В статье проанализирована динамика контрольных и профилактических мероприятий в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа в 2024 г. Выявлена смена тренда в виде роста количества проверочных мероприятий со стороны как федеральных органов контроля, так и региональных надзорных ведомств. На основе авторской методики проведена оценка уровня административного давления на бизнес в разрезе территориальных подразделений органов контроля в Дальневосточном федеральном округе по итогам 2024 г., на основании которой проведено ранжирование 121 территориального подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольную деятельность в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа.
Предметом исследования является система оценки и государственного мониторинга состояния национальной безопасности Российской Федерации, а также набор показателей для проведения этой оценки. Изучены существующие научные подходы к проблеме. В статье обоснована необходимость перехода с федерального на региональный уровень при оценке состояния национальной безопасности Российской Федерации. Также подчеркнута важность учета региональных особенностей при формировании такой оценки, в том числе улучшение координации действий государственных органов, важность взаимодействия с местными сообществами и повышение оперативности принятия решений. Проведен анализ существующих подходов к оценке социально-экономического положения и национальной безопасности регионов Российской Федерации, указаны недостатки используемой ныне государственной методики, обозначен крен в сторону экспертных оценок. При проведении исследования использованы методы математической статистики, в частности корреляционный и факторный анализ, также проведен анализ содержания и полноты данных. В статье приводится обоснование набора показателей регионального уровня при помощи методов математической статистики с учетом важности соблюдения баланса между количеством показателей и удобством работы с ними. Описаны процессы отбора и верификации данных из различных источников, приведения их в формат панельных и выбора оптимального периода для анализа и сравнения с предыдущими периодами. Намечены пути дальнейшего исследования. В статье разработаны критерии и требования для формирования системы оценки состояния национальной безопасности Российской Федерации, обоснована актуальность выбранной темы и потенциальные сферы применения результатов исследования. Выдвинута гипотеза о необходимости составления научно-обоснованного перечня показателей национальной безопасности Российской Федерации на региональном уровне для повышения эффективности анализа, прогнозирования и моделирования ситуации.
Предметом исследования является процесс управления сложными социальными системами, объектом исследования - эффективность управления и её повышение за счёт использования обратной связи. Отсутствие обратной связи является одним из наиболее существенных недостатков любой системы управления. В то же время, большинство систем социального управления, такие, как системы муниципального и государственного управления, в полноценном понимании таких систем не имели. Это определялось, в первую очередь, техническими проблемами, а именно, отсутствием средства оперативного сбора и обработки больших объёмов слабоформализованной информации. В настоящее время, с появлением технологий обработки больших данных Big data, появилась возможность реализации данных требований. Соответственно, актуальной стала выработка требований к таким системам, обоснование требуемых параметров, структуры и характеристик обратной связи. Для этого в статье предложено использовать методы математического моделирования, с описанием модели в терминах теории автоматического управления. На основе анализа особенностей управления сложными человеко-машинными системами синтезированы предложения по организации обратной связи для повышения устойчивости управления ими. С использованием общенаучных методов анализа и синтеза, в статье сформулированы основные принципы организации обратной связи в социальных системах управления. Основным выводом является возможность внедрения технологий обратной связи в системы муниципального и государственного управления, а также их положительного влияния на функционирование системы управления. Основными научными результатами, изложенными в статье, можно считать выводы по оценке эффективности реализации обратной связи. Авторами обоснованы требования к компонентам обратной связи, их влияние на устойчивость и эффективность управления. Разработанные в статье положения могут повысить эффективность функционирования систем муниципального и государственного управления. С учётом турбулентности современного мира, использования деструктивных социальных технологий в рамках «гибридного» противоборства, предложенные методы могут обеспечить повышение устойчивости и эффективности системы управления, обеспечивая устойчивость государства в целом.
В статье рассматривается процесс облачного управления в рамках цифровизации процессов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций органами власти. Во время проведенного исследования процесс облачного управления определен как один из ключевых бизнес-процессов в рамках предложенной бизнес-модели цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием. С помощью процессного подхода представлены типичные свойства данного бизнес-процесса. Они могут лечь в основу дальнейшего моделирования, способного максимально точно и полно описать бизнес-процесс с учетом поставленных задач. Дана характеристика бизнес-процесса и выделены пять главных этапов управления им. Обозначены технологии реализации облачного управления и метрики бизнес-процесса. Выделены особенности исследуемого бизнес-процесса, модели предоставления услуг в рамках облачного управления, модели реализации этих услуг и их ключевые преимущества. На основе анализа российского рынка сделан вывод о том, что облачные технологии являются основным и самым значимым сегментом отечественного рынка информационных технологий. Рассмотрена проблематика лоскутной автоматизации в информационной сфере. Особое внимание в статье обращено на риски и угрозы, сопутствующие внедрению облачного управления. Приведены функциональные области этих рисков, описаны процессы риск-менеджмента для их снижения и предотвращения. Отмечается важность реализации облачного управления в общих процессах современного государственного управления, понимание его значимости и необходимости дальнейшего глубокого изучения.
В статье рассматриваются идеи и замыслы государственных преобразований выдающегося государственного деятеля и правоведа М. М. Сперанского, раскрываются аспекты их реализации в рамках административных реформ в России с начала XIX в., обосновывается необходимость более глубокого осмысления и широкого использования теоретического наследия выдающегося реформатора в формировании концептуальной базы современных реформ государственного управления, автором акцентируется внимание на идеях, имеющих особую практическую значимость для государственного строительства.
Основой современного российского общества, обязательным условием стабильности и благополучия государства является институт семьи. В статье на базе данных социологического исследования в новационном плане анализируется влияние государственной социальной политики на институциональное доверие молодых семейных россиян. Эти результаты показали, что формирование доверия молодежи к государству и социальное самочувствие молодых семей нуждаются в более значительных системных и комплексных государственных мерах поддержки. Авторы обоснованно приходят к выводу о необходимости пересмотра в отношении к данной социальной категории принципа прямой зависимости «государственная поддержка – доверие молодежи», так как молодые семейные пары имеют свою отличную матрицу ценностей и отношений в триаде «я – семья – государство». Эти факторы диктуют необходимость корректировки пакета мер социальной защиты (поддержки) семей с учетом их реальных запросов: усиление экономического компонента (снижение бюрократических барьеров, налоговой нагрузки, поддержка предприятий и фирм малого и среднего предпринимательства, руководителями которых, как правило, являются представители молодых семейных пар); организация сети центров специализированной психологической помощи беременным и их мужьям, затем психолого-педагогического сопровождения родителей; таргетирование информационной государственной политики (с упором на родительский канал), в том числе через программы образовательных смен молодежных лагерей (формирование у молодых поколений россиян еще до заключения брака знаний о государственной политике защиты (поддержки) семьи, социального доверия и уверенности в своем благополучии в будущем). Вместе с тем результаты исследования подчеркивают необходимость постоянного социологического анализа эффективности государственной политики и социальной защиты (поддержки) как меры управленческого воздействия на такой мобильный и всегда меняющийся слой гражданского общества, как молодежь и молодые семьи.
Основой современного российского общества, обязательным условием стабильности и благополучия государства является институт семьи. В статье на базе данных социологического исследования в новационном плане анализируется влияние государственной социальной политики на институциональное доверие молодых семейных россиян. Эти результаты показали, что формирование доверия молодежи к государству и социальное самочувствие молодых семей нуждаются в более значительных системных и комплексных государственных мерах поддержки. Авторы обоснованно приходят к выводу о необходимости пересмотра в отношении к данной социальной категории принципа прямой зависимости «государственная поддержка – доверие молодежи», так как молодые семейные пары имеют свою отличную матрицу ценностей и отношений в триаде «я – семья – государство». Эти факторы диктуют необходимость корректировки пакета мер социальной защиты (поддержки) семей с учетом их реальных запросов: усиление экономического компонента (снижение бюрократических барьеров, налоговой нагрузки, поддержка предприятий и фирм малого и среднего предпринимательства, руководителями которых, как правило, являются представители молодых семейных пар); организация сети центров специализированной психологической помощи беременным и их мужьям, затем психолого-педагогического сопровождения родителей; таргетирование информационной государственной политики (с упором на родительский канал), в том числе через программы образовательных смен молодежных лагерей (формирование у молодых поколений россиян еще до заключения брака знаний о государственной политике защиты (поддержки) семьи, социального доверия и уверенности в своем благополучии в будущем). Вместе с тем результаты исследования подчеркивают необходимость постоянного социологического анализа эффективности государственной политики и социальной защиты (поддержки) как меры управленческого воздействия на такой мобильный и всегда меняющийся слой гражданского общества, как молодежь и молодые семьи.
Основой современного российского общества, обязательным условием стабильности и благополучия государства является институт семьи. В статье на базе данных социологического исследования в новационном плане анализируется влияние государственной социальной политики на институциональное доверие молодых семейных россиян. Эти результаты показали, что формирование доверия молодежи к государству и социальное самочувствие молодых семей нуждаются в более значительных системных и комплексных государственных мерах поддержки. Авторы обоснованно приходят к выводу о необходимости пересмотра в отношении к данной социальной категории принципа прямой зависимости «государственная поддержка – доверие молодежи», так как молодые семейные пары имеют свою отличную матрицу ценностей и отношений в триаде «я – семья – государство». Эти факторы диктуют необходимость корректировки пакета мер социальной защиты (поддержки) семей с учетом их реальных запросов: усиление экономического компонента (снижение бюрократических барьеров, налоговой нагрузки, поддержка предприятий и фирм малого и среднего предпринимательства, руководителями которых, как правило, являются представители молодых семейных пар); организация сети центров специализированной психологической помощи беременным и их мужьям, затем психолого-педагогического сопровождения родителей; таргетирование информационной государственной политики (с упором на родительский канал), в том числе через программы образовательных смен молодежных лагерей (формирование у молодых поколений россиян еще до заключения брака знаний о государственной политике защиты (поддержки) семьи, социального доверия и уверенности в своем благополучии в будущем). Вместе с тем результаты исследования подчеркивают необходимость постоянного социологического анализа эффективности государственной политики и социальной защиты (поддержки) как меры управленческого воздействия на такой мобильный и всегда меняющийся слой гражданского общества, как молодежь и молодые семьи.
Основой современного российского общества, обязательным условием стабильности и благополучия государства является институт семьи. В статье на базе данных социологического исследования в новационном плане анализируется влияние государственной социальной политики на институциональное доверие молодых семейных россиян. Эти результаты показали, что формирование доверия молодежи к государству и социальное самочувствие молодых семей нуждаются в более значительных системных и комплексных государственных мерах поддержки. Авторы обоснованно приходят к выводу о необходимости пересмотра в отношении к данной социальной категории принципа прямой зависимости «государственная поддержка – доверие молодежи», так как молодые семейные пары имеют свою отличную матрицу ценностей и отношений в триаде «я – семья – государство». Эти факторы диктуют необходимость корректировки пакета мер социальной защиты (поддержки) семей с учетом их реальных запросов: усиление экономического компонента (снижение бюрократических барьеров, налоговой нагрузки, поддержка предприятий и фирм малого и среднего предпринимательства, руководителями которых, как правило, являются представители молодых семейных пар); организация сети центров специализированной психологической помощи беременным и их мужьям, затем психолого-педагогического сопровождения родителей; таргетирование информационной государственной политики (с упором на родительский канал), в том числе через программы образовательных смен молодежных лагерей (формирование у молодых поколений россиян еще до заключения брака знаний о государственной политике защиты (поддержки) семьи, социального доверия и уверенности в своем благополучии в будущем). Вместе с тем результаты исследования подчеркивают необходимость постоянного социологического анализа эффективности государственной политики и социальной защиты (поддержки) как меры управленческого воздействия на такой мобильный и всегда меняющийся слой гражданского общества, как молодежь и молодые семьи.
Статья посвящена исследованию проблемы определения понятия и классификации видов цифровых технологий, используемых в административно-юрисдикционном процессе в РФ. Автор подчеркивает, что в нормах российского законодательства на сегодняшний день отсутствует единое и общепринятое определение цифровых технологий, что затрудняет их применение на практике. Это создает правовые пробелы, которые влияют на эффективность административно-юрисдикционной деятельности, снижая прозрачность и скорость рассмотрения дел. Отмечается, что отсутствует консенсус и в научно-исследовательской среде, где различные ученые предлагают различные подходы к интерпретации данного понятия, что приводит к разногласиям в теоретическом осмыслении. Это затрудняет разработку унифицированных правовых решений, направленных на эффективное применение цифровых технологий в юридической сфере. В ходе работы над исследованием использовался комплекс методов научного познания. Были использованы общенаучные, частнонаучные, а также специальные методы познания. В качестве общих методов использовались наблюдение, анализ и синтез, индукция и дедукция. Общенаучными явились системный метод, метод структурного анализа. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. Выявлена проблема технологического отставания административно-юрисдикционного процесса, что негативно сказывается на его эффективности и актуальности. Названы виды цифровых технологий, которые на сегодняшний день тем или иным образом применяются в административно-юрисдикционном процессе, включая использование цифровых доказательств и автоматизацию многих этапов рассмотрения дел. Проанализированы законопроекты о цифровизации производства по делам об административных правонарушениях, их влияние на судебную практику и правоприменение. Методология исследования включает анализ правовых норм и существующей судебной практики по использованию цифровых доказательств. Автор приходит к выводу, что одним из первостепенных способов решения актуальных проблем должно стать включение ключевых понятий, связанных с электронными доказательствами, в КоАП РФ, а также единообразное нормативное определение места электронных доказательств в процессе доказывания, что повысит эффективность правоприменения и улучшит соблюдение прав граждан.
Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как экологическое состояние реки Волги, правовую и нормативную базы, регулирующие вопросы ее сохранения и реабилитации. А также реализацию федерального проекта «Оздоровление Волги». В статье рассматривается историческое и экономическое значение Волги, ее роль для России, как главной водной артерии. Автор рассматривает проблемы, связанные с загрязнением воды, обусловленные антропогенным воздействием. Особое внимание уделяется причинам неэффективности реализации проекта, включая недостаточную региональную координацию, отсутствие участия общественности и необходимость лучшей интеграции научных знаний. Автор подчеркивает важность развития современных технологий мониторинга и их применение. А также разработки единой стратегии восстановления Волжского бассейна, призывая к расширению федеральных программ и улучшению межведомственного сотрудничества для эффективного устранения экологических последствий. Исследование основано на общенаучных и частно-научных методах познания, что позволило проанализировать нормативную базу, федеральные программы и исторические данные. Это позволило примерно оценить текущее экологическое состояние реки Волги. Основными выводами исследования является то, что Стратегия реализации мероприятий, направленных на «Оздоровление Волги», должна основываться на комплексном подходе, включающем экологические, экономические и социальные проблемы, а также их решение. Комплексность необходима и в части нормативного регулирования, поскольку оздоровление водных объектов касается сразу нескольких отраслей. Прежде всего, необходимо провести детальный анализ текущего состояния реки, настроить техническую базу для сбора данных, выявить основные источники загрязнения и установить приоритетные зоны для оздоровительных мероприятий. Новизна исследования заключается в предложении создания единого оператора, курирующего реализацию такого Федерального проекта. Объединение усилий различных министерств и ведомств, ответственных за охрану окружающей среды, водные ресурсы и развитие территории, что создаст синергетический эффект, необходимый для эффективного выполнения программы. Также автор видит целесообразным принятие иных мер: - устранить недостаток оборудования и модернизировать инфраструктуры для очистки сточных вод; - увеличение горизонта планирования новой программы, по которому часть срока будет отведена под анализ результатов, фиксацию данных; - внедрение новых технологий очистки и мониторинга вод; - создание аналитических центров (think tanks), занимающихся комплексным изучением проблем Волги.
Статья продолжает дискуссию профессоров Ю. П. Соловья, П. П. Серкова и С. А. Старостина о проблематике административного усмотрения. На основании подхода Ю. П. Соловья, автором проводится сравнение административного и судебного усмотрения в отечественной административной юрисдикции через сопоставление их функций, целей, предметов и характера. В результате предлагаются определения обоих правовых феноменов как научных понятий. Закон, как правило, не предоставляет правоприменителю тщательно разработанного перечня вариантов разрешения дела, поэтому юрисдикционный орган не всегда располагает возможностью осуществлять усмотрение в форме элементарного выбора наиболее правильного решения из возможных. Такой выбор нередко является сложным и требует не только аналитического, но и синтетического, творческого подхода. В связи с этим автор, не оспаривая по существу правильность трактовки усмотрения как выбора, все же предлагает использовать более емкую конструкцию «принятие решения». Административное усмотрение связано со стоящей перед должностным лицом целью реализации политики государства как публичной власти и ориентировано на реализацию права в узконормативном его смысле. Оно осуществляется посредством восполнения недостатков законодательного текста через видение и воплощение «духа» закона. Судебное же усмотрение направлено на реализацию общепризнанных норм и ценностей, отражающих приоритеты государства как страны в целом. Тем самым оно предусматривает реализацию права в интегративном его смысле – совокупности наиболее важных общепризнанных норм и ценностей, отражающих социальный компромисс. В связи с этим административное усмотрение в административной юрисдикции определяется как принятие должностным лицом решения по делу об административном правонарушении на основании собственного видения норм и ценностей, отражающих приоритеты государственного управления и направления внутренней политики публичной власти. Судебное усмотрение предлагается трактовать как принятие судьей процессуального решения исходя из собственного видения общего спектра общепризнанных социальных норм общества, в контексте которых подлежит применению законодательство.