Рассмотрены вопросы ускорения развития молодежного предпринимательства в региональной социально-экономической системе через трансформацию существующих университетов (как научно-образовательных учреждений) в эволюционно последующий тип «предпринимательских», отличающихся широким спектром новых функций, не свойственных организациям системы высшего образования на предыдущих этапах. На основе обобщения и систематизации теоретических концепций, выдвигаемых рядом отечественных и зарубежных исследователей вузовского образовательного ландшафта и посвященных характеристикам, присущим университету предпринимательского типа, автор выявляет совокупность основополагающих признаков и количественных метрик достижения его образа (к которым относятся, прежде всего, показатели специфики и взаимообусловленности научно-исследовательской, образовательной и инновационной деятельностей, совершенствования предпринимательской инфраструктуры и привлечения новых источников финансирования), а также систематизирует его ключевые элементы в логике Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Обосновывается, что с точки зрения результативности развитию молодежного предпринимательства в регионе в большей мере способствуют два основных направления деятельности предпринимательского университета: бизнес-инкубирование студенческих стартапов и, собственно, приобретение компетенций в сфере предпринимательства в процессе получения образования. На основе анализа данных о поступлении абитуриентов в российские университеты по группам направлений «Менеджмент» и «Бизнес-информатика» рассмотрено формирование бизнес-компетенций в региональном разрезе. Сделан вывод, что более половины контингента студентов вузов, получающих бизнес-образование, формируется в двух столичных регионах, что, в свою очередь, учитывая невозвратный характер образовательной миграции лучших выпускников из регионов России, может в значительной степени негативно отразиться на предпринимательской активности молодежи в остальной части страны. В заключительной части автор обозначил наиболее важные характеристики университета предпринимательского типа, становление которых ускоряет развитие молодежного предпринимательства в региональной экономике.
Вода является жизненно важным и ограниченным ресурсом. Потребность человека в чистой питьевой воде составляет от 2 до 4 л в день. При всей численности населения, превышающей 8 млрд чел., минимальная глобальная суточная потребность в воде составляет около 32 млн т. Не случайно в повестке устойчивого развития ООН большое внимание уделяется проблемам доступности и качества водных ресурсов [1]. В частности, по данным последних годовых докладов порядка 2 млрд чел. на Земле не имеют доступа к безопасной питьевой воде, а свыше 3,5 млрд чел. не имеют доступа к современным санитарно-гигиеническим средствам [2]. При этом 80 % сточных вод возвращается в экосистемы без очистки [1]. Одной из целей государственной политики России является охрана здоровья и улучшение качества жизни населения, в состав мер ее достижения входит, в том числе, обеспечение бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения [3]. Целью исследования явилось определение ключевых направлений совершенствования управления использованием водных ресурсов в России. Исследование проводилось с использованием таких методов, как систематизация и обобщение информации, статистический анализ данных. Полученные результаты показали, что институциональные основы регулирования правоотношений в сфере использования водных ресурсов являются многоуровневыми, охватывают широкий спектр вопросов, регулярно обновляются и дополняются. Таким образом, основа правового регулирования водных отношений уже сформирована, однако динамика ключевых индикаторов состояния водных ресурсов в России и их загрязнения свидетельствует о том, что отдельные положения требуют дальнейшего развития. По результатам проведенного исследования были определены основные направления совершенствования хозяйственной практики в сфере водопользования, по наиболее проблемным областям сформулированы ключевые критериальные оценочные блоки для проведения комплексного анализа качества управления использованием водных ресурсов в регионах РФ.
Рассмотрена динамика развития основных составляющих производственного потенциала Республики Бурятия и регионов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов с низким уровнем социально-экономического развития. На основе анализа основных компонентов (основных фондов, инвестиций в основной капитал и пр.) дана сравнительная оценка производственного потенциала выделенных регионов и представлены рейтинговые позиции в разрезе субъектов Сибирского и Дальневосточного округов. В ходе анализа выделены применяемые механизмы наращивания производственного потенциала Республики Бурятия и показаны особенности его развития. По результатам сравнительной оценки выявлен в целом не высокий уровень развития промышленного потенциала депрессивных регионов. В ходе анализа отмечено неравномерное развитие основных составляющих промышленного потенциала исследуемых регионов. Складывающаяся ситуация обусловлена прежде всего сложившейся в регионах отраслевой структурой экономики и низким уровнем обеспеченности основными фондами на фоне высокой степени их износа, что отражается на снижении эффективности фондоотдачи и отсутствии собственных инвестиционных возможностей для их обновления. В свою очередь низкая норма накопления инвестиций в валовом региональном продукте на фоне слаборазвитой инновационной сферы производства обусловливает необходимость активизации усилий регионов по привлечению инвестиций путем выделения наиболее ключевых и узких векторов экономики для реализации предлагаемых на сегодня разнообразных способов и механизмов поддержки развития. В целом результаты исследования производственного потенциала регионов со слабым уровнем экономики позволяют определить состояния и способы его усиления с целью роста объемов производства промышленности с учетом региональных преимуществ и негативных факторов его развития.
Статья посвящена вопросам развития сельских территорий, которые играют значимую роль в вопросах обеспечения продовольственной безопасности страны. Исследованы сельские территории Республики Бурятия, выявлены тенденции и проблемы их развития. На основе анализа основных демографических показателей отмечено сокращение населения в сельской местности вследствие его естественной убыли и миграции, что свидетельствует о нарастающих урбанизационных процессах в рассматриваемом регионе. Отмечено, что сокращение числа селообразующих организаций, увеличении экономически ослабленных субъектов хозяйствования и низкая оплата труда в сельском хозяйстве провоцируют падение численности занятого сельского населения и снижают мотивационные интересы со стороны как населения, так и бизнеса. Негативные тенденции экономического развития сельских территорий усугубляются слабым уровнем развития социальной инфраструктуры. Жилищное благоустройство сельских территорий значительно отстает от уровня жизни городских территорий, несмотря на повышение в последние годы территориальной доступности сельскому населению образовательных, медицинских и культурных услуг в рамках реализации мер господдержки по развитию сельских территорий республики. Тем не менее в регионе сохраняются негативные тенденции к деградации сельских территорий, что требует более детальной оценки результативности основных механизмов, применяемых региональными органами власти и дальнейшего их совершенствования с учетом сложившихся производственной, социально-демографической, экономической и экологической условий жизнедеятельности в сельской местности.
Изучение категории «Благосостояние населения региона» приобретает особенную актуальность в ключе человекоориентированной экономики, направленной на рост уровня и качества жизни населения. Ярко выраженный окрас значимости данного аспекта усиливается под влиянием положений концепции устойчивого развития. При этом для достижения целей устойчивого регионального развития необходимо четко понимать условия, способствующие их осуществлению, а также факторы, влияющие на конечный результат. В связи с этим главной целью исследования является определение роли и места благосостояния населения региона в этой цепи. Важными задачами при этом служат обзор эволюции факторов экономического роста и развития, сформировавших современное представление о развитии экономики региона, выявление ключевого фактора регионального экономического роста и развития на современном этапе, а также определение его взаимосвязи с категорией благосостояния населения региона. Для реализации обозначенных задач и достижения поставленной цели данного исследования применялся комплекс общенаучных методов и подходов. Так, были систематизированы знания о ключевых факторах экономического роста и развития в зависимости от исторического периода, а также выявлена их роль в изменении видов благ, образующих благосостояние населения региона. Анализ и синтез соответствующих теоретических положений способствовали выделению группы человекоориентированных моделей регионального экономического роста и развития и их связи с направлениями устойчивого развития, в результате чего была представлена теоретическая модель взаимовлияния благосостояния населения региона, человеческого капитала и экономического развития региона.
Работа посвящена исследованию проблем стратегического управления промышленностью в контексте социально-экономической трансформации российских регионов. В условиях глобальных изменений, вызванных внешними и внутренними факторами, такими как санкции, пандемия коронавируса, а также внутренние структурные трансформации социально-экономического комплекса, возникает необходимость пересмотра подходов к управлению промышленностью на региональном уровне. Автор рассматриваeт ключевые вызовы и возможности, стоящие перед российским промышленным сектором, анализирует существующие модели, инструменты стратегического управления и предлагает рекомендации по оптимизации управленческих процессов в регионах. Особое внимание уделяется вопросам адаптации промышленных предприятий к новым экономическим условиям, включая цифровизацию производства, развитие инноваций и повышение энергоэффективности. Рассматриваются механизмы государственной поддержки промышленности, направленные на стимулирование роста и модернизацию производственных мощностей. Подчеркивается важность межрегионального сотрудничества и координации действий федеральных и региональных властей для достижения устойчивого развития промышленного сектора. Автор делает акцент на необходимости разработки комплексных стратегических планов, учитывающих специфику каждого субъекта и ориентированных на долгосрочные перспективы, что отражено в перечне сформированных по результатам исследования принципов эффективного стратегического управления промышленностью Российской Федерации (далее – РФ, Россия) в условиях социально-экономической трансформации. Предложенные меры направлены на повышение конкурентоспособности российской промышленности на мировом рынке и обеспечение технологического суверенитета страны по результатам реализации принципов эффективного стратегического управления промышленностью России. Исследование основывается на системном анализе, обзоре статистических данных, официальных документов и экспертных оценок, что позволяет сделать обсуждения и выводы работы объективными и применимыми на практике в контексте формирования механизмов государственного управления экономической системой и развития промышленного потенциала РФ.
Современный многополярный мир, подверженный экономическим и финансовым кризисам, требует создания новой модели взаимодействия и сотрудничества. Цели и приоритеты развития экономических систем на уровне государств и регионов в последнее время претерпевают большие изменения. Под руководством Президента Российской Федерации (далее – РФ) В. В. Путина планы развития субъектов РФ постоянно пересматриваются в зависимости от сложившейся в регионе ситуации. В сфере современной региональной политики становится все более актуальной задача обеспечения устойчивого развития экономических систем территории. Органы государственного управления, научное и экспертное сообщества уделяют все большее внимание проблемам государственной региональной политики и ее составной части – региональной экономической политике, которая должна обеспечивать взаимосвязь региональных приоритетов страны с разрабатываемыми на уровне субъектов концепциями, долгосрочными стратегиями и среднесрочными программами социально-экономического развития. Формирование эффективных механизмов реализации экономической политики РФ на различных уровнях власти требует особого внимания. Недостаточная четкость целей государственной политики в отдельных субъектах затрудняет определение стратегических приоритетов развития и снижает эффективность прогнозов. В связи с этим исследование процессов регионального социально-экономического развития в современной России является актуальным как в теоретическом, так и практическом плане и обусловливает необходимость совершенствования научного обеспечения механизмов формирования и реализации современной эффективной региональной экономической политики. Требуется усиленная работа над ее адаптацией с целью формирования долгосрочных программ социально-экономического развития страны. Базисный тезис исследования заключается в том, что центром формирования эффективной экономики РФ на любом этапе ее развития являются регионы. Целью исследования выступают развитие теоретических основ формирования региональной экономической политики субъектов РФ и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности ее реализации в современных условиях.
Статья посвящена рассмотрению роли особых экономических зон в контексте развития социально-экономического развития региона. Данные территории были учреждены для стимулирования экономического роста, привлечения инвестиций, развития новых технологий и повышения конкурентоспособности регионов. В статье подробно рассмотрены 4 основных типа ОЭЗ России, а именно: промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые и туристско-рекреационные. Описано влияние создания экономических зон на экономическое положение региона и его конкурентоспособность. Утверждается, что создание ОЭЗ в субъекте федерации положительно влияет на инновационное развитие, социальные, экологические, экономические и инфраструктурные аспекты. Таким образом, статья вносит вклад в научное понимание роли особых экономических зон как инструмента регионального развития, раскрывает их влияние на динамику локальных экономик и предлагает пути повышения эффективности существующих моделей ОЭЗ с целью достижения устойчивого социально-экономического прогресса.
Предмет, в современном мире развитие инфраструктурных комплексов играет ключевую роль в обеспечении стабильности и динамизма территориальных единиц. Это не только способствует нормальному функционированию урбанизированных зон и других населенных районов, но и влияет на повышение качества жизни, а также стимулирует экономическую активность и привлекает внешние инвестиции. Цель: разработка методики определения потребности в строительстве региональных инфраструктурных комплексов в условиях экономического кризиса и недостатка потока инвестиционных ресурсов в регионы. Дизайн исследования: автор в качестве гипотезы данного исследования выдвинул предположение о том, что правильная постановка и группировка задач строительства региональных инфраструктурных проектов для каждого стейкхолдера обеспечат формирование более системного и эффективного подхода к развитию региональной инфраструктуры. Результаты: в процессе данного исследования было сформулировано уточненное определение категории «региональный инфраструктурный комплекс», определены уровни задач, которые решаются посредством развития региональных инфраструктурных комплексов, разработана методика определения потребности в строительстве таких объектов. Также автором выделены стейкхолдеры строительства инфраструктурных объектов в регионах, определены задачи, которые будут направлены на развитие крупных инфраструктурных комплексов.
Предмет, в статье исследуются особенности развития отрасли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) как составляющей региональной экономической системы Дальневосточного федерального округа. Особое внимание уделяется анализу влияния роста мощностей ВИЭ на экономические показатели региона. Цель: определить текущее состояние отрасли ВИЭ на Дальнем Востоке и спрогнозировать её влияние на ВРП энергетической отрасли до 2029 г. Дизайн исследования: использованы статистические данные Росстата (2016-2023 гг.), отчёты IRENA и АРВЭ. Состояние отрасли оценено методом сравнительного анализа и аналитической обработки, для прогнозирования влияния мощностей ВИЭ на ВРП отрасли построена линейная парная регрессионная модель. Параметры уравнения получены методом наименьших квадратов, значимость проверена с помощью t- и F-критериев. Результаты: установлена статистически значимая положительная корреляция (R2=76,8%) между вводом генерирующих мощностей на основе ВИЭ и ростом ВРП. Прогнозные расчеты показывают, что реализация программы развития ВИЭ позволит к 2029 году увеличить ВРП отрасли на 156 млрд рублей (+57% относительно 2023 г.), покрыть прогнозируемый дефицит электроэнергии в объеме 674 МВт и укрепить экономику региона. Результаты подтверждают экономическую целесообразность инвестиций в возобновляемую энергетику как драйвера регионального развития.
Предмет, анализ теоретических подходов к разработке методики оценки туристского потенциала региона с позиции экосистемного подхода через оценивание всех заинтересованных в развитии регионального туризма сторон (стейкхолдеров), а также определение возможностей для развития туристских экосистем регионов Приднестровской Молдавской Республики. Цель: разработка авторской методики оценки туристского потенциала региона с позиции экосистемного подхода и апробация данной методики на примере регионов Приднестровской Молдавской Республики. Дизайн исследования: инструментарий исследования охватывает такие методы, как дедукция, индукция, сравнение, системный и функциональный анализы. В ходе исследования рассмотрены существующие теоретические подходы и взгляды на определение и содержание понятия «туристская экосистема», проанализированы используемые в настоящее время методы оценки туристско-рекреационных ресурсов территорий, а также разработана, обоснована и апробирована оригинальная методика оценки стейкхолдеров туристских экосистем городов и регионов Приднестровья. Результаты: проанализированы теоретические взгляды к пониманию сущности понятия туристская экосистема региона; рассмотрены наиболее популярные методики оценки региональных туристско-рекреационных комплексов. Разработана авторская методика оценки туристского потенциала регионов с позиции экосистемного подхода, основанная на использовании данных статистики, экспертного опроса и математических методов. Проведена апробация разработанной методики на примере городов и районов Приднестровской Молдавской Республики. Преимуществами данной методики являются применение различных методов оценивания (экспертный, математический, аналитический, статистический); простота математических вычислений и универсальность (заключающаяся в возможности ее применения при оценивании других регионов).
Современная нестабильная макро- и микроэкономическая обстановка требует от органов государственной исполнительной власти создания и интеграции принципиально новых инструментов развития национальной и региональной экономики. Ключевым драйвером такого развития, по мнению автора, способно стать совершенствование различных форм поддержки инвестиционных процессов. Цель - создание нового инструмента поддержки товарно-инвестиционных процессов, обеспечивающего достижение баланса интересов всех ключевых участников отечественной социально-экономической системы. Методология: основываясь на анализе действующей нормативно-правовой базы и оценке накопленного эмпирического опыта регионов в части поддержки товарно-инвестиционных проектов на примере Орловской области, предложено создание специализированной товарно-инвестиционной биржи.
Результаты: уникальность биржи заключается в достижении искомого баланса интересов трёх ключевых участников: во-первых, удовлетворения унифицированных и (или), напротив, уникальных потребностей конечных потребителей товаров, работ, услуг; во-вторых, максимизации получения прибыли для локальных товаропроизводителей и сервисов; а также, в-третьих, достижения устойчивого социально-экономического развития как отдельных муниципальных образований, так и региона в целом за счет привлечения и аккумулирования дополнительного финансово-инвестиционного капитала. При этом оценка социально-экономической эффективности самой биржи свидетельствует о том, что средний период окупаемости настоящего инструмента составляет около 3,5 года. Впоследствии перспективную прибыль региональное правительство сможет направить на формирование новых локальных мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Следовательно, по мнению автора, на практике создание настоящей биржи будет существенно способствовать ускорению всех товарно-инвестиционных процессов как для отдельного региона, так и для национальной экономики в целом (в случае масштабирования практики применения данного инструмента в прочих субъектах РФ).