется его материалом, который не носит традиционного для кризисного дискурса политического характера. В качестве основных параметров для отслеживания изменений в восприятии обществом кризисных явлений были выбраны смысловая доминанта обсуждаемого концепта, особенности его контекстуальной репрезентации и используемые при этом языковые средства. Полученные в ходе исследования данные были описаны с разбивкой по годам и представлены в виде сводной таблицы. Результаты анализа текстов показали смену смысловой доминанты в составе концепта КРИЗИС с положительной на отрицательную, изменение содержания и общего тона контекстов и появление в них языковых средств, служащих усилению отрицательных коннотаций и эмоциональности при описании кризиса. При этом эмоциональность и метафоричность немецкоязычного кризисного дискурса оказываются все же ниже по сравнению с аналогичным дискурсом русского или английского языков, что может объясняться разной тематической направленностью исследованного материала. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в пополнении данных социолингвистики и смежных наук, а практическая - в возможности их использования в дальнейших исследованиях кризисных дискурсов, а также в лингводидактике немецкого языка при освещении тем, связанных с кризисными явлениями. Статья может представлять интерес для лингвистов-исследователей и всех, кто интересуется немецким языком и жизнью немецкого общества
Резкое обострение отношений между Россией и странами Запада, начавшееся в феврале 2022 г., стало серьезным вызовом арктическому сотрудничеству, которое на протяжении нескольких последних десятилетий становилось все более интенсивным, плодотворным и в немалой степени взаимовыгодным для его участников. Китай, успевший продемонстрировать всему миру наличие у него амбиций в Арктическом регионе, находится перед лицом непростых вызовов. Ряд исследовательских вопросов, связанных с арктической стратегией Пекина, в этой связи требует уточнения. Не навредит ли укрепление сотрудничества с Россией выстраиванию взаимодействия с остальными арктическими государствами? В какой мере кризис безопасности и постепенная трансформация сложившейся системы международного сотрудничества в Арктике повлияет на планы Китая по интеграции региона в глобальные стратегические проекты Пекина? Какое место может быть отведено Китаю в будущей системе управления Арктикой?
Цель исследования - выявление изменений, происходящих в настоящее время в китайской арктической политике. Методологическую основу исследования составляет теория комплексов региональной безопасности Б. Бузана и О. Вейвера. Установлено, что политика выстраивания арктической идентичности, одной из ключевых составляющих которой выступает секьюритизация климатического дискурса, встречает все большее сопротивление со стороны западных стран. В условиях современного кризиса Пекин также вынужден поддерживать баланс двусторонних отношений с Россией и государствами Северной Европы. Эрозия сложившейся системы международного арктического сотрудничества для Китая представляется крайне нежелательной, поскольку эта система вопреки нормативно-правовым режимам полного господства арктических стран (секторальный подход) позволяла Пекину на законных основаниях принимать ограниченное участие в управлении регионом. Вместе с тем на доктринальном уровне отмечается смещение фокуса арктической политики Китая на более глобальное видение развития региона. Внешнеполитические трансформации вызваны рядом сторонних факторов, среди которых можно выделить последствия пандемии коронавируса и усиливающееся китайско-американское стратегическое противостояние.
В статье с помощью экспертного опроса (интервью) специалистов, изучения статистической отчетности и метода прогнозирования проведен анализ рисков и оценены последствия дефицита доверия в экономических отношениях. В результате автор делает вывод о том, что дефицит доверия инициирует развитие девиантных моделей экономического поведения. Разрыв социальных связей, кризис институциональных условий, размывание значимости репутационного капитала снижают готовность экономических агентов соблюдать гарантии добросовестного выполнения обязательств. В сложившихся условиях стабилизации экономических отношений можно достичь, наращивая генерализированное доверие в обществе и создавая институциональные условия для формирования предсказуемости действий экономических субъектов. Для компенсации рисков доверия на международной арене следует развивать новые каналы ведения внешнеэкономической деятельности и выстраивать обновленные логистические цепочки.
Государственные проекты играют важную роль в социально-экономическом развитии страны. Реализация таких проектов зачастую осуществляется в условиях высокой неопределенности и нестабильности, часто в периоды кризисных ситуаций. В представленной работе подробно рассматривается специфика управления государственными проектами в кризисных ситуациях. Цель исследования — выявить ключевые факторы возникновения риска и разработать комплексную модель эффективного управления такими проектами в неблагоприятных, кризисных условиях. Внимание уделяется вопросам адаптации проектных решений к меняющимся обстоятельствам, повышению устойчивости процессов реализации проекта и минимизации рисков в условиях повышенной турбулентности экономики. В процессе исследования использовались следующие методы. Проведен подробный анализ профильной литературы и источников научных публикаций, посвященных проблемам управления государственными проектами в кризисных условиях. Это позволило выделить основные подходы, концепции и теоретические положения для дальнейшего исследования. Сравнительный анализ — сопоставлено влияние различных кризисных ситуаций на реализацию государственных проектов в разных условиях, определены сходства и различия их влияния. Моделирование — создана комплексная модель оценки устойчивости и адаптивности проектов в кризисных ситуациях. Настоящая работа направлена на изучение особенностей управления государственными проектами в кризисных условиях, определение типичных трудностей и разработку эффективной модели управления государственным проектом в условиях кризиса. Предложенная модель ориентирована на поддержку принятия обоснованных управленческих решений, обеспечение устойчивого прогресса проектов и достижение поставленных целей, несмотря на внешние трудности и ограничения. Ее применение в практической деятельности во многом поможет минимизировать влияние возникающих рисков на реализацию государственных проектов, повысить их устойчивость вне зависимости от внешних факторов. Таким образом, настоящая работа имеет важное прикладное значение для органов власти и организаций, занимающихся реализацией крупномасштабных государственных проектов, предлагая научно обоснованную концепцию управления проектами в кризисных условиях, способствующую достижению поставленных целей и решению приоритетных задач национальной экономики и социальной сферы.
Развитие как непрерывный процесс должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла предприятия. Особое внимание необходимо уделить развитию на нисходящих этапах жизненного цикла предприятия, в частности в условиях кризиса. Направленность тематики статьи обусловила необходимость раскрытия содержания понятий «кризис», «развитие», «устойчивое развитие» и «устойчивое развитие предприятия в условиях кризиса». На нисходящих этапах жизненного цикла предприятия его развитие должно быть в полной мере контролируемым и управляемым. Для обеспечения контролируемости и управляемости развития предприятия в условиях кризиса необходим соответствующий инструментарий, центральное место в котором принадлежит антикризисным сценариям устойчивого развития и его ключевым ресурсам. Антикризисные сценарии устойчивого развития предприятия предложено разрабатывать на основании выявленных и оцененных угроз его деятельности. Раскрыта роль ключевых ресурсов в обеспечении устойчивого развития предприятия в условиях кризиса. Показаны проблемные аспекты использования ключевых ресурсов в обеспечении устойчивого развития предприятия в условиях кризиса.
В статье анализируется влияние политических реформ М. С. Горбачёва на политическую и общественную жизнь СССР во второй период Перестройки. Дана характеристика роли политических реформ в формировании многопартийности и роста оппозиции, приведших к формированию новой представительной власти.
В статье анализируются вопросы взаимовлияния глобализации и системы ценностей глобального сообщества. Через призму аксиологии описываются возникающие процессы регионализации и архаизации, приводящие к усилению разрыва между разными странами, сохранению социокультурной специфики, конфликту между национальными и глобальными ценностями. Кризис рациональности фиксируется как одна из наиболее острых проблем. Предлагаются пути выхода из сложившегося положения
На проведенных 1 ноября 2021 г. в ЮАР местных выборах депутатов законодательных и муниципальных собраний всех уровней во всех провинциях страны правящий Африканский национальный конгресс (АНК) впервые в 27-летней истории постапартеидной демократии не сумел получить поддержку большинства избирателей (46% голосов). На местном, муниципальном, уровне власти наиболее наглядно проявляется коррупционное разложение и криминально-клановое перерождение аппарата правящей партии, «материализующееся» в бесхозяйственности, деградации инфраструктуры, кризисе энерго- и водоснабжения, дефиците расхищенных средств на общественные нужды, пренебрежении жизнью, здоровьем, безопасностью сограждан, предельно низком качестве различных общественных служб и услуг, росте бедности и безработицы. Несмотря на потери и очевидное разочарование избирателей, снижающуюся поддержку от выборов к выборам, провал практически всех программ экономического и инновационного развития, АНК пока остается ведущей политической силой в стране. Основная оппозиционная партия — Демократический альянс — сохранила большинство в Кейптауне, в других крупных центрах предстоит формирование коалиций. Правящая партия потеряла большинство в крупных мегаполисах, сохраняя преимущество в основном в малых городах и сельских районах. Очевидный вотум недоверия избирателей делает проблематичным сохранение АНК парламентского большинства на предстоящих общенациональных выборах 2024 г., тем более, что партия глубоко погрязла в межфракционных и коррупционных скандалах и склоках и не демонстрирует способности к консолидации и самоочищению.
Нефтеэкспортирующие страны, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), стоят перед проблемой восстановления и стабилизации национальных экономик от последствий пандемии COVID-19. В ССАГПЗ уже давно осуществляемые стратегии экономической диверсификации в сторону повышения доли ненефтяных источников государственных доходов и образования ВВП должны получить новый импульс в их реализации. Пандемия COVID-19 усилила воздействие на экономики стран ССАГПЗ ряда глобальных факторов, таких как колебания на мировом рынке нефти, борьба изменениями климата, внедрение энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии, препятствия для роста секторов, важных для ненефтяной диверсификации стран ССАГПЗ, таких как туризм, авиация, коммерческая деятельность (выставки, ярмарки и другие ее формы), авиация. Стратегии восстановления экономик стран ССАГПЗ должны сочетать как участие в борьбе за стабилизацию рынка нефти и цен на нефть, так и решительное ускорение диверсификации финансов и экономических структур.
В статье анализируются важные экономические и социальные изменения, произошедшие в Ливане с начала XXI в. по настоящее время. В своих выводах автор опирается на большой фактический материал, который однозначно указывает на ускорение кризиса в этом ближневосточном государстве как в экономике и финансах, так и в социальной сфере. В статье прослеживается прямая связь между экономическим банкротством страны, снижением уровня жизни ливанцев и ростом напряженности в обществе. Опросы показывают, что растет число людей, желающих отмены конфессиональной системы управления и превращения Ливана в современное светское государство. Такие требования резко возросли после катастрофического взрыва селитры в порту Бейрута 4 августа 2020 г., уничтожившего сам порт и половину столицы. Кризис в стране обнажил главные причины деградации всех политических и социальных отношений: коррупцию и некомпетентность властей. Автор приводит свои прогнозы путей возрождения экономического и социального развития Ливана.
Статья представляет собой рецензию-размышление над монографией А. А. Хагурова «Устойчивое развитие сельских территорий: проблемы и перспективы» (Краснодар: КубГАУ, 2023. 254 с.). В книге анализируется сложное соотношение социально-экономического и эколого-гуманистического измерений глобального развития стран и сообществ и подчеркивается, что проблемы устойчивого развития стали предметом большой международной политики и внутренней политики практически всех стран. Автор монографии учитывает глобальность и актуальность концепции устойчивого развития, поэтому каждую главу начинает с рассмотрения решенных и не решенных теоретических и методологических проблем данного типа развития.
В данной статье раскрывается сущность такого социально-экономического термина как демография. В ходе проведенного исследования нами дается оценка демографической ситуации в Российской Федерации в период с конца ХХ века по сегодняшний день. В качестве цифрового материала при написании данной работы послужили данные Федеральной службы государственной статистики. Тем самым, согласно проведенному исследованию, мы пришли к выводу, что наша страна находится в затяжном демографическом кризисе, который длится еще с момента распада СССР - 1991 года. По стране наблюдается ежегодное сокращение численности населения: высокие показатели смертности, низкие - рождаемости, старение населения. Несомненно, выбранная тема исследования является весьма актуальной и на сегодняшний день, поскольку до сих пор демографическая проблема не устранена. Кроме того, нами были предложены пути по усовершенствованию и улучшению действующей демографической политики нашего государства. На наш взгляд, как для нашего государства, так и для любого другого в качестве приоритетных направлений государственной политики должно быть улучшение показателей демографии. Ведь развитие и процветание не одного государства невозможно без наличия грамотного, квалифицированного населения. Это, в первую очередь, необходимо осуществить с целью решения проблемы известной проблемы, встречающейся в экономической литературе под названием «утечки мозгов». Важно понимать, что экономика и демография служат в качестве неразрывных составляющих государственной политики РФ.