SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 20 док. (сбросить фильтры)
Книга: Сумма теологии. Часть 1. Вопросы 65-119

После рассмотрения духовного творения надлежит исследовать творение телесное (ср. В. 50, Введ.). И Писание, [повествуя] о его произведении, упоминает три деяния. Во-первых, деяние сотворения, о котором сказано: В начале сотворил Бог небо и землю и т. д. Во-вторых, деяние разделения, о котором сказано: Отделил Бог свет от тьмы и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. В-третьих, деяние украшения, о котором сказано: Да будут светила на тверди небесной и т. д.

Итак, во-первых, надлежит исследовать деяние сотворения, во-вторых, деяние различения (В. 66), и в-третьих, деяние украшения (В. 70).

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 2007
Кол-во страниц: 655
Загрузил(а): Иванова Анна
Язык(и): Русский
Статья: Особенности композиционных представлений Cредневековья

В статье рассматриваются особенности становления композиционных категорий в период Средневековья. Эти представления закономерно возникли как реакция на распад античной философии и этики. В статье показано, что образ средневековой композиции был преимущественно символом, как попытка образно представить непредставимое, трансцендентное. Средневековые изображения были направлены на то, чтобы вызвать у человека чувство Божества, как можно более приблизить его к этому чувству путем созерцания всего комплекса символических изображений. Очень интересной в этот период была концепция света, тени и цвета как философско-эстетической основы художественного изображения, базирующейся на голографической модели всего сущего. В композиции Средневековья задачи организации плоскости, пространства, сюжета нельзя рассматривать как самостоятельные, потому что они, в сущности, не стояли перед художниками.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Статья: Взаимосвязь изобразительного решения и драматургии в фильмах С. И. Ростоцкого

В статье рассматривается связь реалистических и условных изобразительных приемов, примененных в фильмах кинорежиссера С. И. Ростоцкого, с драматургией: действием, характерами персонажей, жанровыми особенностями на примере фильмов «На семи ветрах» (1962), «Доживем до понедельника» (1968), «А зори здесь тихие…» (1972). Автор работы использует понятия реалистического и условного приемов для описания своеобразия творческого метода режиссера. В итоге статьи автор приходит к выводу, что стилистика фильмов С. Ростоцкого неповторима не только благодаря определенным смысловым и драматургическим особенностям, но и сочетанию двух видов изобразительных приемов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Тютина Екатерина
Язык(и): Русский
Статья: Дух и материя. Материалы и техники во взаимодействии с христианскими смыслами в отечественном искусстве XXI в.

В статье подробно рассматривается проблема трансляции духовных смыслов с помощью материалов и техник в светском искусстве христианской тематики XXI в. Автор проводит аналогии между ролью материалов и методами работы с ними, их символическим значением в литургическом искусстве и современной христианской культуре. В исследовании анализируются произведения современных художников, созданные как в традиционных для литургического искусства материалах — дереве и металле, так и с использованием современных технологий. На основе как научных трудов, посвященных указанной проблематике, так и интервью художников автор выявляет складывающиеся в современном светском христоцентричном искусстве тенденции: использование руинированных материалов или же современных цифровых инструментов; превалирование выразительности материала над изображением; переосмысление приемов и символов иконы, заимствованных с целью преемственности по отношению к древней культуре. Полученные результаты, с точки зрения автора, позволяют отмечать стремление части современного художественного дискурса к абстрактным формам с использованием элементов иконографий, а также обозначить ориентацию на обновление языка современного искусства в христианском контексте.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Рубцова София
Язык(и): Русский, Английский
Статья: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СВЕТА В ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ Ю. ФОССЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ "ДРУГОЕ ИМЯ. СЕПТОЛОГИЯ I-II"

Целью статьи является изучение такого уникального явления как феноменология света, которая занимает большое место в эстетике известного норвежского писателя, лауреата Нобелев- ской премии 2023 г., Ю. Фоссе. Искусство для Фоссе есть не только способ восприятия окружающего нас мира, но и необходимое условие эффективного и гармоничного существования в нем, что находит наиболее полное отражение в произведении «Другое имя (Септология I-II)», впервые вышедшем в свет в 2019 г. Нельзя не согласиться с тем, что глубокая религиозность автора, перешедшего в католичество в 2013 г., оказала огромное влияние на его литературное творчество. Много столетий назад Рождество Христово осветило «тьму» языческого мира, и степень «проявленности» этого «Божественного света» в произведениях различных видов искусства, в частности в живописи, по мнению Ю. Фоссе, является одним из главных критериев выявления их истинности, подлинности. Что же касается самой «тьмы», то она, как утверждает Ю. Фоссе, выступает в качестве первоисточника света, тем «Ничто», которое время от времени проглядывает сквозь «Бытие» и на фоне которого лучезарный свет «звучит» особенно выпукло и ярко. Согласно концепции «Септологии I-II», не только искусство активизирует процесс самоопределения личности, находящейся в перманентном, непрерывном диалоге с «другими-в-себе» (в данном случае речь идет о главном герое произведения - художнике Асле и его alter ego), но и произведение искусства как таковое обладает своей собственной неповторимой идентичностью, которая непрестанно развивается и эволюционирует, открывая каждый раз «в-себе-для-нас» новые грани и оттенки. При этом, по мнению Ю. Фоссе, миссия художника, в широком смысле этого слова, заключается в том, чтобы указать людям путь к «Божественному свету» в «туннеле» квантовой неопределенности, особенно в переходные периоды исторического развития.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): МАСЛЯКОВА АННА
Язык(и): Русский
Книга: Оптический трактат о градации света

Пьер Бугер — основоположник фотометрии, автор твердо вошедших в обиход науки исследований по физике, астрономии, геодезии, теории корабля, гидрографии и другим отраслям знания. Трактат Бугера был издан на французском языке в 1760 г., переведен на латинский язык в 1762 г. и больше с тех пор не переиздавался. Особенно удивляться этому не следует. Русское издание „Лекций по оптике“ Ньютона является единственным полноценным переводом этой книги с латинского языка. Настоящий перевод сделан с посмертного французского издания книги Бугера „Traite d’Optique sur la gradation de la lumiere“.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1950
Кол-во страниц: 487
Загрузил(а): Ларионова Полина
Язык(и): Русский
Статья: ФИЛОСОФСКАЯ ОПТИКА: НАСЛЕДИЕ РЕНЕ ДЕКАРТА И ИСААКА НЬЮТОНА

Цель. Оценка сущности философских осмыслений, пониманий и места Рене Декарта и Исаака Ньютона в становлении и развитии теории света.

Процедура и методы. При проведении исследования применялись методы компаративного анализа, исторический, диалектический подходы для реконструкции истории науки и философии.

Результаты. Приведены две гносеологические позиции в понимании теории света. Из экспериментов и суждений философов складывалась область знаний – физика. Декарт и Ньютон были философами и учёными, на новаторских идеях которых построена современная оптика, осуществляются конструирование и производство оптических приборов для всех сфер жизнедеятельности человека. Декарт в области естествознания занимался геометрической оптикой. Главным достижением Рене Декарта стало изложение закона о преломлении света. На основании сформулированного закона Декарт дал впервые правильное объяснение радуги. Благодаря Декарту появилась теория оптических приборов, а геометрическая оптика после Декарта стала отделом геометрии. Исаак Ньютон преодолел в практике научных исследований противоречие между эмпиризмом и рационализмом. Его наука опиралась на факты и опыт, он широко использовал в исследованиях математические методы и дедуктивный метод. Ньютон развил корпускулярную теорию света, открыл явление дисперсии света в призме.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в эпистемологию и методологическое основание философии науки и техники.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Бадеева Елена
Язык(и): Русский, Английский
Книга: Ученые - школьнику. Свет

В какой форме Земля получает энергию, обеспечивающую развитие жизни на нашей планете? Какие эксперименты легли в основу создания теории относительности и квантовой механики? Как измерили температуру и определили состав звездного вещества? Книга «Свет» отвечает на эти вопросы. В ней рассказывается об основных опытах, в которых были раскрыты тайны светового луча, о современной оптической науке. В книге в популярной форме изложены физические принципы действия лазеров, рассказано о главных направлениях их применения: голографии, оптической связи, лазерного термоядерного синтеза.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1977
Кол-во страниц: 132
Загрузил(а): Ларионова Полина
Язык(и): Русский
Книга: Ученые - школьнику. Свет и его источники

«…Тот далекий первобытный наш предок, который впервые догадался внести горящую смолистую ветку в свое жилище, был, несомненно, одним из величайших благодетелей человечества. Действительно, трудно представить себе, как развивалось бы человеческое общество, на каком низком уровне развития остановилась бы человеческая цивилизация, если бы с наступлением темноты мы должны были прекращать всякую деятельность. На протяжении многих тысячелетий, отделяющих нас от первобытного человека, впервые зажегшего факел для освещения своего жилья, источники искусственного света постоянно видоизменялись и совершенствовались…»

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1947
Кол-во страниц: 57
Загрузил(а): Ларионова Полина
Язык(и): Русский
Книга: Природа и культура. Свет и цвета

«В этой книге излагаются те главы учения о свете и цветах, которые в настоящее время вызывают наибольший интерес со стороны широких кругов; некоторые добавления сделаны лишь для большей полноты и ясности изложения. Способ же изложения выбран мною в соответствии с теми вопросами, с которыми время от времени обращались ко мне фотографы, студенты-медики и просто интересующиеся этою областью лица. Хотя книга эта имеет в виду главным образом неспециалистов, я надеюсь, что она может представить интерес и иметь значение и для лиц, серьезно занимающихся этим предметом; в ней есть многое, не нашедшее себе еще места в других книгах, посвященных той же теме…»

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1926
Кол-во страниц: 204
Загрузил(а): Арсентьева Ульяна
Язык(и): Русский