Цель статьи состоит в том, чтобы определить является ли геополитическое позиционирование Европейского союза (ЕС) и дискурс «цифрового суверенитета» отказом от нормативного проекта ЕС. Объектом исследования является нормативная сила ЕС. Предметом исследования является цифровая политика ЕС. Автор рассматривает положения теории нормативной силы Яна Маннерса и приводит критику теории другими исследователями. Особое внимание уделяется принципам действия нормативной силы Евросоюза в цифровой политике. Также рассмотрены легитимность нормативной силы ЕС через теорию ролей, геополитизация цифровой политики ЕС и влияние геополитического поворота на нормативную силу ЕС. В статье обсуждается концепция «цифрового суверенитета» в контексте нормативной силы и сочетаемости геополитического ЕС с прежним образом. Дискурс «цифрового суверенитета» ЕС анализируется как попытка активировать новую международную норму в противовес моделям регулирования Интернета в Китае и США. Приводятся аргументы в пользу мнения, что «цифровой суверенитет» - новое проявление нормативной силы ЕС. В работе применены методы теоретического исследования, а именно: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция и классификация. Новизна исследования заключается в анализе нормативной силы Европейского союза в контексте регулирования цифровой политики и создания новых стандартов управления цифровой сферой. Вкладом автора в исследование темы является рассмотрение нормативной силы ЕС через призму теории ролей и проявления адаптивности по отношению к внешним вызовам. Новизной исследования является анализ “цифрового суверенитета” как проявления нормативной силы ЕС. Основным выводами приведенного исследования являются: 1) Новый геополитический курс ЕС в цифровой политике не означает отказ от нормативного проекта ЕС и смену парадигмы. Принципы могут принимать разные формы для соответствия мировой конъюнктуре, но ядро в виде европейских ценностей остается неизменным и используется как основа для создания регулирующего законодательства. 2) Использование дискурса «цифрового суверенитета» и более жесткая риторика позволяют ЕС вписаться в новый геостратегический мир и получить возможность и дальше экспортировать европейские ценности и стандарты. 3) «Цифровой суверенитет» - дискурсивное выражение нежелания ЕС занимать одну из крайних позиций, олицетворенных в подходах США и Китая.
Предметом исследования является комплексный анализ геополитического проекта «Шиитский полумесяц», рассматриваемого как инструмент иранской линии сопротивления на Ближнем Востоке. В центре внимания находится стремление Ирана, начиная с Исламской революции 1979 г., утвердиться в роли регионального лидера посредством создания шиитского альянса. Исследование охватывает исторические этапы развития проекта, начиная с 1979 г. до 2023 г., с особым акцентом на события 2010-х гг., включая «Арабскую весну», которые способствовали формированию и укреплению «Шиитского полумесяца». Цель исследования - выявить, как Иран использует религиозные и идеологические связи для укрепления своего влияния в регионе и противодействия внешнему давлению, в частности, со стороны Запада, Королевства Саудовской Аравии и Израиля. В рамках исследования рассматриваются ключевые события и их роль в усилении иранского присутствия в странах Ближнего Востока, таких как Ливан, Сирия, Ирак, Бахрейн и Йемен. Авторы также изучают использование Ираном религии как инструмента «мягкой силы» для создания линии сопротивления. Методология исследования включает в себя исторический и сравнительный анализ, что позволяет глубже понять стратегию Тегерана по распространению доктрины сопротивления и созданию сети союзников. Важной частью исследования является рассмотрение роли отдельных стран в формировании и поддержке иранской линии сопротивления. Научная новизна статьи заключается в детальном анализе геополитического проекта «Шиитский полумесяц» как ключевого инструмента иранской линии сопротивления на Ближнем Востоке, что позволяет глубже понять стратегические цели Ирана в регионе. Статья представляет собой новое исследование, которое охватывает исторические этапы развития проекта от Исламской революции 1979 г. до 2023 г. и уделяет особое внимание событиям 2010-х гг., связанным с «Арабской весной», которые создали условия для формирования «Шиитского полумесяца». Выводы исследования показывают, что стратегия Ирана после Исламской революции направлена на распространение доктрины сопротивления, а проект «Шиитский полумесяц» служит в основном для отвлечения внимания и имеет второстепенное значение. Проект рассматривается как инструмент создания иранской линии сопротивления против западного влияния и как средство расширения прав и возможностей мусульман-шиитов.
В условиях глубоких трансформаций мировой политико-экономической структуры, характеризующихся укреплением позиций Востока и ослаблением влияния Запада, Россия ускоряет реализацию стратегии «поворота на Восток». Северо-Восток Китая и российский Дальний Восток - географически соседствующие регионы, имеющие глубокий исторический опыт сотрудничества и реальные предпосылки для его развития. В данной статье предметом исследования является сотрудничество между Китаем и Россией в регионе «Северо-Восток - Дальний Восток», объектом - политика «поворота на Восток». С точки зрения энергетической безопасности, трансграничных коридоров, развития сельского хозяйства, промышленной кооперации и т. д., автор подробно анализирует процесс развития и текущее состояние сотрудничества, а также возможности и вызовы, стоящие перед ним. Цель исследования - анализ влияния геополитических и экономических факторов на взаимодействие сторон. Изучение этого сотрудничества поможет нам понять развитие отношений между двумя сторонами и будет способствовать повышению качества и модернизации китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства в новую эпоху. В данной статье используются историко-генетический, сравнительный, дедуктивный и другие методы исследования, направленные на проведение всестороннего и углубленного анализа содержания исследования. Основные выводы проведенного исследования имеют важное практическое значение для сотрудничества в регионе «Северо-Восток - Дальний Восток» между Китаем и Россией. На уровне политики правительства двух стран практические реконмендации данного исследования могут совершенствовать политическое руководство в области передачи энергии, трансграничных перевозок, культурных обменов и т. д. На уровне местного сотрудничества результаты исследований также могут служить ориентиром для малых и средних предприятий двух стран по направлению взаимодополняющего сотрудничества. Новизна исследования заключается в том, что данная статья выходит за рамки традиционного единого взгляда, анализируя перспективы сотрудничества с точки зрения геополитики, экономической взаимодополняемости и других областей, предоставляя новые идеи для исследований в этой тематике. В то же время в ходе исследования автор выдвинул модель тройного сотрудничества «ресурсы - производственные мощности - рынок» в целях содействия переходу двустороннего сотрудничества от простых торговых обменов к глубокой промышленной интеграции.
Предметом исследования являются механизмы влияния геополитических вызовов на автомобильный рынок в условиях Индустрии 4.0. Объектом исследования выступают трансформационные процессы в глобальной и российской автомобильной промышленности под воздействием санкций, разрывов цепочек поставок и тенденций цифровизации. Особый акцент делается на процессах регионализации мировой экономики, являющейся результатом переосмысления глобализации со стороны мировых держав и осознания того факта, что современная глобальная политическая конъюнктура является чересчур нестабильной, что в свою очередь толкает страны к усилению собственных экономик и экономических связей с новыми международными партнерами. Целью исследования является выявление ключевых факторов влияния политической нестабильности и новых технологических решений на развитие автомобильной отрасли в условиях перехода от глобализации к регионализации. Особое внимание уделено российскому автомобильному рынку, его текущему состоянию и перспективам. Также отмечается, каким образом повышение технологической устойчивости предприятия сделает его менее восприимчивым к рискам политического характера. В работе использованы аналитические методы, включая сравнительный анализ, экономическое моделирование и обзор актуальных научных источников и статистических данных. Научная новизна заключается в интегральном анализе воздействия геополитических вызовов на автомобильный рынок через призму технологий Индустрии 4.0. Основные результаты включают выводы о необходимости развития технологий Индустрии 4.0 для укрепления национальной автомобильной отрасли и достижения технологического суверенитета, рекомендации по созданию устойчивых региональных экономических платформ для технологического обмена с дружественными странами, выводы о важности программ государственной поддержки, которые включают налоговые льготы и субсидии, для стимулирования отечественного автопрома и конкретно высокотехнологичных решений в нем, а также стратегию сотрудничества с китайскими автоконцернами с фокусом на локализацию и обмен технологиями для повышения конкурентоспособности российского автопрома. Представленные результаты помогают сформировать более устойчивую модель развития автомобильной отрасли, способную противостоять внешним вызовам.
В статье рассматривается расширение геополитического влияния Китая в Африке через участие китайского миротворческого контингента в урегулировании континентальных военных конфликтов, в частности на примере Судана. Специфика миротворческой деятельности, в том числе и КНР, подразумевает не только получение непосредственной материальной выгоды от проведения миротворческих миссий, но и часто сопряжена с функционированием в наиболее конфликтогенных регионах, к которым относится и африканский континент, характеризующийся низкой грамотностью населения, территориями, богатыми природными ресурсами, множеством локальных и трансграничных конфликтов и войн. Авторами данной статьи проводится комплексное исследование общих аспектов миротворческой деятельности Китайской Народной Республики в африканской подсистеме международных отношений как фактора экспансии КНР на континент на примере суданского конфликта. Методологической основой исследования является системно-структурный подход, в основе которого лежит изучение миротворческой деятельности Пекина; используются два методологических принципа: «принцип универсализма» и «принцип узкого толкования» объекта исследования. Авторами применен метод анализа миротворческих операций КНР, а также интерпретационный анализ статистических и политико-правовых документов в сфере регулирования миротворческой деятельности. В работе дан комплексный анализ причин конфликта в Судане и описана роль Пекина в его урегулировании, проанализированы экономические и геополитические интересы КНР в стабилизации региона. Значимость статьи заключается в комплексном анализе результатов миротворческой деятельности КНР в Судане. С политической точки зрения - она способствовала укреплению политических связей. С экономической - росту двусторонней торговли и увеличению китайских инвестиций в экономику и инфраструктуру Судана. С гуманитарной - реализации продовольственных, образовательных и медицинских программах в целях повышения жизненного уровня населения и смягчения последствий конфликта. С международной - содействию международному миротворчеству и укреплению международной безопасности. В целом авторы статьи пришли к выводу, что китайское миротворчество в Африке демонстрирует симбиоз гуманитарных целей и экономико-политических интересов. С одной стороны, КНР вносит значительный вклад в стабилизацию региона, предоставляя ресурсы и оказывая дипломатическую поддержку. С другой - её действия интерпретируются как часть стратегии «мягкой силы», направленной на расширение влияния и контроль над важными ресурсами.
Данная статья посвящена комплексному анализу трансформации и перспектив экономического сотрудничества Китая и Афганистана в контексте вывода войск США в 2021 году. В центре внимания находятся три ключевые кластера: (1) транспортно-логистические проекты - развитие железнодорожных и автодорожных коридоров, в том числе линия Китай-Афганистан и расширение Китайско-Пакистанского экономического коридора; (2) инфраструктурные инициативы - строительство энергетических объектов (TAPI, CASA-1000, ЛЭП 500 кВ), волоконно-оптических сетей и цифрового «Шёлкового пути»; (3) горнодобывающие соглашения - переговоры и контракты на разработку месторождений меди (Мес-Айнак), лития и нефти (бассейн Амударьи). Цель данной статьи состоит в том, чтобы всесторонне оценить осуществимость экономических инициатив сотрудничества между двумя государствами как в двустороннем, так и в многостороннем формате. Теоретико-методологическая основа исследования опирается на теории международных отношений, в частности либерализма. Данная теория применяется для объяснения того, каким образом экономические инициативы и модели двустороннего и многостороннего сотрудничества могут способствовать миру и стабильности в регионе. Результаты работы демонстрируют, что после ухода США Китай активизировал дипломатическую и экономическую деятельность, предоставил гуманитарную помощь, поддержал реализацию проектов «Пояса и пути» и Китайско-Пакистанского экономического коридора, а также возобновил соглашения по разработке месторождений меди, лития и нефти. При этом объёмы двусторонней торговли выросли, а новые транспортные маршруты способствуют сокращению логистических затрат. Основными препятствиями являются политическая нестабильность, угрозы безопасности (теракты ИГИЛ-Х), дефицит инфраструктуры и квалифицированных кадров. Научная новизна исследования заключается в систематизации и глубоком анализе государственно-политических мер, экономических показателей и механизмов сотрудничества между Китаем и Афганистаном с целью уточнения перспектив их экономического взаимодействия. Новые политические события в Афганистане после вывода войск США в 2021 г. создают насущную потребность в комплексном исследовании, оценивающем практическую осуществимость двустороннего экономического сотрудничества. Результаты исследования могут быть использованы для формирования стратегий международных организаций и инвесторов, а также для разработки механизмов мониторинга и оценки инвестиционных проектов.
Россия и Украина - важные мировые производители и экспортеры продовольствия, и их конфликт непосредственно привёл к сбоям в глобальных цепочках поставок и колебаниям цен на продовольствие. В данной статье предметом исследования является российская продовольственная безопасность, объектом - российско-украинский геополитический конфликт. Автор подробно рассматривает влияние российско-украинского конфликта на глобальную цепочку поставок продовольствия, фокусируясь на продовольственной безопасности России с точки зрения геополитических вызовов. Следует отметить, что ситуация в мире меняется, и российско-украинский конфликт может быть урегулирован мирным путем. Даже в «постконфликтный период» вопросы продовольственного кризиса и гарантирования продовольственной безопасности, все еще находящиеся под геополитической угрозой, остаются центральной темой исследований учёных разных стран. В этой статье всесторонне используются различные методы исследования, такие как метод геополитического анализа, методы системного анализа, метод сравнительного анализа и другие, направленные на анализ реальных проблем, с которыми может столкнуться Россия в настоящее время и в «постконфликтный период». Новизна исследования заключается в анализе происходящего с точки зрения геополитики и теории конфликтов, в комплексном рассмотрении ряда проблем и трудностей, с которыми сталкивается Россия во время конфликта и в постконфликтный период. Автор также использовал комплексное использование различных источников, в частности новейшие результаты российских и китайских учёных, информацию с правительственных сайтов двух стран и др., которые могут предоставить разные аспекты для изучения данного вопроса. При этом в работе не только подробно раскрываются последствия конфликта для продовольственной безопасности России в текущий момент, но и даются прогнозы относительно развития ситуации в «постконфликтный период». По мнению автора, для обеспечения геополитической стабильности и преодоления сложной международной обстановки Россия может создать новый тип отношений между великими державами с азиатскими странами, особенно с Китаем.
ShHT evolyutsiyasi doirasida Janubiy Osiyo omili vaqt o’tishi bilan katta ahamiyat kasb etadi. Agar ilgari Markaziy Osiyo SHHT faoliyati doirasida asosiy geografik tarkibiy qism bo’lgan bo’lsa, u erda Rossiya ham, Xitoy ham mintaqaviy hamkorlikni rivojlantirish uchun tegishli muhitni yaratgan kuchlarning oqilona muvozanati mavjudligini ta’minlagan. Hozirgi vaqtda, 2000-yillarning oxiri va 2010-yillarning o’rtalaridan boshlab, SHHT faoliyati doirasida Janubiy Osiyo omili ShHT faoliyati kontekstida asosiy elementlardan biri sifatida kuchaytirilmoqda. Xitoy-Hindiston strategik raqobatining kuchayishi tashkilotga yangi turtki berdi va SHHT uchun muhim mintaqaviy diplomatik platforma sifatida yangi istiqbollarni ochib berdi. ShHTni endi mintaqaviy xavfsizlik uchun mas’ul tashkilot deb hisoblash mumkin emas, uning faoliyati allaqachon ikki mintaqaga tarqalib, makro mintaqaviy xavfsizlik arxitekturasini yaratmoqda.
В данном исследовании рассматриваются взаимоотношения Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК) с другими глобальными игроками. В частности, речь идет о взаимодействии СЕЛАК с такими ключевыми акторами, как Европейский союз, и анализируется влияние этих отношений на геополитику и международную динамику. Цель данной статьи - пролить свет на характер и значение взаимодействия ЕС и СЕЛАК, изучить лежащие в его основе мотивы, цели и результаты, а также принять во внимание глобальный контекст и формирование союзников вокруг конфликта на Украине. Изучение данной темы позволит составить более полное представление об участии СЕЛАК на мировой арене, предоставив ценную информацию для принятия политических решений и выстраивания региональных стратегий в интересах стран, входящих в сообщество.
Для читателей, интересующихся современными циркумполярными трендами, есть две новости. Хорошая – исследованиям арктической проблематики уделяется все большее внимание в фундаментальной российской науке. При этом к сотрудничеству привлекаются коллеги из дружественных РФ государств, включая КНР. Вторая новость – не то, чтобы плохая, но несколько настораживающая: не все публикации последнего времени отличаются глубоким системным анализом, в целом характерным для академической школы РФ.
Для читателей, интересующихся современными циркумполярными трендами, есть две новости. Хорошая – исследованиям арктической проблематики уделяется все большее внимание в фундаментальной российской науке. При этом к сотрудничеству привлекаются коллеги из дружественных РФ государств, включая КНР. Вторая новость – не то, чтобы плохая, но несколько настораживающая: не все публикации последнего времени отличаются глубоким системным анализом, в целом характерным для академической школы РФ.
В статье рассматривается роль БРИКС в современных международных отношениях. Основное внимание уделяется значимости этой организации в укреплении сотрудничества между её участниками и координации их позиций по ключевым глобальным вопросам. Анализируются различные формы взаимодействия в рамках БРИКС, включая регулярные саммиты, встречи представителей Министерств иностранных дел и министров финансов.