SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 14 док. (сбросить фильтры)
Статья: СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И СТУДЕНТОВ-ПЕДИАТРОВ

Важность изучаемой проблемы обусловлена выявлением специфики стрессоустойчивости студентов профессий группы «человек-человек» на примере будущих педагогов-психологов и студентов-педиатров. Цель исследования заключалась в выявлении различий стрессоустойчивости студентов помогающих профессий на примере студентов-педиатров и студентов педагогов-психологов. Гипотеза состояла в предположении, что проявления стрессоустойчивости у студентов педагогов-психологов и студентов-педиатров обусловлены различиями в организации и содержании профессиональной подготовки и общностью будущих профессий сферы «человек-человек», направленных на взаимодействие с детьми. Для проведения исследования использованы тестовые методики. В исследовании приняли участие 257 студентов медицинского и педагогического университетов. Анализ результатов показал, что у большинства студентов уровень стрессоустойчивости находится в пределах средних значений, значимые различия обнаружены в нехватке времени: будущие медики в большей степени испытывают стресс в связи с большой загруженностью учебными задачами. Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла лишь частичное подтверждение. Результаты исследования полезны для разработки педагогических технологий профессиональной подготовки стрессоустойчивых специалистов помогающих профессий.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Аксютина Зульфия
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА СО СКЛОННОСТЬЮ К КОМПЬЮТЕРНО-ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Статья посвящена проблеме выявления взаимосвязи субъективного чувства одиночества и склонности к компьютерно-игровой зависимости в юношеском возрасте. Одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или разорваны. В связи с развитием компьютерно-игровых технологий компьютерно-игровая зависимость имеет высокую распространенность. Изучение взаимосвязи субъективного чувства одиночества со склонностью к компьютерно-игровой зависимости в юношеском возрасте является значимой задачей в понимании причин формирования компьютерно-игровой зависимости и связано с возможностью своевременной коррекции такого отклонения в развитии и поведении юношей и девушек. Предполагается, что субъективное чувство одиночества детерминирует выработку компьютерно-игровой зависимости в возрасте юношества. Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи между субъективным чувством одиночества и склонностью к компьютерно-игровой зависимости в юношеском возрасте. В статье приводятся результаты корреляционного анализа между параметрами чувства одиночества и компьютерно-игровой зависимости: «тяжесть компьютерно-игровой зависимости» и «общее одиночество», «позитивное одиночество», «зависимость одиночества от общения». Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что тяжесть компьютерно-игровой зависимости может способствовать усилению одиночества.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ЛОНГИТЮДНЫЙ АНАЛИЗ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НОРМОТИПИЧНЫХ СВЕРСТНИКОВ

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования, сравнивающего динамику развития жизненных ценностей подростков с задержкой психического здоровья и нормотипичных сверстников. Исследование доминирующих ценностей подростков нормы и подростков с задержкой психического развития осуществлялось на базе средней общеобразовательной школы № 157 города Екатеринбурга в период с 2021 по 2023 годы. Диагностика жизненных ценностей подростков осуществлялась с использованием двух методик: «Методика изучения ценностных ориентаций» (М. Рокич), «Иерархия жизненных ценностей» (Г. В. Резапкина). Исследование показало, что подростки с задержкой психического развития и нормотипичные сверстники имеют схожие жизненные ценности, но с некоторыми заметными различиями. Эти различия подчеркивают важность предоставления индивидуальной поддержки подросткам с задержкой психического развития, что будет способствовать их личностному росту. Полученные данные также будут интересны для педагогов, родителей и специалистов, организующих и осуществляющих коррекционно-развивающую работу, обеспечивая благополучие подростков с задержкой психического развития. Исследование динамики развития ценностей подростков нормы и подростков с задержкой психического развития позволило провести сравнительный анализ и определить тенденции формирования жизненных ценностей у данных категорий подростков.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: СУБЪЕКТНО-БЫТИЙНЫЙ ПОДХОД К ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ

Целью статья стало сопоставление субъектно-бытийного подхода к личности с другими подходами в отечественной психологии. Анализ сопоставления был реализован в 2023 г. в коллективной монографии «Научные подходы в современной отечественной психологии». Однако, к сожалению, не все подходы вошли в данную монографию.

Восполняя пробел, был проанализирован субъектно-бытийный подход и проведено сравнение с релевантными для него подходами. Обоснование выделения координат сравнения различных подходов потребовало анализа представлений разных авторов: возможность интеграции всех подходов (В. А. Мазилов, В. А. Янчук) или возможность сравнения научных подходов (Е. А. Сергиенко, А. В. Юревич).

Были выделены следующие координаты сравнения: ведущее понятие, конкретизирующие понятия, методологические принципы и ведущие методы. Показано, что в качестве ведущего понятия в субъектно-бытийном подходе становится личность, конкретизирующими понятиями - субъект, бытие, методологическими принципами - личностный, субъектный, деятельностный, коммуникативный, основными методами, которые мы классифицировали по Б. Г. Ананьеву, - интерпретационные, эмпирические (эксперимент, психодиагностика).

Сравнение подходов выявило взаимопересечения ведущих, конкретизирующих понятий, методологических принципов субъектно-бытийного подхода с деятельностным подходом, субъектно-деятельностным, субъектно-аналитическим, системно-субъектным, динамическим подходом Л. И. Анцыферовой, экзистенциальным и экопсихологическим подходами. Субъектно-бытийный подход становится расширением, с одной стороны понятия, личности, а с другой - понимания субъекта как личностной реализации.

Разработано понятие бытия как психологического концепта. Введение понятия субъекта расширяет поиски единства био-психо-социо-культурных координат, что дополняет понимание развития психического, делая акцент не на универсальных, а на индивидуальных вариантах психической организации и функционирования.

Представляется, что субъектно-бытийный подход к личности отвечает приметам современной методологической науки, способствует дальнейшему взаимопроникновению разных парадигм, что расширяет возможности психологической науки.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): СЕРГИЕНКО ЕЛЕНА
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: СУБЪЕКТНО-БЫТИЙНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрена история становления и развития субъектно-бытийного подхода к личности в Кубанском государственном университете.

Проведен обзор ведущих психологических концепций и теорий, повлиявших на возникновение и становление субъектно-бытийного подхода к личности в рамках субъектного подхода, более чем за 50-летний период существования кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского госуниверситета.

Подчеркивается значимость вклада ученых советского периода (Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Брушлинского, Л. И. Анцыферовой, К. А. Абульхановой, А. А. Бодалева) и тех, кто сегодня определяет оформление субъектного подхода (В. В. Знаков, Е. А. Сергиенко, Н. Е. Харламенкова), оказавшего мощное влияние на развитие современного методологического дискурса, в частности, на создание структурно-динамической модели личности как субъекта бытия.

Излагаются основные теоретико-методологические положения субъектно-бытийного подхода (субъектность, единство личности и ее бытия, стремление личности к аутентичности бытия и др.), обусловливающие панорамное видение изучаемой реальности и интерпретацию психологической феноменологии человека под определенным углом зрения - в аксиологическом и экзистенциальном контексте.

Постулируется, что главная функция человека - быть субъектом многообразных бытийных пространств, в реорганизации которых он утверждает себя как личность. Показано практическое воплощение субъектно-бытийного подхода к личности в исследованиях ученых Кубанского государственного университета, которые конкретизируют и развивают отдельные идеи психологии субъекта и гармонично вписывают объяснительные конструкты и новые теоретические модели в гуманистические традиции психологической науки.

Демонстрируются возможности субъектно-бытийного подхода для описания процессуальной природы разнообразной феноменологии.

Обосновывается перспективность данного подхода для решения ряда фундаментальных задач психологической науки и острых социальных проблем современности, актуализация которых связана с глобальными вызовами современности - бифуркационными процессами и социальной транзитивностью.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): РЯБИКИНА ЗИНАИДА
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ПРОБЛЕМНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ

В статье представлены результаты годичного клинико-психологического сопровождения ребенка из приемной семьи. Описаны основные линии, этапы, задачи психологической работы, их содержание, а также основная феноменология развития ребенка и семьи. Показана важная роль консультативного метода в преодолении проблемного поведения в школе.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НЕВРОТИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА "БЫТЬ КУЛЬТУРНЫМ"

В статье представлены результаты исследования возможностей психологического сопровождения детей дошкольного возраста с признаками невротизации. Приведена актуальность заявленной темы, рассмотрен клинико-психологический подход к проблеме детских неврозов, где основную роль играет социальная ситуация развития ребенка, мотивы родительского воспитания. Исследование состоит из пилотажного и основного этапов, включает в себя предварительный анализ особенностей развития ребенка, психологическую диагностику до и после проведения групповых занятий. В качестве эффективного метода психологической работы выступает проектная форма обучения. Кратко представлен разработанный авторами проект «Быть культурным», подробно описан практический пример результатов обследования и участия в проектных занятиях одного из испытуемых.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Разработка и апробация опросника мыслительного потока

Статья посвящена проблематике изучения компонентов внутренней речи и их популяционного разнообразия. Также рассматривается представленность визуальных образов в контексте мыслительной активности человека. На выборке, включившей 694 респондента, показан удовлетворительный уровень психометрических характеристик разработанного нами опросника мыслительного потока. Результаты исследования указывают на широкую индивидуальную вариативность изученных компонентов внутренней речи (повествования и споры, обращения к себе, к вымышленному собеседнику или к репрезентации знакомого человека, наличие ответов от воображаемого собеседника, усиление разных компонентов внутренних диалогов и монологов в стрессе) и частоты и яркости внутренних визуальных образов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Статья посвящена актуальной проблеме развития личностного самоопределения будущих педагогов-психологов. Цель работы - проанализировать теоретическое обоснование, особенности и факторы этого процесса в контексте профессионального становления специалистов данного профиля. В первой части статьи раскрываются понятие и структура личностного самоопределения, рассматриваются основные концепции и подходы к его изучению, описываются этапы и закономерности этого процесса. Во второй части идет речь о педагогическом анализе понятия личностного самоопределения. Третья часть посвящена анализу специфики деятельности педагога-психолога и обзору необходимых личностных качеств (эмпатии, толерантности, коммуникабельности и др.) и ценностных ориентаций для успешной реализации в этой профессии. В четвертой части обсуждается влияние различных факторов на развитие личностного самоопределения будущих педагогов-психологов - роль вузовского обучения, социокультурных условий, индивидуальных особенностей, а также внешние и внутренние барьеры этого процесса. Авторы подчеркивают значимость создания в вузе условий для личностного роста и рефлексии, важность практико-ориентированной подготовки и развития критического мышления студентов. В заключении обобщаются ключевые идеи статьи, намечаются перспективы дальнейших исследований данной проблемы. Подчеркивается, что успешное развитие личностного самоопределения является залогом профессиональной эффективности и психологического благополучия будущих педагогов-психологов. Статья будет полезна для студентов психолого-педагогических специальностей, начинающих педагогов-психологов, преподавателей вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами профессионального и личностного развития.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Использование окулометрии и ассоциативного моделирования в формировании содержания раздела «Образ будущего России» дисциплины «Основы российской государственности»

В статье показаны результаты окулометрического исследования и метафорического ассоциативного моделирования образа будущего развития РФ в сознании российских студентов. Проведен анализ глазодвигательной реакции студенческой молодежи на батарею стимулов, связанную с базовыми потребностями, ценностями различных уровней. С применением метафорических ассоциативных карт и последующей специально организованной беседы выявлены основные интенции в построении модели будущего развития российского общества. Сопоставление итогов проективной и инструментальной диагностики позволило установить основное проблемное поле в восприятии обучающейся молодежью образа будущего страны: когнитивная простота, центрация на микроуровне жизнеосуществления, низкая степень готовности к социальной ответственности, низкий уровень субъектности в установке на достижение желаемого будущего. Результаты исследования могут служить методической базой для формирования содержания и форматов работы на практических занятиях по теме «Образ будущего России» дисциплины «Основы российской государственности»

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Домбровская Анна
Язык(и): Русский
Доступ: Всем