SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 23 док. (сбросить фильтры)
Книга: Сумма Теологии. Часть I. - Вопросы 44-74

«Сумма теологии» (Summa Theologica) — одно из самых знаменитых в истории философии произведений, главный труд великого христианского философа и богослова, крупнейшего схоласта и метафизика святого Фомы Аквинского (1225–1274), чья теология — по меткому определению Жильсона — это теология философа, а философия — философия христианского святого.

Вся «Сумма…» состоит из трех частей (вторая — наибольшая — делится еще на две): в первой части речь идет о Боге и Его актах, или, как сказал сам Аквинат, «о Первообразе»; во второй, посвященной «Его подобию», т. е. человеку, поднимаются вопросы этики («формальной» и «материальной»); в третьей — незавершенной — говорится о Спасителе и путях спасения. Книга представляет собой ряд трактатов, но основой деления являются «вопросы» (всего в «Сумме…» именно Фомы их 512, хотя в так называемом полном издании вопросов на сотню больше: дабы исчерпать все положения, анонсированные Фомой в третьей части, труд завершил друг и секретарь Аквината Реджинальд Пипернский, использовав для этого как ряд набросков к «Сумме…», оставленных Фомой, так и выдержки из других, более ранних его работ). Вопросы, в свою очередь, состоят из «разделов».

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 2003
Кол-во страниц: 337
Загрузил(а): Иванова Анна
Язык(и): Русский
Книга: Десять ученых о теологии смирения

В этой знаковой книге десять ученых пишут об отношении своих научных исследований к теологии. Они выносят свой опыт и многочисленные результаты экспериментов на рассмотрение теологии смирения – скромного подхода к поиску истины о Боге.

Возможно, этот руководящий принцип поможет нам в новом этапе эволюции, духовного исследования при помощи инструментов науки, которые означались столь продуктивными при изучении физического мира. Книга представляет новую парадигму рассмотрения науки и религии. Авторы показывают, что эти две области знания могут быть объединены в атмосфере взаимопонимания, если мы будем скромнее относиться к общим для них вопросам.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 2007
Кол-во страниц: 415
Загрузил(а): Иванова Анна
Язык(и): Русский
Книга: Сумма теологии. Часть 1. Вопросы 65-119

После рассмотрения духовного творения надлежит исследовать творение телесное (ср. В. 50, Введ.). И Писание, [повествуя] о его произведении, упоминает три деяния. Во-первых, деяние сотворения, о котором сказано: В начале сотворил Бог небо и землю и т. д. Во-вторых, деяние разделения, о котором сказано: Отделил Бог свет от тьмы и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. В-третьих, деяние украшения, о котором сказано: Да будут светила на тверди небесной и т. д.

Итак, во-первых, надлежит исследовать деяние сотворения, во-вторых, деяние различения (В. 66), и в-третьих, деяние украшения (В. 70).

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 2007
Кол-во страниц: 655
Загрузил(а): Иванова Анна
Язык(и): Русский
Книга: Сумма Теологии. Часть I. Вопросы 1-43

В настоящей книге представлены вопросы о сущности и атрибутах Бога (43 первых вопроса из 119, составляющих первый раздел «Суммы…»). Во вторую книгу войдут вопросы, посвященные акту Творения и ангелам, в третью — вопросы, посвященные человеку и Провидению.

На русский язык данный труд переведен впервые.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 2002
Кол-во страниц: 561
Загрузил(а): Иванова Анна
Язык(и): Русский
Статья: Становление бытия: процессуальная онтология Уайтхеда и трансдуктивная индивидуация Симондона

Статья проводит сравнительный анализ двух фундаментальных проектов процессуальной онтологии XX века. Если философия процесса Альфреда Норта Уайтхеда центрирована на понятии «актуальных событий» как первичных единиц становящейся реальности, то теория «индивидуации» Жильбера Симондона понимает бытие как непрерывный трансдуктивный процесс разрешения доиндивидуальных напряжений, порождающий физические, биологические, технические и психосоциальные реальности. Статья демонстрирует, что оба мыслителя радикально отвергают субстанциалистскую метафизику, помещая в основание бытия не статичные сущности, а динамические, реляционные и креативные процессы становления. Основным различием выступает следующее положение: Уайтхед строит всеобъемлющую спекулятивную космологию, описывающую универсальные условия опыта и взаимосвязи событий, в то время как Симондон сосредоточен на конкретных механизмах онтогенеза (индивидуации) различных режимов существования, уделяя особое внимание техническим объектам и коллективным (трансиндивидуальным) образованиям как полноправным результатам процессуальности. Методологический инструментарий статьи основан на последовательном применении четырех взаимодополняющих методов, обеспечивающих глубину анализа и системность сравнения: историко-философская реконструкция и герменевтика, концептуальный анализ и компаративистика, системный подход и творческий синтез (конструктивная интерпретация). Последовательность применения логична: реконструкция обеспечивает аутентичность понимания, концептуальный анализ и компаративистика выявляют сходства и различия на структурном уровне, системный подход оценивает объяснительную силу и масштаб каждой онтологии, а творческий синтез использует результаты предыдущих этапов для генерации нового знания и актуальных философских перспектив. Исследование глубоко актуально в контексте современных философских и междисциплинарных поисков, стремящихся преодолеть дуализмы (природа/культура, субъект/объект, живое/неживое) и осмыслить сложность, изменчивость и взаимозависимость современной техносоциальной реальности. Онтологии Уайтхеда и Симондона предлагают адекватные нередукционистские рамки для понимания динамики становления на всех уровнях - от квантовых процессов до социальных систем и технологических сред. Новизна работы заключается в систематическом сопоставлении этих двух влиятельных, но редко анализируемых вместе процессуальных моделей. Статья выявляет как их глубокие созвучия, так и важные различия. Такой сравнительный анализ не только углубляет понимание каждой из систем в отдельности, но и продуктивно синтезирует их интуиции, предлагая более богатую концептуальную основу для осмысления динамической, гетерогенной и становящейся реальности XXI века.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Саяпин Владислав
Язык(и): Русский, Английский, Французский
Книга: Древнеримские мыслители. Свидетельства, тексты, фрагменты

Настоящий сборник предназначен, прежде всего, для студентов философских и гуманитарных факультетов, где читается курс истории философии, а также для преподавателей философии высших учебных заведений.

Сознавая, что издание подобного сборника сопряжено с большими трудностями, так как он издается впервые и, кроме того, в переводе на русском языке отсутствуют многие произведения древнеримской философии, мы, тем не менее, считаем необходимым издание данного сборника, который послужит учебным пособием для семинарских занятий студентов по античной философии. С этой целью в сборник включены и некоторые материалы исторического характера.

Конечно, не все произведения в сборнике равноценны, но, к сожалению, выбор материала был ограничен.

Данный сборник является первой попыткой в этой области и преследует узкие цели — заполнить существующий пробел в нашей учебной литературе.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1958
Кол-во страниц: 284
Загрузил(а): Иванова Анна
Язык(и): Русский
Статья: Статичность Абсолюта в сочетании с процессным теизмом Бога-Отца в новой онтологической перспективе

В данном исследовании рассматривается применение разработанного авторами диалектического метода, который позволяет выводить онтологические уровни через принцип взаимного отражения сущностей и их отрицаний. Согласно этому принципу, каждый более высокий онтологический уровень, проходя через двойное отрицание себя («не-не-я = я-есть-я»), порождает более низкий уровень бытия через сопоставление себя с собственным небытием. Этот процесс иллюстрирует переход от статичного Абсолюта-Первопринципа к Богу-Отцу. Отражение разума, познавшего Бога, приводит к возникновению бессмертной души, которая существует не в материальном теле, а в трансцендентном мире Духа, в Царстве Отца. Отец готов исполнить волю тех, кто «рожден свыше» (Ин. 3: 5). Таким образом, свобода воли человека реализуется через согласование с волей Бога: по просьбе своих «детей», рожденных в Вечность, Бог изменяет Промысл, и мир трансформируется без прямого вмешательства Духа в материю. Методологическая основа исследования включает историко-философский и философский анализ основных концепций Абсолюта. Кроме того, в работе используются натурфилософские подходы, учитывающие современные достижения естествознания, включая параллели с принципами квантовой механики. Миробытие, как и все высшие онтологические уровни, существует «внутри» Бога, а не за его пределами, как это часто предполагается в различных философских системах. Оно представляет собой картину развития миров, которая существует в «воображении» Бога. Миры выступают в роли своеобразных зеркал, в которых Бог созерцает Себя. Эти отражения обретают самостоятельную и вечную жизнь в вечной «памяти» Бога, которая и есть Царствие Небесное, также пребывающее «внутри» Бога, а не «вне» Его. При этом развитие миров в «воображении» Бога и их пребывание в Его вечной памяти представляют собой две стороны одного процесса, которые не взаимодействуют напрямую. Этот подход также развивает непротиворечивую концепцию бытия мира как отражения Бога в Самом Себе, а Спасения - как вечного пребывания зрелой личности в памяти Бога, что и составляет суть Царствия Небесного. Применение «двойного отрицания» для построения онтологических уровней представляет философскую новизну.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Чекрыгин Олег
Язык(и): Русский, Английский, Французский
Книга: Космос, Бог и вечность мира

На протяжении веков с надеждой обращали свои взоры к небу миллионы людей. Именно там религии всех народов помещали господа бога. Но человек, покоривший многие стихии природы, не оставивший места сверхъестественным силам на земле, дерзновенно проник и в эту, казалось, недосягаемую цитадель «всемогущего существа». Замечательные полеты советских космонавтов Ю. Гагарина, Г. Титова, А. Николаева и П. Поповича открыли человечеству путь к межпланетным путешествиям.

Служители религии, ошеломленные успехами человека в освоении космоса, пытаются сейчас уверять, что вторжение человека в «господни владения» произошло с «божьего благословения» и с «божьей помощью». Возникает вполне закономерный вопрос: почему бог «благословил» атеистов первыми полететь в космос?

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1963
Кол-во страниц: 217
Загрузил(а): Иванова Анна
Язык(и): Русский
Книга: Бог и «верующие» ученые

Очень любят современные богословы ссылаться для доказательства совместимости науки и религии на имена великих естествоиспытателей. Ч. Дарвин, М. Планк, А. Эйнштейн, И. П. Павлов, К. Э. Циолковский в их устах становятся убежденными верующими, чуть ли не защитниками религии.

А как обстояло дело в действительности? Для ответа на этот вопрос нужно проследить творческую биографию ученых, рассмотреть многочисленные события и факты их жизни, а главное — раскрыть взаимосвязь их мировоззрения и существа их научных теорий.

Кандидат философских наук М. М. Скибицкий в своей книге на обширном историческом материале дает обоснованный ответ на этот вопрос.

Книга рассчитана на самые широкие читательские круги.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1976
Кол-во страниц: 114
Загрузил(а): Иванова Анна
Язык(и): Русский
Статья: ТЕХНОЛОГИИ УЛУЧШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

В статье авторы предпринимают попытку определения дальнейших перспектив применения достижений наук о новых технологиях в целях биотехнологического совершенствования человека. В ходе исследования авторами осуществлен комплексный анализ многообразных форм деятельности по изменению/повышению человеческих характеристик; рассмотрены идеи «биоконсерватизма» и «трансгуманизма»; перечислены основные преимущества и опасений, связанных со вторжением в созданный по образу Бога человеческий организм. По результатам исследования сформулированы новые выводы, которые могут способствовать обогащению представлений о направленности развития современного человечества.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Полич В.
Язык(и): Русский, Английский
назад вперёд