Финансовый мониторинг направлен на выявление подозрительных операций, связанных с отмыванием денег, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения. Уклонение от уплаты налогов попадает в состав объектов мониторинга в качестве предикатного преступления к отмыванию денег. Кроме того, международные рекомендации указывают на необходимость объединения усилий компетентных органов, в том числе налоговых, и обмена налоговой информацией. При этом международные рекомендации в разных странах имплементируются с учетом институциональных особенностей противолегализационной системы. В данной статье исследуются институциональные основы финансового мониторинга и налогового администрирования в РФ. Предметом исследования являются теоретические и прикладные аспекты противодействия уклонению от уплаты налогов как угрозе легализации доходов, полученных преступным путем. Исследование проведено с применением общенаучных и методов экономического анализа. Проведен анализ динамики и структуры подозрительных операций по выводу доходов зарубеж за 2015-2024 гг. по данным Банка России. Сопоставлены задачи подразделения финансовой разведки и налоговых органов. Информационную основу составили международные рекомендации, законы и правовые акты РФ, методические рекомендации Банка России. В статье представлен краткий обзор международных рекомендаций и российского законодательства по проведению мониторинга в налоговой сфере. Дана оценка его роли в противодействии уклонению от уплаты налогов по показателям доначислений доходов в бюджет, а также динамики объема и структуры сомнительных операций. Особое внимание уделено проблемам идентификации бенефициарных владельцев. Предложения по совершенствованию порядка идентификации разработаны для организаций, субъектов первичного мониторинга и государственных органов. Недостаточный уровень взаимодействия компетентных органов доказывает выявленное несоответствие применяемых критериев оценки налоговых факторов в рамках мониторинга операций и критериев оценки налоговых рисков. Элементы научной новизны содержат выводы автора о задачах финансового мониторинга, решение которых содействует противодействию уклонению от уплаты налогов, а также выявленные тенденции в динамике сомнительных операций по выводу денежных средств зарубеж через банковскую систему. При решении данных задач важно более конкретного разделить полномочия между компетентными органами, исключив дублирование функций. Предложено расширить межведомственное взаимодействие и межд
В статье особое внимание уделено роли ЮНЕСКО в формировании глобальной политики в области культуры, особенно в свете приближающегося 80-летия организации, с учетом контекста сохранения и развития культурного многообразия и духовного наследия человечества. Исследуется значение культурного суверенитета России как системы базовых ценностей общества в укреплении международного сотрудничества и диалога культур. В преддверии 80-летия ЮНЕСКО рассматриваются ключевые инициативы и проекты России, направленные на сохранение и развитие культурного наследия, а также на поддержку разнообразия форм культурного самовыражения в международной среде, включая глобальное информационное пространство Интернета. Новизна данного исследования заключается в его проведении накануне важного 80-летнего юбилея ЮНЕСКО. Это позволяет рассмотреть вопрос культурного суверенитета России в новом контексте. Данный аспект подчеркивает значимость исторического момента и необходимость переосмысления роли культурного суверенитета России для мирового сообщества в условиях глобализации. В работе задействован комплекс общенаучных методов научного познания и диалектический метод. Анализируются принципы культурного суверенитета, такие как охрана национального культурного наследия, поддержка культурного многообразия и защита традиционных ценностей. По результатам выводов можно констатировать, что отмечая 80-летие ЮНЕСКО, мировое сообщество получает уникальную возможность переосмыслить вклад этой организации в сохранение культурного наследия и развитие межкультурного диалога. В условиях глобализации, когда культурные ценности сталкиваются с процессами культурной экспансии, культурный суверенитет России играет важную роль в сохранении национальной идентичности и традиций. В 2025 году планируется реализация совместного проекта ЮНЕСКО и Интерпола «Виртуальный музей похищенных культурных ценностей. Данный Проект является ярким примером успешного международного сотрудничества в области охраны культурного наследия. Такие инициативы демонстрируют важность коллективных усилий для защиты мировых культурных ценностей и возвращения утраченного наследия. В заключение представлены рекомендации по сохранению, защите и популяризации разнообразия форм культурного самовыражения и культурного суверенитета Российской Федерации как основы укрепления мирового сотрудничества и диалога в сфере культуры.
Предметом исследования является современное состояние международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и сохранения живых ресурсов в Арктике. Отмечается, что Арктика неизменно является зоной повышенного внимания и столкновения геополитических интересов. Ведущая роль в урегулировании возникающих в регионе конфликтов принадлежит международному праву, которое находится в процессе постоянного развития с учетом изменяющихся реалий современного мира. Постоянно ухудшающиеся межгосударственные отношения и замороженное во многих отношениях международное сотрудничество России со странами запада препятствуют эффективному решению глобальных проблем Арктического региона, к числу которых относятся: глобальное потепление и поиск путей эффективной адаптации к нему, охрана живых ресурсов, обеспечение, традиционного образа жизни коренных народов и иные проблемы охраны окружающей среды. На основе исторического метода исследования в статье проведен анализ развития международного права и осуществления сотрудничества арктических государств в сфере охраны окружающей среды региона. Особое внимание уделено периоду холодной войны, а также позитивным результатам сотрудничества, достигнутым в это время. Научная новизна исследования состоит в проведении параллели между различными периодами напряженной международной политической обстановки и выводе, что мирное и устойчивое развитие Арктики должно быть обеспечено усилиями всех циркумполярных государств, а также при непосредственном участии неарктических стран. Лидирующая роль в данном процессе должна принадлежать международному праву и международному сотрудничеству, осуществляемому вне зависимости от политического контекста и существующих разногласий. Автор также приходит к выводу, что вводимые на западе ограничения на научное сотрудничество с российскими контрагентами, фактически разрушают создававшиеся десятилетиями связи между учеными ведущих научных и образовательных центров. Современная арктическая политика циркумполярных стран, исключающая научное и иное сотрудничество с Россией по вопросам охраны окружающей среды, многократно усиливает риски устойчивого развития арктических территорий. Представляется, что многостороннее международное сотрудничество в Арктике без участия России не может полноценно охватить весь спектр региональных проблем, а тем более выработать наиболее эффективные пути их решения. Выявлено, что в контексте паузы в работе Арктического совета сотрудничество между негосударственными субъектами может стать сейчас наиболее важной его формой.
В настоящее время вопрос международного сотрудничества в сфере противодействия транснациональным преступлениям является достаточно актуальным для всех стран мира, в т. ч. для Российской Федерации и стран африканского континента. Кроме того, актуальность выбранному для научного исследования направлению международного сотрудничества придает происходящее в последние несколько лет в условиях изменения геополитического устройства мира укрепление российско-африканских отношений, одной из сфер которых является вопрос эффективного противодействия наиболее распространенным транснациональным преступлениям. Предметом исследования выступает международное противодействие транснациональным преступлениям в рамках сотрудничества России и стран африканского континента. Целью исследования является изучение международного сотрудничества России и стран Африки в сфере противодействия транснациональным преступлениям на современном этапе. Методами, использованными при проведении исследования, выступили общие (диалектический метод, системный и комплексный подходы) и специальный формально-юридический методы. В ходе исследования получены следующие результаты работы: изучены выделяемые в международном праве признаки транснациональных преступлений, а также указаны их дополнительные характеристики, проанализированы подходы зарубежных и отечественных специалистов к определению понятия «транснациональные преступления», изучено содержание международного сотрудничества в сфере противодействия преступлениям, обозначена основа международного сотрудничества в сфере противодействия транснациональным преступлениям, а также разработано авторское определение понятия «транснациональные преступления». Полученные результаты обладают научной новизной ввиду того, что они уточняют содержание понятия транснациональных преступлений и могут быть применены в практической деятельности различных органов государственной власти, прежде всего, при совершенствовании механизмов противодействия транснациональным преступлениям на уровне международного сотрудничества, а также в рамках научно-представительских мероприятий по тематике исследования.
Государственное регулирование антидопинговой деятельности в спорте включает в себя создание и обеспечение соблюдения законов и политик, направленных на предотвращение использования спортсменами веществ, повышающих производительность. Это регулирование имеет решающее значение для поддержания целостности спорта, содействия честной конкуренции и защиты здоровья спортсменов. Известные международные структуры, такие как Всемирное антидопинговое агентство (WADA) и Международная конвенция ЮНЕСКО о борьбе с допингом в спорте, направляют национальные усилия, предоставляя стандартизированные правила и способствуя сотрудничеству между странами. В целом государственное регулирование антидопинговой деятельности отражает сложное взаимодействие правовых, этических и культурных факторов, которые требуют постоянной адаптации и сотрудничества между заинтересованными сторонами для решения постоянных проблем, создаваемых допингом в спорте. В статье рассматриваются современные аспекты регулирования антидопинговой деятельности в спорте на государственном уровне. Анализируются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие борьбу с допингом на национальном и международном уровнях. Особое внимание уделяется механизмам взаимодействия государственных органов с WADA и национальными антидопинговыми организациями. Исследуются современные подходы к формированию антидопинговой политики, включая превентивные меры, системы тестирования и санкции за нарушения. Рассматривается опыт различных стран в создании эффективной системы противодействия допингу. Предлагаются рекомендации по совершенствованию законодательной базы и усилению координации между заинтересованными сторонами в сфере антидопингового регулирования
Настоящее исследование посвящено анализу источников международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и сходных с ними веществ. Автором подробно исследуются положения права международных договоров, а также международно-правовые обычаи в аспекте их возможности выступления в качестве источников международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и сходных с ними веществ. Основные источники международного права изучаются системно, анализируются критерии их включения в общий нормативный объем международного сотрудничества. Отдельно исследуются критерии и принципы сформированности международно-правового обычая. Автором рассматривается нормативная природа обычной нормы на основании соблюдения двух критериев: наличие всеобщей практики и признания этой практики в качестве правовой нормы (opinio juris). Методология исследования включает в себя нормативный анализ положений основных международных договоров и сравнительно-правовое исследование доктринальных концепций международного сотрудничества Автором предложено определение международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и сходных с ними веществ, под которым следует понимать основанную на нормах международного права совместную комплексную деятельность государств по созданию и применению материальных и процессуальных международных и внутригосударственных норм в целях обеспечения глобальной и региональной наркобезопасности мирового сообщества. Автором установлено, что международные договоры (включая нормотворческие конвенции ООН), а также международный обычай являются основными источниками международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и сходных с ними веществ. В то же время утверждается, что односторонние акты государств; акты международного правотворчества международных организаций; соглашения между государствами и международными организациями и аналогия также являются источниками международного сотрудничества.
Статья посвящена работе советско-финских семинаров по анализу учебников истории и географии, которые осуществлялись в 1973-1989 гг. Данная статья - первая попытка осмыслить работу проекта как одного из элементов советской культурной дипломатии на русском языке. В ходе работы комиссии были проанализированы школьные учебники по истории и географии стран и выказаны рекомендации по их улучшению и исправлению. На материалах советских официальных документов и финских источниках показано, как стороны обсуждали в том числе трудные вопросы недавней истории (Зимняя война, Вторая мировая война, пакт Молотова - Риббентропа и пр.). В статье показано, где проходили «границы» финляндизации в области обсуждения финских учебников.
В настоящее время крупнейшие страны мира с развитой экономикой совершенствуют свои собственные системы цифрового управления и участвуют в разработке международных правил цифровой экономики, и в процессе строительства «Цифрового Китая» требуется как технологическая поддержка, так и правовые гарантии. Исследование китайского опыта в правотворческой сфере должно учитывать важные фактические данные и практики. В статье представлены достижения в области развития цифровой экономики, раскрыты конкретные меры китайского правительства при строительстве цифрового правового государства, проанализирована модель использования цифровых технологий при осуществлении судопроизводства и создании цифровой прокуратуры, рассмотрены существующие риски в международном киберпространстве и предложены способы по китайско-российскому цифровому правовому сотрудничеству.
Рассмотрена динамика развития международных правовых механизмов противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, на основании анализа которой предпринята попытка выработки предложений, направленных на повышение эффективности и результативности межгосударственного взаимодействия в данной сфере. Отдельное внимание уделено порядку регламентации противодействия незаконному обороту прекурсоров и химических веществ, используемых при изготовлении наркотических средств и психотропных веществ как особо сложной и спорной области разработки международной политики и сотрудничества.
В данном исследовании рассматриваются взаимоотношения Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК) с другими глобальными игроками. В частности, речь идет о взаимодействии СЕЛАК с такими ключевыми акторами, как Европейский союз, и анализируется влияние этих отношений на геополитику и международную динамику. Цель данной статьи - пролить свет на характер и значение взаимодействия ЕС и СЕЛАК, изучить лежащие в его основе мотивы, цели и результаты, а также принять во внимание глобальный контекст и формирование союзников вокруг конфликта на Украине. Изучение данной темы позволит составить более полное представление об участии СЕЛАК на мировой арене, предоставив ценную информацию для принятия политических решений и выстраивания региональных стратегий в интересах стран, входящих в сообщество.
Введение. Антарктика, являясь уникальным и богатым ресурсами регионом, привлекает внимание многих государств. Китай не является исключением. Его роль в развитии международного сотрудничества в Антарктике значительно возросла с тех пор, как он ратифицировал Договор об Антарктике в 1983 году. В статье рассматривается роль Китая в развитии международного сотрудничества в Антарктике. Целью исследования является изучение роли Китая в развитии международного сотрудничества в Антарктике, отношений Китая с другими антарктическими государствами, действий, предпринимаемых КНР на территории Антарктики.
Материалы и методы. Методологию исследования составляет изучение и анализ текстов международных договоров, научных публикаций, статистических данных. В ходе работы над публикацией применялась совокупность общенаучных, формально-логических методов (включая методы познания, описания, анализа, индукции, дедукции, сравнения, аналогии, систематизации, моделирования) и специальных методов (формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой, структурно-юридический методы; метод контентанализа и др.).
Результаты исследования. В результате проведенного исследования было выявлено, что Китай активно занимается укреплением своих позиций в регионе, строит новые станции, занимается добычей ресурсов. Тем не менее некоторые действия Китая вызывают обеспокоенность у других государств, так как Китай рассматривается как потенциальная угроза. Более того, отсутствие у Китая четкой антарктической политики может спровоцировать конфликты с другими государствами.
Результаты исследования могут быть полезны для правительств, международных организаций и исследовательских институтов, занимающихся вопросами международного права.
Обсуждение и заключение. Поскольку присутствие Китая продолжает расширяться, его действия, вероятно, будут определять будущее международных отношений в регионе. Тем не менее сейчас роль Китая в принятии важных решений в Антарктике не настолько значительна, как роль таких государств, как, например, Австралия и Великобритания. Китаю необходимо активно участвовать в диалоге с другими государствами, что позволит избежать напряженности и способствовать устойчивому развитию региона.
Актуальность исследования определяется растущим значением возобновляемых источников энергии (ВИЭ) для снижения климатических рисков в мире, и особенно необходимостью международного сотрудничества в этой отрасли. Мы исследовали особенности развития ВИЭ в Китае и в арабских странах Аравийского полуострова, особенно в Саудовской Аравии. Мы проанализировали текущее состояние китайско-арабского сотрудничества в области ВИЭ и, исходя из этого, выявили их особенности и характерные черты и сформулировали основные проблемы этого сотрудничества. Целью исследования является изучение возможности активизации китайско-арабского сотрудничества в области возобновляемых источников энергии и путей повышения его эффективности как с точки зрения самих участников, так и мировой экономики. Китай и страны Персидского залива являются очень важными участниками мирового энергетического рынка как производители и потребители энергоресурсов. В статье делается вывод о том, что рост взаимного сотрудничества в области возобновляемых источников энергии и его эффективности может стать дополнительным катализатором устойчивого развития мировой экономики, с одной стороны, а также Китая и стран ССАГПЗ, с другой. Мы установили, что это сотрудничество может серьезно снизить глобальные и страновые климатические и экологические риски, и это обстоятельство очень важно при формировании направлений и условий сотрудничества, а также при его поддержании и финансировании.