SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по реализации комплекса предложенных педагогических условий. Для оценки эффективности проделанной работы по повышению уровня мотивации к учебно-профессиональной деятельности использована авторская система критериев и показателей.
В статье представлена ретроспектива развития понятия «дети дошкольного возраста группы риска». Исследование проведено на основе теоретического анализа отечественной научной литературы с 1991 по 2025 гг. Отмечено, что в современном образовании наблюдается тенденция к увеличению дошкольников, которых можно отнести к данной группе. Приведены характерные подходы к описанию рассматриваемой категории детей в отечественном образовании и критерии для отнесения к ней. Обнаружены ключевые направления и этапы исторического развития понятия «дети группы риска». Сделан вывод, что категория детей дошкольного возраста группы риска расширилась с внедрением в нашей стране инклюзивного образования и является актуальной на этапе дошкольного образования и функционирования психолого-педагогической помощи. Данная сводная информация необходима, чтобы учитывать весь спектр детей дошкольного возраста, подпадающих под категорию «группа риска». Цель исторического анализа – уточнение современного понимания термина «дети дошкольного возраста группы риска», определение критериев для отнесения к данной типологической категории. В дальнейшем это позволит выявить общие проблемы этой группы дошкольников, определить закономерности обучения и воспитания для организации ранней помощи.
Изучению формирования познавательной потребности школьников, как фундамента возникновения и развития учебной мотивации, посвящено достаточно большое количество психолого-педагогических исследований, и, тем не менее, актуальность решения различных аспектов ключевой проблемы практики школьного образования остается актуальной. Цель нашего исследования заключается в выявлении и изучении связи между удовлетворенностью жизнью и уровнем интенсивности сформированности познавательной потребности обучающихся подросткового возраста, а также возможного взаимовлияния изучаемых феноменов. Исследование проведено на базе общеобразовательной школы г. Москвы, в котором приняли участие 678 подростков возрастной категории 14-15 лет (7-8 классы). Использованы методика В. С. Юркевич по выявлению интенсивности познавательных потребностей и Шкала удовлетворенности Э. Динера. Получены статистически значимые связи, между удовлетворенностью жизнью и - частым занятием умственной деятельностью (,753**); - предпочтением трудного вопроса на «сообразительность» (,683**); - чтением дополнительной литературы (,766**); - эмоционально-позитивным отношением к интересному заданию (,782**); - активностью на уроке в виде вопросов к учителю (,649**) при ** - уровень значимости р ≤ 0,01. По результатам регрессионного анализа выявлено, что удовлетворенность жизнью подростков можно рассматривать как предиктор частоты занятий умственной деятельностью школьника (B=0,096 при уровне значимости 0,012 и показатель R2 = 0,009) и такой формы активности на уроке, как вопросы учителю (B=0,127, уровень значимости 0,001, показатель R2 = 0,016.). Гипотезы исследования подтверждены, в частности, установлены значимые связи между удовлетворенностью жизнью школьников подросткового возраста и познавательной потребностью; доказано, что удовлетворенность жизнью обучающихся подросткового возраста может рассматриваться как предиктор, определяющий развитие познавательной потребности.
В работе затронута проблема речевого развития детей младшего школьного возраста в части автоматизации звукопроизношения. Для закрепления сложной последовательной речевой структуры необходимо затормозить старые неправильные динамические стереотипы и выработать новые. Логопедическое сопровождение должно проводиться системно и поэтапно, с соблюдением особых психолого-педагогических условий.
В статье рассмотрены основные направления и приемы работы специалиста по автоматизации звуков. Важным при проведении занятий является четкое соблюдение поэтапности процесса (в слогах - в словах - в предложении - в связной речи), использование дидактических игр, произнесение звуков в сопровождении движения, отстукивание ритма, применение разной мимики, интонации и разных анализаторов.
В работе представлена авторская методическая разработка - конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».
Статья посвящена разработке программы развития метакогнитивных качеств пятиклассников для роста образовательных достижений в математике. Решается проблема недостатка психолого-педагогических средств повышения качества математического образования школьников, приведены научные данные о возможности разработки и реализации такой стратегии через развитие метакогнитивных качеств личности школьника. Содержание метакогнитивных качеств показано в контексте ресурса роста образовательных достижений школьников в математике. Программа апробирована в группе учеников пятых классов в одной из школ г. Владивостока в рамках проектной деятельности студентов-психологов по запросу администрации школы. Содержание уникальной программы с включением оригинальных вопросов позволяет воспроизвести ее для роста образовательных достижений других школьников.
Введение. В статье предпринята попытка описать структурную модель готовности к саморазвитию у курсантов военно-медицинского вуза. Проанализированы трактовки понятий «готовность» и «готовность к саморазвитию». На основе кластерного анализа проведено эмпирическое исследование, которое позволило уточнить структурную модель готовности к саморазвитию курсантов военно-медицинского вуза.
Материалы и методы. В исследовании принимали участие 222 курсанта (в возрасте от 17 до 23 лет), обучающихся по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. Применены общенаучные методы исследования: анализ, моделирование, индукция и дедукция, кластерный анализ. Для исследования отдельных структурных компонентов были применены следующие методики: тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, Шкала экзистенции, А. Лэнгле и К. Орглер, тест «Готовность к саморазвитию», опросник «Самоорганизация деятельности» (Е. Ю. Мандрикова), опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха, методика диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса, методика определения толерантности к неопределенности (С. Баднера), методика «Способность самоуправления» Н. М. Пейсахов, методика диагностики степени готовности к риску А. М. Шуберта.
Результаты. На основе анализа литературных источников и эмпирического подтверждения предложена структурная модель готовности к саморазвитию. С помощью кластерного анализа были выявлены кластеры: мотивационно-волевой, когнитивно-оценочный, рефлексирующе-эмотивный, которые уточнили характеристики выделенных компонентов готовности к саморазвитию.
Обсуждение и выводы. На основе кластерного анализа представлена уточненная структура готовности к саморазвитию, включающая в себя компоненты: рефлексирующе-эмотивный, мотивационно-волевой и когнитивно-оценочный.
Введение. В статье представлены материалы ключевого доклада секции «Психология инклюзивного образования» VI Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», посвященной Году педагога и наставника, которая состоялась 25-26 октября 2023 года в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. В докладе был представлен опыт международного сотрудничества Узбекистана по проекту Центра обмена знаниями и инновациями (KIX) в области развития инклюзивной образовательной политики. Материалы и методы. Тематическое исследование успешных практик инклюзивного образования в пяти странах - участницах проекта (Узбекистан, Грузия, Таджикистан, Киргизия, Молдова), включающее региональный опрос, полуструктурированные интервью, перекрестный опрос субъектов образования. Результаты. Сформирован консорциум из пяти стран: Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Молдова и Грузия. Консорциум занимается вопросами обеспечения доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями в начальной школе. Каждая страна - участник проекта имеет национальную политику инклюзивного образования и находится на этапе разработки эффективных решений и их продвижения. В настоящее время Узбекистан принимает меры по реформированию системы инклюзивного образования при поддержке международных организаций по вопросам его развития, работает над внедрением услуг, обеспечивающих инклюзивность и равенство образовательных возможностей для детей с инвалидностью и детей с нормативным развитием. Заключение. Для решения проблем, связанных с инклюзивным образованием в Узбекистане, необходимо, с одной стороны, уделять внимание исследованиям, учитывающим многообразие факторов и культуроспецифичность контекста в понимании текущих ценностей и динамики образовательной культуры, и, с другой стороны, повышать прозрачность действующей системы инклюзивного образования и привлекать некоммерческие организации и родителей детей с инвалидностью к разработке, реализации и мониторингу дальнейших шагов реформы. Помимо этого, большое значение имеют инвестиции в развитие системы подготовки вспомогательных специалистов инклюзивного образования, таких как тьютор, логопед, эрготерапевт и др.
Введение. Научное наследие Евгения Павловича Ильина как ученого, педагога и наставника представляет целую эпоху развития и становления Ленинградской психологической школы. В рамках круглого стола VI Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», посвященной Году педагога и наставника, состоялась научная дискуссия учеников и коллег Е. П. Ильина о его вкладе в решение проблем образования как ученого и педагога, а также об эталонных качествах его личности как наставника. Список научных работ Е. П. Ильина насчитывает более двухсот наименований, в том числе четырнадцать монографий, девять учебников и шесть учебных пособий. Евгений Павлович был научным наставником не только для исследователей, работавших под его руководством над докторскими и кандидатскими диссертациями, но и для многих студентов - слушателей его лекций и читателей его книг. Идеи, заложенные в работах Е. П. Ильина, сегодня продолжают развитие в педагогической и научной деятельности его учеников и коллег в сфере дифференциальной психофизиологии, общей психологии, психологии спорта, психологии образования, психологии труда.
Материалы и методы. В качестве материалов были использованы доклады и презентации учеников и коллег Е. П. Ильина, архивные материалы института психологии, а также видеодоклад Е. П. Ильина по теме «Мотивация научного творчества». Основным методом работы круглого стола являлся метод научной дискуссии в рамках фокус группы.
Результаты. Результатами стали предложения в резолюциию конференции: 1) продолжать развивать, внедрять в практику и популяризировать идеи Е. П. Ильина как ученого, педагога и наставника; 2) включить в программу VII Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» секцию, посвященную спорту как среде развития психологических ресурсов и формирования жизненно важных умений; 3) разработать и реализовать серию научных проектов по изучению механизмов и эталонных качеств эффективного наставничества.
Заключение. Научные идеи Евгения Павловича Ильина как одного из ярчайших представителей Герценовской психологической школы необходимо популяризировать и внедрять в практику образования.
В статье раскрыта проблема профессионального выгорания педагогов в образовательных учреждениях, выявлены основные причины и особенности этого явления.
Автор приводит данные различных исследований, направленных на выявление профессионального выгорания и его последствий для педагогов.
Отмечается, что такой педагог перестает радоваться жизни, ощущает эмоциональное истощение, пассивность, хроническую усталость и апатию, часто раздражается, утрачивает интерес к своей профессиональной деятельности, не стремится к творчеству и самореализации.
Проведенное исследование среди рязанских педагогов позволило выявить особенности и причины их профессионального выгорания.
На основе анализа теоретических источников и исследования по данной проблеме автор приходит к выводу о том, что необходима комплексная и целенаправленная работа по профилактике профессионального выгорания у педагогов и преподавателей. В статье даются рекомендации для снижения риска профессионального выгорания.
В статье рассматриваются направления и перспективы профориентационной работы на примере деятельности конкретной сельской школы. Для полноценного развития молодого поколения нужна системная работа во всех сферах жизни и деятельности детей и молодых людей: профориентация и вторичная занятость, культура, спорт, досуг и образование. Несомненно, что выбор профессии для школьников - сложное и важное жизненное решение. В старших и выпускных классах данная проблема перед обучающимися встает особо остро. И в этот момент система профориентационной работы должна функционировать с высокой интенсивностью, объединяя и родителей, и профессиональные учебные заведения, и всех социальных партнеров. Одним из ключевых аспектов успешной профориентационной работы является сотрудничество между школой, социальными партнерами и будущими работодателями. Статья подчеркивает значимость построения моста между школьным образованием, социальными партнерами и будущим профессиональным путем обучающихся, чтобы помочь им выбрать правильную профессию. Авторы предлагают конкретные методы и подходы. В статье приводится ряд примеров из практики, иллюстрирующих эффективность применения различных методов и подходов в профориентационной работе, которые помогли учащимся выбрать профессию и успешно трудоустроиться. Важным аспектом авторы считают построение «моста» между школой, профессиональной средой и учащимися, который поможет им лучше понять свои интересы, способности и возможности. Это означает, что программы и методы профориентации должны учитывать особенности местности, ее экономические и социальные потребности, а также возможности для трудоустройства. Кроме того, программы должны помогать учащимся в выборе профессии, которая будет востребована в данном регионе.