В статье рассмотрено взаимодействие факторов, определивших соотношение оплаты труда двух основных социально-профессиональных групп (рабочие и служащие) в рамках ключевого для индустриального общества сектора материального производства (промышленности) в России/СССР. Эмпирическая база статьи - обработанные официальные данные о заработных платах. Для характеристики совокупных доходов, социальных расходов и трансфертов привлечены материалы из научной литературы. Предложен новый ракурс анализа исторических данных: какие факторы лежали в основе вековой циклической динамики неравенства; какую роль играло перераспределение доходов. Среди факторов выделены: соотношение спроса и предложения квалификаций и навыков, мотивации, социальные механизмы и институты. Роль первой группы факторов раскрывает теория человеческого капитала, фокусирующаяся на взаимодействии сферы образования и трудовых отношений. Институциональный подход к изучению неравенства связывает его измеряемые показатели с их восприятием и характеризуется имманентной историчностью. Сравнение с альтернативными оценками неравенства доходов показывает, что динамика относительного дифференциала оплаты интеллектуального труда в отечественной промышленности отражает вековую циклическую тенденцию неравенства совокупных доходов. Делается вывод, что эгалитарная коммунистическая идеология советской элиты влияла на величину относительного дифференциала оплаты труда, но не на направление его динамики, которое определялось в первую очередь соотношением спроса и предложения. В условиях преобладания в СССР административных методов их балансирования и сильной компрессии зарплат в 1960-е-1980-е годы предприятия имели гибкие инструменты стимулирования производительного труда, в том числе социальные трансферты, - они выступали скорее фактором повышения неравенства, что не соответствовало их целевому назначению выравнивать доходы социально уязвимых групп. Для современной социальной политики важный исторический урок состоит в приоритетности избирательного и целенаправленного использования фискальных инструментов и социальных трансфертов по сравнению с регулированием заработных плат.
Эпоха долголетия, характеризующая многие развитые страны, включая Россию, требует пересмотра феномена старения и роли пожилых в обществе. Представление о старшей когорте населения как пассивных бенефициарах, создающих дополнительную нагрузку на рынок труда, системы социального обслуживания и здравоохранения, постепенно сменяется более инклюзивным взглядом, который основан на принципах активного долголетия и подразумевает расширение прав и возможностей пожилых, их интеграцию во все сферы общества. Один из способов ответа на вызовы долголетия - образовательные программы для пожилых, или геронтообразование, способное обеспечить старшую когорту нужными знаниями и навыками, укрепить их человеческий потенциал. В статье представлена перспективная теоретическая рамка для анализа геронтообразования в России как «серебряной экосистемы» образовательных программ для пожилых, реконструированной по работам У. Бронфенбреннера и интегрированной со структуралистско-конструктивистским подходом. Согласно «экологической теории» Бронфенбреннера, включенность представителей старшего поколения в образование может быть проанализирована на уровне ряда взаимосвязанных подсистем с акцентом на акторов разного уровня, вносящих вклад в социальное развитие и благополучие группы. Структуралистский конструктивизм позволяет рассмотреть образование для пожилых в контексте власти и неравенства как поле, на котором неравномерно распределены ресурсы, что необходимо учитывать в разработке образовательных программ. Применяя концептуальные основания нового подхода к анализу выборочных региональных документов, авторы раскрывают связи и разрывы, разнонаправленные процессы внутри «серебряной экосистемы», которые порождают противоречия между идеалами стратегии в интересах старшего поколения, предусматривающей его активное вовлечение в жизнь общества, и неравномерностью распределения ресурсов в поле социальной интеграции пожилых людей.
В современных условиях быстрого технологического прогресса и изменения рынка труда непрерывное образование становится важнейшим фактором воспроизводства человеческого капитала. В России проблема участия взрослого населения в программах непрерывного образования обретает все большую значимость, что связано с необходимостью адаптации профессиональных компетенций к изменяющимся экономическим и технологическим реалиям, а также с важностью повышения квалификации для поддержания конкурентоспособности на рынке труда. Статья посвящена участию взрослого населения России в непрерывном образовании, выявлению ключевых барьеров, препятствующих данному участию, и сравнению российской ситуации с лидирующими странами по уровню вовлеченности взрослых в программы обучения. Исследование основано на экспертном опросе: было проведено 25 полуформализованных интервью, что позволило выявить мнения специалистов из разных сфер, связанных с непрерывным образованием взрослых. Дополнительно были использованы результаты авторского массового анкетирования, а также данные опросов ВЦИОМ, что обеспечило количественное подтверждение качественных выводов. Применялся тематический анализ интервью и статистическая обработка данных анкетирования. Анализ показал, что основные причины, препятствующие активному участию взрослых в программах непрерывного образования, - культурно-ценностные установки, финансовые ограничения и недостатки институциональной среды. Несмотря на рост интереса к дополнительному обучению, Россия продолжает отставать от стран-лидеров по уровню включенности взрослого населения в непрерывное образование. Для повышения уровня участия взрослых в непрерывном образовании необходимо развивать образовательную культуру, снижать финансовые барьеры и совершенствовать институциональные условия. Эти меры будут способствовать повышению конкурентоспособности рабочей силы и развитию человеческого капитала страны.
В статье рассматривается проблема повышения экономической эффективности процесса подготовки спортивного резерва. Юные спортсмены рассматриваются как ценные активы, а тренировочный процесс - как инвестиционный проект, требующий оптимизации. Цель исследования - разработка экономико-математической модели, позволяющей повысить отдачу от инвестиций в человеческий капитал за счет персонализации управления подготовкой.
Материалы и методы. В качестве инструментального метода предложен кластерный анализ.
Результаты. На основе выборки из 103 спортсменов, охарактеризованных по 15 объективным параметрам, с помощью алгоритма K-means были выделены две гомогенные группы (кластеры) активов. Статистический анализ (ANOVA) подтвердил значимые различия между группами, что позволяет интерпретировать их как два типа активов с разным потенциалом и рисками. Для каждого кластера разработаны дифференцированные стратегии управления (тренировочные программы), направленные на максимизацию их «стоимости» (спортивного потенциала) и минимизацию рисков (травматизм, отсев).
Заключение. Работа демонстрирует, что применение математических методов позволяет перейти от интуитивного управления к научно обоснованному менеджменту спортивных активов, повышая общую эффективность деятельности спортивных организаций.
Статья посвящена анализу инновационной составляющей устойчивого развития системы «человек-производство». Актуальность исследования определяется значимостью инновационной активности в контексте устойчивого развития для производства и работников, заключающейся в повышении конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, формировании сбалансированной модели развития, создании новых рабочих мест, преодолении экономических трудностей. В ходе теоретического анализа рассмотрена структура системы «человек-производство», которая включает человеческий капитал, производственные процессы, технологическую структуру, организационные механизмы, экологические параметры. Рассмотрены экономическая, социальная, экологическая и инновационная составляющие концепции устойчивого развития, оказывающей влияние на развитие отношений «человек-производство». Проанализирован уровень инновационной активности российских организаций, инновационная активность и доля продуктовых и процессных инноваций организаций обрабатывающей промышленности, уровень автоматизации российских отраслей промышленности, использование цифровых технологий и индекс экоинвестиций в обрабатывающей отрасли.
В результате выявлены наиболее значимые проблемы, препятствующие инновационной деятельности, определены тенденции и предложены основные направления ее развития.
Развитая система дополнительного профессионального образования (ДПО) является важным фактором устойчивого экономического роста. Ее значение повышается в условиях технологических и структурных изменений российской экономики, кадрового дефицита, дисбаланса предложения и спроса на труд. В статье на основе данных Обследования рабочей силы Росстата анализируются различные практики ДПО, в которые включены российские работники. Показано, что хотя в среднем доля работников, прошедших ДПО (27,1% в 2023 году), сопоставима с аналогичным показателем европейских стран, однако в большинстве случаев оно ограничивается обучением технике безопасности и охране труда. Другие практики, такие как краткосрочные курсы и тренинги, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, освоение новой техники и технологий, представлены в России значительно реже. Они охватывают не более 11% занятых. Доля участвующих в ДПО и его практики в значительной степени различаются в отраслевых и профессионально-должностных группах работников. Обучение технике безопасности и охране труда является практически единственной практикой ДПО в производственных отраслях для квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Остальные практики ДПО в наибольшей степени распространены в отраслях с высокой долей нефизических интеллектуальных работ (образовании, здравоохранении, финансах и страховании, информации и связи, профессиональной и научной деятельности) и среди квалифицированного персонала. Оценки логит-регрессий показали, что основными детерминантами участия в различных практиках ДПО являются профессионально-отраслевые факторы и характеристики трудовых отношений. Концентрация ДПО на обучении технике безопасности и охране труда (особенно среди рабочего персонала), недостаточная распространенность практик, непосредственно связанных с обновлением навыков и формированием новых компетенций, могут стать препятствием для решения задач, связанных с технической и технологической модернизацией российской экономики, преодолением дефицита кадров, повышением производительности труда, и требуют реформирования системы непрерывного образования работников.
В статье рассматривается проблема инновационного развития сельских территорий России в контексте дефицита кадров в агропромышленном секторе экономики. Цель исследования – выявить институциональные и социально-экономические факторы снижения кадрового потенциала в агросекторе и проанализировать влияние этих факторов на инновационное развитие сельской экономики. Особый акцент сделан на вопросах кадрового обеспечения научно-образовательной деятельности в области сельского хозяйства. Информационная база исследования включала данные Росстата, статистических сборников «Индикаторы науки», региональных исследований и результаты опросов учащихся, выпускников и молодых специалистов, проживающих в сельской местности. Показано, что ключевыми причинами «утечки мозгов» из сельскохозяйственных территорий являются низкое качество инфраструктуры малых городов и сел, низкая мотивация для переезда в сельскую местность, слабая эффективность программ занятости и популяризации жизни в сельских и отдаленных территориях. В качестве направлений трансформации кадровой политики в сельской экономике, на которых должны быть сконцентрированы усилия федеральных и региональных органов власти, отмечены совершенствование системы целевого обучения, обновление образовательных программ и программ повышения квалификации в соответствии с актуальным научно-техническим уровнем отрасли, развитие партнерства научно-исследовательских организаций и агропредприятий, и создание системы поддержки сельского предпринимательства. Полученные результаты могут быть использованы для формирования федеральных и региональных стратегий устойчивого развития и развития кадрового потенциала в сельской экономике.
В статье соотносятся варианты экономического и социологического понимания категории человеческого капитала. Отмечается, что в социологическом ракурсе уже достаточно давно в научном обороте бытует категория человеческого капитала. Поиск параметров оптимального взаимодействия участников образовательного процесса в вузе дал возможность увидеть потенциал категории человеческого капитала в уточнении его структуры и функций на примере образовательной среды университета и оформить идею педагогического капитала как инструмента усиления эффективности взаимодействия и взаимоотношений субъектов в образовательном пространстве. Составляющими педагогического капитала могут выступать образовательный и интеллектуальный капитал.
В предлагаемой статье приводится разработанный авторский методический подход и его апробация к оценке эффективности социальных инвестиционных проектов (проект в сфере здравоохранения отраслевой корпорации), концепция которого строится на устранении недостатков существующих методических подходов, таких как метод «затраты-результативность» и метод «затраты-выгоды». В основе такого подхода лежит авторская система показателей оценки социального эффекта, а также авторский подход к монетизации социальных эффектов. Проведенное исследование позволило разработать алгоритм оценки социально-экономической эффективности социальных инвестиционных проектов с учетом авторского методического подхода. Перевод социальных эффектов, выраженных в натуральных единицах изменения, в денежное выражение повысил точность оценки социально-экономической эффективности с учетом суммарного социального эффекта.
В статье устанавливаются границы современного научного знания в области определения кадрового потенциала IT-отрасли. Методом исследования стало сравнение мировой и отечественной исследовательской традиции на материале работ, посвященных проблемам развития кадрового потенциала IT-отрасли и отраслей, участвующих в цифровизации экономики. В ходе анализа выявлены различия в понимании следующих элементов управления кадрового потенциала – человеческий капитал, кадровое воспроизводство, профессиональное и карьерное развитие IT-специалистов. Применение количественного анализа к материалу выявило, что приоритет в современных исследованиях отдается вопросам привлечения, подбора и отбора кадров, подготовки квалифицированных кадров технических специальностей. При этом в стороне остаются вопросы, связанные с профессиональным и карьерным развитием персонала, а также привлечением иностранных квалифицированных специалистов. В целях создания современного непротиворечивого знания о структуре кадрового потенциала IT-отрасли необходимо включить в рассмотрение направления, связанные с удержанием персонала, включающие в себя процессы карьерного развития, работы с талантами и непрерывного образования персонала на уровне предприятий, отрасли и государства в целом. Было обосновано, что такое расширение вопросов – необходимость в формировании новых подходов к определению кадрового потенциала, отвечающих реалиям развития цифровой экономики. Для этого было предложено новое определение кадрового потенциала IT-отрасли, учитывающее как часто рассматриваемые вопросы, так и те вопросы, решение которых признано в работе необходимым.
Институт саморегулирования в проектно-строительном комплексе начал развиваться еще в 2010 г. Параллельно шли процессы формирования нормативно-правовой базы и системы институтов, обеспечивающих эффективное функционирование саморегулируемых организаций в целом. В процессе становления были выявлены проблемные зоны и ряд недостатков, что привело к необходимости реформирования сложившейся системы и внедрения информационных технологий как фактора развития и подготовки специалистов. Именно потребность в специалистах и формировании человеческого капитала должна стать ключевой целью создания и развития саморегулируемых организаций. Создание кластера высококвалифицированных специалистов проектно-строительной отрасли обозначило актуальность изучения данных процессов и определило основные векторы исследования. В первой части статьи автор дает ответы на вопросы, посвященные обозначению места института саморегулирования проектно-строительного комплекса в социально-экономическом развитии страны, а также раскрывает его основные цели и задачи. Предлагается авторская трактовка основных направлений развития институциональной инфраструктуры в условиях саморегулирования. Вторая часть посвящена рассмотрению вопроса формирования институтов саморегулируемых организаций любой отрасли, при этом особое внимание уделяется вопросу развития кадрового потенциала региона и деятельности института негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации.
Статья посвящена обоснованию необходимости формирования личностно ориентированной модели экономики как адекватной научно-практической рефлексии нарастания сложности. Методологическим основанием исследования является междисциплинарный подход к выявлению форм нарастания политэкономической сложности, а также качественный анализ в сфере обоснования новой роли человеческого фактора в современной хозяйственной действительности. Научная новизна заключается в обосновании растущего методологического значения экономической синергетики в исследовании социально-экономических отношений. Обоснован императив сознательного обеспечения когерентности внутренней синергии личности и внешней синергии политэкономических отношений как основы устойчивого социально-экономического развития. Новым представляется вывод о необходимости становления нового либерализма как политэкономической формы личностно ориентированного развития, релевантного императивам расширенного воспроизводства систем неявного знания и креативно-интеллектуального человеческого капитала. Научно-практическое значение статьи состоит в обосновании такого качественного обновления действующей политэкономической модели, где синергетическим «аттрактором» выступает личность, предстающая одновременно как «развернутый» индивид и «свернувшееся» общество; в этом заключается суть и одновременно созидательный потенциал нового «человеческого измерения» экономики.