От шуток до преступлений: трансформация девиантного поведения в Интернете (2025)

Настоящее исследование посвящено вопросам квалификации и уголовно-правового реагирования на проявления цифрового девиантного поведения, в частности - феноменам треш-стримов и пранкинга. В центре анализа находится правовая оценка онлайн-трансляций, содержащих сцены насилия, унижения и агрессии, совершаемых с целью извлечения материальной выгоды, а также действий, связанных с пранкингом, потенциально перерастающим в противоправные деяния. В работе рассматриваются правовые механизмы квалификации указанных форм поведения в рамках действующего законодательства Российской Федерации, выявляются пробелы в правоприменительной практике и анализируются возможные направления нормативного регулирования. Особое внимание уделяется проблеме правовой оценки действий зрителей, осуществляющих финансовое стимулирование насильственного контента посредством системы донатов, а также вопросу разграничения допустимой провокации и самовыражения в условиях публичного цифрового пространства. Проводится комплексный анализ как действующих положений Уголовного кодекса Российской Федерации, так и доктринальных предложений по их совершенствованию. Наряду с этим осуществляется сопоставление с соответствующими зарубежными подходами, в частности - правовыми моделями, применяемыми в Германии, Великобритании, Республике Корее и Республике Беларусь. Используются формально-юридический и сравнительно-правовой методы, а также анализ доктринальных источников и правоприменительной практики с учетом криминологических и социокультурных факторов. Научная новизна исследования заключается в комплексной уголовно-правовой оценке треш-стримов как формы публичной агрессии, совершаемой с корыстной целью в цифровой среде. Установлено, что действующее законодательство не учитывает специфику подобных деяний, что затрудняет четкое разграничение провокационного самовыражения и действий, представляющих общественную опасность. Обоснована необходимость нормативной конкретизации ключевых признаков состава преступления, а именно: прямого эфира, наличия насилия (физического или инсценированного), а также корыстного мотива. Предлагается рассматривать финансирование противоправных действий зрителями через донаты как форму соучастия. Подчеркнута значимость интеграции фискального контроля и механизмов идентификации, что подтверждается примерами из правоприменительной практики Германии, Великобритании и Республики Беларусь. Сделан вывод о необходимости разработки комплексной государственной политики, которая сочетала бы уголовно-правовые, организационные и просветительские меры.

Издание: ПОЛИЦЕЙСКАЯ И СЛЕДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Асадов Раму Беюкханович
Сохранить в закладках
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях уголовноисполнительной системы Российской Федерации: особенности и актуальные проблемы (2025)

Предметом исследования выступают особенности и актуальные проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, включая их правовое регулирование и применение в доказывании по уголовным делам. Целью работы является анализ проблем использования результатов ОРД в исправительных учреждениях и разработка предложений по совершенствованию этой деятельности в условиях функционирования учреждений, исполняющих наказание. В научно-исследовательской работе анализируются актуальные проблемы использования результатов ОРД в исправительных учреждениях, вопросы, связанные с совершенствованием процедуры включения полученных сведений в уголовное доказывание, проблемы, возникающие в процессе расследования преступлений в исправительных учреждениях, вносятся предложения, необходимые для совершенствования этой деятельности в условиях функционирования учреждений, исполняющих наказание. Результаты работы указывают на наличие существующих актуальных проблем использования результатов оперативно-розыскной деятельности, а также вносятся предложения, необходимые для совершенствования этой деятельности в условиях функционирования учреждений, исполняющих наказание. Методологическая основа данной работы представляет собой анализ норм оперативно-розыскного и уголовно-исполнительного законодательства, а также результатов режимных мероприятий и оперативно-розыскных действий, проводимых сотрудниками исправительных учреждений в доказывании по уголовным делам. Научная новизна исследования заключается в том, что рассмотренные проблемы, связанные с оформлением режимных мероприятий в местах лишения свободы осуществляется зачастую без вынесения соответствующего постановления, участия понятых, а также соблюдения уголовно-правовых требований закона, вследствие чего результаты ОРД в пределах исправительного учреждения должны быть признаны недопустимыми и не могут использоваться в процессе уголовного судопроизводства. Выводы, которые были сформулированы в работе направлены на решение рассматриваемых проблем. Для этого необходимо, в первую очередь, внести соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которые позволят дополнить существующую систему доказательств, вследствие чего результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные в исправительных учреждениях, смогут быть использованы при производстве по уголовному делу.

Издание: ПОЛИЦЕЙСКАЯ И СЛЕДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Серенко Роман Сергеевич, Тарыкин Владимир Константинович
Сохранить в закладках
Институционализация негосударственной системы обеспечения общественной безопасности в контексте современных вызовов национальной безопасности Российской Федерации (2025)

Предметом исследования является правовое и институциональное регулирование деятельности негосударственных субъектов, участвующих в обеспечении общественной безопасности в Российской Федерации. Автор уделяет внимание вопросам взаимодействия между государственными органами и негосударственными актами в контексте современных вызовов национальной безопасности, включая такие угрозы, как терроризм, экстремизм, киберугрозы и иные факторы риска. Рассмотрены ключевые аспекты функционирования негосударственной системы обеспечения общественной безопасности, включая проблемы законодательной и нормативной базы, препятствующие эффективной интеграции негосударственных акторов в общую систему обеспечения безопасности. Особое внимание уделяется анализу институциональных механизмов взаимодействия государственных и негосударственных субъектов, вопросам лицензирования, ответственности и правоприменительной практики. Автор также рассматривает вопросы адаптации зарубежного опыта, что позволяет выявить сильные и слабые стороны отечественного регулирования и обосновать необходимость его совершенствования. Исследование направлено на формирование системного понимания роли негосударственных субъектов в современных условиях и выработку рекомендаций для развития законодательства и повышения эффективности взаимодействия между государственными органами и негосударственными акторами. В исследовании используются методы формально-юридического, сравнительно-правового и институционального анализа. Применяется анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации и зарубежных источников, способствующих развитию теории и практики институционализации негосударственной системы обеспечения общественной безопасности. Дополнительно применялись инструменты искусственного интеллекта ChatGPT (OpenAI, 2023), для редактирования текста аннотации. Новизна исследования заключается в разработке системного подхода к институционализации негосударственной системы обеспечения общественной безопасности в России, а также в обосновании необходимости создания комплексного федерального закона, регулирующего статус негосударственных субъектов и формы их взаимодействия с государственными органами. Основными выводами проведенного исследования являются: 1) необходимость унификации и систематизации нормативно-правовой базы в сфере обеспечения общественной безопасности; 2) целесообразность создания единого федерального закона о негосударственной системе обеспечения общественной безопасности; 3) внедрение институциональных механизмов координации между государственными и негосударственными субъектами; 4) учёт зарубежного опыта лицензирования, регулирования и общественного контроля, способствующего повышению эффективности работы негосударственных субъектов. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их применения органами государственной власти для совершенствования законодательства и формирования эффективной политики в сфере обеспечения национальной безопасности.

Издание: НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NOTA BENE
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Ротко Андрей Геннадьевич
Сохранить в закладках
Правовой статус транснациональных корпораций как субъектов международного частного права (2025)

Предметом исследования, проводимого авторами данной статьи, являются взаимоотношения транснациональных корпораций и государственных органов в контексте экономического развития. Транснациональные корпорации являются результатом быстро растущей глобальной экономики в мире, поскольку их деятельность является основой экономического мирового развития и технологического прогресса в любом государстве с развитой экономикой. В ходе анализа осуществляется оценка влияния деятельности транснациональных корпораций на национальные экономики, а также рассматриваются различные подходы к регулированию и контролю за их деятельностью. Особое внимание в статье уделяется влиянию деятельности транснациональных корпораций на законодательства стран и права их граждан. Помимо этого, исследование также предлагает оценку эффективности существующих механизмов регулирования и даёт рекомендации для улучшения взаимодействия ТНК и государственных органов в интересах устойчивого экономического развития и социального благополучия. Достижение цели и решение исследовательских задач опиралось на следующую методологическую базу. В частности, при раскрытии содержания термина «транснациональная корпорация» - внутреннее и внешнее сравнение, формально-юридический метод, а также диалектические методы научного познания: анализ, абстрагирование, аналогия, синтез и теоретико-прогностический. В работе использовалось сочетание теоретической и эмпирической информации. Следует отметить, что в условиях глобализирующегося мира международные корпорации являются мощным двигателем влияния на мировую экономику и политику. В связи с осуществлением корпорациями экономической деятельности, реализуется важнейший институт международного частного права между правительствами в сфере экономики. Для более эффективной реализации деятельности корпораций необходимо оптимальное правовое регулирование таких отношений с учетом законных прав и интересов всех участников экономических отношений. В результате исследования авторы приходят к выводу о преобладании различных уровней регулирования деятельности ТНК, влияние законов разных стран на ТНК, а также взаимодействие правовых систем разных государств друг с другом на правовое регулирование деятельности ТНК и анализ мнений исследователей по данному вопросу.

Издание: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): ЦЫГАНКОВ Александр Юрьевич, Соломахин Владислав Андреевич
Сохранить в закладках
СПЕЦИФИКА СДЕЛОК БАНКА С ВНЕБИРЖЕВЫМИ ДЕРИВАТИВАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (2024)

Цель статьи - рассмотреть специфику регулирования при использовании производных финансовых инструментов (ПФИ) российскими банками, определить их роль в управлении финансовыми рисками и исследовать ключевые проблемы в правоприменительной практике. Несмотря на запрет кредитным организациям заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, они вправе заключать договоры с ПФИ для защиты от рисков изменений валютных курсов, цен на товары и изменений процентных ставок для своих клиентов и контрагентов. Основополагающим принципом применения внебиржевых деривативов является оптимизация риска в экспортно-импортной деятельности и управлении долговой нагрузкой. К ключевым проблемам, которые следует выделить, относятся: неравномерный доступ к информации; риски, связанные с отсутствием центрального контрагента на рынке внебиржевых деривативов; различия в профессиональной подготовке сторон и правовом регулировании, в том числе стандартных договоров, заимствованных из иностранных систем, таких как ISDA. Сложившаяся в настоящий момент ситуация на финансовом рынке позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования анализа рисков всеми сторонами при использовании внебиржевых деривативов с внедрением лимитной системы банками при анализе контрагентов, аналогичной кредитным лимитам, а также необходимости совершенствования правового регулирования сторон, изначально имеющих разную осведомленность о природе заключаемой сделки.

Издание: УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКОВСКОГО ИНСТИТУТА
Выпуск: № 4 (50) (2024)
Автор(ы): ЛЕБЕДЕВА МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА, ШЕВЦОВ ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ
Сохранить в закладках
БЕСПИЛОТНЫЕ СИСТЕМЫ: ДИНАМИКА ГРАНИЦ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИНИМИЗАЦИИ ЕЕ РИСКОВ (2024)

Землин А. И., Матвеева М. А., Гоц E. В. Актуальные проблемы минимизации рисков, возникающих в связи с использованием беспилотных автомобилей в условиях мегаполиса: системно-правовой анализ: Монография. - М.: КноРус, 2023. - 190 с. ISBN 978-5-406-12803-9. Статья представляет собой рецензию на монографию «Актуальные проблемы минимизации рисков, возникающих в связи с использованием беспилотных автомобилей в условиях мегаполиса: системно-правовой анализ», подготовленную представителями Российского университета транспорта. Отмечается актуальность тематик, включенных в содержание монографии, широта их освещения, позволяющая решить ряд поставленных задач. В частности, с использованием инструментария историко-правового, компаративно-правового и системно-правового подходов проанализированы и осмыслены концепции применения риск-ориентированного подхода в интересах мониторинга, визуализации и выработки управленческих решений по минимизации угроз в условиях осуществления различных видов деятельности. Особо подчеркивается значимость предложений, сформулированных по результатам проведенного исследования, внедрение которых позволит минимизировать за счет комплексного использования правовых средств риски эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования, что имеет значение для обеспечения эффективности и безопасности их функционирования, в контексте потребностей развития российской экономики, достижения национальных целей и стратегического позиционирования Российской Федерации в современном мире. Полный текст статьи в переводе на английский язык публикуется во второй части данного выпуска.

Издание: МИР ТРАНСПОРТА
Выпуск: Т. 22 № 1 (110) (2024)
Автор(ы): Холиков Иван Владимирович
Сохранить в закладках
Ответственность за правонарушения, связанные с незаконной добычей водных биологических ресурсов: проблемы терминологии (2025)

Осуществление рыболовства является строго регламентированной деятельностью, что обеспечивает сохранение видового разнообразия водных биоресурсов, их восполняемость и бережное, нерасточительное отношения к данным природным богатствам. Нарушения установленных правил и требований, в особенности в процессе добычи рассматриваемых ресурсов, наносит вред окружающей среде, создает опасность уничтожения отдельных видов ВБР, оказывает влияние на экономическую стабильность государства. В статье рассматривается проблема терминологического несоответствия правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения, связанные с незаконной добычей водных биологических ресурсов. Особое внимание уделяется вопросам понятийного характера в данной сфере, в частности применению различных терминов, в нормативных правовых актах, регулирующих добычу водных биологических ресурсов. В статье рассмотрены правовые нормы, устанавливающие ответственность за совершение правонарушений при осуществлении незаконной добычи водных биологических ресурсов. Особое внимание уделено также специфике применения терминологии, при назначении административной и уголовной ответственности за незаконную добычу водных биоресурсов. Отмечено, что на настоящий момент правовые нормы, предусматривающие ответственность за осуществление незаконной добычи водных биологических ресурсов, требуют внесения в них изменений. Указанные изменения, в частности касаются уточнения формулировок, закрепленных в действующих нормативных правовых актах, а также проверки их соответствия нормам, регламентирующим рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов. Автор обращает внимание на важность приведения используемой терминологии к единообразию и закрепления на законодательном уровне перечня млекопитающих (среди которых выделяется категория «морские млекопитающие»), которые относятся к водным биологическим ресурсам. Предполагается, что указанные меры повлияют на устранение правовых коллизий, а также сделают правовые нормы более доступными для понимания как для субъектов их применения, так и для граждан.

Издание: АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Семенова Ирина Владимировна
Сохранить в закладках
АДВОКАТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ (2025)

Институты адвокатуры в Российской Федерации и Республике Беларусь имеют схожие задачи, однако их правовое регулирование, организационная структура и специфика деятельности отличаются и отражают особенности правовых систем каждого государства. Несмотря на отличия, необходимо создавать эффективную систему адвокатуры, способствующую защите прав и интересов клиентов, доверителей.

Цель исследования – проведение сравнительно-правового анализа организации и деятельности адвокатуры в Российской Федерации и Республике Беларусь.

Материалы и методы. В качестве исходных данных были использованы следующие материалы: международные договоры, нормативные правовые акты, документы адвокатских органов, научные работы, публикации в периодических изданиях. При исследовании были использованы общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция. Среди частнонаучных методов были использованы формально-юридический, сравнительно-правовой, систематический методы.

Результаты исследования. В Российской Федерации адвокаты обладают большей независимостью, а региональные адвокатские палаты играют значимую роль. В Республике Беларусь адвокатура централизованная, больше сотрудничает с государственными структурами, из-за чего проблема влияния государственного контроля на независимость адвокатуры остается в настоящее время. В Беларуси для ведения адвокатской практики требуется лицензия, которая выдается Министерством юстиции Республики Беларусь. Ограничение выбора адвокатского образования в Беларуси ограничивает право выбора адвоката, поскольку Министерство юстиции Республики Беларусь регулирует создание адвокатских образований и их деятельность. В области адвокатской тайны также существуют правовые пробелы, которые необходимо устранять. В России кандидатам на получение статуса адвоката необходимо добавить условие о прохождении стажировки в адвокатском образовании. Необходимо также создать общую концепцию развития адвокатуры в стране и основным направлением выбрать развитие оказания бесплатной юридической помощи. Предлагается законодательно урегулировать предоставление адвокатом бесплатной юридической помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Выводы. Предлагаются законодательные изменения для развития адвокатур России и Беларуси, поскольку в обеих странах существует ряд правовых проблем, которые требуют новых решений в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, участие в отправлении правосудия и содействие укреплению законности.

Издание: OECONOMIA ET JUS
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): СИНИЧКИН АНДРЕЙ АРКАДЬЕВИЧ, МУЛГАЧЕВ ДАВИД НИКОЛАЕВИЧ
Сохранить в закладках
Институт лоббизма: специфика функционирования, основные тенденции развития (2025)

Введение. Статья посвящена исследованию института лоббизма как институционально оформленного механизма влияния на принятие политических решений в современных демократиях. Под демократией здесь понимается политическая система, отвечающая критериям конкурентных выборов, разделения властей и защиты прав человека. Лоббизм трактуется как целевое взаимодействие между бизнес-структурами, органами государственной власти и гражданским обществом, направленное на представление интересов и выработку законодательных инициатив в публичной сфере. В работе проведен сравнительно-правовой и контент-анализ основных моделей лоббистской деятельности (реестровая, консультационная, гибридная и цифровая), исследовано правовое регулирование (законы США, ЕС, Канады и нормативные пробелы в РФ) и оценено влияние лоббирования на этапы разработки государственной политики. Особое внимание уделено сравнительному анализу практик в США, Европейском Союзе и России, что позволило выявить общие принципы институционализации и существенные различия в механизмах прозрачности, отчетности и санкций.

Материалы и методы. В данном исследовании применён комплекс методов, включающий комплексный обзор литературы, анализ конкретных кейсов, сравнительный анализ, изучение правовых норм и статистический анализ. Первоначально был проведён систематический обзор научных публикаций, монографий и законодательных актов по лоббизму в России и зарубежных странах (США, ЕС, Канада, Бразилия, Индия), что позволило выявить ключевые концептуальные подходы и существующие пробелы в исследовании. Далее на основе отчетов по Lobbying Disclosure Act (США, 1995–2023 гг.), EU Transparency Register и Office of the Commissioner of Lobbying (Канада) анализировались конкретные примеры институционализированного лоббизма для понимания механизмов регистрации, отчётности и контроля. Сравнительный анализ различных систем лоббирования осуществлялся по критериям прозрачности, формализации, административных затрат и гибкости, а также по оценке их эффективности воздействия на процесс формирования государственной политики. Для определения охвата и ограничений нормативного регулирования выполнен подробный анализ действующих законов и нормативных актов, включая выявление отсутствия чёткого определения, участников и санкций в российском законодательстве. Статистический анализ затрат на лоббизм и их распределения по секторам базировался на открытых данных реестров и годовых отчётов лоббистских организаций, что позволило визуализировать структуру расходов.

Результаты исследования. Институционализированный лоббизм выступает одним из ключевых механизмов влияния на процесс принятия политических решений в современных демократических государствах. Профессиональные лоббисты и специализированные лоббистские организации влияют на формирование государственной повестки в широком спектре сфер — от хозяйственной и торгово-экономической до экологической и социальной политики. Анализ данных открытых реестров показывает, что в США затраты на лоббизм непрерывно растут, достигнув 4,5 млрд USD в 2023 г. (U. S. Senate, 2024), что свидетельствует о возрастающем весе корпоративных интересов в законодательном процессе. Прозрачность процедур регистрации и регулярной отчётности, характерная для реестровых моделей США и ЕС, играет критическую роль в обеспечении баланса между общественными интересами и интересами отдельных групп. В странах с чётко установленными правовыми рамками (жёсткие требования к раскрытию информации, санкции за нарушение отчётности) лоббизм демонстрирует более высокий уровень легитимности и публичного доверия. Вместе с тем недооценка роли контроля и недостаточные механизмы санкций могут привести к чрезмерному влиянию узких групп и созданию коррупционных рисков. Эффективность институционализированного лоббизма определяется ресурсами участников и качеством правового регулирования, прозрачностью процессов и строгой системой ответственности за нарушение норм.

Обсуждение и заключение. Современная практика институционализированного лоббизма демонстрирует его двойственный характер: с одной стороны, лоббирование способствует демократическому процессу, предоставляя законодателям экспертные данные из бизнеса, науки и общественных организаций, а с другой — при отсутствии чётких правовых рамок и механизмов контроля оно может стать источником политической коррупции и непрозрачного влияния. В условиях переходных и зрелых демократий важно выстроить комплексный подход к регулированию, включающий обязательную регистрацию участников, раскрытие финансовых потоков и санкции за нарушение отчётности. Такая система обеспечивает баланс между легитимным представлением интересов и недопущением доминирования узких групп. Лоббизм, будучи неотъемлемым элементом публичной политики, должен интегрироваться в единую правовую архитектуру, подкреплённую механизмами ответственности и мониторинга. Особую актуальность имеет дальнейшее изучение практик лоббирования в странах с формирующимися демократиями, где отсутствие традиций прозрачности усугубляет риски коррумпированного воздействия и преодоления институциональных барьеров для эффективного представительства гражданских и коммерческих интересов.

Издание: ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ. XXI ВЕК
Выпуск: том 21, № 2 (2025)
Автор(ы): Холин Никита Дмитриевич
Сохранить в закладках
Развитие правового регулирования института государственно-частного партнерства и его значение при реализации инфраструктурных проектов: опыт Российской Федерации и зарубежных стран (2025)

Введение. В статье исследуется развитие института государственночастного партнерства в России, США, Франции и Японии, акцентируя внимание на ключевых особенностях правовых систем данных стран и их влиянии на реализацию масштабных инфраструктурных проектов. В исследовании подчеркивается существенная роль гармонизации нормативно-правовой базы для успешного развития государственно-частного партнерства, что требует учета интересов как государственного, так и частного сектора.

Материалы и методы. Исследование базируется на таких общенаучных и специальных методах, как: классификация, анализ, синтез, сравнительно-правовой метод, системно-структурный метод, технико-юридический метод, анализе OSINT и изучении казуального права, применяемого в регулировании государственно-частного партнерства

Результаты исследования. В работе выявлены основные характеристики и различия правового регулирования государственно-частного партнерства в правовых системах России, США, Франции и Японии. Основу российской нормативно-правовой базы, регулирующей государственно-частное партнерство, составляют федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также следует отметить и федеральный закон от 01.04.2022 № 75-ФЗ «О соглашениях, заключаемых при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, и о внесении изменения в Закон Российской Федерации «О недрах», который, на взгляд автора, вводит новую «квазиформу» ГЧП в нефтегазовой отрасли. Данные федеральные законы устанавливают правовые основы для реализации проектов ГЧП, определяют формы взаимодействия публичных и частных партнеров, а также регулируют порядок заключения, исполнения и прекращения соответствующих соглашений. Однако, несмотря на развитие существующей нормативно-правовой базы, в российской практике реализации проектов ГЧП существуют определенные недостатки. Прежде всего к ним следует отнести следующие: наличие несоответствий регионального правового регулирования ГЧП федеральному регулированию: наряду с федеральными законами, в субъектах Российской Федерации действуют собственные нормативные акты, регулирующие ГЧП, что может приводить к правовой фрагментации и затруднять унификацию правовых подходов к данному институту; - высокие трансакционные издержки: сложность и длительность процедур согласования и реализации проектов ГЧП увеличивают издержки для участников; - отсутствие координирующей структуры на федеральном уровне: на текущий момент инфраструктурные проекты, реализуемые на базе ГЧП подлежат согласованию федеральным или региональным органом исполнительной власти, к ведению которого относится инфраструктурный проект, что может создавать различную практику реализации проектов схожей/смежной инфраструктуры. Вышеперечисленные недостатки усложняются достаточно частыми изменениями в законодательстве, что создает неопределенность и снижает привлекательность модели государственно-частного партнерства в российских инфраструктурных проектах для частных инвесторов. На этом фоне японская модель государственно-частного партнерства выделяется своей долгосрочной стратегической ориентацией и эффективным использованием модели «строительство-передача-собственность». Данная модель минимизирует налоговую нагрузку на частных партнеров, одновременно обеспечивая государственную собственность на объекты инфраструктуры, что делает проекты как экономически эффективными, так и социально значимыми. Во Франции, в свою очередь, несмотря на разнообразие моделей государственно-частного партнерства, правовое регулирование различных форм государственно-частного партнерства гармонизировано, а также существует четкое разделение между концессиями и контрактами государственно-частного партнерства.

Обсуждение и заключение. На основе проведенного анализа предложены рекомендации по совершенствованию правового регулирования государственно-частного партнерства в России. В их числе гармонизация регионального и федерального законодательства, снижение трансакционных издержек и развитие специальных экономических режимов, предусматривающих закрепление на законодательном уровне преференций, льгот и гарантий для частных (в том числе иностранных) инвесторов, участвующих в реализации крупных инфраструктурных мегапроектов на базе государственно-частного партнерства. Кроме того, особое внимание следует уделить созданию институциональной структуры для управления проектами, реализуемыми на базисе государственно-частного партнерства участников. Реализация вышеперечисленных мер позволит создать условия для привлечения частных инвестиций, повышения эффективности инфраструктурных проектов, реализуемых на базе государственно-частного партнерства.

Издание: ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ. XXI ВЕК
Выпуск: том 21, № 2 (2025)
Автор(ы): Камина Петр Владимирович
Сохранить в закладках
Правовое обеспечение кибербезопасности топливно-энергетического комплекса России в контексте реализации Энергетической стратегии до 2050 года (2025)

Введение. В статье рассматривается проблема кибербезопасности топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России в условиях цифровой трансформации отрасли, обозначенной в Энергетической стратегии РФ до 2050 года. Обоснована актуальность темы в связи с ростом числа кибератак на критическую инфраструктуру и недостаточностью существующих нормативных механизмов.

Материалы и методы. Методологическую основу составляют сравнительно-правовой анализ, формально-юридический и системный подходы, с опорой на документы стратегического планирования РФ и международные нормативные акты (США, ЕС, КНР).

Результаты исследования. Выявлен пробел в российском законодательстве: отсутствие специального закона о кибербезопасности объектов ТЭК. Проанализированы положения действующих нормативных актов, установлено их фрагментарное и отрасле-нейтральное применение. Приведён анализ зарубежных моделей NERC CIP (США), директивы NIS 2 (ЕС) и законодательства КНР.

Обсуждение и заключение. Предложена концепция специального федерального закона о кибербезопасности объектов ТЭК, основанная на принципах превентивности, устойчивости, ответственности и отраслевой специфики. Сделан вывод о необходимости скорейшей законодательной регламентации в целях обеспечения энергетической безопасности России.

Издание: ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ. XXI ВЕК
Выпуск: том 21, № 2 (2025)
Автор(ы): Лобанов Сергей Александрович, Назарова Азиза Улугбековна, Найденов Андрей Андреевич
Сохранить в закладках
Роль глобальных международных организаций в формировании универсальных правовых основ участия адвоката в урегулировании споров о детях (2025)

Введение. В настоящем исследовании проанализированы правовые основы участия адвоката в урегулировании споров о детях, сформированные в рамках таких глобальных международных организаций, как Организация Объединенных Наций и Гаагская конференция по международному частному праву (ГКМЧП). Автор отмечает, что каждая из международных организаций вносит свой дифференцированный вклад в развитие релевантного правового регулирования.

Материалы и методы. В ходе написания работы применялись приемы научного познания: анализ, синтез, абстрагирование, обобщения, аналогии и другие. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специально-юридические методы: системно-структурный, метод догматического анализа, метод толкования правовых норм, метод юридико-технического конструирования, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический и др.

Результаты исследования. Анализ международных договоров выявил разноплановость подходов к формированию правовых основ участия адвоката в урегулировании споров о детях. Так, ООН в своей деятельности фокусируется на общих вопросах обеспечения защиты прав человека, включая отдельные категории лиц (например, детей), а также на создании международной институциональной структуры, обеспечивающей всеобщий надзор за их соблюдением. Между тем процессуальные основы участия адвоката на уровне международного права применительно к спорам о детях закладываются в рамках международных договоров ГКМЧП.

Обсуждение и заключение. Исследование показало, что имплементация норм международных договоров ГКМЧП и документов ООН на наднациональном и национальном уровнях позволяет гармонизировать практику вовлечения адвокатов в урегулирование гражданских, торговых и семейных споров, включая споры о детях.

Издание: ПРАВО И УПРАВЛЕНИЕ. XXI ВЕК
Выпуск: том 21, №1 (2025)
Автор(ы): Данильченко Виктория Борисовна
Сохранить в закладках