SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Цель. На безопасность интеллектуальных транспортных систем (ИТС) существенное влияние оказывают угрозы нефизической природы. Они могут осуществляться незаконным вмешательством в разработку и реализацию ИТС. Создание доверенной среды разработки и реализации ИТС рассмотрено на примере интеллектуальных систем водного транспорта (ИСВТ).
Проблемы. Указом Президента Российской Федерации ИТС, телекоммуникации и безопасность обработки информации включены в число приоритетных направлений научно-технологического развития. Технологии ИТС и технологии создания доверенного и защищенного системного и прикладного программного обеспечения отнесены к важнейшим наукоемким технологиям критического уровня. Функционирование ИТС связано с масштабным использованием компьютеризированных систем, реализующих новейшие информационные и телекоммуникационные технологии, технологии автоматизированного и автоматического управления, искусственного интеллекта, которые могут нести угрозы безопасности. Создание и функционирование ИТС должны осуществляться в условиях обеспечения доверенной среды их разработки и реализации.
Методы. В работе были использованы методология обеспечения безопасности ИСВТ, разработки безопасных аппаратно-программных платформ автоматизированных систем в защищенном исполнении, методы системного анализа, теории надежности, защиты информации, права.
Результаты. Сформулирована проблема создания доверенной среды разработки и реализации ИСВТ, разработана применимая к ней терминология. Исследовано влияние ИСВТ на безопасность критической информационной инфраструктуры (КИИ) и национальную безопасность, разработана модель отношений областей безопасности ИСВТ, учитывающая угрозы физического и нефизического происхождения. Приведены примеры компьютерных инцидентов в ИСВТ, повлекших последствия национального и межнационального уровня. Определен состав объектов ИСВТ, относимых к КИИ, приведены критические процессы, осуществляемые типовыми объектами КИИ в составе ИСВТ. Сформирован перечень концептуальных проблем обеспечения безопасности ИСВТ и сформулированы принципы создания доверенной среды разработки и реализации ИСВТ. З
аключение. Обеспечение безопасности ИСВТ в условиях современных угроз требует решения проблем создания доверенной среды разработки и реализации ИСВТ. Для повышения оперативности и качества их решения предложена интуитивно понятная терминология, отражающая предметную область и позволяющая повысить уровень взаимопонимания проблем безопасности специалистов из различных сфер деятельности. Объекты ИСВТ оказывают влияние на безопасность КИИ и национальную безопасность в целом. Это учтено в модели отношений областей безопасности ИСВТ, показано на примерах компьютерных инцидентов в ИСВТ, повлекших последствия национального и межнационального уровня. С учетом вышеизложенного сформирован состав объектов ИСВТ, относимых к КИИ, и приведены примеры критических процессов, осуществляемых типовыми объектами КИИ в составе ИСВТ. Расширение ландшафта угроз безопасности ИСВТ небезопасными программным обеспечением, аппаратно-программными платформами, программно-аппаратными комплексами и новейшими технологиями учитывает сформированный перечень концептуальных проблем обеспечения безопасности ИСВТ При разработке принципов создания доверенной среды разработки и реализации ИСВТ учтен опыт успешного внедрения методологии создания национальных защищенных аппаратно-программных платформам объектов КИИ, обеспечившей создание автоматизированных систем в защищенном исполнении различного назначения на основе отечественных решений. Рассмотренные проблемы носят системный характер, что позволяет использовать полученные результаты при разработке и реализации ИТС других видов транспорта.
В статье представлен анализ состава морского и речного флота по данным официального источника ЕМИСС по состоянию на начало 2023 года. За последнее десятилетие в целом, наблюдаются тенденции к сокращению количества флота и его старению. Исключение составляет последний год, что связано с мощной поддержкой со стороны государства вопросов по стимулированию строительства флота. Выполнен краткий обзор основных мер государственной поддержки по направлению обновления флота. Наиболее популярной мерой государственной поддержки развития водного транспорта при приобретении (строительстве) морского и речного флота является субсидирование по Постановлению Правительства №383. Выполнен обзор схемы реализации лизинга судов с субсидированием. Выполнена оценка стоимости судна в лизинг с учетом получения данной субсидии.
В статье представлены результаты анализа ряда субсидий, которые реализуются в настоящее время в рамках государственной поддержки. Анализ предусмотренных бюджетных субсидий по разным отраслям показал, что можно выделить и сформулировать ряд направлений, по которым ожидается либо уже имеется положительный эффект на сферу морского и речного транспорта: обновление отечественного флота, развитие перевозок; развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности судоходства, поддержка экспорта, развитие цифровизации отрасли. В рамках основных направлений развития водного транспорта в результате реализации описанных мер господдержки, выполнена оценка размеров финансовой поддержки из федерального бюджета. В настоящее время наибольший объем субсидий и наибольший эффект на отрасль водного транспорта ожидается по направлению субсидирования в рамках обновления флота.
Представлена разработанная модель формирования мотивационного компонента профессиональной компетентности курсантов морского вуза в условиях смешанного обучения; обосновывается актуальность ее проектирования; рассматриваются компоненты ее структуры.
Исследованы основные отраслевые проблемы водного транспорта. Проанализирована практика перевозки грузов внутренним водным транспортом. Названы цели транспортной стратегии Российской Федерации. Перечислены этапы реализации программы стратегического развития внутреннего водного транспорта.