SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Большинство из многочисленных публикаций и материалов по корпоративному управлению (КУ) в современной России посвящено анализу развития модели такого управления за последние три десятилетия и отдельным его аспектам. Однако практически отсутствуют работы, в которых проводилось бы обобщение того, как развивались взгляды российских исследователей по этим вопросам, как формировались, изменялись и анализировались идеология и культура КУ, его диалектика. В статье предлагается авторская периодизация изучения проблем КУ в России, которая не совпадает, но идет параллельно с периодизацией истории развития самой системы такого управления. Так, с 1992 г. по настоящее время выделяются и анализируются три исследовательских этапа - классический, эмпирический (или аналитический),и ситуационный - и пять стадий развития системы КУ. На основе сравнительного анализа и обобщения накопленного за эти годы эмпирического материала определяются характерные черты и проблемные вопросы каждого исследовательского этапа. Изменение фокуса, содержания и культуры как собственно КУ, так и его изучения является важнейшим результатом чуть более 30-летней истории развития современного российского бизнеса. Это очевидно прослеживается, если сравнить проблемы КУ и их научный анализ в каждом из прошедших десятилетий - от описания системы, основных механизмов и создания институциональной основы КУ к более глубокому пониманию задач повышения его эффективности в новой реальности, от преимущественно теоретических и концептуальных исследований до аналитических и практикоориентированных. Статья является первым шагом на пути более углубленного изучения вопросов эволюции управленческой мысли в этом направлении.
В условиях все более неопределенной и непредсказуемой среды следование системы высшего образования общим трендам развития экономической, социальной сфер необходимо рассматривать как организационный ответ на внешние вызовы и давление. Критически важной становится оценка возможностей университетов в решении этих проблем. Система университетского образования должна обеспечивать академическую среду, способствующую развитию новых поколений основателей бизнеса, поскольку обучение предпринимательству увеличивает возможности развития знаний, навыков и отношение к преобразованию идей в действия. В проведенном исследовании авторами поставлена проблема исследования современной управленческой модели университета и выявления основных трендов развития и показателей оценки деятельности. В работе использованы труды ведущих российских и зарубежных ученых, исследовавших вопросы развития образовательных организаций высшего образования, материалы федеральных проектов и программ. Эталонной моделью деятельности современного вуза является предпринимательская модель, однако существует ряд трендов, характерных для университетов, не выбирающих для себя развитие по предпринимательскому вектору. Важными рекомендациями по формированию управленческой модели университета авторы считают необходимость внедрения практик управления талантами, предполагаю-щих трансформацию традиционной кадровой службы в современное HR-подразделение, занимающееся вопросами привлечения, развития и оценки кадров. Также основой деятельности современного вуза является наличие многоаспектных каналов взаимодейст-вия с внешней средой – индустриальными партнерами, органами власти различных уровней, другими университетами.