SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Актуальность исследования обусловлена современными реалиями трансформации ценностно-смысловой сферы нашего общества (прежде всего молодежи), связанной с сохранением и укреплением традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Ценностный выбор человека по-прежнему остается одной из основных проблем, интересующих современную педагогическую аксиологию. Очень важно, какие ценности будут определяющими для личности, особенно на этапе своего профессионального становления. Особое место в формировании ценностных ориентаций обучающихся вузов, в том числе военных, занимает ценностный потенциал дисциплин гуманитарного цикла. В современных условиях прослеживается отсутствие баланса гуманитарных дисциплин, что может привести к снижению их популярности среди обучающихся и ослаблению гуманитарной подготовки в военном образовании.
Цель: обоснование роли дисциплин гуманитарного цикла в контексте формирования ценностных ориентаций будущих офицеров в условиях военного вуза.
Результаты: установлено, что актуализация аксиологического потенциала учебных дисциплин гуманитарного цикла, содержательное наполнение структуры курсов дисциплин традиционными российскими ценностями с учетом опыта специальной военной операции, способствуют формированию у обучающихся осознанного отношения к защите Отечества и личной ответственности за его судьбу. Доказана эффективность внедрения в образовательный процесс военного вуза новой дисциплины «Основы российской государственности». Основные выводы: преподавание дисциплин гуманитарного цикла в условиях военного вуза является ключевым фактором духовнонравственного развития военных специалистов. Показано, что преподавание дисциплины «Основы российской государственности» в военном вузе способствует совершенствованию содержания и повышению эффективности учебно-воспитательного процесса высших военных образовательных учреждений. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при организации образовательного процесса военных вузов в области гуманитарной подготовки будущих офицеров.
Расширение экспорта образовательных услуг приводит разработчиков образовательных программ к вопросам развития межкультурных связей и формированию у обучающихся глобальных компетенций, значение которых растет с каждым днем. В связи с этим возникает необходимость изучения способов и методов измерения уровня сформированности глобальных компетенций, что и является целью настоящего исследования. В работе проанализировано влияние программы формирования глобальных компетенций на уровень межкультурного взаимодействия студентов Кабардино-Балкарского государственного университета. Для этого проведено сравнительное исследование, основанное на данных двух анкетирований иностранных студентов, для которых проводились образовательные мероприятия, организованные сотрудниками Высшей школы международного образования и Клубом интернациональной дружбы Кабардино-Балкарского государственного университета. Анализ выявил динамические изменения в восприятии и поведении студентов, свидетельствующие о росте их межкультурной компетентности, критического мышления и толерантности. Полученные результаты подтверждают эффективность программы в подготовке студентов к взаимодействию в многонациональной среде, подчеркивают значимость межкультурного образования, необходимость дальнейших исследований в данной области, а также разработку новых образовательных стратегий, способствующих развитию глобальных компетенций и успешной адаптации студентов к современным вызовам.
В статье представлен анализ антропопрактических аспектов формирования профессиональной самоорганизации студентов и возможностей их реализации в педагогическом процессе современного педагогического вуза, деятельность которого характеризуется структурными и содержательными обновлениями в контексте актуализации идей готовности обучающихся к профессиональной самоорганизации на основе интерактивной антропопрактической модели сопровождения студентов в ходе профессионально направленной учебной деятельности.
Введение. Произошедший в 2022 г. выход нашей страны из Болонского процесса получил достаточно широкий резонанс в отечественном академическом сообществе. Высказываются неоднозначные мнения о приобретениях и потерях российского высшего образования за почти двадцатилетнее его пребывание в Болонском формате, что свидетельствует об актуальности взвешенной оценки последствий данного пребывания.
Цель: дать авторскую оценку опыта функционирования отечественного высшего образования в рамках Болонского процесса для нахождения оптимального баланса между западными и традиционными российскими наработками.
Материалы и методы: теоретический анализ опубликованных материалов представителей российской высшей школы, содержащих выводы о положительных и отрицательных последствиях нахождения России в Болонском формате. Выявлено, что в данных выводах сделан акцент на результатах перехода высшего образования на двухуровневую систему. В то же время недостаточно исследование таких аспектов, как компетентностный подход, а также проблемы качества образования и разработка критериев его оценки. Результаты исследования, обсуждение. Попытка отечественного образования жить по правилам, выработанным западноевропейским академическим сообществом, имеет двоякий результат. С одной стороны, необходимо констатировать далеко не во всем логичную практику перехода на двухуровневую систему высшего образования и формализации компетентностного подхода в государственных образовательных стандартах. С другой стороны, вряд ли целесообразно полностью отказываться от самих идей двухуровневой системы образования и компетентностного подхода, а также от активного использования независимой оценки качества образования.
Заключение. Рекомендации автора направлены на выстраивание оптимального баланса между западными и традиционными российскими наработками высшей школы: поддержка вариативного подхода в вопросе выбора вузами модели высшего образования; использование компетентностного подхода с целью приближения результатов обучения к требованиям рынка труда; активное вовлечение в оценку качества высшего образования, наряду с государством, сообщества работодателей.
Наличие повышенной тревожности, незрелости социальных эмоций, примитивность эмоционального реагирования, высокая степень эмоционального напряжения в сочетании со сниженным настроением, сниженным вниманием к эмоциональному состоянию других людей и демонстрированием недостаточной эмоциональной отзывчивости рассматривается как одна из наиболее полных характеристик эмоциональной сферы детей. При некоторой освещенности структуры дефекта при речевой патологии явно отмечается недостаточность исследований опосредования психических процессов в ходе психического развития. Изучение особенностей развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом «общее недоразвитие речи», в частности, понимание, дифференциация и вербализация эмоций стало целью исследования. Нами было проведено психодиагностическое исследование эмоционального развития у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи. Дошкольники с общим недоразвитием речи отличаются с одной стороны сниженным эмоциональным фоном, им свойственны вялые реакции, апатичность. Многим детям с речевыми нарушениями свойственны бурные реакции, быстрая смена эмоций, активное выражение чувств и эмоций, демонстративность их проявления. Предположение о том, что понимание, дифференциация и вербализация эмоций у старших дошкольников с диагнозом «общее недоразвитие речи» задерживаются в своём развитии по сравнению с детьми, не имеющими речевой патологии, и, следовательно, у детей с патологией речи больше трудностей с вербализацией эмоций, чем у детей без патологии речи выступило в качестве гипотезы исследования. Вербализация собственных эмоций у старших дошкольников с речевыми нарушениями задерживается в сравнении с детьми, не имеющими речевой патологии. Старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи легче передать своё эмоциональное состояние мимикой, пантомимикой, посредством рисунка, чем вербализовать. Проведённое нами исследование позволяет предположить, что у детей с общим недоразвитием речи больше предпосылок к формированию алекситимии по мере взросления, чем у детей с нормальным развитием речи.
Развитие дивергентного мышления как одного из элементов творчества - важное условия для эффективного решения младшими школьниками учебных задач. Способность посмотреть под другим углом на задачу и найти нестандартный подход для ее решения повышает академическую успеваемость младших школьников. Вопрос изучения дивергентного мышления детей с различными вариантами дизонтогенеза изучен скудно в современной специальной педагогике и психологии, что определяет актуальность настоящего исследования. Сравнение особенностей развития дивергентного мышления у младших школьников с различными типами дизонтогенеза выступило в качестве цели нашего исследования, в котором приняли участие четыре эмпирические группы: контрольная группа - дети с нормальным речевым и психическим развитием, три экспериментальных группы: дети с общим недоразвитием речи, дети с задержкой психического развития и дети с лёгкой степенью умственной отсталости. Гипотезами исследования вступили следующие: дивергентность мышления присуща всем младшим школьникам, независимо от типа дизонтогенеза; уровень развития дивергентного мышления будет выше у младших школьников с сохранным интеллектом; проявление некоторых личностных характеристик по-разному влияет на развитие дивергентного мышления в зависимости от типа дизонтогенеза. Для подтверждения гипотез использовалась батарея тестов: «Использование предмета (газеты)», «Гипотетическая ситуация», «Словесная ассоциация» (книга)», «Составление изображений». Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: независимо от интеллектуального уровня дивергентное мышления присуще каждому индивиду, но проявляется по-разному. На основании достоверных различий при помощи Т-критерия Стьюдента у четырёх групп протестированных по трём параметрам дивергентного мышления показало своеобразное проявление дивергентного мышления. Отличие заключается в том, что чем ниже уровень интеллекта, тем ниже способность видеть и находить различные оригинальные, позитивные решения выхода из сложной ситуации. Выявлены личностные характеристики, которые открывают возможность для развития дивергентного мышления.
В данной статье внимание уделено актуальности формирования инклюзивной компетенции в высшей школе. При этом автор указывает на отсутствие единого подхода к включению инклюзивной компетенции в действующие образовательные стандарты высшего образования. Отдельно выделены трудности формирования данной компетенции в технических университетах, показаны возможные способы их преодоления, рассмотрена категория «Инклюзия» в проекте макета новых образовательных стандартов. Вопросы формирования инклюзивной компетенции в технических университетах требует дальнейшего осмысления и практической проработки. Необходимо централизовано организовать обмен опытом в области инклюзии между такими образовательными организациями. Инклюзивная компетентность будет способствовать формированию толерантного отношения к лицам с инвалидностью, повышению культуры коммуникации с ними, а также нейтрализации возможных негативных установок и сложившихся социальных стереотипов по отношению к людям, имеющими инвалидность.