Международные аспекты обеспечения информационной безопасности приобретают всё большую значимость в условиях глобализации информационного пространства и цифровой трансформации международных отношений. Трансграничный характер информационных угроз, размывание государственных границ в виртуальном пространстве и возрастающая взаимозависимость национальных информационных инфраструктур обусловливают необходимость международного сотрудничества в данной области. В статье анализируются подходы Китайской Народной Республики к обеспечению международной информационной безопасности. Участие страны в обеспечении международной информационной безопасности представляет собой один из ключевых принципов внешней политики Китайской Народной Республики. В связи с высоким уровнем экономического роста и укреплением позиции Китая на международной арене все чаще возникает конфликт интересов этого государства с другими странами. Особенно напряжены отношения Китая с Соединенными Штатами, что связано с проблемой кибербезопасности и защиты интеллектуальной собственности, в частности, уязвимостью финансового, энергетического секторов и сектора информационных технологий национальных хозяйств этих стран. Вместе с тем совершенствование и развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяют противодействовать кибершпионажу со стороны иностранных агентов. Таким образом, правительство Китая заявляет о единоличном управлении собственным информационным пространством, что подразумевает создание защищенной от кибератак информационной структуры. В статье рассматриваются вопросы обеспечения национальной безопасности Китайской Народной Республики в киберпространстве; проводится анализ международно-правовой базы КНР в области информационной безопасности; дается обзор участия Китая в разработке международной политики информационной безопасности, а также противостояния КНР и США по вопросам обеспечения международной информационной безопасности.
Статья посвящена проблеме становления цифровой (электронной) демократии в современной России как механизма публичной политики и новой социально-политической практики, обусловленной процессами цифровизации. Рассматриваются вопросы, затрагивающие возможности внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий в сферу политического взаимодействия между обществом и государством, а также оцениваются перспективы развития и институционализации инновационных форм демократического участия граждан в принятии политических решений. Авторами приведены распространенные на сегодняшний день в отечественной и зарубежной науке основные трактовки термина “цифровая (электронная) демократия”. Сам феномен цифровой демократии представляется технологическим механизмом, обеспечивающим включение процессов цифровизации в процедуры свободного политического выбора и политической активности граждан. Отмечается, что возможности цифровой демократии расширяют каналы влияния со стороны общества на реализацию политического процесса на различных стадиях функционирования социально-политической системы, способствуя развитию демократического плюрализма и возрождению элементов прямой демократии. К числу действующих в настоящее время механизмов цифровой демократии в России авторы относят горизонтальную и вертикальную сетевую коммуникацию, формирование сетевых сообществ, общественное онлайнуправление, электронное голосование. Особое внимание уделено практике дистанционного электронного голосования (ДЭГ), примененной в региональном избирательном процессе и на выборах Президента Российской Федерации в 2024 г. На основании анализа явки избирателей обосновано положительное влияние системы ДЭГ на электоральную активность российских граждан. В качестве актуальных проблем становления ДЭГ как элемента цифровой демократии в современной России указаны: наличие цифрового разрыва в стране и отсутствие достаточной уверенности граждан в анонимности данной процедуры. Вместе с тем авторы разделяют позицию, что становление цифровой демократии в России должно выступать фактором расширения возможностей гражданской активности, а не их полной альтернативой.
Цель статьи: обосновать необходимость реконструкции дисциплин библиотечного образования в Узбекистане в условиях меняющегося социума, предложить подходы к формированию комплексной учебной дисциплины «Эволюция библиотечно-информационного пространства Узбекистана в контексте историко-культурных и социальных трансформаций».
Сделан акцент на адаптации содержания курса к современным вызовам и потребностям образовательной среды. Подчеркивается необходимость усиления историко-национального компонента в учебной программе для формирования профессиональной идентичности специалистов, совершенствования их культурной компетентности. Обсуждаются современные вызовы и тенденции, связанные с трансформацией библиотечного пространства, включающей процессы цифровизации, развитие информационно-коммуникационных технологий, глобализации и одновременно локализации библиотечного дела, оказывающие влияние на профессиональное образование, в том числе содержание образовательных программ.
Предлагается структурно-содержательная модель учебной программы курса, направленной на развитие у обучающихся аналитического мышления, устойчивых профессиональных ценностей, интереса к историческому наследию и современному состоянию информационно-библиотечного пространства страны. Формирование комплексной учебной программы и внедрение ее в учебный процесс учреждений библиотечного образования должно способствовать: повышению профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях перманентного развития информационно-коммуникационных технологий; сохранению и популяризации национального культурного наследия в глобальном информационном пространстве.
В условиях трансформации существующего миропорядка прогнозируется обострение информационного противоборства. Значение новых медиа как основного источника информации новостного и политического содержания в условиях продолжающейся цифровизации всех сфер жизнедеятельности человечества неуклонно возрастает. На настоящем этапе виртуальные сетевые сообщества не только выполняют функцию распространения контента, но зачастую выступают в качестве координирующего центра управления политическими процессами, как позитивного, так и противоправного содержания. Данная тенденция в полной мере характерна для Российской Федерации, где особая роль принадлежит мессенджеру Telegram.
Проанализирована проблема обеспечения технологического суверенитета в странах Африки, расположенных южнее Сахары. На примере Нигерии, Кении и Ганы показано, что в последние годы в африканских государствах появляются национальные программы и стратегии, направленные на развитие передовых информационных технологий, формируются профессиональные исследовательские группы, создаются научные и образовательно-научные центры, занимающиеся разработкой приложений, использующих технологии искусственного интеллекта (ИИ), а в ряде стран идет строительство технологических парков. При этом ключевым направлением исследований на сегодняшний день является решение задач в сфере обработки естественного языка, поскольку именно при условии создания широкого спектра разносторонних ИИ-приложений, способных понимать разные африканские языки, станет возможным создание развитой ИИ-экосистемы в Африке, ориентированной на потребности местного населения. При проведении исследования использовались как общенаучные (анализ, синтез, аналогия), так и специальные методы (критический дискурс-анализ, сравнительный анализ). Выявлено, что в настоящее время в Африке стали появляться языковые модели, способные распознавать речь на некоторых африканских языках (суахили, йоруба, тви, луганда), и даже была разработана специализированная Python-библиотека для решения задач распознавания речи для наиболее распространенных на территории Ганы языков. С одной стороны, данное обстоятельство действительно означает существенный прорыв, который страны Африки сумели добиться в сфере высоких технологий, но в масштабах всего континента эти успехи носят все же локальный характер, поскольку дальнейшее развитие в этой сфере упирается в типичную для большинства стран Африки проблему - отсутствие средств. В результате многие исследовательские группы в Африке существуют на общественных началах, а сами исследования зачастую финансируются за счет спонсорской помощи со стороны западных корпораций и фондов, что представляет серьезную угрозу технологическому суверенитету стран Африки южнее Сахары, которые, несмотря на прилагаемые усилия, продолжают зависеть от импортных технологий и иностранных инвестиций. Для того чтобы снизить указанную зависимость, правительствам африканских стран необходимо продумать механизмы привлечения к соответствующим исследованиям и разработкам африканских инвесторов. Только в этом случае представляется возможным организовать поиск оптимальных решений с целью удовлетворения конкретных местных и региональных потребностей.
Актуальность темы исследования не вызывает сомнений, поскольку институт противодействия информационному терроризму представляет особую важность в области уголовного права и криминологии. В статье рассмотрены основные аспекты обеспечения информационной безопасности посредством уголовно-правовых норм. Дан краткий анализ основных составов преступлений в сфере информационно-коммуникационных технологий. Исследованы проблемные вопросы, возникающие при квалификации данной группы преступлений. Изучены ключевые моменты содержания элементов преступлений в области защиты информационного пространства. Предложены меры, направленные на совершенствование уголовного закона в части уголовной ответственности за совершение преступлений против информационной безопасности.
В статье анализируются этапы эволюции и институционализации электронного (цифрового, онлайн-) правительства в России в сопоставлении с зарубежными практиками. Подчёркивается, что новизна и сложность процессов внедрения требуют научно обоснованных решений и участия профильных специалистов. Рассматриваются модели внедрения и управления, выявляются текущее состояние, ключевые проблемы и тенденции развития. В качестве источников использованы статистические материалы национальной отчётности и показатели индекса развития электронного правительства ООН (EGDI). Показано, что по ряду направлений зафиксирован заметный прогресс, при этом сохраняется разрыв с группой мировых лидеров. С учётом институциональных и правовых различий зарубежных юрисдикций прямое перенесение их решений ограниченно применимо; необходима адаптация подходов с акцентом на минимизацию рисков, повышение эффективности и ответственность. Аргументируется целесообразность концентрации государственной политики на универсальных эффектах для участников взаимодействия и на стратегических перспективах цифровой трансформации публичного управления.
Среди актуальных проблем развития предпринимательства в России на первый план выходят вопросы достаточности компетенций и навыков предпринимателя для работы в новой информационно-коммуникационной среде. В статье раскрывается понятие «цифровые навыки предпринимателя», рассматриваются способы их измерения. Подчеркивается важность приобретения предпринимателями цифровых навыков, которые будут способствовать их дальнейшей успешной деятельности и повышению конкурентоспособности. На основании терминологического анализа уточнено определение цифровых навыков предпринимателя, предложена их классификация. Раскрыты методические подходы к измерению цифровых навыков, для более достоверной их оценки предложено применение модели Раша
В настоящее время цифровая трансформация является одним из ключевых аспектов развития национальных экономик. Государства-лидеры в своем стремлении к достижению цифрового суверенитета стремятся развивать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и сети, что находит отражение в высоких показателях по индексу сетевой готовности. В рамках настоящего исследования авторами раскрываются различные аспекты формирования индекса сетевой готовности (ИСГ), позволяющего с определенной степенью точности анализировать уровень и динамику ИКТ и сетевой экономики различных стран. Особый научный интерес представляет проведенная на примере РФ количественная оценка риск-факторов (суб-индексов), влияющих на формирование ИСГ, а также возможные сценарии достижения экономического роста через цифровое развитие
В статье автор обосновывает, что становление цифрового государства в России определяется, начиная с 2002 г., принятием специальных государственных программ и нормативных правовых актов, вступление которых в силу позволяет выделить три этапа этого становления: начало 2000-х гг. – середина 2010-х гг.; середина 2010-х гг. – начало 2020-х гг.; начало 2020-х гг. – настоящее время.
В статье с помощью анонимного экспертного опроса «Особенности и направления формирования российского цифрового государства» автор определяет специфику и основные функции цифрового государства, которыми применительно к современной России являются: защита суверенитета в цифровой среде, представление в киберпространстве цифрового состояния реального государства, внедрение технологических инноваций в процесс оказания государственных услуг, упрощение организационноуправленческих процедур, построение многочисленных и разнообразных каналов интерактивной коммуникации между государственным и частным секторами
В данном исследовании на основе гипотез о неоднородности распространения технологий искусственного интеллекта (ИИ), о несистемности факторов воздействия на развитие цифровой среды и об ограниченности показателей эффективности ИИ-инструментов представлен анализ внедрения и использования технологий ИИ в региональном разрезе субъектов Приволжского федерального округа. Оценка регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров по данным федеральных рейтингов и результатам описательной статистики позволила охарактеризовать интегральный уровень развития ИИ в исследуемом округе и подтвердить (селективно) выдвинутые гипотезы.