SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Введение. Создание условий для получения качественного образования каждым гражданином является приоритетной государственной задачей. Одним из путей ее решения является инклюзивная трансформация образования. В педагогической науке существует проблема недостаточного теоретико-методологического обоснования становления и развития инклюзивного образования, что приводит к многообразию инклюзивных образовательных практик и порою низкой их эффективности. Теоретический анализ. Анализ научных трудов позволил уточнить содержание основных категорий исследования, раскрыть сущность научно-образовательного комплекса. Новизна настоящего исследования заключается в комплексном обосновании теоретико-методологических оснований предмета изучения на различных уровнях методологического знания, которые представлены философскими направлениями – экзистенциализмом и конструктивизмом, экосистемным, феноменологическим, антропологическим, системо-мыследеятельностным и синергетическим подходами. Показано, что инклюзивному образованию по масштабам преобразований соответствует коллективный субъект деятельности.
Заключение. Обоснованы теоретико-концептуальные основания развития инклюзивного образования, выявлены его сущностные характеристики становления; доказано, что для обеспечения данных процессов необходим коллективный субъект деятельности, и первостепенной становится задача формирования инклюзивного мышления и инклюзивной культуры профессионального педагогического сообщества.
Введение. Одной из проблем реализации высшего инклюзивного образования являются трудности выбора направления обучения абитуриентами с ограниченными возможностями. Сложности в профессиональном самоопределении связаны как с объективными (низкая эффективность информационно-образовательной работы администраций учебных заведений), так и субъективными (неумение личной трансформации определения наиболее адекватных профессий) причинами.
Постановка задачи. В исследовании поставлены задачи: определить востребованные профессии для девушек и юношей с ограниченными возможностями; дать факторную оценку определения престижности выбранных профессий в зависимости от гендерных предпочтений.
Методика и методология исследования. В статье представлены результаты ретроспективного анализа профессионального самоопределения 38 студентов 1−2 курса обучения, имеющих нарушение здоровья, с учетом гендерных и образовательных различий (школа/колледж) до поступления в вуз, полученные с использованием авторской анкеты, заполненной в Google Forms. Результаты позволили выявить статистически значимые различия (p < 0.05) в профессиональных предпочтениях девушек и юношей. Студенты, поступившие в вуз после колледжа, делали выбор наиболее осознанно.
Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости адаптирования информации и профориентационной работы вузов, учитывающих ценностные потребности лиц с особыми нуждами.
В статье рассматривается ключевое для истории русской женской школы событие - основание Екатериной II первого женского института. Развитие народного образования являлось и является одним из условий социально-политической модернизации государства. Императрица Екатерина II и ее сподвижники, придавая важное значение просвещению в деле преобразования общества, обосновывали необходимость воспитания человека «новой породы», адекватного эпохе типа личности, готового отвечать на вызовы времени. Просветители были убеждены в возможности исправления нравов воспитанием. Воспитывать достойных граждан они намеревались в учебных заведениях, основанных на принципах эпохи Просвещения. В нашей историографии эта идея оценивается по-разному. Во многих работах проект Екатерины II расценивается как утопический, поскольку воспитать «идеальных» людей, лишенных пороков, невозможно. Но планировала ли императрица, обладающая здравым смыслом, добиться такой цели? Смысл и способы воспитания «новой породы людей» были изложены сподвижником Екатерины II И. И. Бецким в нескольких документах. Это были программные тексты, регулирующие деятельность новых учебных заведений: Воспитательных домов, кадетского корпуса, а также женского института, где должны были готовить будущих «новых отцов и новых матерей». Ускоренные темпы модернизации страны делали необходимым воспитание на новых началах не только мальчиков, но и девочек. С этой целью в 1764 году был основан Смольный институт, где девочки получали воспитание и системное образование, не уступавшее мужскому. Согласно плану Екатерины II и ее сподвижников получившие новое воспитание «новые отцы и матери» должны были в свою очередь по-новому воспитывать своих детей, обеспечивая культурную преемственность. Просветители хорошо осознавали, насколько трудна поставленная ими задача, понимали, что их деятельность не скоро принесет плоды. Но, как заключает автор, уже первые выпуски воспитанниц Смольного института обнаруживали положительные результаты замысла русских просветителей.
Авторы рассматривают широкие возможности спортивно-оздоровительного туризма для социального воспитания подростка, анализируются функции и преимущества спортивно-оздоровительного туризма, в рамках которого решаются актуальные проблемы социального воспитания. Подробно рассматривается влияние спортивно-оздоровительного туризма на воспитание социальной активности.
Статья посвящена языку как средству передачи правовой мысли в правовых текстах. В ней обозреваются задачи права и функции языка, приводится определение термина «юридический язык», раскрывается роль и функции юридического языка в правовой коммуникации и анализируются требования, предъявляемые к языку правовых текстов.
В статье определено, что правовые тексты – это тексты юридического характера, в которых описаны правовые нормативы, права и обязанности физических и юридических лиц.
Язык правовых текстов – это всегда литературный язык официально-делового стиля, это естественный язык, подчиняющийся действующим в данное время лексико-семантическим, грамматическим и стилистическим языковым нормам. Относясь к официально-деловому стилю, юридический язык отличается логичной и довольно строгой организацией, а также универсализированными, стандартизированными, точными и ясными формулировками. Юридический язык не используется в повседневном общении людей, он применяется только в тех случаях, когда люди имеют дело с правом, он служит основным инструментом специальной, интеллектуально-правовой коммуникации. Ввиду этого, стержнем юридического языка является специальная юридическая терминология.
Функционирование фразеологизмов в юридической сфере выступает центральной темой данного исследования. Носители различных языков и представители разных культур могут достичь более глубокого взаимопонимания благодаря изучению специфики фразеологических единиц в правовой области. В судебных решениях и других юридических текстах фразеологизмы представляют собой существенный компонент. Особенно значимую функцию выполняют английские фразеологические обороты в правовом дискурсе: они не только передают культурно-правовую информацию и формулируют юридические концепции, но и существенно воздействуют на адресата правового сообщения. Исследование дифференциальных характеристик фразеологизмов в структуре юридического английского и русского языков представлено в данной работе. Методология включает контекстуальный, дискурсивный и описательный анализ. Устойчивые словосочетания юридического дискурса могут классифицироваться как фразеологические единицы, что открывает возможность изучения их семантических особенностей с применением стандартных классификаций фразеологизмов. Исследования показали, что фразеологические единицы в российском юридическом дискурсе отличаются нейтральной окраской, устойчивостью применения и шаблонностью формулировок. В противоположность этому, английские фразеологизмы насыщены образностью и оценочными элементами в своих коннотативных значениях. Практическое применение этих выводов найдет свое место в работе переводчиков и юристов, которым необходимо правильно интерпретировать фразеологические обороты в профессиональной сфере. Кроме того, данные наблюдения представляют ценность для теоретических изысканий специалистов, занимающихся лингвистикой, межкультурной коммуникацией и лингвокультурологией.
Современная сфера образования ориентирована на развитие инклюзии, предполагающей равный доступ к обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Важную роль в данном направлении играет высшая школа. В статье показано, что благодаря инклюзивной компетентности преподавателя происходит формирование инклюзивной культуры студентов; с помощью мероприятий волонтерской деятельности в сфере социальной инклюзии создаются возможности для снятия социального и психологического напряжения студентов-инвалидов, их самореализация и дальнейшее самоопределение.
В статье рассматривается вопрос использования технологий виртуальной реальности в образовательном процессе; описывается эксперимент, проведенный в лаборатории цифровой педагогики и цифровой психологии Научно-исследовательского института педагогических инноваций и инклюзивного образования. В эксперименте рассматриваются некоторые аспекты влияния технологий виртуальной реальности на самочувствие и настроение условно нормотипичных студентов и студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В статье раскрывается актуальность саморазвития педагога дополнительного образования в условиях работы в инклюзивной образовательной среде. Представлены основные методы саморазвития педагога в современных условиях. Отражены результаты авторского опроса педагогов дополнительного образования Республики Татарстан, которые легли в основу модели саморазвития готовности педагогов дополнительного образования детей к работе в инклюзивной образовательной среде.
Статья затрагивает вопросы социальной и педагогической интеграции. Рассматриваются факторы успешной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, отмечается важность организации инклюзивной образовательной среды. Подчеркивается необходимость адаптации социального окружения.