В статье авторами рассматривается эволюция политики нейтралитета Австрии в контексте современных международных вызовов и трансформаций системы европейской безопасности. Объектом исследования выступает политико-правовой и идеологический феномен «вечного нейтралитета» Австрийской Республики, закреплённый в Конституции и международных соглашениях 1955 года, а именно - его политический и социальный аспекты. Особое внимание уделено анализу внутренней политической дискуссии, активизировавшейся на фоне кризиса европейской безопасности, а также усилиям ряда австрийских политиков и экспертов, призывающих к переоценке целесообразности сохранения нейтрального статуса. Отдельно рассматриваются аргументы сторонников интеграции Австрии в военные структуры, такие как НАТО и Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в том числе в свете опыта нейтральных в недавнем прошлом стран - Финляндии и Швеции. Используя методы описания и анализа, в статье рассмотрены историография, основы и суть нейтралитета во время и после Холодной войны. Для систематизации и обобщения полученной информации из различных источников, касающихся внешней политики, политики безопасности и дипломатии Австрии в качестве методов были выбраны анализ и синтез. Научная новизна статьи заключается в комплексном анализе текущего политического и общественного дискурса в Австрии о будущем нейтралитета в условиях радикального изменения архитектуры международной безопасности ввиду продолжающейся СВО на Украине. Учитывая прошлый посреднический опыт и стремление к снятию санкций до 2022 г., Австрия - один из главных (наряду с Венгрией и Словакией) кандидатов на роль посредника в неизбежном налаживании диалога Россия-ЕС после завершения СВО, что делает проблему потенциальной смены фундаментальной общественной парадигмы в этой стране актуальным для нашей страны. Авторы рассматривают нарративы в пользу отказа от нейтралитета и присоединения к НАТО или ОВПБ, которые используются для влияния на австрийское общество, с факторами национальной идентичности и исторической памяти, подчеркивая риски и перспективы возможного стратегического поворота. В конце авторы делают вывод о том, что потенциальный отказ от нейтралитета не повысит безопасность Австрии, при этом уменьшит ее престиж в глазах третьих стран и ухудшит геополитическую позицию.
Предметом исследования являются китайско-японские отношения в контексте региональной безопасности. Для того, чтобы обеспечить глубину исследования, необходимо изучить предмет с разных сторон: 1. Геополитическое соперничество: Изучить геополитические устремления Китая и Японии в Северо-Восточной Азии, включая их основные цели и стратегии в регионе. 2. Региональная безопасность: Оценить роль Китая и Японии в формировании региональной безопасности, учитывая их участие в международных организациях и альянсах. 3. Территориальные споры: Проанализировать влияние территориальных конфликтов, таких как спор об островах Сенкаку/Дяоюйдао, на отношения между странами и региональную безопасность. 4. Внешние факторы: Изучить влияние внешних факторов (например, США) на китайско-японские отношения в контексте региональной безопасности. Методология исследования основана на применении элементов теории комплексов региональной безопасности Б. Бузана. Использованы методы проблемно-хронологического, системного и сравнительного подходов. Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Впервые китайско-японские отношения рассмотрены сквозь призму концепции «комплексов региональной безопасности» Б. Бузана с акцентом на процессы секьюритизации, что позволяет интерпретировать их эволюцию не как последовательность отдельных инцидентов, а как целостную динамику формирования угроз и восприятия безопасности в регионе. 2. Выявлено, что процессы секьюритизации в китайско-японских отношениях усиливаются в периоды активизации США в регионе, что свидетельствует о внешнем катализе региональной напряженности. 3. Проведён комплексный анализ роли китайско-японских противоречий в эскалации региональных конфликтов, с применением категорий “экзистенциальной угрозы” и “референциального объекта безопасности”. 4. Показано, что китайско-японские отношения функционируют как важнейший субкомплекс внутри общего регионального комплекса безопасности СВА, обладающий высокой степенью автономии и способный самостоятельно генерировать угрозы и механизмы их преодоления. 5. Раскрыта специфика восприятия угроз в КНР и Японии, проявляющаяся в институционализации процессов секьюритизации через военные реформы, стратегии национальной безопасности и участие в многосторонних инициативах. Таким образом, исследование обогащает существующие научные подходы к изучению безопасности в СВА, дополняя теоретическую модель комплексов региональной безопасности новым эмпирическим материалом о динамике китайско-японских взаимодействий.
Актуальность темы исследования обусловлена стремительным развитием культурной дипломатии КНР на фоне актуализации противостояния между КНР и США за мировое господство. Объектом исследования является культурная дипломатия КНР. Предметом исследования является культурная дипломатия КНР в качестве инструмента внешней политики КНР. Целью исследования служит определение роли культурной дипломатии во внешней политике КНР. В процессе исследования перед автором стояли следующие задачи: исследовать историю китайской культурной дипломатии после образования КНР, определить ключевые изменения в культурной дипломатии КНР на фоне ухудшения двусторонних отношений с СССР и начала реализации политики реформ и открытости в КНР, провести анализ культурной дипломатии КНР на современном этапе, определить основные инструменты реализации культурной дипломатии КНР. Данная научная работа строится на теории властного транзита, объясняющей процесс смены глобального лидера на мировой арене и сопутствующие ему процессы. Научная новизна данного исследования заключается в определении ключевых инструментов культурной дипломатии Китайской Народной Республики на современном этапе, к которым можно отнести академические обмены, распространение китайского языка, кинематограф, видеоигры; установлении западной молодежи в качестве ключевой цели китайской культурной дипломатии. Основными выводами проведенного исследования являются проведение анализа культурной дипломатии Китайской Народной Республики после образования государства, установление основных направлений культурной дипломатии Китая после образования КНР, выявление изменения вектора культурной дипломатии КНР на фоне ухудшения двусторонних отношений между КНР и СССР и начала реализации политики реформ и открытости Дэна Сяопина, определение ключевых инструментов культурной дипломатии КНР на современном этапе в отношении как развитых государств Европы, Северной Америки и Азии, так и развивающихся страны «глобального Юга».
Актуальность темы обусловлена значительным влиянием американо-иракских отношений на стратегическую стабильность и политическую архитектуру Ближнего Востока. В статье рассматриваются ключевые аспекты взаимодействия Республики Ирак и США в политической, экономической и оборонной сферах после принятия в 2008 г. Рамочного соглашения, а также влияние внешней политики Соединённых Штатов на развитие иракского государства при сохранении американского военного присутствия. Исследованы механизмы и инструменты, используемые США для обеспечения долгосрочного влияния на Ирак. Проанализировано Рамочное соглашение 2008 года, ставшее базовым документом для определения приоритетных сфер сотрудничества США и Ирака. Уделено внимание экономическим интересам США, политическим ограничениям для Ирака в сфере внешнеполитических контактов и сохранению американского военного присутствия в стране. Методологической основой данного исследования является системный подход, позволяющий рассматривать иракско-американские отношения как сложную и многокомпонентную систему. Комплексный подход обеспечивает целостное восприятие иракско-американского взаимодействия и позволяет глубже понять механизмы его формирования и развития. Ключевыми методами исследования стали ивент-анализ и функциональный анализ. Основными выводами проведенного исследования являются то, что американо-иракские отношения представляют собой сложную и многоуровневую систему, в которой стратегические интересы США и национальные интересы Ирака тесно переплетаются. Вашингтон продолжает играть ключевую роль в политической, экономической и оборонной сферах этой страны, используя свое влияние для контроля над стратегическими процессами на Ближнем Востоке и недопущения усиления позиций России и Китая. В то же время для Ирака сотрудничество с США остается важным инструментом для восстановления экономики, укрепления оборонного потенциала и привлечения долгосрочных иностранных инвестиций. Однако очевидно, что несмотря на значительное давление со стороны США, существует тенденция к расширению иракско-российских отношений, а с появлением и усилением в стране шиитских группировок, тесно связанных с Ираном, создает дополнительные возможности для углубления ирано-иракского сотрудничества. В то же время американское присутствие в Ираке, включая военные и частные структуры, продолжает служить инструментом контроля над политическими процессами и экономическими ресурсами страны, ограничивая пространство для развития альтернативных внешнеполитических векторов.
На сегодняшний момент развитие атомной энергетики является одной из наиболее технологически сложных отраслей энергетики, включающей в себя и ряд других подотраслей, в том числе и с высокой долей НИОКР. Она представляет собой явную демонстрацию технологического превосходства государств, ее развивающих, повышает их конкурентоспособность за счет выработки более дешевой электроэнергии, стимулирует развитие экономики и тем самым создает рабочие места. Тем не менее, на развитие мирного атома влияет ряд политических и экономических факторов, которые оказывают как сдерживающие, так и стимулирующие воздействия на отрасль. В условиях зеленого энергоперехода автором видится актуальным не только оценить динамику атомной энергетики в глобальном масштабе, но и выделить наиболее значимые политические и экономические барьеры для ее развития. В рамках этого исследования осуществлена попытка систематизировать на глобальном уровне воздействие политического и экономического фактора, при этом последний включает и технологический фактор развития энергетики. В рамках исследования осуществлена попытка систематизировать на глобальном уровне воздействие политического и экономического фактора, при этом последний включает и технологический фактор развития энергетики. Использованы методы системного анализа на основе статистических и эмпирических данных. На основе полученных данных о барьерах продвижения атомной энергетики выделена система факторов, влияющих на ее развитие. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как анализа политических решений по развитию атомной энергетики в ЕС, США, России, КНР и отдельных других странах. Новизна заключается в сравнении и уделении особого внимания современному развитию атомной энергетики в России и выделении ее отличий от других регионов. Ключевыми результатами исследования являются: анализ мирового энергобаланса, выделение роли и доли атомной энергетики, которая демонстрирует устойчивую динамику; выделены факторы, сдерживающие развитие отрасли в разрезе политических и экономических на глобальном уровне. Таким образом, основные результаты статьи складываются из дихотомии стимулов и ограничений развития атомной отрасли на современном этапе в мире - современное состояние отсутствия бурного роста атомной энергетики вызвано балансом этих противоположных тенденций.
В статье рассматривается расширение геополитического влияния Китая в Африке через участие китайского миротворческого контингента в урегулировании континентальных военных конфликтов, в частности на примере Судана. Специфика миротворческой деятельности, в том числе и КНР, подразумевает не только получение непосредственной материальной выгоды от проведения миротворческих миссий, но и часто сопряжена с функционированием в наиболее конфликтогенных регионах, к которым относится и африканский континент, характеризующийся низкой грамотностью населения, территориями, богатыми природными ресурсами, множеством локальных и трансграничных конфликтов и войн. Авторами данной статьи проводится комплексное исследование общих аспектов миротворческой деятельности Китайской Народной Республики в африканской подсистеме международных отношений как фактора экспансии КНР на континент на примере суданского конфликта. Методологической основой исследования является системно-структурный подход, в основе которого лежит изучение миротворческой деятельности Пекина; используются два методологических принципа: «принцип универсализма» и «принцип узкого толкования» объекта исследования. Авторами применен метод анализа миротворческих операций КНР, а также интерпретационный анализ статистических и политико-правовых документов в сфере регулирования миротворческой деятельности. В работе дан комплексный анализ причин конфликта в Судане и описана роль Пекина в его урегулировании, проанализированы экономические и геополитические интересы КНР в стабилизации региона. Значимость статьи заключается в комплексном анализе результатов миротворческой деятельности КНР в Судане. С политической точки зрения - она способствовала укреплению политических связей. С экономической - росту двусторонней торговли и увеличению китайских инвестиций в экономику и инфраструктуру Судана. С гуманитарной - реализации продовольственных, образовательных и медицинских программах в целях повышения жизненного уровня населения и смягчения последствий конфликта. С международной - содействию международному миротворчеству и укреплению международной безопасности. В целом авторы статьи пришли к выводу, что китайское миротворчество в Африке демонстрирует симбиоз гуманитарных целей и экономико-политических интересов. С одной стороны, КНР вносит значительный вклад в стабилизацию региона, предоставляя ресурсы и оказывая дипломатическую поддержку. С другой - её действия интерпретируются как часть стратегии «мягкой силы», направленной на расширение влияния и контроль над важными ресурсами.
Предмет исследования статьи заключается в анализе деятельности китайских горнодобывающих и промышленных предприятий в Аргентине и Чили в условиях усиливающейся тенденции к национализации литиевой промышленности. Особое внимание уделяется влиянию этого процесса на доступ Китая к литиевым ресурсам в контексте глобальной геополитической конкуренции. Исследование охватывает риски, связанные с перераспределением контроля над литиевыми проектами, а также возможности экономического давления со стороны КНР на страны «литиевого треугольника». Кроме того, предмет включает оценку адаптации китайской стратегии в условиях национализации и ее последствий для позиций Китая на мировом рынке лития, учитывая современные экономические и политические факторы, включая ослабление влияния США и рост спроса на литий. Методология включает анализ вторичных данных из официальных источников и СМИ, сравнительный анализ политики стран «литиевого треугольника», кейс-стади планов национализации 2023 г. и деятельности китайских компаний, а также качественную оценку геополитических факторов. Новизна работы заключается в комплексной оценке влияния актуальных планов национализации 2023 г. в Аргентине и Чили на деятельность китайских компаний с учетом современных экономических и геополитических факторов, что вносит значительный вклад в исследования ресурсного национализма в «литиевом треугольнике». Данное исследование акцентирует внимание на текущих изменениях в политике стран региона, анализируя их последствия для Китая как ключевого игрока на рынке лития. Оно впервые объединяет анализ планов национализации 2023 г. с оценкой экономической зависимости Аргентины и Чили от КНР, а также с учетом ослабления позиций США, предлагая новые перспективы на адаптацию китайской стратегии в условиях усиливающейся геополитической конкуренции и роста глобального спроса на литий. Результаты исследования демонстрируют, что национализация может перераспределить контроль над литиевыми проектами в пользу местных властей, вынуждая Китай искать альтернативные цепочки поставок, однако зависимость Аргентины и Чили от китайских инвестиций и экспортных рынков создает пространство для маневра КНР, особенно в условиях ослабления позиций США в регионе.
В данной статье рассматривается значимость и роль цифровых технологий в проведении информационных операций (ИО) Соединёнными Штатами Америки на постсоветском пространстве. Исследование включает анализ теоретических основ информационных операций, их место и значение в современной геополитике, а также влияние на международные отношения. Особое внимание уделяется методам осуществления информационных операций, среди которых дезинформация, целенаправленные кибератаки, манипуляции общественным мнением посредством социальных сетей, медиаресурсов и технологий искусственного интеллекта. Подробно рассматриваются стратегии Соединённых Штатов на постсоветском пространстве, в которых информационные операции выступают в качестве одного из ключевых инструментов достижения геополитических целей. В статье также проводится детальный разбор тактических приёмов и механизмов влияния, применяемых в рамках ИО, включая информационно-психологическое воздействие на целевые аудитории, внедрение нарративов, направленных на формирование определённого общественного мнения, а также технологические аспекты ведения киберопераций. Применен контент-анализ для выявления способов манипулирования западным общественным сознанием, при создании «образа врага» России. Классифицированы по группам информационные технологии, применяемые для осуществления информационных операций. Представлен анализ отношения постсоветских стран на осуществление США ИО. Статья написана основываясь на современных исследованиях, официальных документах США, официальных высказываниях представителей РФ и Беларуси. Соединенные Штаты, после распада СССР, возложили на себя роль гегемона, и сочли правильным вмешиваться во внутренние дела других государств. Вашингтон проявил интерес в склонении бывших советских республик в свою сторону. Опасаясь прямой конфронтации с Россией и Китаем, которые делят сферу влияния в постсоветском пространстве, США начали действовать менее заметными методами, как информационные операции. Информационные операции, основанные на применении передовых информационных технологий, разработанных в США, позволили оказать существенное влияние на постсоветское пространство. В силу того, что регион Центральной Азии, который является частью постсоветского пространства, входит преимущественно в сферу влияния Китая, США больше усилий направили в сторону Украины и Грузии. Грамотно влияя на сознание общественности, манипулируя информацией, поддерживая оппонентов, им удалось испортить отношения этих стран с Россией, привести к состоянию вооруженного столкновения.
Данная статья посвящена всестороннему анализу торговой войны между Китаем и США, достигшей к 2025 году стадии стратегической конфронтации, охватывающей не только экономику, но и сферу технологий, валютной политики и глобального управления. Автор рассматривает истоки конфликта, эволюцию тарифной политики, геополитические и институциональные последствия противостояния, а также его воздействие на фрагментацию всей мировой экономики. Особое внимание уделяется трансформации международной системы под влиянием усиления конкуренции за технологический суверенитет, усиления протекционизма, изменения структуры глобальных цепочек поставок и роста влияния незападных институтов, включая ВРЭП, БРИКС+ и CIPS. Анализ охватывает также реакцию других государств и регионов, демонстрируя децентрализацию глобального экономического управления и усиление роли региональных альянсов В работе применён комплексный междисциплинарный подход, сочетающий анализ торгово-экономической статистики, нормативно-правовых актов, международных соглашений и геополитической динамики, с опорой на сравнительную политэкономию и элементы системного анализа. Научная новизна статьи заключается в концептуализации торговой войны США и КНР как инструмента стратегического перераспределения глобальной власти, а не как изолированного экономического конфликта. Автор демонстрирует, что эскалация противостояния между США и КНР инициировала распад прежней модели глобализации и стимулировала формирование двухполярной мировой системы. Впервые подчёркнута взаимосвязь между внутренними экономическими проблемами США и их внешнеэкономической политикой, направленной на сдерживание Китая. Выводы указывают на устойчивую тенденцию к регионализации, рост влияния развивающихся стран, институциональный паралич ВТО и формирование параллельных механизмов глобального управления. Автор подчёркивает, что разрешение конфликта требует перехода к модели коэволюции, сочетающей конкуренцию и сотрудничество, иначе мир столкнётся с нарастающей фрагментацией и неустойчивостью
Объектом исследования является функционирование органов национальной безопасности в американской внешней политике в период администраций Д. Эйзенхауэра и Дж. Кеннеди (1950-е - 1963 гг.) Предметом исследования являются изменения в деятельности и полномочиях ЦРУ в связи со сменой политических курсов двух президентов. Данная работа позволяет понять движущие причины современных событий на примере прошлого. В статье исследуется конфликт в системе «президент-спецслужбы», а именно соотношение роли и места ЦРУ в период консервативной администрации президента Д. Эйзенхауэра и либеральной Джона Кеннеди. Особое внимание уделяется директору разведки Аллену Даллесу, являвшегося одним из наиболее значимых лиц в американской внешней политике. Акцент в работе также сделан на расширении и сокращении полномочий, организационных реформах, их причинах и тайных операциях, которые послужили катализатором давно назревавших изменений. В исследовании использованы историко-сравнительный метод для анализа подходов администраций Эйзенхауэра и Кеннеди, историко-системный метод для изучения роли ЦРУ в контексте внешней политики, а также анализ документов (законов, директив, мемуаров) для реконструкции событий и выявления причинно-следственных связей. Номотетический метод выявляет закономерности между работой спецслужб и политическими циклами. Проведённое исследование выявило противоречия в американской национальной безопасности в середине XX века, которые лежали в системе «президент США - спецслужбы». В 1950-1960-х гг. спецслужбы США, особенно ЦРУ, широкомасштабная деятельность проводилась благодаря консервативному политическому циклу и большим полномочиям. Особое внимание в исследовании уделяется директору ЦРУ, который оказывал заметное влияние на внешнюю политику. Теоретическая новизна работы заключается в реализации синтеза исторического и политологического подходов. Историко-архивный анализ первичных документов позволил реконструировать институциональные механизмы воздействия спецслужб на американский внешнеполитический процесс. Политологическая интерпретация полученных данных через призму циклической теории А. Шлезингера-мл. выявила влияние смены циклов (консерватизм/либерализм) на динамику институционального взаимодействия между президентом и разведкой.
Предмет статьи: изучение американской периодической печати о Палестине 1918 года с применением баз данных и компьютерных программ по анализу статистических показателей текстов. Это даёт возможность решить несколько задач. Первая задача: выяснить процесс изменения интереса к Ближнему Востоку в географическом плане (в каждом американском штате). Вторая задача: анализ эволюции интереса к Палестине в американских газетах в историко-хронологическом аспекте. Третья задача: изучить статистические показатели текстов 10 наиболее релевантных статей о Палестине за 1918 год. Объект исследования: американский информационный дискурс. Анализ статистических показателей периодической печати США о Палестине позволяет более точно определить содержание и место ближневосточной проблемы в информационном дискурсе США. Количественный подсчёт упоминаний Палестины в газетах был сделан с помощью портала «Chronicling America», созданного Библиотекой Конгресса США. Для верификации полученной информации были использованы газетные онлайн хранилища каждого штата и отдельных газет. Статистический анализ текста проведен с помощью программы «Leximancer». Основным вкладом автора является то, что в результате исследования установлено: количество упоминаний Палестины в 1918 г. показывает, что демократические газеты США являлись лидерами в освещении ближневосточной темы; три понятия («Палестина», «Британия», «евреи») были ключевыми на 1918 г. для формирования образа Палестины; ближневосточный конфликт ещё не рассматривался в Америке как конфликт арабов и евреев, но и уже не рассматривался как противостояние двух империй: Британской и Османской. Была определена периодизация эволюции американского интереса к Палестине в 1918 г.: 1) январь - февраль; 2) июнь - август; 3) ноябрь - декабрь. На каждом из обозначенных этапов прослеживается увеличение количества упоминаний «Пластины» и ключевых слов в публикациях американских газетах.
Результаты, представленные в настоящей статье, получены в рамках программы исследования новелл современного космического права, возникающих во взаимосвязи с потребностями развития космической экономики. На основе анализа эффектов от реализации инициативы Люксембурга SpaceResources. lu по созданию «правовой определенности» в сфере регулирования добычи и использования космических ресурсов (период с февраля 2016 г. по декабрь 2019 г.), рассматриваются возможные последствия для системы международного космического права. Особое внимание уделяется нарастающему интересу государств к тиражированию опыта Люксембурга и созданию «правовых офшоров» для стимулирования новых видов космической деятельности. Для решения поставленных задач были использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотез), сравнительные подходы, мониторинг. Сделан вывод, что развитие инициативы SpaceResources. lu в сочетании с комплексными методами поддержки и влияния (инвестиционные программы, инструменты «мягкой силы», soft law и др.) последовательно расширяет «окно дискурса» в вопросах присвоения космических ресурсов и с ненулевой вероятностью способно вызвать скачкообразное изменение общих правил конкурентной игры на глобальном космическом рынке. Отмечена необходимость мониторинга процессов, содержащих потенциал «подрывных» (disruptive) политико-правовых инноваций, поскольку происходящие в глобальной космической экономике и праве быстрые изменения с далеко идущими последствиями напрямую касаются интересов Российской Федерации.