SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 14 док. (сбросить фильтры)
Статья: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПОРТСМЕНОВ ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются основные психологические подходы к анализу взаимодействия личностей. Раскрывается структура совместной деятельности волейболистов в игре, дается характеристика их взаимодействия. Взаимодействие понимается как действие двух и более лиц по отношению друг к другу, обусловленное единством предмета, места и времени их деятельности. В ходе эмпирического исследования выявлены особенности взаимодействия спортсменов-волейболистов в игровой деятельности, а также психические и социально-психологические причины расстройства взаимодействия спортсменов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Азарнов Николай
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА С РАЗЛИЧНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТЬЮ К НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Обоснование. Статья посвящена изучению личностных особенностей инженерно-техническогоперсонала с различной восприимчивостью к негативной информации. Данная тема является актуальной в связи с быстрым ростом технологий, постоянными изменениями экономической ситуации и глобальными вызовами, которые могут провоцировать снижение эффективности производственной деятельности. Цель: изучение личностных особенностей инженерно-технического персонала с различной восприимчивостью к негативной информации. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 100 человек (52 мужчины и 48 женщин) в возрасте от 18 до 69 лет, имеющих инженерно-технические специальности. В эмпирической части исследования были применены следующие психодиагностические методики: характерологический тест К. Леонгарда - Н. Шмишека, тест «Жизнеспособность человека» (ТЖЧ) Е. А. Рыльской, опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна. Была разработана авторская анкета, позволяющая оценить типичную реакцию человека на негативную информацию. В качестве средства математической обработки данных применялась компьютерная программа SPSS Statistics 27.0. Для анализа полученных данных использовались математические методы: сравнительный анализ с применением критерия Краскела - Уоллиса, корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты. Установлено, что восприятие негативной информации различно у лиц с разными типами акцентуаций характера. Выявлены различия в восприятии негативной информации у лиц с разными показателями жизнеспособности и эмпатии. Доказано, что личностные особенности респондентов с разной восприимчивостью к негативной информации связаны между собой, формируя определенную иерархическую структуру. Заключение. Теоретически обоснован и эмпирически исследован комплекс личностных особенностей инженерно-технического персонала с различной восприимчивостью к негативной информации в условиях неопределѐнности. Результаты исследования могут быть полезны для руководителей организаций, стремящихся обеспечить стабильность и успешное развитие организации. На основе полученных результатов могут быть разработаны программы поддержки сотрудников в условиях стресса, что будет способствовать улучшению их физического и психологического состояния, усилению мотивации, увеличению производительности.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Малышев Анатолий
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: КУЛЬТУРНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ КРЕАТИВНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСТВА СУБЪЕКТОВ В ДИНАМИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ

Введение. В интенсивно изменяющейся культуре актуальным является анализ экзистенциальных тенденций развития креативности и возможностей исследований динамики творческой личности в динамичной культуре на основе системно-динамического подхода.

Цель: проанализировать в контекстах современных концепций креативности специфику предмета исследований творческой личности в динамичной культуре и методологические принципы, реализованные в авторских методиках. Теоретические основы. Реализация системно-динамического принципа в исследованиях креативности в контекстах культуры включает несколько аспектов. Во-первых, обращение к особому предмету - динамическому единству креативности и адаптации личности в культуре, в основе которого находятся процессы адаптации - индивидуализации - интеграции личности в культурных сообществах. Во-вторых, использование метода, ориентированного на множественные измерения, на интеграцию возможностей проективных и психосемантических методов. В-третьих, продвижение исследований креативности от дифференциально-психологического подхода, направленного на различение типов креативности к персонологическому подходу, выявляющему уникальность творца.

Результаты. «Культурный дифференциал креативности» представляет теоретические основания исследований креативности субъектов в динамичной культуре на методологической базе дифференциально-психологического подхода с ориентацией на выявление уникальности личности в творчестве. В контекстах современных концепций креативности рассмотрены три феномена, представляющих инварианты динамики творческой личности: 1) «эффект трансцендирования» - сущностная динамическая характеристика творческой личности; 2) «амбивалентность переживания» как «гиперфункционирование» личности; 3) субъектные позиции в культуре, проявляющиеся в символических, нарративных аспектах деятельности и общения; 4) рефлексия субъектами ролевой и социокультурной идентичности в творческой деятельности.

Заключение. Дифференциально-психологический подход к исследованию креативности субъектов в динамичной культуре ориентируется на выявления ресурсов адаптивной и инновационной креативности. Для повседневной жизнедеятельности востребованы ресурсы адаптивной креативности как массовые креативные компетенции. Для решения проблем с высоким уровнем новизны, сложности, неопределенности необходимы ресурсы инновационной креативности, что включают компетенции креативности - стрессоустойчивости и персональный смысл творческого напряжения как гиперфункционирования.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ИЗОБРАЖАЯ ПРОШЛОЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В ОПТИКЕ ВИЗУАЛЬНОЙ СЕМИОТИКИ И АЙТРЕКИНГ-ИССЛЕДОВАНИЯ

Отражены первые результаты эксперимента, начатого на базе Томского государственного университета в проблемном поле истории памяти, в котором методологически традиционные качественные подходы историографии соединяются с принципами визуальной семиотики и нейронаучными методами исследования восприятия исторических образов, чтобы выявить эвристический потенциал совместного использования изначально удаленных друг от друга инструментов познания. Объектом исследования выступили визуальные материалы эпохи Гражданской войны, на основании восприятия которых определяются исторические репрезентации, присущие жителям России без специального исторического образования. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ТРУБНИКОВА НАТАЛЬЯ
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОГНИТИВНЫХ, КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕГУЛЯТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Рассматриваются проблемы исследования когнитивных, коммуникативных и регулятивных способностей с позиций деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов).

В соответствии с взглядами С. Л. Рубинштейна уточнено понятие деятельности как проектируемой, целенаправленной активности, подчеркнут социальный аспект освоения деятельности и ее отличия от реактивного и импульсивного поведения. Сопоставлены подходы Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна к определению способностей, выявлены сходство и различия в их теоретических позициях.

Представлена ретроспектива исследований способностей в научной школе Б. М. Теплова, где, помимо познавательных, коммуникативных и предметно преобразующих, рассматриваются способности человека к саморегуляции своего поведения и действий.

Подчеркнута значимость современной модели М. К. Кабардова «Учитель - Метод - Ученик» для диагностики и развития способностей учащихся и педагогов в их взаимодействии, в рамках которой исследование общей способности к саморегуляции осуществляется преимущественно через изучение конкретных механизмов осознанной системы саморегуляции (О. А. Конопкин) и сформированности компонентов ценностного, рефлексивного, операционального, коммуникативного регуляторного опыта и «привычной активизации».

Раскрыты возможности развития регуляторного опыта и общей способности человека к саморегуляции и представлена методика, позволяющая провести диагностику сформированности регуляторного опыта учащихся и педагогов в профессиональном самоопределении.

Обращено внимание на присущую отечественной психологии ориентацию на необходимость формирования рефлексивного опыта на всех этапах развития и обучения человека.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ОСНИЦКИЙ АЛЕКСЕЙ
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ИСПОЛНЕННОСТЬ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Современный мир во многом достиг апогея своего развития. Центральная проблема выживания и удовлетворения базовых потребностей стала менее актуальна, фокус внимания личности сместился в сторону реализации собственного потенциала, осознания жизненных смыслов, глубокого понимания себя и других, инициации в собственном предназначении для гармоничной жизни. Достичь оптимального уровня жизнеспособности, при котором личность может устойчиво и стабильно развиваться, выступая «творцом» собственного жизненного пути, оказывается непросто, ввиду того, что упомянутая задача реализуется в тотальной ситуации неопределенности и «турбулентности», которая царит в обществе, а также сопряжена с многочисленными трудностями настоящего времени: пандемии, экономические кризисы, разворачивание войн и вооруженных конфликтов. Именно поэтому актуально исследовать феномен жизнеспособности, посредством этого сокращая количество «белых пятен», которых в рассматриваемой теме существует множество ввиду относительно недавно возникшего интереса психологов к феномену, чем и продиктована необходимость данного исследования. Цель статьи - изучение соотношения жизнеспособности с уровнем экзистенциальной исполненности и ценностными ориентациями личности. Выборку данного исследования составили 117 человек, из них 85 лиц женского пола и 32 лица мужского пола в возрасте от 18 до 55 лет. В исследовании были обнаружены значимые взаимосвязи между показателями жизнеспособности, уровнем экзистенциальной исполненности и ценностными ориентациями в группах с низким, средним и высоким уровнем жизнеспособности, в этих группах удалось выявить различия в преобладании тех или иных показателей. Кроме того, определены экзистенциально-ценностные характеристики личности, выступающие факторами жизнеспособности.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Трушина Ольга
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ПЕРЦЕПТИВНЫЙ КОНФЛИКТ КАК УСЛОВИЕ ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Данная статья посвящена исследованию проблемы преодоления перцептивного конфликта в процессе развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Акцент делается на значимости развития произвольного внимания для успешного школьного обучения детей с особенностями в развитии. В статье рассматривается понятие перцептивного конфликта и его влияние на развитие произвольного внимания у детей с задержкой в психическом развитии. Перцептивный конфликт рассматривается как противоречие между необходимостью сосредоточить внимание на монхромных, серых предметах, важных для деятельности, и ярким, цветным фоном, который отвлекает ребенка. Была разработана диагностическая методика, в которой использовались бланки, на которых воспроизводился перцептивный конфликт между монохромными, серыми предметами, которые по инструкции должен искать ребенок и ярким, цветным фоном, который привлекал непосредственное внимание. Исследование было проведено на двух группах дошкольников, по 12 человек каждая. Одна из групп состояла из детей с нормальным развитием, другая - из детей с задержкой психофизического развития. Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что перцептивный конфликт значительно ухудшает работу детей с задержкой психофизического развития и практически не повлияет на детей с нормальным развитием. Коррекционная работа с обучением ребенка преодолевать перцептивный конфликт значительно улучшила показатели произвольного внимания у детей с задержкой психофизического развития. Отсюда делается вывод, что развитие произвольного внимания у детей с задержкой психофизического развития предполагает выполнение заданий, в которых ребенок должен учиться преодолевать перцептивный конфликт. Это позволит ему лучше управлять собой и регулировать свою перцептивную, мнемическую и мыслительную деятельность.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Симановский Андрей
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОЗНАННОСТИ И СКЛОННОСТИ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Введение. Осознанность — активное состояние сознания с безоценочной фокусировкой внимания на текущем моменте и полным сосредоточением на нем. В настоящее время феномен осознанности вызывает заметный интерес в научном сообществе. Результаты исследований свидетельствуют об эффективности практик развития осознанности для улучшения психического здоровья человека. Так, установлено, что на уровень осознанности влияют половозрастные особенности, употребление психоактивных веществ. В то же время отсутствует информация о влиянии пользования Интернетом на осознанность.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Корбут Ольга
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ ЖИЗНИ И ВЫРАЖЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА

Интернет-зависимость является актуальной проблемой, значительно снижающей общее качество жизни. На сегодняшний день более 90% населения России погружены в Интернет-среду, а среднее суточное время использования Интернета составляет более 8 часов. Но, несмотря на масштаб данной проблемы, распространенность, влияние и механизмы возникновения Интернет-зависимости до сих пор неясны. Цель исследования: изучить взаимосвязь уровня экзистенциальной исполненности жизни с выраженностью интернет-зависимости у лиц молодого возраста.

Материалы и методы: в ходе исследования использовались: «Шкала интернет-зависимости Чена» (CIAS) и «Шкала экзистенции» (ESK). В выборку вошло 80 человек (34 юноши и 46 девушек) в возрасте от 17 до 24 лет. На основании результатов, полученных при помощи «Шкалы интернет зависимости Чена», были сформированы две группы: респонденты, набравшие от 65 баллов (наличие интернет-зависимости), были отнесены к экспериментальной группе, из респондентов, набравших менее 42 баллов (отсутствие интернет-зависимости), была сформирована контрольная группа. Результаты и обсуждение: Выявлены статистически значимые различия между группами по субшкалам: «Самодистанцирование» (SD), «Самотрансценденция» (ST), «Свобода» (F), «Ответственность» (V), «Экзистенциальность » (Ex), «Персональность» (P), а также по общей шкале экзистенциальной исполненности (G). Показатели контрольной группы по всем показателям превышают результаты экспериментальной группы. Различия статистически значимы на уровне p≤0,001.

Заключение: в ходе исследования установлено, что лица, демонстрирующие интернет-зависимое поведение имеют более низкие показатели по всем факторам экзистенциальной исполненности по сравнению с группой нормы.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Карунин Илья
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Личностные корреляты склонности к риску у военнослужащих летного и наземного состава

Статья посвящена исследованию взаимосвязи между личностными особенностями и склонность к риску у военнослужащих летного и наземного состава. Представлен обзор теоретических и эмпирических исследований, раскрывающих проблему проявления черт личности и склонности к риску. Приведены результаты эмпирического исследования на выборке, которую составили 60 человек – военнослужащие мужского пола в возрасте 30–45 лет, их них 31 – военнослужащие летного состава (ЭГ-1), 29 – военнослужащие наземного состава (ЭГ-2). Методы: при помощи сравнительного анализа с применением непараметрического U-критерия Манна–Уитни были выявлены различия и определены особенности проявления личностных черт и параметров склонности к риску у испытуемых двух эмпирических групп. При помощи корреляционного анализа rs-Спирмена выявлены значимые взаимосвязи между личностными особенностями и склонностью к риску у военнослужащих летного и наземного состава. Результаты: проведенный сравнительный анализ позволил установить, что существуют особенности в проявлении исследуемых параметров у испытуемых ЭГ-1 (летный состав) и ЭГ-2 (наземный состав). При анализе корреляционных зависимостей были определены наиболее содержательные конфигурации взаимосвязей между параметрами личностных особенностей и склонности к риску у испытуемых в каждой эмпирической группе.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2022
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем