В статье обоснована необходимость повышения эффективности контроля и надзора за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания, а также отбывающими наказания, не связанные с изоляцией от общества.
Авторами рассматриваются правовые основы и практические аспекты межведомственного взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы при осуществлении контрольно-розыскной и профилактической работы. Проанализированы основные формы и методы совместной деятельности, выявлены проблемные вопросы организационного и правового характера.
На основе анализа правоприменительной практики сформулированы предложения по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, а именно: по дальнейшему совершенствованию в части детализации механизмов информационного обмена и координации совместных действий; о недопустимости формального подхода к проведению совместных мероприятий; о недостаточном информационном и техническом обеспечении; об отсутствии системности в обмене информацией; о необходимости создания единых информационных баз данных; о необходимости совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников; о необходимости разработки четких критериев оценки результативности совместной работы и др. Особое внимание уделено развитию организационных механизмов взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы через создание постоянно действующих координационных органов и внедрение единой системы планирования совместных мероприятий.
В статье категория интереса анализируется с позиций происхождения данного термина и его понятийной структуры. Формулируется авторское определение цивилистического правового регулирования и показано соотношение частных и публичных интересов в данном процессе. Характеризуется состояние баланса интересов и выявлена разница между категориями баланса и солидарности для теоретических и практических нужд, связанных с выявлением соотнесенности частных и публичных элементов в цивилистическом правовом регулировании.
Научная статья посвящена проблематике правового регулирования использования технологий искусственного интеллекта в международном частном праве. Раскрываются основные риски, которые связаны с развитие искусственного интеллекта в современном мире и их нормативное регулирование. Кроме того, определены особенности международного законодательства в направлении перспектив регулирования развития и использования технологий искусственного интеллекта в практической деятельности.
Введение. Социокультурное многообразие Северного Кавказа поставило перед Российским государством задачу по поиску наиболее эффективной модели управления регионом и разработке оптимальных правил будущего устройства края. Внедряемая административно-судебная система в наибольшей мере должна была учитывать реалии во взаимоотношениях российских властей и автохтонных народов Кавказа, тем самым содействуя налаживанию отношений в условиях постепенного угасания вооруженного противостояния. В этой связи статья повествует о становлении российской системы административно-судебного регулирования на Кавказе в 60-е годы XIX века и особенностях регионального воплощения внедряемых преобразований.
Материалы и методы. Источниковую базу настоящего исследования составили архивные материалы и опубликованные источники, относящиеся к различным этапам исследуемого периода. Важное значение также имели материалы, представленные в таких крупнейших изданиях как «Полное собрание законов Российской империи» и «Акты, собранные Кавказской Археологической комиссией». В качестве приемов историко-политического исследования применялись принципы научности и историзма, а также использовались такие научные методы как историко-системный, историко-сравнительный и дескриптивный, позволившие более глубоко понять исторические процессы, протекавшие на Северном Кавказе в рассматриваемый период.
Анализ. Обзор законодательной базы, устанавливающей Функционирование военно-народной системы управления, свидетельствует об исключительности данной системы. Так, военная система управления, действовавшая на территории Дагестанской, Терской и Кубанской областей на всех своих уровнях обладала широким кругом полномочий, предоставлявшим права в области осуществления контроля над системой судопроизводства, использования войск, задержания и административной высылки представителей коренных народов. Наряду с этим, недостаточно четкие формулировки, определяющие порядок осуществления данных полномочий, а также отсутствие структур, позволяющих осуществлять независимый контроль, усиливали вероятность злоупотреблений должностными лицами системы военно-народного управления своих служебных обязанностей.
Результаты. Формирование системы военно-народного управления на Северном Кавказе позволило успешно реализовать все стоящие перед российской администрацией задачи в рассматриваемый период. Кроме того, далось ликвидировать угрозу повторения войны, существовавшую в регионе после победы над имаматом.
Необходимость обеспечения демократического управления, защиты прав граждан, социальной стабильности, экономического развития в контексте современного политического процесса в РФ тесно связана с вопросами плюрализма политических взглядов в стране. Важность вопросов политического многообразия обусловлена сохраняющейся приверженностью страны демократическим принципам и идеалам правового государства. В данной работе рассматриваются генезис и эволюция политического плюрализма как неотъемлемого элемента политического процесса в РФ. В рамках поставленных задач в работе осуществлен анализ правового регулирования, касающегося реализации принципа и основ политического плюрализма в РФ в контексте формирования правовой политики. Но основании проведенного анализа определен ряд потенциальных проблем и препятствий для его развития с поиском возможных решений.
Введение: в условиях стремительного развития современных обществ и усложнения социальных, политических и правовых процессов становится очевидной необходимость углубленного изучения механизмов обеспечения правопорядка. Государственные структуры вынуждены адаптироваться к постоянно возникающим вызовам, связанным с усилением динамики общественных процессов, выходящими за рамки традиционных способов управления угрозами безопасности. На фоне этих изменений системный подход приобретает особое значение для оценки и совершенствования структуры правоохранительной системы. Исследование проблемы охраны правопорядка посредством концептуальных и методологических инноваций позволяет выработать рекомендации, направленные на повышение эффективности функционирования правового механизма в изменяющихся условиях. Цель - разработать концептуально обоснованную модель правоохранительной системы, способную интегрировать системный подход в изучение ее структуры и функциональных особенностей.
Методологическая основа: комплекс методов, сочетающих системный анализ с телеологическим подходом, что позволяет рассматривать явление правоохранительной системы в целом и выявлять целевые ориентиры ее функционирования.
Результаты: эффективность правоохранительной системы напрямую зависит от интеграции различных компонентов: государственных институтов, нормативной базы и механизмов участия гражданского общества. Исследование показало, что самостоятельная работа государственных органов не способна обеспечить максимально устойчивое состояние правопорядка, если не организовано конструктивное взаимодействие с неформальными институтами и социальной средой.
Выводы: правоохранительная система представляет собой сложное и многослойное образование, в котором важную роль играет интеграция разнообразных элементов, обеспечивающих охранительное воздействие на общественные отношения. Эффективное функционирование данной системы возможно только при сочетании государственных усилий с активным участием гражданского общества и использованием современного комплекса правовых средств.
Статья посвящена сравнительному анализу положений действующего чрезвычайного законодательства, закрепляющего порядок установления и реализации экстраординарных (особых) правовых режимов. Исследованы акты федерального законодательства, регламентирующего правовые режимы военного, чрезвычайного положения, чрезвычайных ситуаций, противодействия терроризму и экстремистской деятельности, а также регионального законодательства о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (всего – 93 нормативных акта). Отмечено, что законодатель (в особенности региональный) по-разному подходит к вопросу нормативно-правового закрепления предмета регулирования, определения и разграничения оснований введения экстраординарных (особых) правовых режимов, полномочий органов публичной администрации и их должностных лиц, которые обеспечивают реализацию таких режимов. Так, например, в законодательстве о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, противодействия терроризму и экстремистской деятельности не предусмотрены основания введения соответствующих режимов.
Выявлено несоответствие нормативного содержания законодательных актов субъектов РФ в части закрепления экстраординарных полномочий публичной администрации. В целях устранения неопределенностей в вопросах соотнесения объектов правового регулирования и оснований для введения экстраординарных (особых) административно-правовых режимов обосновывается предложение о необходимости формулирования бланкетных правовых норм, определяющих основания введения экстраординарных (особых) правовых режимов и направленных на обеспечение их реализации. По итогам исследования делается вывод о необходимости приведения в соответствие содержания нормативных правовых актов субъектов РФ, которые наделяют органы публичной администрации и их должностных лиц экстраординарными полномочиями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Описываются возможные направления совершенствования законодательства в данной сфере.
В статье развивается проблематика критического освоения понимания принципов права. Автор осмысливает изменение принципов права в условиях быстротечности явлений и событий. В современном обществе риска ускорение реальности с помощью новых технологий отражается на динамике правовых принципов. В постоянно изменяющейся обстановке законодателем применительно к эволюционирующим условиям адаптируются не только правовые нормы, регулирующие объективно нуждающиеся в этом общественные отношения. Правовые принципы как более стабильные по отношению к нормам элементы права также подвержены развитию. В статье на примере развития основных принципов противодействия терроризму продемонстрирована их динамика в обстановке скоротечности реализации рисков. Критически проанализировано отражение правовой конструкции правовых принципов регулирования общественных отношений в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в действующем законодательстве. Проведенный анализ показывает не только важность опоры на одни принципы международного права в правовом регулировании в этой сфере, но и значимость конституционно-правовых принципов, выработанных в Конституции Российской Федерации и активно внедряемых в России в последнее десятилетие. Эскалация рисков в условиях повышения конфронтации в мире создает правовые проблемы безопасности, включая правовые риски, что требует корреляции принципов права с динамикой рисков.
В статье рассматриваются положительные и отрицательные аспекты текущего регулирования технологий в области культуры и искусства, основанных на элементах искусственного интеллекта (ИИ). Актуальность темы диктуется стремительным развитием и всё более широким применением технологий ИИ в современном обществе. В работе выделены основные преимущества и риски, которые несет использование ИИ в культурной сфере жизни общества, а также предложены правовые меры для максимизации полезных тенденций и предотвращения отрицательных последствий. Установлено, что в правовой доктрине относительно применения ИИ при создании произведений искусства и культуры одним из самых обсуждаемых является вопрос закрепления авторских прав на произведения, созданные с помощью ИИ (картины, песни, программные коды, книги). Немаловажной признается проблема защиты прав авторов, на чьих произведениях ИИ обучается и затем в разной степени копирует их стиль или отдельные элементы. Содержание права интеллектуальной собственности и порядок их защиты различаются от страны к стране, что вызывает затруднения при обсуждении вопросов защиты авторских прав на произведения, созданные посредством генерации ИИ. Результаты разрешения всех этих вопросов в законодательствах разных стран окажут значительное влияние и на культуру, и на право будущего. Отмечается, что создание общеобязательных государственных стандартов при использовании ИИ может стать ключом к эффективному правовому регулированию.
Статья посвящена исследованию правового регулирования общественных отношений в сфере синтетической биологии. Цель статьи — выявить ключевые признаки понятия «синтетическая биология»; провести исследование нормативных правовых актов на глобальном уровне, уровне межгосударственных интеграционных объединений Российской Федерации, которые посвящены регулированию в сфере синтетической биологии; выявить основные аспекты и направления, в которых используется понятие «синтетическая биология»; сформулировать предложения по правовому регулированию соответствующих отношений на уровне Российской Федерации. Проанализированы различные определения понятия «синтетическая биология» в российских и зарубежных доктринальных источниках, а также в международно-правовых документах и документах международных организаций. Проведен анализ нормативного регулирования общественных отношений в сфере синтетической биологии. При исследовании использовались догматический и формально-логический методы, аксиологический подход и метод сравнения. По итогам анализа выделены существенные признаки понятия «синтетическая биология», сделаны выводы об основных аспектах и направлениях, в рамках которых используется данное понятие. Сформулированы предложения по правовому регулированию соответствующих отношений на уровне Российской Федерации, согласно которым целесообразно развивать регулирование применения технологий синтетической биологии для возможного создания патогенных организмов и других угроз в области биобезопасности, при этом регулировать применение технологий синтетической биологии в рамках других направлений нецелесообразно, поскольку соответствующие общественные отношения подпадают под уже существующее регулирование в более общих областях, таких как регулирование научных исследований и регулирование в сфере биотехнологий, биоэкономики, генетических технологий.
Статья посвящена анализу понятия и принципов национальной безопасности. Национальная безопасность рассматривается как комплексное явление, охватывающее различные аспекты жизни страны и ее граждан, включая политическую, экономическую, социальную, информационную и военную сферы. С юридической точки зрения, национальная безопасность представляет собой не только фактическое состояние, но и правовой режим, обеспечиваемый системой правовых норм и институтов. Автором отмечено, что в российском законодательстве понятие национальной безопасности закреплено в Федеральном законе «О безопасности» и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Согласно этим документам, национальная безопасность определяется как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие страны. В статье отмечено, что в юридической науке и практике выделяется ряд принципов национальной безопасности, которые лежат в основе формирования и реализации государственной политики в этой сфере. Одним из ключевых принципов является принцип законности, который предполагает, что все меры по обеспечению национальной безопасности должны осуществляться в строгом соответствии с Конституцией и законодательством страны. Этот принцип имеет особое значение в правовом государстве, так как он гарантирует, что деятельность по защите национальных интересов не будет противоречить правам и свободам граждан.
Введение: на основе анализа международно-правовых норм и стандартов раскрываются некоторые вопросы правового регулирования процессуального положения обвиняемого в отечественном уголовном процессе. Автором указаны основные причины несоответствия внутригосударственного законодательства нормам международного права и предложены направления дальнейшего совершенствования в данной сфере.
Материалы и методы: основой исследования послужили международные договоры и соглашения, действующие нормативные правовые акты, анализ мнений ученых-процессуалистов по рассматриваемой тематике. Использованы диалектический метод познания, а также сравнительно-правовой и формально-логический методы.
Результаты исследования: установлено, что международные правовые акты, регламентирующие правовую помощь по уголовным делам, носят комплексный характер. Анализ нормативных правовых актов показал, что данная область регулирования не лишена недостатков и нуждается в комплексном и согласованном улучшении. Автор констатирует, что российское законодательство соответствует демократическим представлениям и международным стандартам в области защиты прав человека. Однако с целью улучшения эффективности правового регулирования прав обвиняемого предлагается внести изменения в статью 192 УПК РФ.
Обсуждение и заключение: анализ российского законодательства сквозь призму международных норм и стандартов наглядно демонстрирует, что оно полностью соответствует современным подходам и демократическим представлениям о правах человека. Однако законодательная регламентация не является гарантией ее реализации в полном объеме. Правосудие будет отвечать требованиям законности и справедливости только при соблюдении норм права, регламентирующих права обвиняемого в полном объеме. Эффективная реализация прав обвиняемого является одной из гарантий законности и объективности судебного решения.