Статья: СРЕДОВОЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2025)

Читать онлайн

В статье представлено теоретическое и прикладное исследование использования средового подхода в работе с дошкольниками в условиях дошкольных образовательных организаций. Необходимость обогащения предметно-пространственной среды группы детского сада теми элементами, которые стимулировали бы речевую активность каждого ребенка, является одной из наиболее важных задач современного дошкольного образования. Многочисленными исследованиями ученых доказано, что среда, стимулирующая речевую активность, может существенно повлиять на развитие ребенка в целом. Целью является конкретизация использования средового подхода в специально организованной среде группы детского сада для развития речи детей дошкольного возраста. В ходе проведенной работы обобщены современные исследования по теме; выявлены направления в организации среды групп детского сада при применении средового подхода в современных условиях (моделирование и проектирование среды, использование информационных и коммуникационных технологий); обозначены трансформируемость и вариативность как основные принципы построения среды; представлены результаты проведенного в 2024-2025 году экспериментального исследования в дошкольных образовательных организациях г. о. Орехово-Зуево, которые свидетельствуют о том, что у детей в экспериментальных группах, где среда была трансформирована с использованием современных средств, значительно улучшились речевые навыки. В дальнейшем, считая данное направление научной деятельности перспективным, кафедрой в плане реализации средового подхода планируется организация новых векторов работы по обогащению играми и атрибутами; созданию условий для детского творчества; развитию ситуативной среды, направленной на взаимодействие детей; использование мягких модулей и ширм.

Ключевые фразы: дошкольная образовательная организация, речевое развитие, средовой подход, организация, предметно-пространственная среда, ПЕДАГОГ, дошкольник, ИССЛЕДОВАНИЕ
Автор (ы): СТАРЫХ ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА
Журнал: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Образование
УДК
373.2. Дошкольное воспитание
Для цитирования:
СТАРЫХ Л. В. СРЕДОВОЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2025. № 3
Текстовый фрагмент статьи