Научный архив: статьи

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ МВД РОССИИ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2025)

Цель статьи. Обозначить вектор совершенствования профессиональных компетенций и личностных качеств курсантов Министерства внутренних дел в сфере просветительской деятельности; рассмотреть понятие «просветительская компетентность сотрудника полиции», определить её компоненты. С учётом выявленных компонентов осуществить отбор диагностических методик для изучения степени готовности курсантов Министерства внутренних дел к просветительской деятельности.

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют совокупность подходов и идей, выстроенных на философском, общенаучном и конкретно-научном уровнях. Основными методами исследования выступают анализ нормативных правовых документов Российской Федерации и научных источников по заявленной проблеме, синтез научных идей, обобщение педагогического и теоретико-практического опыта.

Результаты. Проведённый теоретический анализ работ показал недостаточную разработанность сущности понятия «просветительская деятельность» будущего специалиста Министерства внутренних дел России и её методического обеспечения в системе подготовки кадров. При профессиональной подготовке курсантов к просветительской деятельности следует ориентироваться на расширение учебно-воспитательного потенциала обучающегося для дальнейшего применения на практике. В рамках служебной деятельности для формирования правосознания у граждан сотруднику полиции необходимо проводить просветительскую работу. Таким образом, подчёркивается роль профессиональной подготовки к просветительской деятельности в территориальных органах внутренних дел и в образовательных организациях Министерства внутренних дел России. В связи с этим предоставлен актуальный диагностический материал, релевантный данному направлению.

Теоретическая и/или практическая значимость. Уточнено понятие «просветительская деятельность будущего специалиста МВД», отражены профессионально важные и личностно значимые качества сотрудника полиции, представлены материалы многоуровневой оценочной системы диагностических и организационных методик, которая состоит из нескольких блоков: коммуникативно-речевого, организаторско-управленческого, мотивационного, интеллектуально-компетентностного и рефлексивного. Выводы. Внедрение в образовательный процесс образовательной организации Министерства внутренних дел России актуального диагностического материала для подготовки к просветительской деятельности будущих специалистов органов внутренних дел будет способствовать не только повышению их квалификации, но и улучшению качества работы всей правоохранительной системы. Сущность просветительской деятельности как в рамках образовательной системы Министерства внутренних дел, так и в профессионально-служебной структуре заключается в глубинной интеграции и комплексном подходе к реализации учебно-воспитательных ресурсов.

Издание: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): КУРБАТОВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В ХОДЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ БЕСЕД (2025)

Цель статьи заключается в рассмотрении проблем и специфики применения метода индивидуальной воспитательной беседы в формировании духовно-нравственных ценностей у курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел России.

Методология и/или методы исследования. Методологической основой исследования выступают аксиологический и диалогический подходы. В статье приводятся результаты опроса российских полицейских об особенностях индивидуальных воспитательных бесед, направленных на формирование морально-нравственных ценностей. В качестве дополнительных методов нами были взяты: педагогическое наблюдение, групповая и индивидуальная беседа, опрос. Педагогическое наблюдение за (внешними, вербальными и невербальными) проявлениями ценностной системы воспитуемого (репликами, взглядами) позволило выявить формы проявления взглядов воспитуемых и их мировоззрения.

Результаты. В статье на основе теоретического анализа определены факторы и проблемы духовно-нравственного воспитания (необходимость выбора методов воспитания, способных оказать наиболее сильное педагогическое воздействие на воспитуемых, учёт текущих социально-политических факторов). Описываются особенности метода духовно-нравственного воспитания в процессе индивидуальных бесед (специфика времени и места беседы, личностных характеристик воспитателя, креативности при выборе вопросов бесед). Определён воспитательный потенциал индивидуальных воспитательных бесед для формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов, что является востребованным для функционирования образовательной организации в условиях неопределённости и трансформации общества.

Теоретическая и/или практическая значимость. Данное исследование способствует совершенствованию системы воспитания сотрудников полиции, имеющей важное значение в новых постоянно меняющихся условиях, выводит на новый уровень научные исследования, связанные с изучением ценностных ориентаций сотрудников полиции. Результаты исследования могут быть применимы в разработке методических рекомендаций по усовершенствованию работы командиров курсантских подразделений по духовно-нравственному воспитанию курсантов-полицейских.

Выводы. Исследование позволяет усовершенствовать и оптимизировать процесс духовно-нравственного воспитания сотрудников полиции на основе современных педагогических методов. Описывается роль и место индивидуальных бесед в воспитании молодого поколения. Даются рекомендации по усовершенствованию технологии воспитания сотрудников силовых структур. Доказано утверждение об актуальности индивидуальных воспитательных бесед для развития духовно-нравственных ценностей у российской молодёжи в современных условиях.

Издание: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): КИПРЕЕВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, ЖУЛАНОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
Сохранить в закладках
Профессионально-личностные качества специалистов-кинологов Росгвардии на различных этапах профессионализации (2025)

Рассмотрен один из важнейших компонентов психологической структуры субъекта профессиональной деятельности – качества и свойства личности на примере специалистов-кинологов Росгвардии, который влияет на эффективность выполнения поставленных служебно-боевых задач. Цель – определить в структуре личности необходимые профессионально важные и профессионально значимые качества специалистов-кинологов, находящихся на разных этапах профессионализации. Эмпирическое исследование позволило определить направления психолого-педагогического сопровождения в становлении личности профессионала. В нем приняли участие 20 курсантов 4 курса кинологического факультета Пермского военного института Росгвардии и 23 специалиста-кинолога (выполняющие служебно-боевые задачи в зоне специальной военной операции) Отдельной Краснознамённой дивизии оперативного назначения имени Ф. Э. Дзержинского войск национальной гвардии Российской Федерации. Использованы следующие методики: психометрика русскоязычной версии Big Five Inventory-2 (А. Ю. Калугин и др..); опросник структуры темперамента (В. М. Русалов); методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориентаций; опросник «Стиль саморегуляции поведения ССП-98» (В. И. Моросанова); симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» (А. Волков, Н. Водопьянова); методика «Тип мышления» (модификация Г. Резапкиной); короткий опросник Темной триады (SD3) (адаптация М. С. Егоровой, М. А. Ситниковой, О. В. Паршиковой). Полученные данные подвергались описательной статистике и межгрупповому сравнению (использование U-критерия Манна-Уитни). В результате исследования установлено, что исследуемые свойства и качества в обеих группах респондентов имеют по ряду показателей значимые отличия, что свидетельствует о влиянии предметной деятельности на формирование личности профессионала и позволяет определить направления его психолого-педагогического сопровождения.

Издание: СИБСКРИПТ
Выпуск: Т. 27, № 5 (2025)
Автор(ы): Скрипкина Татьяна Петровна, Кусакина Елена Аркадьевна
Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕЛЕСНЫХ МОДИФИКАЦИЙ И САМООЦЕНКИ (2024)

Статья описывает исследование значимости влияния телесных модификаций на психологические характеристики личности. В настоящее время проблема модификаций актуализируется в современном мире, имея под собой и деструктивный фундамент изменения. Зачастую модификации имеют необратимый характер (татуировки, изменение отдельных частей тела). Цель статьи - выявить наиболее предпочтительные телесные модификации и их влияние на психологические характеристики личности.

Методологию исследования составляет теоретический анализ актуальных литературных источников, психологическое тестирование.

В результате исследования было доказано предположение о влиянии телесных модификаций на уровень самооценки. Представленные в данной статье результаты позволяют сделать выводы о возможном влиянии телесных модификаций на самооценку и формирование самоидентичности, а также обозначить направление для дальнейших исследований в данной области.

В статье описываются результаты теоретического анализа проблемы телесных модификаций, дается определение телесных модификаций как психологического феномена. Имеется краткий исторический экскурс по анализу данного понятия и его рассмотрения как культурного феномена.

Эмпирическая часть исследования описывает влияние телесных модификаций на психологическую составляющую личности. Доказывается предположение о том, что с помощью телесных модификаций личность компенсирует низкий уровень самооценки. Описано также исследование, которое проводилось на базе Академии ФСИН России. Выборка ( N = 65) состояла из курсантов второго и третьего года обучения и адъюнктов первого года обучения факультета психологии и пробации. В качестве инструментов исследования выступили тесты: опросник образа собственного тела и тест уверенности в себе, а также анкета с фото модификаций лиц женского пола, сгенерированными нейронной сетью. Опрос проходил в онлайн-формате.

Представленные в данной статье результаты позволяют сделать выводы о влиянии телесных модификаций на самооценку и формирование самоидентичности, а также обозначить направление для дальнейших исследований в данной области.

Издание: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (50) (2024)
Автор(ы): КУРДИН ДЕНИС АЛЕКСЕЕВИЧ, ЖАМБАЛОВА ХАНДАЖАБ БАТОРОВНА, САВИНА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА
Сохранить в закладках
ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ КУРСАНТАМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ (2025)

В статье рассматривается влияние технологий дополненной реальности на мотивацию курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях системы МВД России, при обучении информатике. Технологии дополненной реальности помогают адаптировать сложный теоретический материал к практическим задачам, что способствует более глубокому усвоению знаний и повышению уровня вовлеченности. Анализ исследований в области применения дополненной реальности в образовательной среде показывает, что ее преимущества включают наглядность, интерактивность и персонализацию. Проведенное исследование включает разработку учебных материалов с использованием дополненной реальности, а также оценку их влияния на мотивацию курсантов. Результаты эксперимента демонстрируют, что дополненная реальность стимулирует активное участие обучающихся, улучшает их успеваемость и формирует устойчивый интерес к предмету. Выводы подчеркивают важность интеграции современных технологий в образовательный процесс для повышения качества профессиональной подготовки курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях системы МВД России. Практическая значимость работы заключается в возможности масштабного внедрения AR-технологий для модернизации обучения в специализированных учреждениях.

Издание: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
Автор(ы): Латушкина Валерия Александровна
Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ (2023)

В целях успешного выполнения задач, поставленных перед органами внутренних дел, сотрудники должны быть подготовленными к несению службы в любых условиях, в том числе экстремальных, а для этого требуется высокий уровень физической подготовленности, чтобы эффективно выполнять оперативно-служебные задачи. Физическая подготовка является одним из приоритетных профессиональных качеств, формирование и развитие которых происходит в образовательных учреждениях МВД России. В учебном процессе физической подготовке отводится особая роль, поскольку посредством физических упражнений формируется готовность будущих сотрудников ОВД к применению физической силы, обеспечивается выносливость и повышается работоспособность. Основной целью явилось рассмотрение специфики осуществления физической подготовки в образовательных организациях МВД России. Методология настоящей статьи построена на основе анализа различных нормативных, теоретических положений и литературных источников по рассматриваемой проблематике. На основе анализа теоретических исследований, методологических подходов были определены организационные аспекты физической подготовки в образовательных организациях МВД России, отмечено разнообразие применяемых в процессе физической подготовки форм, методов и средств, выделены основные направления практических занятий по формированию двигательных навыков и умений.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 4 (2023)
Автор(ы): Настуев Эдуард Борисович
Сохранить в закладках
Исследование сформированности типов патриотизма у обучающихся Кубанского государственного университета и Краснодарского университета МВД России (2025)

В сфере внимания находится проблема выявления специфики формирования чувства патриотизма у различных профессиональных групп, понимание которой позволит осуществлять оперативную коррекцию процесса патриотического воспитания. Цель — выявление типологических особенностей формирования чувства патриотизма в каждой из рассматриваемых профессиональных групп. Материалы и методы. Выборку исследования составили 25 студентов факультета истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета и 35 курсантов Краснодарского университета МВД России первого года обучения. Использовались опрос, интервьюирование, индивидуальная беседа, педагогическое наблюдение. Результаты и обсуждение. Приведены данные сравнительного анализа результатов диагностики индивидуальных и групповых уровней сформированности чувства патриотизма у курсантов, обучающихся в системе МВД России, и студентов педагогической образовательной организации. Описаны особенности развития чувства патриотизма в рассматриваемых учебных заведениях. Охарактеризована специфика целевых установок и смысложизненных ориентаций студентов Кубанского государственного университета и курсантов образовательной организации МВД России. Выводы. Результаты исследования имеют ценность для понимания специфики организации педагогического процесса с обучающимися в целях управления воспитательным процессом.

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 3 (102), Том 30 (2025)
Автор(ы): КИПРЕЕВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
Сохранить в закладках
Проблемы формирования профессиональной компетентности в учебном процессе военных вузов Росгвардии (2025)

Цель — определение основных направлений повышения эффективности мотивационной компоненты на приобретение профессиональной компетентности в период обучения. Материалы и методы. Для оценки социальнопсихологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере применялась «Методика диагностики социальнопсихологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной». В исследовании приняли участие 135 курсантов первых курсов. Использовались сравнительный анализ, обобщение, моделирование, проектирование, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, анализ документов и результатов деятельности, экспертная оценка. Результаты и обсуждение. Вопросы формирования профессиональной компетентности тесно связаны с проблемами духовно-нравственных ценностей в профессионально-деятельностной идентификации. Определены мотивационные установки на приобретение профессиональной компетентности у курсантов вузов войск национальной гвардии. Выводы. Структура мотивационных установок на приобретение профессиональной компетентности у курсантов вузов войск национальной гвардии обладает качественными различиями, что обусловливает поиск новых психолого-педагогических подходов к формированию мотивации курсантов военного вуза на приобретение профессиональной компетентности.

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 2 (101), Том 30 (2025)
Автор(ы): ГРИГОРЬЕВ ОЛЕГ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ
Сохранить в закладках
Обеспечение базового уровня компетентности в IT-сфере курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России (2025)

Авторы задаются актуальным для настоящего времени вопросом: каким образом сформировать у лиц, обучающихся в образовательных организациях МВД России, цифровые компетенции? 100 лет назад одна из ключевых задач, стоящих перед нашим государством, заключалась в ликвидации безграмотности населения (в традиционном понимании). Сейчас времена изменились, и мы говорим о необходимости ликвидации безграмотности цифрового характера. Цель — определение основных механизмов обеспечения базового уровня компетентности в IT-сфере курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Материалы и методы. Осуществлен феноменологический теоретико-эмпирический анализ формирования и развития цифровых компетенций у обучающихся образовательных организаций системы МВД России. Использовались методы анализа научной и методической литературы, метод изучения официальных статистических данных, а также собственный педагогический опыт авторов по формированию цифровых компетенций у слушателей и курсантов. Результаты и обсуждение. К цифровым компетенциям следует относить такие умения, как соблюдение «цифровой гигиены», эффективная работа с официальными сайтами федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работа с электронными обращениями, самостоятельное формулирование и направление электронных запросов в те или иные органы власти и организации, работа со специальными компьютерными программами и приложениями, которые регулярно обновляются, совершенствуются и корректируются, а также постоянное саморазвитие в условиях неопределенности. Выводы. Особое место среди лиц, которые должны обладать современными цифровыми навыками, занимают сотрудники органов обеспечения правопорядка. На примере подготовки будущих следователей и дознавателей предпринята попытка ответить на поставленный вопрос: каким образом сформировать у курсантов образовательных организаций МВД России базовый уровень компетенций в IT-сфере?

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 1 (100), Том 30 (2025)
Автор(ы): Урюпин Александр Николаевич, Сидорова Екатерина Закариевна
Сохранить в закладках
Динамика взаимодействия коммуникативной компетентности профессиональной деятельности готовке сотрудников органов внутренних дел (2025)

Исследование динамики взаимодействия коммуникативных умений и толерантности позволяет осуществлять направленную профилактику интолерантного поведения в деятельности и подготовке сотрудников органов внутренних дел к условиям профессионального общения. Цель — оценка толерантности и коммуникативной компетентности курсантов образовательной организации МВД России и установление степени готовности обучающихся к самостоятельному выполнению задач профессионального взаимодействия. Материалы и методы. Выполнено сравнительное исследование на основе результатов психодиагностики курсантов образовательной организации МВД России в количестве 106 человек. Методики исследования: опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова), методика «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» (В. Н. Куницына). Результаты и обсуждение. Установлены средний уровень толерантности общей выборки курсантов и зависимость коммуникативной компетентности от уровня толерантности. Определен более высокий уровень коммуникативных умений толерантных респондентов и наличие у них личностных свойств коммуникативной компетентности, обеспечивающих стабильность моральных установок и убеждений. Сравнение показателей толерантности курсантов 2013 и 2024 гг. позволило выявить идентичность значений на уровне средней выраженности и статистически достоверное снижение показателя толерантности как черты личности. Выводы. Готовность курсантов к реализации задач профессиональной деятельности определяется динамическим взаимодействием толерантных свойств личности и коммуникативных умений, необходимых для социального взаимодействия, а также социальной предприимчивостью, мотивацией достижения, эмоциональной устойчивостью и ориентацией на стабильность человеческих отношений.

Издание: ПСИХОПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
Выпуск: № 1 (100), Том 30 (2025)
Автор(ы): ГОНЧАРОВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ НА ХАРАКТЕР СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ МВД РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЯ) (2025)

Одним из важнейших факторов, определяющих состояние правоохранительной системы, является характер ценностных ориентаций сотрудников органов правопорядка. В свою очередь, характеристики социального мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России определяют тенденции и перспективы развития органов внутренних дел. В статье представлены результаты всероссийского социологического исследования характеристик мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России. Авторы рассматривают особенности ценностных ориентаций и деятельных установок курсантов, а также влияние фактора социальной стратификации на распределение ценностных ориентаций курсантов.

Издание: ВЛАСТЬ
Выпуск: Том 33 № 4 (2025)
Автор(ы): Анисимова Татьяна Германовна, Кубякин Евгений Олегович
Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2025)

В настоящей статье исследуется технология формирования профессионального мировоззрения курсантов образовательных организаций МВД России. Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в вузах МВД России, предмет исследования - методы, средства и педагогические условия, способствующие становлению их профессионального мировоззрения. Целью исследования является разработка и научное обоснование технологии формирования профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России. Автор подробно рассматривает этапы технологии, которые включают: диагностику уровня профессионального мировоззрения курсантов; разработку образовательной программы, которая включает теоретические занятия, практические задания и тренинги; интеграцию практических стажировок и оценку результатов, что позволяет зафиксировать достигнутые изменения в профессиональном мировоззрении. Приведены педагогические условия и даны рекомендации, которые будут способствовать успешной реализации предложенной технологии формирования профессионального мировоззрения курсантов МВД России. Особое внимание уделяется интеграции теоретической подготовки с практической деятельностью, влиянию воспитательной работы и служебного опыта на развитие профессионального мировоззрения, а также практико-ориентированным методам подготовки курсантов, поскольку профессиональное мировоззрение формируется в деятельности. В заключении автор делает выводы о необходимости комплексного подхода к формированию мировоззрения курсантов, сочетающего образовательные, воспитательные и практические компоненты. Автор применяет комплексную методологию, основанную на системном, деятельностном и личностно-ориентированном подходах; использует теоретические (анализ научной литературы, систематизация, моделирование) и эмпирические (экспертные оценки, наблюдение) методы исследования. Новизна исследования заключается в систематизации и уточнении ключевых компонентов профессионального мировоззрения курсантов вузов МВД России, разработке теоретически обоснованной модели формирования профессионального мировоззрения, интегрирующей этапы образовательного процесса и педагогические условия эффективной реализации. Особым вкладом автора в исследование темы является: выявление специфических педагогических условий, способствующих формированию профессионального мировоззрения, а также разработка критериев оценки сформированности профессионального мировоззрения, включая устойчивость ценностных ориентаций, готовность к принятию решений в нестандартных ситуациях и уровень правосознания. Предложена система наставничества как механизм сопровождения профессиональной адаптации выпускников, что расширяет традиционные подходы к подготовке сотрудников правоохранительных органов. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования учебных программ и методик подготовки курсантов вузов МВД России.

Издание: ПЕДАГОГИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Печерский Юрий Иванович
Сохранить в закладках