К началу нулевых политические ученые, изучающие Европейский союз, обратили внимание на систему взаимодействия между наднациональными, национальными и региональными акторами как по горизонтали, так и по вертикали. В результате описания этой системы появилась теория многоуровневого управления. Ее ключевая идея заключается в распределении властных полномочий между различными субъектами, которые зачастую не совпадают с традиционными государственными институтами. Конфликты, связанные с разделением полномочий и решением других вопросов, согласно положениям теории, должны были разрешаться посредством постоянных переговоров между акторами на различных уровнях.
Тем не менее в реальности мы можем наблюдать случаи, когда наднациональные акторы вмешиваются в сферы компетенции национальных правительств. Подобное сложно интерпретировать как переговорный процесс, поскольку такие ситуации сопровождаются принудительным вмешательством, направленным на усиление контроля над принятием решений. Поскольку такие ситуации отличаются от классического переговорного процесса в рамках теории многоуровневого управления, важно понять, какие механизмы используются наднациональными акторами для вмешательства в процесс принятия решений там, где у них нет на это формальных прав.
Данная статья нацелена на анализ объяснительной способности ряда теорий, используемых обычно для анализа политических процессов в Европейском союзе – интерговернментализма, супранационализма и многоуровневого управления, а также теорий более низкого уровня, описывающих механизмы взаимодействия между различными акторами Европейского союза. В результате такого анализа можно констатировать, что каждая из указанных теорий является полезной для понимания отдельных составляющих описанной проблемы: интерговернментализм акцентирует внимание на позиции национальных правительств, супранационализм – на действиях наднациональных институтов, а теория многоуровневого управления – на институциональной структуре взаимодействия различных уровней власти. В то же время более узкоспециализированные теории, такие как «модель интеграции» Филиппа Геншеля и Маркуса Яхтенфухса, а также концепция дифференцированной интеграции, позволяют более детально анализировать внутренние политические процессы в рамках Европейского союза.
В статье раскрываются проблемы интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум. Люди с инвалидностью являются значимой частью нашего общества, которые стремятся и могут приносить своим трудом положительный экономический эффект государству. Существующие барьеры становятся препятствием к их полноценному вовлечению во все доступные среды. Научная и практическая значимость работы заключается в том, что предлагается создать инклюзивные условия для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основные результаты, выводы исследовательской работы состоят в выявлении необходимости активного формирования безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ. Ценностью проведенного исследования является расширение взглядов на существующие проблемы трудоустройства лиц с инвалидностью, для которых реализация их трудовых прав - это возможность чувствовать себя полноценными членами общества.
В работе представлен анализ комплексного развития инфраструктуры регионального экономического пространства, обеспечивающий его технологическую, транспортную, институциональную и информационную интеграцию. Для этого использованы методологические подходы, изложенные в национальном проекте «Инфраструктура для жизни», сформирован показатель «Улучшение качества среды для жизни в регионе» и представлен анализ ключевых показателей в регионе. Исследование проведено на примере Республики Башкортостан. В регионе реализуются комплексные меры, направленные на совершенствование инфраструктурной системы с целью достижения установленных целевых показателей в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни», предпринимаются мероприятия по модернизации инфраструктуры, что способствует повышению качества жизни населения и обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона
Цель исследования – определить стратегии развития акторов «зеленой» интеграции, реализация которых обеспечивает приращение добавленной ценности и способствует решению задач научно-технической политики по оптимизации потребления, распределению ресурсов и разработке бизнес-процессов для производства «зеленых» продуктов. Анализ ресурсного подхода к управлению интеграцией позволил установить, что его ключевыми концепциями являются «зеленый» продукт и ментальная зрелость. Реализацию этих концепций предлагается рассматривать в качестве одного из критериев для идентификации стратегий развития предприятий, реализующих эко-проекты. В статье применены методы сценарного моделирования для определения возможных стратегий развития участников интеграционных процессов. Предложены шесть типов стратегий развития акторов на основе объединения инновационных и конкурентных стратегий. «Зеленая» добавленная ценность рассматривается как стратегический ориентир, а показателем эффективности стратегирования служит приращение ценности. С этих позиций для каждой роли акторов обоснованы стратегии акторов в отрасли производства строительных материалов Центрального экономического района России. Результаты исследования могут быть применимы при сценарном моделировании для разработки региональных и отраслевых стратегий развития.
В научной статье рассматриваются актуальные вопросы по обеспечению экономической безопасности в сфере закупок в Российской Федерации. Эффективность экономической безопасности в сфере закупок обеспечивается за счет создания условий открытости и прозрачности сведений по осуществлению конкурентных закупок, в том числе закупок малого объема, закупок у единственного контрагента. Сведения о закупках в ближайшей перспективе должны отображаться в общем доступе на едином информационном ресурсе в Единой информационной системе (далее – ЕИС), что позволит обеспечивать конкурентоспособность, будет соответствовать новым реалиям цифровизации, требованиям экономической политики страны, антикоррупционной составляющей, способствовать внедрению механизмов, обеспечивающих эффективность закупочной деятельности и экономическую безопасность управления в сфере закупок
Статья посвящена вопросам обеспечения экономической безопасности России в отношениях со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в условиях противостояния с Западом. Рассмотрена сущность экономической безопасности. Выделены ключевые проблемы, с которыми сталкивается наша страна в сложившейся ситуации. Предлагаются соответствующие рекомендации по сотрудничеству в рамках ЕАЭС. Рекомендации касаются, в частности, следующих областей: нормативноправовое обеспечение вопросов экономической безопасности Союза, переориентация внешнеторговых потоков, промышленная и аграрная политика.
Цель статьи – анализ деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и ее роли в истории современных международных отношений на постсоветском пространстве и развитии сотрудничества в области комплексной безопасности. Авторы отмечают, что формируемая с 1990-х годов организация развилась в многофункциональную разветвленную структуру, обладающую как серьезной правовой базой, так и большим спектром элементов и непосредственных инструментов решения задач, стоящих перед ОДКБ. Они анализируют основные документы, определившие ход развития организации, сходство и различие в позициях ее членов по отдельным вопросам ее деятельности, эффективность миротворческой деятельности ОДКБ. Подчеркивается, что, несмотря на серьезные успехи в развитии ОДКБ, ее деятельность сопряжена с рядом проблем, связанных с различиями внешнеполитической ориентированности государств-членов, влиянием внерегиональных сил, конфликтами на постсоветском пространстве и целым рядом других аспектов. Тем не менее делается вывод, что ОДКБ сегодня является единственным механизмом поддержания безопасности на постсоветском пространстве, прошедшим проверку временем по вопросу коллективного реагирования на угрозы, и развитие этой организации является одним из приоритетов российской внешней политики в регионе
В статье рассмотрены история концепции сотворчества человека с природой, основные подходы к определению возможностей ее реализации в рамках учения о геосистемах В. Б. Сочавы и опыт ландшафтного планирования на базе познания ландшафтной организации различных регионов Сибири. Основным содержанием современной российской физической географии является изучение организации геосистем и ландшафтно-экологических условий дифференциации природопользования. Методология, методический аппарат их выявления и последующая интерпретация данных базируются на учении о геосистемах. К числу его важнейших социальных задач В. Б. Сочава отнес научное обоснование создания «геосистем сотворчества человека с природой». Их создание как одного из видов целенаправленного антропогенного преобразования геосистем в соответствии с присущими им тенденциями развития должно быть нацелено на выявление потенциальных сил природы, способствование развитию позитивных и торможение нежелательных процессов. Одним из способов этого сотворчества служит ландшафтное планирование, направленное на обоснование путей оптимизации землепользования, предусматривающего избежание или хотя бы минимизацию рисков природопользования, которое может быть реализовано как конструктивное развитие моделирования организации геосистем.
В современном контексте торговли вовлечение региональных предприятий кондитерского производства в сферу туризма приобретает особую актуальность. Среди последних тенденций на рынке наблюдается рост интереса к аутентичным продуктам, которые могут продемонстрировать культурные и гастрономические особенности региона. Кондитерская продукция, обладающая уникальными рецептурами и традициями, становится привлекательной для туристов, ищущих новые вкусы и впечатления.
В статье осуществляется анализ процесса трансформации кондитерской торговли в Красноярском крае, который приобретает черты туристической отрасли. Данная трансформация инициирована внедрением современных технологий Digitalмаркетинга, обеспечивающих более эффективное взаимодействие с потребителями, а также оптимизацией каналов сбыта, что, в свою очередь, создает значительные преимущества для участников рынка. Современные цифровые инструменты позволяют кондитерским производителям не только улучшить качество обслуживания клиентов, но и значительно увеличить доступность и разнообразие продукции.
Кондитерская фабрика, таким образом, преобразует традиционную производственную роль, инициируя стратегическую трансформацию в многофункциональный туристический объект. Это позволит рационально интегрировать ее в региональный перечень ключевых достопримечательностей, расширяя портфель культурно-рекреационных активов территории Красноярского края.
Следствием этого станет мультипликативный эффект от аккумуляции туристических потоков и углубления межотраслевого взаимодействия – например, с гостиничным, транспортным, ресторанным бизнесом, а также сферой услуг. Такая синергия, безусловно, послужит мощным катализатором устойчивого социальноэкономического развития
Красноярского края. В результате край значительно повысит свою конкурентоспособность, обеспечивая привлекательность как для потребителей туристических услуг, формирующих новую статью дохода, так и для привлечения долгосрочных капиталовложений, что критически важно для динамичного роста региональной экономики.
Мотивация и дисциплина являются ключевыми факторами, определяющими успешность образовательного процесса и подготовки обучающихся. Несмотря на тесное переплетение данных понятий, они имеют различную природу и реализуют разные функции в процессе обучения в вузе. Цель статьи заключается в рассмотрении сущности мотивации и дисциплины, их различия и влияния на образовательные результаты.
В статье рассматривается сущность и роль информационной компетенции в структуре цифровой культуры студентов среднего профессионального образования (СПО). Актуальность проблемы обусловлена быстрым развитием цифровых технологий, что предъявляет новые требования к профессиональной подготовке специалистов для современной экономики и общества. Проведен анализ научных подходов к определению понятий «информационная компетенция» и «информационная компетентность», показаны отличия данных понятий и раскрыта динамика их развития в педагогической науке. Описана структура цифровой культуры студентов СПО, включающая когнитивно-смысловой, мотивационно-ценностный, коммуникативный, инструментальный, морально-этический и рефлексивный компоненты. Обосновано, что информационная компетенция не выделяется в структуре цифровой культуры как отдельный компонент, а пронизывает все компоненты цифровой культуры, проявляясь в каждом из них и выступая системообразующим звеном, интегрирующим их в целостное образование. Подчеркивается, что формирование информационной компетенции способствует развитию у студентов самостоятельности, ответственности, критического мышления, способности к адаптации и профессиональному росту в условиях цифрового общества. Сделан вывод о необходимости системного подхода к развитию цифровой культуры студентов СПО, при котором информационная компетенция становится ключевым фактором успешной образовательной и профессиональной деятельности выпускников.
Переживание собственной деструктивности приобретает все большее значение в жизненном контексте современного человека. Вопреки интенсивному росту исследовательского интереса к проблематике деструктивного поведения и деструктивности, остается не проясненным вопрос о роли целостной системы личности в реализации разрушительной активности. В статье проводится теоретико-методологической анализ соотношения и взаимосвязи понятий деструктивности и целостности личности. Традиционное для научного дискурса понимание деструктивности предполагает определение данного феномена в качестве «негативного» и отрицательного свойства «дезинтегрированной» личности, а также акцент на обусловленности деструктивного поведения психическими расстройствами и нарушениями эмоционально-волевой регуляции. В то же время феноменологический анализ переживаний собственной деструктивности позволяет обнаружить активность и вовлеченность субъекта, произвольную инициацию и реализацию разрушительных действий и поступков. Деструкция и целостность лишь на первый взгляд кажутся оппозициями, посредством которых можно описать внутреннюю конфликтность личности и амбивалентные тенденции во внутриличностной динамике. Процессуальный подход к исследованию личности позволяет рассматривать бинарные оппозиции с точки зрения принципа комплементарности, согласно которому противоположные личностные тенденции являются взаимодополняющими. В связи с этим переживание личностью собственной деструктивности включает также интегративные процессы и обусловлено не только нарушением функционирования целостной системы личности, но и её последующим восстановлением, реконструкцией и самоорганизацией. Обзор психологической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что конкретные теоретические подходы к изучению деструктивности человека основаны на имлицитных или эксплицитных представлениях авторов о личности как о целостной или дифференцированной сущности. По результатам исследования предложено описание интеграционных и дезинтеграционных аспектов переживания личностной деструктивности. Доминирующей тенденцией является поддержание целостности и устойчивости, поскольку деятельность переживания направлена на интеграцию подсистем личности с целью преодоления трудной жизненной ситуации, а также на интеграцию жизненного опыта.