В работе представлено теоретическое обоснование и практические характеристики, полученные в результате изучения различных аспектов патриотического воспитания детей младшего школьного возраста на уроках музыки в современном контексте. О необходимости развития патриотического воспитания, его возрождения в лучших традициях России не единожды упоминалось на самом высоком уровне. В статье представлены выявленные этапы восприятия младшими школьниками музыки патриотического содержания: краткое представление педагога, первоначальное прослушивание, беседа, повторное слушание, отложенное слушание со сравнением музыкальных образов. Определены эффективные средства патриотического воспитания младших школьников: постижение разнообразных видов и форм мирового музыкального искусства: фольклора, и духовной музыки, произведений композиторов-классиков, знакомство с миром музыки патриотического содержания посредством интонационной выразительности, обсуждение патриотической музыки в контексте исторических событий, изучение основных жанров патриотических произведений. Приведены конкретные музыкальные произведения, наиболее эффективные в формировании и развитии патриотических чувств: хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, ария Сусанина и хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и пр. В контексте изученной темы можно говорить о перспективах в развитии патриотического воспитания на различных ступенях образования, в направлении развития современных образовательных технологий.
В статье представлено теоретическое обоснование и возможности эффективного использования музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
На основе изученных фундаментальных и современных научных работ рассмотрены творческие способности рассматриваются как один из четырех типов интеллектуальных способностей (конвергентные способности, креативность, и познавательные стили). Музыкально-творческие способности исследованы с позиции природно обусловленных и деятельностно подкрепленных свойств личности, сущность которых заключается в полном совокупном сочетании стартовых творческих предложений и возможностей создания нового музыкального продукта.
Обозначено значение развития музыкальных способностей в рамках процесса воспитания и развития способностей, что может быть основой в решении важных воспитательных задач. Как главная функция музыкальной дидактической игры обозначена как специально организованная педагогом отработка воображаемых отношений и переживаний, которые по определенным причинам детям недоступны.
Приведены некоторые результаты обследования 14 дошкольных организаций в составе образовательных комплексов г. о. Орехово-Зуево, Одинцово Московской области, в ходе которых удалось выявить наиболее эффективный алгоритм использования музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей у дошкольников в детском саду.
Сделан вывод о значимости музыкально-дидактических игр как средства развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.