SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Происходящие в рамках ЕАЭС интеграционные процессы и стремление гармонизировать макроэкономическую политику государств-членов призвано обеспечить устойчивое развитие объединения в условиях турбулентности глобальной экономики, усиливающегося протекционизма и сокращения мировой торговли. Принятые к реализации Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. являются дорожной картой мер для достижения целей интеграции.
Целью статьи является анализ промежуточных результатов валютной интеграции в рамках ЕАЭС.
В ходе исследования применены следующие методы: анализ (исследование программных документов ЕЭК по интеграции в ЕАЭС), синтез (формирование среза результатов существующих исследований по проблематике статьи), логический метод (исследование логики развития интеграционных процессов внутри ЕАЭС), статистический анализ (макроэкономических показателей для выявления сложившихся тенденций).
Результаты исследования включают в себя анализ основных макроэкономических показателей стран-членов ЕАЭС, консолидацию взглядов научного сообщества на исследуемую проблематику и определение основных причин, препятствующих углублению интеграционных процессов внутри ЕАЭС.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
В качестве основного источника формирования национальных бюджетов и финансового ресурса, обеспечивающего макроэкономическую стабильность экономических союзов, выступают собственные доходные источники: налоговые, неналоговые платежи, прочие потенциальные резервы. Целью исследования является оценка фискальной конвергенции стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на основе показателей внутренних доходных источников национальных бюджетов. Гипотеза исследования предполагает, что на степень фискальной конвергенции в странах Евразийского экономического союза оказывают непосредственное воздействие доходы государственных бюджетов как основные источники финансовой устойчивости национальных экономик и объединенной экономики в целом. В статье проводится анализ показателей, определяющих формирование внутренних доходных источников государственного бюджета (доходы бюджета, дефицит бюджета, налоговые доходы). Использован многомерный геометрический подход - метод многомерного эллипсоида минимального объема, оценивающий динамические изменения в объеме пространства между странами, входящими в ЕАЭС. Данный метод позволяет не только визуализировать происходящие процессы конвергенции на территории анализируемых стран, но и оценить общее воздействие исследуемых показателей на фискальную сходимость. Результаты исследования демонстрируют неустойчивые тенденции конвергенции/дивергенции в пределах интеграционного образования за 11 прошедших лет, что свидетельствует о недостаточном применении совместных фискальных рычагов для стабилизации общей макроэкономической ситуации. Предложенные показатели собственных доходных источников позволяют наглядно установить степень сходимости фискальных систем в многомерном пространстве. Выявлено, что исследуемые страны за анализируемый период не достигли существенной фискальной конвергенции, несмотря на участие в экономических союзах, в частности в ЕАЭС. В период шоковых ситуаций страны проводят фискальную политику, направленную на соблюдение внутренних интересов, не согласовывая ее последствия друг с другом. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в расширении оценочного пула показателей фискальной конвергенции, практическая - в возможном согласовании национальной фискальной политики для обеспечения макроэкономической стабилизации в экономическом союзе в кризисные периоды.
Uncertainties are important factors that influence the decisions made by societies. Economic uncertainties closely affect society’s consumption and investment behaviour. Rising stock markets increase investors’ confidence, resulting in more purchases and higher stock prices and, in this context, an increase in consumer spending. When stock prices decrease, company investments are also negatively affected as consumer spending declines. Thus, increases and decreases in stock prices affect the general economy as they affect business confidence and consumers. The study analyses the effect of uncertainty in economic policies on stock markets, leading to a decrease in investor confidence in the economy. Such effects in G7 countries were examined using the nonlinear autoregressive distributed lag (ARDL) model for the period 1998: M05-2020: M09. This method was able to capture symmetries and asymmetries in the relationship between economic policy uncertainties and the stock markets. The results showed that heightened uncertainty in economic policy in Japan has a significantly negative effect on the stock market index, but in Germany and Italy, it has a significantly positive effect. Rising interest rates have negatively affected the stock market index in the United States, Canada, Japan, Italy, and the United Kingdom. The increase in the industrial production index is positively related to the stock market index in the United States, Canada, Japan, Italy, and France. Additionally, uncertainties in economic policy have asymmetric impacts on the stock market index in the United States, Canada, Japan and Italy, and symmetrical impacts in Germany, France and the United Kingdom.
В статье рассматривается опыт цифровизации в Японии, условия и особенности формирования цифровой экономики, а также перспективы и риски масштабной цифровизации. Ключевой акцент делается на анализе массивов данных с помощью технологий граничных вычислений и создании равных возможностей для всех участников общества. Статья актуальна для изучения опыта Японии в области цифровой трансформации и его адаптации для других стран.
В статье представлены результаты анализа особенностей управления государственным долгом в России в современном периоде. Определена роль государственного заимствования при управлении бюджетной стабильностью государства. Проанализированы тенденции изменения внутреннего и внешнего государственного долга в структуре общей задолженности России.
Обсуждаются проблемы трансформации элементов мировой валютно-финансовой системы в направлении регионализации. Рассмотрены вопросы перспектив дедолларизации и возможные сценарии перехода на альтернативные средства платежа в региональной торговле, выделено пять основных сценариев развития процессов дедолларизации в Евразийском регионе. Показана уязвимость Ямайской валютной системы в условиях глобальных рисков. На основе анализа актуальных условий формирования валютных курсов выявлены основные факторы формирования курса доллара США. Сделан сравнительный анализ евро как инструмента замещения мировой резервной валюты и показана слабая позиция евро как перспективного «донора» доллара США. Определены основные угрозы экономикам развивающихся стран со слабыми национальными валютными институтами. Исследована структура распределения инвестиционного золота среди нацбанков основных держателей резервов в драгоценных металлах с учетом динамики добычи золота и динамики приращения резервов национальными банками крупнейших стран, проведена оценка перспектив добычи золота и его распределения в системе международных финансов. Показана применимость фьючерсов основных товарных рынков в качестве инвестрезервов и сделана оценка волатильности фьючерсов на нефть в пересчете на золото. Дана оценка перспектив развития рынка криптовалют как инструментов замещения мировой резервной валюты, выявлены сильные и слабые стороны процессов формирования рынков криптоинструментов.
Задачи экономической интеграции предполагают общность подходов к их реализации. В частности, посткризисное восстановление продемонстрировало безальтернативность стандартов и рекомендаций «Базеля III» для защиты от внешних шоков и укрепления стрессоустойчивости банков. Кроме того, в межгосударственных объединениях интеграционного типа (например, в Европейском союзе (ЕС)) «Базель III» фактически стал основой унификации регулятивной политики. В ЕАЭС же интеграционные процессы пока еще не сопровождаются сближением в финансовой сфере. При этом разнорежимность оказывает давление на потенциал интеграции и тормозит процесс формирования наднациональной регулятивной архитектуры, угрожая обострением системных рисков и в конечном итоге - эрозией стратегических ориентиров как в рамках формирования единого финансового рынка ЕАЭС, так и интеграции в целом. В статье предпринимается попытка сформулировать перспективы регулятивного сближения в ЕАЭС на основе «Базеля III» и достижения консенсуса в формате «мини-Базель III», который способствовал бы дальнейшему укреплению экономического базиса интеграционных процессов, включая минимизацию системных рисков и финансовую стабильность. На основе анализа стандартов банковского надзора в государствах - членах ЕАЭС и их количественных значений в 2015-2024 гг. (то есть с момента поэтапного внедрения «Базеля III» в ЕАЭС) мы пришли к выводу о разнорежимности как основном источнике системных рисков, в то время как сближение способствует их минимизации при условии перехода к формату «мини-Базель III». Кроме того, с учетом возрастающей неопределенности и рискогенности на евразийском финансовом рынке нами сформулированы сценарии интеграционных процессов, основанных на «мини-Базеле III» и без него. В то же время превалирование неявных и зачастую мнимых преимуществ разнорежимности над «мини-Базелем III», а также санкционные ограничения в отношении России и угроза вторичных санкций в отношении остальных государств - членов ЕАЭС будут и впредь препятствовать переходу к «мини-Базелю III». Предложенная концепция «мини-Базеля III» может быть использована регуляторами для формирования наднационального механизма банковского регулирования в ЕАЭС, в том числе с целью регулирования будущего регионального банковского союза.