Статья посвящена изучению нормативно-правового поля, регулирующего информационно-медийное пространство Республики Армения (РА), предпринята попытка анализа современного состояния армянского законодательства по части регламентации деятельности медиа. Исследование выявило основные проблемы ключевые вызовы обеспечения информационной безопасности страны. В статье поднимается вопрос о необходимости реализации правовых реформ, которые должны будут осуществляться с учетом важности обеспечения свободы слова и информации, сохранения контрольной функции медиа как четвертой власти и соблюдения интересов национальной безопасности страны. Междисциплинарный подход к исследованию, выбранная методология, базирующаяся в том числе на социологическом опросе и экспертных интервью, позволили обозначить основные тенденции и риски по рассматриваемой проблеме, а также дать профессиональные рекомендации.
Целью статьи является рассмотрение проблем функционирования таможенной службы России и регулирования параллельного импорта в целях обеспечения экономической безопасности в условиях современного состояния внешней торговли.
Задачами, которые решают авторы, являются раскрытие основных направлений развития таможенной деятельности как инструмента обеспечения экономической безопасности, рассмотрение вопроса таможенного регулирования параллельного импорта при условии реализации концепции «Интеллектуальной таможни» и формирования единого информационного пространства в рамках ЕАЭС. В статье раскрываются основные проблемы, с которыми сталкивается Федеральная таможенная служба при реализации Стратегии 2030, такие как кадровая политика, внедрение новых программных продуктов, точность целеполагания и ограничение возможности стратегического управления. Для решения проблемы зависимости ФТС России от иностранного программного обеспечения предлагаются соответствующие направления развития информационно-технического обеспечения таможенных органов. Особое место в статье посвящено систематизации отдельных аспектов параллельного импорта, который обеспечивает отдельные отрасли народного хозяйства в Российской Федерации на сегодняшний день. Рассмотрены основные позиции причин легализации параллельного импорта, перспектив его развития, а также отмечены некоторые проблемные вопросы законодательного плана и соблюдения прав владельцев объектов интеллектуальной собственности. Основной акцент сделан на роли таможенных органов в параллельном импорте.
В итоге авторами упорядочены наиболее важные на сегодняшний день тенденции и проблемные вопросы параллельного импорта как одного из элементов экономической безопасности Российской Федерации, предложены пути решения указанных проблем.
Цель исследования. В статье рассматриваются проблемы совершенствования механизма правового обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации при использовании информационных и цифровых технологий в киберпространстве. Для достижения поставленной цели в работе были использованы совокупность широко известных науке методов исследования, включая анализ научной литературы, законодательных актов и нормативных документов, а также изучение опыта других стран и международных организаций в области правового регулирования киберпространства. Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в киберпространстве Выводы. В ходе проведенного исследования автор приходит к выводу, что для совершенствования механизма правового обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации в киберпространстве необходим комплексный подход, включающий актуализацию законодательства, развитие международного сотрудничества, повышение правовой грамотности населения, развитие судебной практики и правоприменительной деятельности, а также внедрение инновационных технологий для обеспечения прав граждан. Разработка нормативных актов, регламентирующих использование передовых технологий, потребует привлечения компетентных экспертов и ученых, способных выработать оптимальные механизмы правового регулирования таких инноваций. Так же необходимо внедрение принципа ответственности за соблюдение прав и законных интересов граждан в киберпространстве на всех уровнях управления и принятия решений.
Противодействие кибертерроризму в современных условиях является одной из актуальных проблем государства, где наблюдаются высокие темпы цифровизации. Информация становится с каждым годом все более ценным ресурсов, инструментом дестабилизации политической, социально-экономической ситуации в отдельно взятом государстве, так и во всем мире. Кибертерроризм является одним из самых быстро развивающихся видов преступлений, борьба с которым осложняется проблемами как технического, так и юридического и профессионального характера. В складывающихся условиях гарантией безопасности государства является совершенствование государственной политики в сфере противодействия киберртерроризму. Каждое государство имеет свои инструменты борьбы с киберртерроризмом, учитывая особенности политического строя, исторического и экономического развития. В данной статье рассмотрены направления повышения эффективности противодействия кибертерроризму в Российской Федерации, которые имеют свои особенности. Противодействие терроризму необходимо выстраивать на основе комплексного подхода с использованием практики противодействия других государств. Одним из направлений противодействия информационному терроризму является организация и проведение комплекса профилактических мероприятий с участием государственных структур, правоохранительных органов и образовательных организаций. В данном направлении государство усиливает свою работу, так как профилактика распространения информационного терроризма позволяет нейтрализовать действия кибетеррористов. Учитывая скорость происходящих изменений с сфере информационных технологий, государственные органы обязаны проводить качественный и детальный мониторинг ситуации для разработки и применения незамедлительных действий. Деятельность государства в данной сфере осложняется отсутствием географических, информационно-телекоммуникационных ограничений. Важнейшим элементом противодействия информационному терроризму является использование научных знаний в отрасли информационных технологий и разработка новых технологических решений.
В данной научной статье рассмотрены основные вопросы, касающиеся разработки подходов к управлению документационным обеспечением в области информационной безопасности промышленных предприятий. Применен системный подход к управлению документационным обеспечением в предметной области информационной безопасности (ИБ) промышленных предприятий. Подчеркивается важность формирования документального пакета на основании комплексного анализа нормативно-правового регулирования и внутренних процессов организаций в контексте действующего законодательства Российской Федерации. В ходе проведения научных исследований были выделены три ключевые подсистемы: подготовка документационного обеспечения ИБ, классификация и типизация документов, а также направления и методология их анализа. Эти подсистемы позволяют разработать исчерпывающее руководство по процессам документирования, которое учитывает как обязательные требования, так и дополнительные элементы, способствующие комплексной всесторонней защите информации. В результате предлагается интегрированная модель диагностики состояния документационного обеспечения, отвечающая требованиям как российского, так и международного законодательства. Основной целью работы является разработка системного описания процессов управления документационным обеспечением в области информационной безопасности на основе комплекса моделей: мультииерархической классификации электронных документов в области информационной безопасности (ИБ) предприятий; теоретико-множественной модели информационного анализа процесса разработки электронной информационно-аналитической системы (ЭИАС) управления электронными документами в области ИБ. Создание целостной системы позволит обеспечить защиту информации в условиях как нормальной работы, так и экстремальных ситуаций, таких как кибератаки или утечки данных.
Целью данного исследования является изучение возможностей обеспечение безопасности цифрового пространства от кибертеррористических угроз. Основной особенностью киберпреступлений является оторванность преступника от места преступления. Таким образом, он может и находиться в любой точке мира, а совершить преступление в другой. Интернет стирает границы и временные разрывы. Некоторые ученые придерживаются мнения, что добиться эффективности от международного взаимодействия можно только в том случае, если в нем будут принимать участие не отдельные страны, а хотя бы все развитые государства. Установлено, для того чтобы обеспечить информационную безопасность на национальном уровне, потребуется принять эффективную систему, которая даст возможность использовать комплексные меры, а также действовать совместно с иностранными государствами. Мероприятия должны быть направлены на совместное противоборство террористам. Важно, чтобы эти меры позволяли не только устранить последствия преступлений, но и вовремя их предотвратить. Для этого потребуется планомерное развитие и обоснование методик по борьбе с киберпреступностью. Для защиты информации в киберпространстве на сегодняшний день актуально регулирование IT-сетей на государственном уровне. Это поможет обеспечить высокую безопасность и повысить возможности правоохранительных органов в борьбе с кибертерроризмом. Сделан вывод о том, что относительно киберпреступности российская законодательная база только формируется. Это связано не только с ростом киберпреступности как таковой, но и с тем, что это явление появилось относительно недавно, и закону приходится наверстывать разницу. Общественные отношения, в которых задействовано киберпространство, активно развиваются, они используются практически во все сферах жизни, именно поэтому отечественные исследователи киберпреступности говорят о том, что необходимо ускоренное развитие нормативно-правовой базы.
Проведен сравнительно-правовой анализ законодательства и практики защиты персональных данных пациентов в системе здравоохранения России, США, ЕС, Китая и ряда других азиатских стран. Основными методами исследования явились сравнительно-правовой, формально-юридический, экспертно-аналитический, методы визуализации и структурного анализа. Целью исследования является проведение анализа законодательства в сфере защиты персональных данных пациентов в системе здравоохранения в разных странах и выявление рекомендаций для России. Доказано, что лидерами в этой сфере являются США и ЕС, где действуют специальные законы о защите персональных данных в сфере здравоохранения, устанавливающие строгие требования к операторам медицинских данных и предусматривающие серьезные санкции за их нарушение. Отмечается, что российская законодательство в сфере защиты персональных данных в сфере здравоохранения соответствует мировым тенденциям цифровизации и защиты персональных данных, однако имеются проблемы правоприменения, связанные с недофинансированием IT-инфраструктуры медицинских организаций, дефицитом квалифицированных кадров, низкой цифровой грамотностью медицинского персонала. Полученные результаты формируют основу для дальнейших научных изысканий по проблемам трансформации систем охраны медицинской тайны в контексте развития технологий больших данных, ИИ, интернета вещей. В работе обоснована целесообразность дифференциации правового регулирования в зависимости от категорий информации (генетических и биометрических данных), аргументирована необходимость усиления ответственности за нарушения, предложены конкретные законодательные новеллы.
Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях цифровизации экономики вопросы обеспечения экономической безопасности организаций приобретают особую значимость. Развитие информационных технологий создает как новые возможности для защиты экономических интересов организаций, так и новые угрозы, требующие комплексного решения. Существующие методы обеспечения экономической безопасности нуждаются в модернизации с учетом растущего влияния цифровых технологий. Необходимо исследовать эффективность применения IT-решений для защиты экономических интересов предприятий в условиях цифровой трансформации экономики. Целью исследования является анализ возможностей использования IT-технологий для повышения уровня экономической безопасности организаций. Анализ современных тенденций показывает, что внедрение IT-технологий позволяет существенно повысить эффективность систем экономической безопасности
Цель исследования. В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с обеспечением информационной безопасности. Анализируется изменение подхода законодателя к понятийно-категориальному аппарату, а именно дефиниций «информация» и «информационная безопасность» в связи с изменением общественной действительности, а также в связи с развитием информационных технологий. Кроме того, рассматривается вопрос о месте информации и информационной безопасности в структуре уголовного закона. Изучение данных вопросов необходимо, поскольку получение ответов на поставленные вопросы впоследствии позволит обосновать позицию за либо против внедрения информационной безопасности в качестве объекта уголовно-правовой охраны. Выводы. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что в условиях развития информационных технологий, меняется и подход законодателя к регулированию общественных отношения в информационной сфере. Кроме того, автором, на основе теоретического исследования вопроса, а также представления статистических данных на примере сферы конфиденциальной информации, высказывается мнение о необходимости включения обеспечения информационной безопасности в качестве объекта уголовно-правовой охраны, ввиду возросшего влияния информации на общественные отношения и потенциальную угрозу, исходящую от самой информации.
В статье авторы обращаются к генезису белорусского коллективного символического капитала и выделяют в нём языковой аспект. Это позволяет выявить слабое место в построении информационной безопасности Республики Беларусь и Союзного государства и исследовать методы воздействия на государственную и цивилизационную общности с целью изменения мировосприятия народа для его последующего разделения.
В психологии распространяющееся социальное мошенничество только становится предметом интереса. Мошенничество рассматривается с точки зрения манипулятивного воздействия на психическое состояние потенциальной жертвы, «добровольно» нарушающей информационную безопасность. Поставлена и обоснована проблема необходимости распознавания механизма мошеннического воздействия на личность и ее поведение. Рассмотрены теоретические основы указанной проблемы. Показан исторический аспект применения технологий социальной инженерии для получения персональной информации и регуляции человеческого поведения. Описаны виды социального мошенничества. Обозначена неоднородность мошеннических схем. Представлены факторы мошеннического воздействия, выступающие мишенями, в т. ч. приведены эмпирически подтвержденные личностные особенности потенциальных и реальных жертв, их системы мышления и базальной эмоциональной регуляции. Показана роль когнитивных искажений, снижающих эффективность критического мышления в эмоционально небезопасном состоянии. Выявлены этапы оказания манипулятивного воздействия мошенниками. Описан психологический анализ случая манипулятивного воздействия на эмоциональную безопасность кибермошенниками с применением технологий социальной инженерии. Представлены результаты исследования личности жертвы кибермошенников. Обнаружено соответствие личностных особенностей испытуемого эмпирическому портрету жертвы мошенников в выраженных показателях доброжелательности, добросовестности, тревожности, ориентации на ценность безопасности, убежденности в морально-нравственных качествах Другого. Анализ нарратива жертвы кибермошенников позволил описать сценарий злоумышленников в диапазоне «ситуационная напряженность - снятие психологического» напряжения, когда жертву последовательно лишают ключевых составляющих эмоциональной безопасности: спокойствия, уверенности в управляемости происходящим и возможности прогноза последствий; установить соответствующую динамику эмоционального переживания жертвы и ее влияния на восприятие реальности, систему психического и, в конечном счете, на иррациональное поведение. Сформулированы рекомендации по профилактике виктимного поведения жертвы мошенников. Полученные данные могут быть использованы в психологическом консультировании, в сфере управления и прогнозирования рисков различных отраслей, в которых так или иначе представлено социальное мошенничество.
Совокупность информационных, производственных рисков и их агрегирование в пожарной опасности имеют разрушительный характер для техносферы. Ограниченные несистемные исследования в области формального описания моделей информационной, функциональной и пожарной безопасности на опасных производственных объектах обусловливают необходимость развития комплексной математической модели применительно к техносфере. Рассмотрены математические модели на основе Марковских процессов, которые используются при решении различных задач для чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах.