Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований (2024)

В современном мире происходят глобальные социальные трансформации, влияющие на человека. Это влияние может негативно сказываться на представителях подрастающего поколения – студенческой молодежи, не обладающей личностной и социальной зрелостью, находящейся в процессе профессионального становления. Проблема исследования заключается в выявлении ресурсов психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде. В статье представлен обзор научных работ с 2019 по 2023 годы с использованием электронных библиографических баз данных РИНЦ и Scopus. Было проанализировано более 70 научных статей с результатами теоретических и эмпирических исследований проблемы ресурсов психологической безопасности человека в напряженной социокультурной среде. В проанализированных исследованиях респондентами были жители, проживающие на территориях с особыми условиями, в ситуации военных конфликтов; молодежь, обучающаяся в условиях напряженной социокультурной среды. На основании результатов систематического обзора предложена теоретическая модель, включающая внешние и внутренние ресурсы психологической безопасности студенческой молодежи в напряженной социокультурной среде. В качестве ключевых внешних ресурсов определены особенности социализации студентов и ресурсы образовательной среды. В качестве внутренних – когнитивная регуляция эмоций, конструктивные защитные механизмы, просоциальные ценности и социальный интеллект, выступающие как основные ресурсы для преодоления психотравмирующего опыта, влияния на субъективное благополучие и обеспечения психологической безопасности студентов. Предложенная теоретическая модель может служить основой для разработки программ психологического сопровождения студентов. Перспективы исследования могут быть представлены в контексте эмпирической верификации теоретической модели. Портал психологических изданий PsyJournals. ru — https://psyjournals. ru/journals/psyedu/archive/2024_n2/Baeva_Laktionova_et_al [Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований // Психолого-педагогические исследования — 2024. Том 16. № 2]

Издание: Психолого-педагогические исследования
Выпуск: Том 16, №2 (2024)
Автор(ы): Баева Ирина Александровна, Лактионова Елена Борисовна, Кондакова Ирина Владимировна, Пежемская Юлия Сергеевна, Степанова Юлия Сергеевна, Соколова Милен-Ева-Лилит Сергеевна
Сохранить в закладках
Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований (2024)

В современном мире происходят глобальные социальные трансформации, влияющие на человека. Это влияние может негативно сказываться на представителях подрастающего поколения – студенческой молодежи, не обладающей личностной и социальной зрелостью, находящейся в процессе профессионального становления. Проблема исследования заключается в выявлении ресурсов психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде. В статье представлен обзор научных работ с 2019 по 2023 годы с использованием электронных библиографических баз данных РИНЦ и Scopus. Было проанализировано более 70 научных статей с результатами теоретических и эмпирических исследований проблемы ресурсов психологической безопасности человека в напряженной социокультурной среде. В проанализированных исследованиях респондентами были жители, проживающие на территориях с особыми условиями, в ситуации военных конфликтов; молодежь, обучающаяся в условиях напряженной социокультурной среды. На основании результатов систематического обзора предложена теоретическая модель, включающая внешние и внутренние ресурсы психологической безопасности студенческой молодежи в напряженной социокультурной среде. В качестве ключевых внешних ресурсов определены особенности социализации студентов и ресурсы образовательной среды. В качестве внутренних – когнитивная регуляция эмоций, конструктивные защитные механизмы, просоциальные ценности и социальный интеллект, выступающие как основные ресурсы для преодоления психотравмирующего опыта, влияния на субъективное благополучие и обеспечения психологической безопасности студентов. Предложенная теоретическая модель может служить основой для разработки программ психологического сопровождения студентов. Перспективы исследования могут быть представлены в контексте эмпирической верификации теоретической модели. Портал психологических изданий PsyJournals. ru — https://psyjournals. ru/journals/psyedu/archive/2024_n2/Baeva_Laktionova_et_al [Ресурсы психологической безопасности студентов в напряженной социокультурной среде: обзор теоретических и эмпирических исследований // Психолого-педагогические исследования — 2024. Том 16. № 2]

Издание: Психолого-педагогические исследования
Выпуск: Том 16, №2 (2024)
Автор(ы): Баева Ирина Александровна, Лактионова Елена Борисовна, Кондакова Ирина Владимировна, Пежемская Юлия Сергеевна, Степанова Юлия Сергеевна, Соколова Милен-Ева-Лилит Сергеевна
Сохранить в закладках
Современные подходы к хирургическому лечению фибромиомы матки у беременных женщин: этика и патология (обзор литературы) (2025)

Фибромиома матки является распространённым доброкачественным образованием, которое может осложнять течение беременности. Современные подходы к хирургическому лечению данной патологии у беременных женщин требуют особого внимания с точки зрения этики и безопасности как для матери, так и для плода. Актуальность данной темы обусловлена растущим числом беременных женщин с фибромиомами, что требует разработки оптимальных стратегий лечения. Целью исследования является анализ современных методов хирургического вмешательства при фибромиоме матки у беременных, а также оценка этических аспектов и возможных рисков, связанных с такими вмешательствами. Материалы и методы. Авторами произведён анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной вопросу хирургического лечения фибромиомы матки у беременных женщин, применён социологический метод и контент-анализ. Анализ проводился с использованием данных, полученных из различных источников: медицинских рекомендаций, результатов наблюдения и клинических рекомендаций. Результаты. Современные хирургические методы, такие как лапароскопическая миомэктомия, являются наиболее эффективными для лечения фибромиомы матки у беременных женщин. Они имеют минимальное количество осложнений и оказывают положительное влияние на течение беременности. Выводы. Своевременная диагностика, комплексный подход к ведению пациенток и использование современных методов лечения, включая лапароскопическую миомэктомию, позволяют минимизировать риски, улучшить исходы беременности и родов, а также повысить качество жизни женщин.

Автор(ы): Наджафов Хатям Айдынович
Сохранить в закладках
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КАТЕГОРИИ «ЖАНР» В ИССЛЕДОВАНИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (2024)

Предметом исследования является теоретическая репрезентация категории «жанр» в отечественной музыкальной регионалистике, представленной научными публикациями, вошедшими в Библиографическую базу данных Российского индекса научного цитирования с 2005 г. Использован метод культурологической атрибуции категории «жанр» в двух системах культурных порядков, образующих различные онтологии музыкального жанра: с одной стороны – в художественном пространстве музыкального произведения, а с другой – в исторической событийности. Предложены принципы систематизации специальной литературы. Установлены эвристические перспективы дифференциации и диалектического синтеза различных теоретических подходов к определению и использованию понятия музыкального жанра в исследованиях региональной музыкальной культуры.

Издание: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 1 (55) (2024)
Автор(ы): ПОЛЮШКИНА Катарина Владимировна
Сохранить в закладках
О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБКАХ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ (2023)

Данная работа является дискуссионной и посвящена раскрытию методологических ошибок научных исследований, часто наблюдаемых в русскоязычной научной периодике. C заключением эффективного контракта профессорско-преподавательский состав университетов искусственно стимулируется к научно-публикационной деятельности, что повышает актуальность исследования ментальных действий, которые совершают молодые ученые для получения нового научного знания. В этом контексте остро встает вопрос о том, не получилось ли новое научное знание у исследователя результатом совершенных методологических ошибок, допущенной исследовательской небрежности. На примере отдельно взятой статьи, посвященной применению системного подхода к промышленному Интернету вещей, автор подчеркивает ряд методологических ошибок и раскрывает важность глубины обзора литературы как ключевой характеристики накопления базовых знаний. Также автор подчеркивает значимость четкого определения предмета и объекта исследования и рекомендует расписывать методологию исследования не только в отдельно взятом параграфе, а более конкретно, применительно к каждому этапу и разделу исследования. Для того чтобы раскрыть методологические ошибки научного исследования, автору приходится вернуться к определению научной методологии, системного анализа и промышленного Интернета вещей. На примере конкретной работы автор подчеркивает необходимость строгого и четкого применения общенаучных методов исследования, а также важность глубины обзора литературы, который не должен отражать субъективное незнание ученого. Также автор подчеркивает опасность смены направления научного исследования относительно специальности высшего образования молодого ученого, что может привести к путанице субъективного и объективного незнания из-за поверхностного обзора литературы.

Издание: СОВРЕМЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Выпуск: Том 17 № 1 (91) (2023)
Автор(ы): Коваленко Александр Иванович
Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ БИБЛИОТЕК В УСЛОВИЯХ ОТКРЫТОЙ НАУКИ (2024)

Библиотеки являются лидирующим актором, развивающим дискуссию об открытой науке в российском научном поле в конкурентной борьбе с издателями, репозиториями и научными институтами. Понимание роли библиотек в условиях открытой науки позволит определить контуры возможной реализации концепции открытой науки в России. На основе анализа круга релевантных источников автор на базе реконструкции представлений библиотек описывает трансформацию их роли в условиях открытой науки. Для достижения поставленной цели в статье выполняется ряд задач, среди которых: выявление контекста формирования представлений о роли библиотек, выявление предпосылок для изменения роли библиотек, выявление старой и новой роли библиотек в условиях открытой науки, выявление барьеров для реализации новой роли библиотек в условиях открытой науки. Отмечается, что интерес к открытой науке со стороны российских библиотек возникает в соответствии с мировыми трендами. Открытая наука для библиотек представлена в российском научном поле как вызов, обусловленный усложняющейся научной средой. Подобные вызовы стимулируют библиотеки переопределить свое место в информационной экосистеме будущего, и открытая наука является ключевым аспектом, на основе которого библиотеки выстраивают свое стратегическое развитие. Активная роль библиотек в развитии открытой науки обусловлена синергетическими факторами. Однако автор отмечает и наблюдающийся вынужденный характер участия библиотек в развитии открытой науки. Автор приходит к выводу, что лидерство библиотек в дискуссии в отношении открытой науки в российском научном поле не просто обусловлено конкуренцией за владение ресурсом, но имеет экзистенциальный характер на фоне рисков вытеснения библиотек из процесса научной коммуникации.

Издание: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: Т. 17 № 1 (2024)
Автор(ы): КАРИХ РОМАН ДМИТРИЕВИЧ
Сохранить в закладках