Представлена рецензия на сборник избранных выступлений ректора Московского государственного университета В. А. Садовничего, посвященных актуальным проблемам российского высшего образования. Рецензия содержит анализ проблем, находящихся в центре внимания В. А. Садовничего, его размышлений об образовании, в которых он предстает как ученый, педагог, общественный деятель.
А. П. Киселёв и его учебники определили собой целую эпоху в истории отечественного математического образования - школьного и вузовского, обеспечив его высокий уровень как у выпускников школ, так и у учителей математики. Кроме того, они в значительной степени содействовали созданию облика современной Воронежской математической школы. Нам еще есть чему учиться у Андрея Петровича Киселёва, чтобы в полной мере реализовать идеи Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Гнездо муравьёв — важнейший элемент инфраструктуры семьи. Строительство муравейника — один из самых высокоорганизованных процессов деятельности муравьёв. Гнёзда рыжих лесных муравьёв (группа Formica rufa) в вопросах внутренней структуры купола, соотношения используемых муравьями материалов и т. д. исследованы недостаточно. Это связано, с одной стороны, с особенностями материалов — при взятии пробы материала купола обычно не сохраняют структуру, а с другой стороны — с использованием устаревших и неэффективных методов описания. В статье рассматривается применение методики фотосканирования куполов муравейников при раскопке гнезда и при отслеживании процесса строительства. Показано, что с помощью фотосканирования можно отслеживать строительство гнёзд с оценкой изменения объёма купола, выделением областей интенсивного строительства и просадки. Также обсуждается, что при раскопке куполов муравейников можно оценивать объёмы частей купола (покровного слоя, внутреннего конуса) и проб, взятых из них. Проведена оценка трудозатрат при полевой работе и при обработке данных. Выявлен наиболее трудозатратный момент исходной методики — разметка реперных (опорных) точек на модели. Предложены варианты решения, позволяющие оптимизировать разметку.
Введение. В статье рассматриваются вопросы оценки образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках физики и математики. Представлены результаты исследования, направленного на изучение профессиональных представлений педагогов по вопросам проведения промежуточной аттестации школьников c ОВЗ на уровне основного общего образования. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения качества общего образования обучающихся с ОВЗ, которое непосредственно связано с оценкой их образовательных результатов.
Материалы и методы. Исследование проводилось среди учителей физики и математики с помощью онлайн-анкетирования. Анкета состояла из вопросов, ответы на которые характеризуют профессиональные позиции педагогов в части определения целей, разработки оценочных средств, применения дифференцированного подхода и организации специальных условий при проведении промежуточной аттестации и оценке образовательных результатов обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Результаты исследования. Результаты исследования показали достаточно широкую вариативность представлений педагогов по изучаемой теме. Большинство респондентов указывает на необходимость модификации и дифференциации оценочных средств по степени сложности, допускает оказание разных видов помощи обучающимся и считает необходимым создание специальных условий. В то же время на практике часть педагогов относится к проблеме достаточно формально, а в некоторых случаях особые образовательные потребности обучающихся игнорируются.
Обсуждение и заключения. По результатам исследования автор, с одной стороны, отмечает недостаточную научную разработанность проблемы, с другой – выделяет некоторые профессиональные дефициты учителей физики и математики в части компетенций, связанных с оценкой образовательных результатов. Данные дефициты, по мнению автора, могут быть преодолены за счет разработки и включения в содержание основных и дополнительных профессиональных образовательных программ разделов, связанных с изучением особых образовательных потребностей разных категорий обучающихся с ОВЗ, определяющих особенности оценки их образовательных достижений, включая особенности адаптации оценочных средств и процедуры оценивания, создания специальных условий.
Осуществлен синтез олигоэфирэпоксиметакрилатов путем этерификации трехлучевого триэпоксида с метакриловой кислотой. Изучено влияние условий проведения этерификации на состав и выход продуктов реакции. Показано, что, варьируя условия проведения реакции, процесс можно направить в сторону преимущественного получения моно-, ди- и триметакриловых олигоэфиров. Синтезированные олигоэфирэпоксиметакрилаты использованы в качестве модификатора эпоксидиановой смолы. На основе эпоксидиановой смолы ЭД-20 и синтезированных олигоэфирэпоксиметакрилатов получены самозатухающие композиции. Материалы, полученные путем отверждения этих композиций аминными и ангидридными отвердителями, характеризуются повышенными физико-механическими, адгезионными и теплофизическими свойствами.
В настоящем обзоре представлена актуальная информация, касающаяся развития синтеза и применения полифениленсульфидов (ПФС). Рассмотрено влияние на молекулярно-массовые характеристики ПФС условий протекания синтеза, таких как остаточное содержание воды в реакционной массе, природа растворителя, время синтеза и температура. В последние 10–15 лет активно развивается направление прямой функционализации ароматических соединений атомами серы в присутствии окислителей и под действием УФ-излучения. Установлено, что таким образом удается получить линейные полифениленсульфиды с молекулярной массой до 10000 в более мягких условиях. В обзоре также рассмотрены области применения ПФС в различных отраслях промышленности, таких как автомобилестроение, авиакосмическая техника, электротехника; в аддитивных технологиях, в сфере производства мембран для разделения газов и нефтеводяных эмульсий. Отдельное актуальное направление – использование полифениленсульфида в качестве подложек фотокатализаторов в реакциях окисления органических соединений.
Работа посвящена анализу присутствия России в Латинской Америке на примере проектов госкорпорации «Росатом». Авторы исследуют историю сотрудничества России и стран Латинской Америки в области атомной энергетики, рассматривают интересы Росатома в регионе и описывают конкретные проекты в разных странах - от первого центра ядерных исследований и технологий в Боливии до сотрудничества в сфере ядерной медицины и обогащенного урана в Бразилии. Работа освещает перспективы развития сотрудничества России и стран Латинской Америки в будущем.
Использование системы устных упражнений – один из важнейших компонентов педагогической деятельности учителя математики, так как обеспечивает решение многих методических задач. Авторы обосновывают необходимость устного счета на уроках математики в 10 – 11-х классах, рассматривают различные классификации таких заданий, приводят примеры. В ходе исследования проведен опрос учителей математики, результаты которого подтверждают гипотезы авторов.
В статье приводятся результаты количественного исследования математических репрезентантов в англоязычном библейском тексте притчи о блудном сыне. Рассматривается суммарное количество отмеченных лексических единиц, а также времени, затраченного на их поиски, выводится зависимость. Анализируется распределение математических репрезентантов в разрезе стихов, составляется описательная статистика, делается вывод по наиболее насыщенным исследуемыми лексемами стихам. Исследованные лексемы относятся к математическим операциям сравнения, сложения, деления; понятиям числа, количества, части от целого, пространственного расположения.
В современном мире, где данные и информация становятся важными ресурсами, обладание навыками вероятностного мышления играет ключевую роль в принятии решений и оценке риска. Исследуется влияние образовательных методов и приемов на развитие вероятностного мышления у учащихся, а также рассматриваются вопросы интеграции теоретических аспектов вероятности и практических задач, способствующих улучшению понимания этой темы. В ходе работы анализируются существующие подходы к обучению, выявляются основные трудности, с которыми сталкиваются школьники при изучении вероятности, и предлагаются рекомендации по изменению образовательной практики для повышения эффективности обучения. Современная школа активно внедряет вероятностные и статистические понятия начиная с младших классов, что способствует успешной адаптации детей к вызовам окружающего мира. Статья раскрывает ключевые аспекты стохастического мировоззрения и соответствующей культуры учащихся. Исследование доказывает, что степень развития элементов стохастической культуры напрямую влияет на формирование стохастического мышления школьников. Стохастическая культура выступает одним из решающих факторов, определяющих становление и эволюцию вероятностно-статистического мировосприятия у обучающихся. Мировоззренческие установки учащегося формируются в особой среде, именуемой стохастической культурой, когда он осваивает компоненты вероятностно-статистического направления математики в школьной программе. Значимость изучения данной проблематики связана с формированием у учащихся особого типа мыслительной деятельности - вероятностно-статистического мышления, представляющего собой комплексный компонент математического интеллекта, который должен быть полноценно развит к моменту завершения школьного образования. В современном быстро трансформирующемся информационном пространстве даже дошкольникам необходимо ориентироваться с ранних лет, что выдвигает на передний план образовательного процесса по естественнонаучным и математическим дисциплинам вопросы и трудности, связанные с развитием этого специфического типа мышления.
Введение. Современные мировые процессы глобализации предъявляют особые требования к технологическому развитию государств, которое базируется на естественно-научном и инженерном образовании. Цель статьи - анализ существующих программ и методик обучения естественным наукам в Казахстане и выработка рекомендаций по внесению изменений в содержание программ естественно-научного обучения для общеобразовательных школ. Методология, методы и методики. На основании системного, проблемного и проектного подходов проведено мониторинговое исследование оценки учителями содержания школьного образования по учебным предметам естественно-научного направления, в том числе анализ международного опыта внедрения STEM-образования в процессы обучения естественным наукам и эффективности влияния обновленной Типовой учебной программы обучения на состояние преподавания блока естественно-научных дисциплин в общеобразовательных школах Республики Казахстан. Результаты. Установлено, что в процессах обучения необходимо усилить внимание к формированию и развитию навыков научного мышления и междисциплинарную интеграцию. Подтверждено, что практико-ориентированное обучение помогает понять, как развиваются научные знания, сформировать понимание сквозных концепций и дисциплинарных идей науки и техники. Практическая значимость. Разработан ряд рекомендаций по внесению изменений в содержание программ по учебным предметам естественно-научного цикла в Республике Казахстан.
В статье рассматривается процесс трансформации эстетики и стилистики китайского фарфора в XX-XXI вв. с точки зрения его инновационной функциональности. Исследование рассматривает новые функции китайского фарфора как сложное явление. Инновационность соединяет в себе три аспекта: развитие технологий, изменение культурных значений и приспособление к рынку. Показано как традиционные ремесленные методы и проверенные веками способы декорирования и создания форм заменяются новыми. В новых способах работы с изделиями цифровые технологии и современные материалы сочетаются с историческим наследием. Цель статьи - указать на возможности сохранения основ традиционного искусства в сочетании с современными идеями и методами. Приводятся примеры развития керамики: от новых способов украшения в начале XX века до современных экспериментов. Исследование носит междисциплинарный характер, объединяющий историко-культурный анализ источников, сравнительное изучение технологических процессов и эмпирическую оценку современных проектов в области керамического искусства и промышленного дизайна. Культурологический анализ используется в исследовании для того, чтобы продемонстрировать, как каноны красоты и символика прошлого сосуществуют в мире современной функциональности, вплоть до цифровой культуры. Научная новизна исследования заключается в междисциплинарном подходе, объединяющем историю искусства, технологии и культурологию. Показано, что цифровые технологии не заменяют традиционные методы, а повышают их культурную ценность. Данная работа также вносит вклад в изучение влияния глобализации на рынок фарфора, представляя анализ спроса на сувениры и художественные произведения. Делается вывод о том, что знание культурных традиций помогает современным дизайнерам, а технологическая модернизация (цифровизация, 3D-печать) не подменяет традиционные практики, а, напротив, усиливает их культурную значимость. Содержание статьи может быть полезно для исследователей сохранения наследия любой культуры посредством реинтерпретации его культурных символов. Автор предполагает, что традиция и инновации не противостоят, а взаимно поддерживают друг друга в непрерывном диалоге эпох, где технологические прорывы обретают смысл через связь с культурной памятью.