SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 13 док. (сбросить фильтры)
Статья: ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ": МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ

Цель статьи - раскрыть основные методы и подходы в формировании исполнительского мастерства обучающихся в условиях новой певческой парадигмы народно-певческого образования.

Авторы рассматривают заявленную проблему сквозь призму основных ее компонентов: технологическая, художественно-творческая, социально-психологическая, привлекая обширный объем искусствоведческой, музыкально-педагогической, психолого-педагогической и культурологической литературы.

Учитывая деструктивные вызовы времени, авторы акцентируют внимание на формировании профессионально-личностных качеств обучающихся, способных и готовых осуществлять все виды будущей профессиональной деятельности - музыкально-исполнительскую, хормейстерскую, педагогическую.

Показателями профессионализма обучающихся выступает уровень и качество владения педагогическими и творческими технологиями в этих видах деятельности.

Поэтому исполнительское мастерство обучающихся исследуется в контексте структурных компонентов: профессиональных мотивов, потребностей, отношений, что даёт возможность моделировать профессионально-творческую и личностно-ориентированную направленность образовательного процесса.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ЖИРОВ МИХАИЛ
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: БЕЛГОРОДСКАЯ ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ В КОНТЕКСТЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ЗНАКОВЫЕ ЛИЧНОСТИ НАРОДНЫХ ПЕВЦОВ И МУЗЫКАНТОВ

Содержание статьи знакомит с неординарными личностями сельских певцов и музыкантов Белгородчины, вписавших яркую страницу в этномузыкальную летопись южнорусской песенной традиции второй половины ХХ века - первой четверти текущего столетия (О. И. Маничкина, Е. Т. Сапелкин, М. С. Скуридина, М. В. Сычёв, М. А. Щербинин, М. Т. Яковенко, И. Т. Сафонов, И. П. Польской, И. И. Бабынин, С. Д. Ермаков и другие). Феноменальные знатоки местных певческих традиций и строгие ревнители народных обрядов, они многие годы выполняли функции лидеров бытовых песенных «артелей» и социализированных форм народного музицирования, активизируя развитие народно-певческого искусства в регионе и научно-творческий интерес учёных, музыкантов к постижению традиционной музыки края.

Подтверждением этому служат фундаментальные труды известных отечественных исследователей в области музыкальной фольклористики, этномузыкологии, народно-певческого образования (А. В. Руднева, В. М. Щуров, Г. Я. Сысоева, М. С. Жиров, В. Н. Медведева, И. Н. Карачаров, Н. С. Кузнецова). Благодаря их научной проницательности и продуктивной собирательской деятельности были выявлены самодостаточные, самобытные музыкально-стилевые зоны на территории современной Белгородской области и яркие представители носителей и трансляторов музыкальных традиций Белгородчины.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ЖИРОВ МИХАИЛ
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ИЗ ИСТОРИИ СОБИРАНИЯ ВОРОНЕЖСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН (РАННИЕ ПУБЛИКАЦИИ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ)

В статье рассматриваются процессы становления отечественной науки о традиционной народной культуре периода 1920-30-х гг. на примере собирания и изучения музыкального фольклора в воронежском регионе. Отношение к народной культуре в целом в то время было противоречивым и неоднозначным. В провинциальных центрах подходы к фольклористической деятельности, развиваясь в общем русле науки, имели свои особенности. Самобытной чертой воронежского региона стал размах самодеятельного творчества сельских певческих коллективов, всячески поддерживаемый официальными руководящими структурами. К продуктивным направлениям работы в первые десятилетия советского времени относится экспедиционная деятельность, в которой принимали участие как местные собиратели, так и исследователи из ведущих научных центров страны. Однако не все пласты народного творчества изучались равноценно: музыкальные записи воронежского фольклора представлены малочисленными образцами. Ценнейшим источником, отражающим состояние песенных традиций региона этого периода, является сборник «Русские народные песни Воронежской области» (1939). В статье раскрывается вопрос о достоверности ранних публикаций на основе их сопоставления с экспедиционными записями кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств, осуществленными в конце XX - начале XXI в.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Христова Галина
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ЕВГЕНИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ГИППИУС, ПРОФЕССОР МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ (1944-1949)

Статья посвящена деятельности Е. В. Гиппиуса в Московской консерватории. Переведенный в 1944 г. из Ленинграда по рекомендации Б. В. Асафьева, Гиппиус возглавил в консерватории кафедру музыкального фольклора. Его интенсивная разнонаправленная работа (в тесном сотрудничестве с К. В. Квиткой) дала блестящие результаты в собирании, исследовании, преподавании и популяризации традиционной народной культуры. Благодаря совместным усилиям выдающихся ученых и их коллег этномузыкология в Московской консерватории заняла высокие позиции в ряду научных дисциплин и учебных специализаций. Яркий и насыщенный период, связанный с именем Гиппиуса, стал одним из кульминационных этапов в истории развития научной школы, создававшейся Квиткой с конца 1930-х гг. в Московской консерватории. Статья значительно расширяет представления о жизни и деятельности Е. В. Гиппиуса во второй половине 1940-х гг. Привлечение широкого круга источников - ранее неизвестных архивных и печатных - позволяет уточнить некоторые распространенные сведения и ввести в научный оборот новые. Автором использованы рукописные и фотографические материалы из архивов Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, из фондов Российского национального музея музыки и Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Битерякова Елена
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: К БИОГРАФИИ НАТАЛЬИ ИВАНОВНЫ ЖЕМЧУЖИНОЙ

Задача статьи - дополнение сведений о жизни и деятельности Натальи Ивановны Жемчужиной (1904 - не ранее 1963), музыковеда-фольклориста, выпускницы Ленинградской консерватории, представительницы научной школы Б. В. Асафьева - Е. В. Гиппиуса. Недавние публикации В. В. Виноградова и Е. В. Долматовой, посвященные фигуре Н. И. Жемчужиной, подробные и основательно документированные архивными материалами из Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и Российского института истории искусств, вместе с тем не претендуют на исчерпывающее освещение темы. Привлечение малоизвестных документов из фондов Научного центра народной музыки имени К. В. Квитки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в настоящей статье позволяет раскрыть один из эпизодов профессиональной деятельности Н. И. Жемчужиной - ее участие в сибирской экспедиции 1944 г., организованной Всесоюзным Домом народного творчества имени Н. К. Крупской по специальному заданию Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Введение в научный оборот новых звуковых и рукописных материалов освещает показательный для соответствующего этапа развития отечественной науки «фольклорный проект» к юбилею И. В. Сталина. Документы из архива Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена уточняют некоторые обстоятельства позднего периода биографии Н. И. Жемчужиной.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Битерякова Елена
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ОБ ОДНОМ ЯВЛЕНИИ СИНТАКСИСА В ЯЗЫКЕ СОВРЕМЕННОГО ПОЭТИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА

В статье рассматриваются паратактические конструкции как специфическое явление русского синтаксиса. Анализ конструкций позволяет считать их особой группой аппозитивных словосочетаний, характеризуемых (в отличие от приложений) отсутствием родо-видовых отношений между компонентами конструкции, грамматической неэквивалентностью субстантивов и отсутствием потенциальной предикативности. Паратактические конструкции, традиционно относимые к архаическим явлениям, широко используются в современном поэтическом фольклоре, являются продуктивным синтаксическим фактором.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Хроленко Александр
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ОДИН ИЗ ТИПОВ ПАРАТАКТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ

В статье рассматривается ассоциативно-паратактический тип паратактических конструкций в русской народной лирической песне как в плане грамматическом, так и со стороны художественного использования этого типа в строе поэтического произведения. Автор доказывает, что увеличение грамматической самостоятельности паратактической конструкции приводит к некоторой автономизации художественного образа, выражаемого этой конструкцией. Паратактические конструкции закрепились в метрической системе русской народной лирической песни, превратились в распространенный художественный прием поэтического фольклора, с наибольшей полнотой и лаконизмом выполняющий определенные художественно-смысловые задачи.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Хроленко Александр
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ПРИЗНАКОВЫЙ МИР РУССКОЙ И ФРАНЦУЗСКОЙ НАРОДНО-ПЕСЕННОЙ ЛИРИКИ: ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Стереотипы сознания, закодированные в структуре языка и проявляющиеся при его обыденном употреблении, наиболее ярко отражены в языке фольклора. Сопоставление лексики русских и французских народных лирических песен позволяет выявить национальную самобытность исследуемых этносов. В статье анализируются закономерности употребления и синтагматические связи лексем групп «Параметрические характеристики» и «Качественные характеристики» в русской и французской народно-песенных традициях.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Гулянков Евгений
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА "АРТЕФАКТЫ" В КУРСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОЛЬКЛОРНОЙ КАРТИНЫ МИРА

В статье анализируются закономерности употребления и синтагматические связи лексико-тематической группы имен существительных «Артефакты» в русских народных лирических песнях. Материалом послужили курские народные песни, собранные М.Г. Халанским. Автор приводит квантитативные характеристики имен существительных в группе и ее подгруппах, рассматривает употребление артефактной лексики в устойчивых сочетаниях, а также символическое значение, приобретаемое словом в структуре фольклорной картины мира.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Моргунова Наталья
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ЗАИМСТВОВАННАЯ ЛЕКСИКА В ПЕСЕННОМ ФОЛЬКЛОРЕ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЯКУТИИ

Статья посвящена изучению диалектной и заимствованной лексики, используемой в фольклоре русского населения Якутии. В русских народных песнях Ленского тракта обнаруживаются явные «следы» иноязычного влияния, а нередко и билингвизма исполнителей. Собиратели данных текстов такие слова фиксируют в якутской графике. Сопоставляется лексика русских песен Приленья, Колымы и Индигирки с заимствованиями, обнаруженными в словниках поэтических текстов Русского Устья и Забайкалья.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Супряга Светлана
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем