В статье проводится анализ осуществляемой Российской Федерацией деятельности по борьбе с угрозами экстремизма и терроризма на пространстве Евразии в современных условиях глобальных экономических, политических и иных изменений. Автором рассматриваются меры, предпринимаемые Российской Федерацией в вопросах обеспечения стабильности и безопасности на территории евразийского континента. Цель работы заключается в определении и критическом осмыслении пробелов и проблем, сложившихся на просторах Евразии в деле противодействия угрозам экстремистского и террористического характера, а также в формулировании предложений по усовершенствованию подходов к формированию единой евразийской системы международной безопасности, способной оперативно реагировать на возникающие вызовы и кризисные явления, обусловленные деятельностью террористических и экстремистских организаций. Автор приходит к нескольким выводам. Во-первых, деятельность Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму в евразийском пространстве должна носить предупредительный характер, основываться на систематическом анализе происходящих процессов, прогнозировании угроз на основе обобщения получаемых данных. Во-вторых, успешное противодействие экстремизму и терроризму возможно лишь при адекватном восприятии этих угроз государствами, участвующими в международных усилиях по обеспечению мира и безопасности. Невозможно обеспечить внутригосударственную безопасность и международную безопасность при активной борьбе с терроризмом, но отсутствии полноценного противодействия угрозам экстремистского характера, создающим в перспективу питательную среду для дальнейшего террора. В-третьих, успешное противодействие экстремизму и терроризму выходит за рамки только правоохранительных и военных задач. Важным аспектом борьбы с указанными угрозами является устранение причин и условий, способствующих их распространению. К подобным условиям можно отнести социально-экономическую нестабильность, низкий уровень образования, отсутствие информационной грамотности населения, безработицу и ряд других факторов, неразрешенные этнические, религиозные, культурные и иные конфликты.
Цель исследования. В статье автор раскрывает сущностное понимание киберпреступности в российском и международном законодательстве, дает ее классификацию, анализирует основные направления общественных отношений в сфере противодействия криминальных посягательств на киберсреду. Проводит сравнительно-правовой анализ международных и российских норм, предусматривающих ответственность за совершение компьютерных преступлений, при этом учитывает подход к определению киберпреступности со стороны представителей отечественной науки. Целью исследования является определение проблемных вопросов противодействия данному виду преступности в условиях новых мировых политико-правовых реалий. Выводы. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о необходимости пересмотра, актуализации и унификации международного законодательства в области противодействия компьютерным преступлениям, при этом акцентирует внимание на организацию должного взаимодействия представителей правоохранительных органов иностранных государств и Российской Федерации по вопросам контроля оборота криптовалюты, на основе экстраполяции российского опыта в международное законодательство. Обращено внимание на необходимость постоянного мониторинга криминальной ситуации в области компьютерной преступности, ее прогнозирования и планирования правоохранительной деятельности, в том числе в области международного сотрудничества. Поскольку должный контроль и сдерживание данного вида преступности со стороны государства является залогом успешного ее функционирования и развития, способствует твердому его становлению на мировой арене, а также выступает гарантом спокойствия и экономической стабильности граждан Российской Федерации.
В статье анализируется опыт Воронежского государственного университета в проведении молодежных международных мероприятий, роль инициативы студентов в планировании мероприятий международного сотрудничества. Обсуждается реализация инициатив, закрепленных в Стратегии молодежной политики, направленных на укрепление международных связей и сотрудничества в сфере высшего образования.
В конце 1930-х ‒ начале 1940-х годов европейская наука, как и иные сферы общественной жизни, погружается в период региональной изоляции, разрыва налаженных международных связей: информация циркулировала с большими затруднениями, проверка ее надежности была затруднена. В результате место достоверных и верифицируемых сведений занимали слухи. Характерным примером явилась попытка празднования 70-летнего юбилея крупнейшего историка первой половины ХХ в. М. И. Ростовцева (1870‒1952), жившего и работавшего в США. В преддверии юбилея в среде историков-эмигрантов Восточной и Юго-Восточной Европы распространились слухи о смерти Ростовцева. Не имея возможности ни проверить сообщения о его кончине, ни удостовериться в том, что Ростовцев жив, европейская наука отказалась как от празднования юбилея, так и от проведения мемориальных заседаний. Возможно, слухи о кончине М. И. Ростовцева распускал директор пражского Института им. Н. П. Кондакова в 1939‒1945 гг. Н. Е. Андреев, который хотел таким образом избежать необходимости привлекать европейскую и североамериканскую научную общественность к чествованию М. И. Ростовцева, что вызвало бы необходимость публично прибегать к поддержке пронацистских властей Протектората Богемии и Моравии, от которых зависела деятельность института. В течение всего военного периода коллеги не имели возможности знакомиться с работами друг друга. В послевоенный период структура европейской науки не вернулась к точке начала кризиса конца 1930-х годов. Новая трансформация была обусловлена переделом сфер влияния в Центральной и Восточной Европе и формированием новых барьеров на путях научной коммуникации.
Статья посвящена анализу влияния глобального демографического старения на политические процессы, социальные приоритеты и международные отношения. В условиях увеличения доли пожилого населения в большинстве стран мира происходит трансформация электорального поведения, усиление геронтократических тенденций и перераспределение бюджетных расходов в пользу социального сектора, что ограничивает возможности для проведения реформ и активной внешней политики. В работе рассмотрены стратегии адаптации национальных государств к старению населения, обосновано, что старение населения становится системным вызовом XXI века, требующим комплексного, международно согласованного ответа на уровне как внутренней, так и внешней политики.
В статье выделяются четыре основных этапа развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России после распада СССР. Каждый из этих этапов отличается степенью участия государства и бизнеса, уровнем международного сотрудничества в развитии российской энергетики. Показана смена подходов в управлении ТЭК - от чрезмерного либерализма 1990-х гг. к усилению централизации управления ТЭК, увеличению доли государственного присутствия в нефтяных компаниях и Газпроме. Санкции вносят новые кардинальные изменения в развитие энергетики, существенно меняют цели и задачи российского ТЭК, механизмы их реализации. Рассматриваются новые угрозы и вызовы эффективному развитию страны на основе экспортно-сырьевой модели хозяйствования в условиях новой геополитической ситуации и крупномасштабных санкций.
Эта работа представляет собой комплексное исследование международного инвестиционного сотрудничества и концепции эффективности инноваций на рынке капитала в свободных экономических зонах (далее – СЭЗ) и их роли в современном мире. СЭЗ являются новыми центрами компетенций в различных социально-экономических и производственных сферах, способствуя развитию международного инвестиционного сотрудничества. В условиях современных рыночных отношений они могут стать катализатором структурных преобразований, стимулируя инновации, привлечение капиталовложений и обмен технологиями. Так, в условиях глобальной экономической трансформации и усиления конкуренции за технологическое лидерство СЭЗ становятся ключевым инструментом стимулирования инноваций и привлечения инвестиций. Финансовая деятельность, являясь ключевой сферой экономики, не только обеспечивает стабильность и устойчивость хозяйствующих субъектов, но и выступает драйвером инноваций, которые критически важны для повышения конкурентоспособности, оптимизации ресурсного управления и адаптации к глобальным вызовам, таким как цифровизация и санкционное давление. Анализ правовых моделей СЭЗ в странах Содружества Независимых Государств демонстрирует их разнонаправленность. В Российской Федерации, например, акцент сделан на промышленно-производственных зонах, где льготы увязаны с локализацией производств. В Китае, напротив, доминируют инновационно-технологические кластеры, предлагающие гранты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и упрощенную миграцию кадров.
Предмет, исследование процессов и факторов, способствовавших технологическому прорыву Советского Союза в XX веке, включая институциональные реформы, научно-техническую политику, влияние войн и международное сотрудничество. Цель: проанализировать ключевые предпосылки, которые способствовали технологическому прорыву СССР, и оценить их влияние на экономическое и технологическое развитие страны. Дизайн исследования: в статье используется системный подход, включающий анализ исторических документов, архивных материалов, статистических данных и научных публикаций. Исследование охватывает период с начала XX века до середины 1980-х годов и включает сравнительный анализ различных факторов, таких как институциональные реформы, научно-техническая политика, военные действия и международное сотрудничество. Результаты: автор выявляет ключевые факторы, такие как плановая экономика, индустриализация, коллективизация и международное сотрудничество, которые способствовали технологическому прорыву СССР. Исследование показывает, что комплексный подход к институциональным реформам и научно-технической политике позволил СССР достичь значительных успехов в различных областях науки и техники, что имело долгосрочные последствия для экономического и технологического развития страны. Результаты подчеркивают важность стратегического видения, института планирования и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях для обеспечения технологического суверенитета.
Статья посвящена роли и значению института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В ней рассмотрены функции и задачи данного института, его вклад в защиту и продвижение прав человека на федеральном и региональном уровнях. Особое внимание уделяется деятельности и достижениям действующего Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Николаевны Москальковой, а также ее научному и практическому вкладу в развитие правозащитной деятельности в стране и международному сотрудничеству в этой области.
Статья посвящена истории развития института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, ключевым аспектам и результатам деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
В статье отражены результаты проведенного исследования международно-правового регулирования миграции в контексте международного строительного контрактного права. Предметом исследования является совокупность норм публичного и частного международного права, определяющих правовое положение трудовых мигрантов, занятых на трансграничных строительных проектах. Объектом исследования являются миграционные отношения, возникающие между государством приёма, государством происхождения, транснациональной строительной компанией и самим работником-мигрантом в процессе заключения и исполнения международных строительных контрактов. Подробно рассматриваются такие аспекты темы, как соотношение универсальных конвенций Международной организации труда, Международной конвенции ООН 1990 года, региональных актов Европейского союза, двусторонних инвестиционных соглашений и корпоративных кодексов ответственности. Особое внимание уделяется институциональной фрагментарности правового режима, а также влиянию дискреционных “police powers” (регуляторных полномочий государства) на свободу предоставления услуг и защиту работников-мигрантов. Исследование основано на комплексном сравнительно-правовом, системном и догматическом анализе международных договоров, судебно-арбитражной практики и корпоративных стандартов, что обеспечило целостную оценку действующего режима. Основными выводами проведенного исследования являются необходимость устранения правовых лакун путём унификации ключевых обязательств через протокольные поправки к конвенциям МОТ, расширения директивы 96/71/EC и внедрения механизмов солидарной ответственности подрядчиков. Особым вкладом автора в исследование темы является обоснование создания при МОТ реестра двусторонних соглашений с консультативным мониторингом и разработка глобальных методических рекомендаций по минимальным условиям труда в строительстве, что позволит повысить юридическую предсказуемость проектов и снизить риски эксплуатации мигрантов. Новизна исследования заключается в комплексном соединении публично-правовых и частноправовых механизмов, отражённом в предложенной модели интеграции международных строительных контрактов со стандартами по правам человека, а также в формулировании критериев пропорциональности между экономическими свободами и мерами миграционного контроля, применимых в арбитражной практике.
В условиях трансформации мировой системы международных отношений образовательная дипломатия приобретает всё большее значение как инструмент гуманитарного влияния, формирования национального имиджа и стратегического позиционирования государств. Изменение архитектуры глобального порядка, развитие цифровых технологий и усиление конкурентной борьбы за интеллектуальные и культурные ресурсы требуют переосмысления традиционных форм образовательного сотрудничества. Цель исследования - выявление особенностей развития международного образовательного сотрудничества в условиях цифровизации, а также спецификации образовательной дипломатии России и Китая как инструмента внешней политики и фактора формирования глобального гуманитарного влияния. Объектом выступает образовательная дипломатия двух стран как форма внешнеполитического взаимодействия в условиях глобализации, цифровизации и гуманитарной конкуренции. Работа направлена на осмысление новых форм образовательного партнёрства и их роли в формировании альтернативных моделей глобального гуманитарного сотрудничества. Методология исследования основана на работах китайских и российских авторов в области гуманитарной политики. Для характеристики цифровых образовательных инициатив и их роли в формировании новой модели международного дипломатического сотрудничества в исследовании используется сравнительный анализ стратегических подходов и контент-анализ программных документов. Научная новизна заключается в уточнении различий и сходств в стратегиях двух стран, а также в выявлении связи между цифровыми форматами образования и внешнеполитическими приоритетами в условиях многополярного мира. В работе выявлены различия в стратегических приоритетах России и Китая: российская образовательная дипломатия акцентирует внимание на сохранении культурной идентичности, продвижении концепции евразийского гуманитарного пространства и укреплении региональной интеграции, в то время как Китай стремится к построению глобального образовательного сообщества на принципах универсализма, инклюзивности и устойчивого развития. Полученные результаты подтверждают, что образовательная дипломатия становится одним из ключевых каналов гуманитарного влияния в условиях растущей глобальной конкуренции, способствуя формированию устойчивых межгосударственных связей, расширению культурного диалога и укреплению стратегических позиций государств на международной арене.