SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 20 док. (сбросить фильтры)
Статья: Применение искусственного интеллекта в сфере финансов на основе анализа международного опыта

Внедрение систем искусственного интеллекта в финансовую сферу вносит революционные изменения в способы анализа, предоставления информации и управления ею. Машинное обучение – разновидность искусственного интеллекта, которая позволяет ему автономно обучаться и совершенствоваться. В отличие от методов традиционного «жесткого» программирования, машинное обучение использует нейронные сети и глубокое обучение для работы с большими объемами данных для выявления закономерностей и аномалий. Гипотеза работы состоит в том, что для финансовой сферы характерны собственные способы применения ИИ, опирающиеся на наиболее распространенные, но отличающиеся от них варианты. Целью настоящей работы является систематизация способов применения моделей искусственного интеллекта в финансовых учреждениях в разрезе структурных подразделений. Применение искусственного интеллекта позволяет финансовым учреждениям создавать модели, направленные на решение конкретных проблем в условиях постоянно обновляющейся информационной среды. В соответствии с поставленной целью, в данной работе рассматриваются следующие аспекты: общее описание задач, решаемых ИИ, преимущества и недостатки применения ИИ; характеристика распространенности систем искусственного интеллекта в финансовой сфере; характеристика области применения искусственного интеллекта в финансовой сфере. Для выполнения работы автор использовал методы синтеза информации, анализа источников, классификации, сравнительного анализа.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Китинов Мигмер
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕВЕНТИВНОГО И РЕАКТИВНОГО КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ: КОНЦЕПЦИЯ ПРОАКТИВНОГО НАДЗОРА

В условиях макроэкономической нестабильности и недостаточной регламентации деятельности системно значимых банков в России возрастает необходимость повышения эффективности и прозрачности банковского регулирования и надзора. Цель настоящего исследования - разработка модели интеграции реактивных и превентивных подходов внутрибанковского контроля и пруденциального надзора в целях совершенствования управления ключевыми банковскими рисками (в первую очередь кредитными, но в перспективе и операционными, рыночными и комплаенс-рисками). В работе использовались методы логического, сравнительного и структурного анализа, элементы синтеза и индукции, а также обобщение положений современных теоретических и прикладных исследований в области банковского надзора. В результате обоснована концептуальная модель, основанная на интеграции реактивных и превентивных механизмов внутрибанковского контроля и пруденциального надзора. Вводится ряд принципов, формирующих основу новой модели проактивного надзора: «Гибкий зонтик» (адаптивность регулирования к профилю рисков каждого банка), «Умный компас» (использование передовых технологий анализа данных для раннего выявления рисков), «Стеклянные стены» (полная прозрачность банковских операций для регулятора) и «Синергия государства и рынка» (сбалансированное сочетание регулятивных требований и рыночных стимулов). Ключевым элементом предлагаемой модели является создание единой цифровой экосистемы взаимодействия Центрального банка, коммерческих банков и других участников финансового рынка. Такой подход позволяет регулятору осуществлять проактивный надзор, своевременно выявляя потенциальные угрозы и принимая превентивные меры. Другим важным нововведением является концепция адаптивного кредитного портфеля, которая предполагает гибкое управление структурой кредитных активов банков с учетом меняющейся экономической конъюнктуры и приоритетов государственной политики. Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемые механизмы обеспечивают снижение системных рисков, оптимизацию распределения ресурсов и повышение устойчивости банковского сектора.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Квициния А.
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ЗНАЧИМОСТЬ СУБСИДИЙ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

На начальном этапе внедрения механизмов Федерального закона № 189-ФЗ был важен анализ потенциала негосударственных организаций оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. На следующем этапе приоритетным становится анализ деятельности уже состоявшихся негосударственных исполнителей. Целью статьи является выработка подхода к оценке перспектив функционирования негосударственных исполнителей на рынке государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в рамках социального заказа. Исходя из специфики формирования данного рынка, обоснована возможность оценки рассматриваемых перспектив на основе степени существенности для негосударственных организаций деятельности по оказанию услуг в рамках социального заказа. Перспектива деятельности негосударственных исполнителей на рынке услуг социальной сфере была рассмотрена с позиции диверсификации их деятельности. Автором определены показатели, на основании которых определяется уровень существенности субсидии, предоставляемой в рамках социального заказа, в деятельности негосударственных исполнителей. На их основе проведены расчеты по двум направлениям деятельности, на которые распространяется Федеральный закон № 189-ФЗ: содействие занятости населения и социальное обслуживание. Представленный в статье подход позволит оценивать ряд рисков для негосударственных исполнителей, к которым относятся: невозможность повышения норматива затрат в следующем финансовом году; снижение объемов услуг в социальной сфере, выносимых на рынок; усиление конкуренции между негосударственными исполнителями и бюджетным (автономными) учреждениями.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ХАБАЕВ СЕРГЕЙ
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ И СТРУКТУРЫ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В настоящее время к числу важнейших экономических и социальных задач относятся последовательное увеличение денежных доходов во всех социальных группах населения, сокращение численности и удельного веса бедных слоев, а также снижение чрезмерной дифференциации в уровнях доходов между различными социальными группами населения. Цель исследования состоит в анализе основных источников повышения денежных доходов населения в регионах Центрального федерального округа, в определении типичных подгрупп регионов в зависимости от приоритетных для них источников доходов и в оценке имеющихся резервов дальнейшего увеличения денежных доходов по основным социальным группам населения. Углубленный анализ социально-экономического положения регионов Центрального федерального округа с использованием официальной статистической отчетности Росстата на основе статистических группировок и вычисления системы обобщающих показателей позволил определить и оценить резервы дальнейшего увеличения денежных доходов во всех регионах и группах населения, что должно послужить оценкой эффективности управленческой деятельности региональных органов власти. Для получения корректных, то есть адекватных реальной ситуации, оценок социально-экономического положения в регионах предложено увеличивать совокупность применяемых методов и статистических показателей, а также не использовать расчетные или фиктивные средние величины вместо представительных средних величин, которые являются типичными и характерными для всех объектов изучаемой совокупности. Оценка относительного и абсолютного влияния главных факторов на повышение денежных доходов населения позволила предложить для внедрения в регионах комплекс приоритетных мер по повышению номинальных и реальных доходов населения, особенно в низкодоходных группах.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Гудожникова Елена
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ЭТАПЫ И ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

Организация и проведение оценки качества управления региональными финансами позволяют получить информацию о состоянии процесса управления региональными финансами в субъектах Федерации. Цель исследования заключается в определении этапов и принципов оценки качества управления региональными финансами. В ходе анализа установлено, что оценочный аспект делает «качество» ключевой категорией для совершенствования процесса управления региональными финансами, следовательно, организация, проведение и использование результатов оценки качества управления региональными финансами представляются важными для достижения цели по повышению качества управления региональными финансами. Исследование проведено на основе нормативных правовых актов Российской Федерации и трудов как российских, так и зарубежных ученых. Результатом настоящей работы является определение этапов оценки качества управления региональными финансами, содержание которых основывается на управленческом цикле PDCA («Планируй - Делай - Проверяй - Действуй»), и принципов оценки качества управления региональными финансами, соблюдение которых необходимо для получения объективных результатов оценки. Низкие результаты оценки качества управления региональными финансами могут быть обусловлены проблемами функционирования механизма оценки, в связи с чем направлением дальнейших исследований является анализ действующего механизма оценки качества управления региональными финансами на предмет соблюдения принципов оценки.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Атрохова Анастасия
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ: СПРАВЕДЛИВАЯ ЭКОНОМИКА

Цель исследования - показать стратегическое значение внедрения блокчейн-сети в концепции децентрализованных финансов в сфере государственного управления и оказания государственных услуг РФ с точки зрения экономического роста. Основные задачи исследования: 1) провести анализ формирования, влияния и будущего развития альтернативного варианта традиционной макроэкономической экосистемы РФ в форме блокчейн-сети, основанной в концепции DeFi, функционал которой (децентрализованные продукты) разработан в рамках законодательства РФ; 2) выполнить разбор дизайна структур продуктов децентрализованных финансов в рыночной практике финансов на основе научной литературы; 3) разработать модель блокчейн-сети макроэкономической экосистемы РФ, способствующую экономическому росту и удовлетворяющую всем технологическим и законодательным требованиям РФ для развития цифрового рубля и продуктов децентрализованных финансов. В ходе исследования использованы методы: логика, синтез, анализ, индукция, дедукция и объектно-ориентированный подход анализа финансовой отрасли, методология моделирования бизнес-процессов. На основе исследований разработана модель в виде блокчейн-сети с применением цифрового рубля, в которой представлены финансово-экономические взаимодействия между экономическими субъектами, способные решать основные проблемы практической части макроэкономической политики. В рамках предложенной модели эффективность достигается путем применения инновационных информационных технологий в сфере финансов, в основе которых лежит концепция децентрализованных финансов. Концепция децентрализованных финансов, развиваясь и «созревая», глобально меняет финансовую отрасль, расширяя возможности отдельных лиц и организаций для более эффективного управления рисками и активами, одновременно укрепляя доверие и подотчетность среди участников. Децентрализованные финансы представляют собой отход от традиционного финансового посредничества за счет использования технологии блокчейн и смарт-контрактов, снижая негативное влияние на экономический рост.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Валентинов Сергей
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: КЛИЕНТОЦЕНТРИЧНОСТЬ - ВЕКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

Одним из приоритетных направлений для устойчивого развития экономики признано формирование «государства для граждан, которое, по сути, является средством адекватного реагирования на изменение социально-экономической ситуации в стране и ключевым инструментом для достижения национальных целей развития России. Таким образом, клиентоцентричность в государственном (муниципальном) управлении рассматривается в качестве важнейшего средства решения ключевых проблем граждан в условиях ограниченности ресурсов. Основными особенностями клиенточентричности в государственном (муниципальном) управлении являются ориентированность на потребности граждан, формировании единой организационной клиентоцентричной культуры, интеграции с цифровой трансформацией, активизации обратной связи и учете факторов риска. Механизмы реализации стандартов клиентоцентричности для каждой категории синхронизированы и ориентированы на развитие бюджетирования.

В сфере управления муниципальными финансами сфокусированность на клиентоцентичности закреплена в 2021 году Бюджетным кодексом РФ, когда в принципы бюджетной системы был включен принцип «участие населения в бюджетном процессе». Сегодня при управлении муниципальными финансами используются чаще всего следующие инструменты клиентоцентричности: публичные слушания, проведение конкурсов лучшей муниципальной практики, формирование социальных заказов, цифровая трансформация бюджетного процесса, инициативное бюджетирование, межмуниципальное сотрудничество и казначейское сопровождение.

Общепризнанные преимущества клиентоцентричного подхода в управлении муниципальными финансами заключается в том, что при внедрении инновационных инструментов в практической деятельности необходимо учитывать риски, среди которых наиболее существенными являются несвоевременность и недостоверность информации в государственных информационных системах, недостаточная квалификация сотрудников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, а также наличие сильных бюрократических традиций.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ГОЦКО ТАТЬЯНА
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ФИНАНСОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРЕ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Формирование и использование бюджетов публично-правовых образований осуществляется в условиях действия определенных финансовых требований и ограничений. Они возникают вследствие установленных базовых принципов построения бюджетной системы и проецируются на финансовые планы всех уровней. Так, принцип достоверности предусматривает реалистичную расчетную основу всех формируемых в бюджете показателей доходов и расходов, а также источников покрытия отрицательного финансового результата - дефицита. Его нарушение неминуемо ведет к образованию кредиторской задолженности и, в конечном итоге, к росту дефицита. Принцип самостоятельности закрепляет права публично-правового образования на самостоятельное осуществление бюджетного процесса, включая поиск источников формирования и укрепления финансовой базы, оптимизацию и рационализацию расходов. А принцип сбалансированности бюджета, декларируемый как соответствие расходов бюджета совокупному объему его доходов и источников финансирования дефицита, предполагает возможность использования привлеченных и заемных ресурсов финансово-банковской системы в случае возникающего или запланированного дефицита средств. При этом современным бюджетным законодательством предусмотрены предельные их объемы для региональных и местных публично-правовых образований. Цель исследования - обобщить финансовые требования, предъявляемые к архитектуре местного бюджета в современных условиях, а также предложить некоторые способы достижения его сбалансированности.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ТИНИКАШВИЛИ ТЕНГИЗ
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ОЦЕНКА ФИСКАЛЬНОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА МЕТОДОМ МНОГОМЕРНОГО ЭЛЛИПСОИДА

В качестве основного источника формирования национальных бюджетов и финансового ресурса, обеспечивающего макроэкономическую стабильность экономических союзов, выступают собственные доходные источники: налоговые, неналоговые платежи, прочие потенциальные резервы. Целью исследования является оценка фискальной конвергенции стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на основе показателей внутренних доходных источников национальных бюджетов. Гипотеза исследования предполагает, что на степень фискальной конвергенции в странах Евразийского экономического союза оказывают непосредственное воздействие доходы государственных бюджетов как основные источники финансовой устойчивости национальных экономик и объединенной экономики в целом. В статье проводится анализ показателей, определяющих формирование внутренних доходных источников государственного бюджета (доходы бюджета, дефицит бюджета, налоговые доходы). Использован многомерный геометрический подход - метод многомерного эллипсоида минимального объема, оценивающий динамические изменения в объеме пространства между странами, входящими в ЕАЭС. Данный метод позволяет не только визуализировать происходящие процессы конвергенции на территории анализируемых стран, но и оценить общее воздействие исследуемых показателей на фискальную сходимость. Результаты исследования демонстрируют неустойчивые тенденции конвергенции/дивергенции в пределах интеграционного образования за 11 прошедших лет, что свидетельствует о недостаточном применении совместных фискальных рычагов для стабилизации общей макроэкономической ситуации. Предложенные показатели собственных доходных источников позволяют наглядно установить степень сходимости фискальных систем в многомерном пространстве. Выявлено, что исследуемые страны за анализируемый период не достигли существенной фискальной конвергенции, несмотря на участие в экономических союзах, в частности в ЕАЭС. В период шоковых ситуаций страны проводят фискальную политику, направленную на соблюдение внутренних интересов, не согласовывая ее последствия друг с другом. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в расширении оценочного пула показателей фискальной конвергенции, практическая - в возможном согласовании национальной фискальной политики для обеспечения макроэкономической стабилизации в экономическом союзе в кризисные периоды.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Киреева Елена
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ASYMMETRIC EFFECTS OF TRADE OPENNESS AND NATIONAL INCOME ON GOVERNMENT SIZE IN BRICS COUNTRIES: NEW EVIDENCE FOR WAGNER’S LAW

The growing economic prominence of BRICS nations (Brazil, Russia, India, China, and South Africa) has attracted considerable attention to the macroeconomic dynamics driving their development. As these economies grow rapidly and become more integrated into global markets, it becomes increasingly difficult to balance economic growth, trade liberalization, and sustainable fiscal policies. Government size, a key factor in fiscal management, tends to increase with national income (as suggested by Wagner’s Law) and in response to trade openness (as outlined by the Compensation Hypothesis). Understanding these dynamics is crucial due to the unique fiscal pressures and global competitiveness faced by BRICS countries. This study investigates the validity of Wagner’s law and the Compensation Hypothesis in the context of BRICS. Using a panel nonlinear autoregressive distributed lag model on annual panel data from 1999 to 2023, our findings confirm Wagner’s law, showing a positive relationship between economic growth and government size. Additionally, the results support the Compensation Hypothesis, indicating that trade openness enhances government size. This study underscores the potential trade-offs between promoting economic growth and trade liberalization, as these strategies may inadvertently expand the government sector and affect fiscal stability. As BRICS economies continue to integrate into global markets, this research contributes to the discussion on Wagner’s law and trade openness, offering new insights into sustainable fiscal policies, government expenditure optimization, and the pursuit of global competitiveness and economic growth within the BRICS framework.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Мехта Дхиани
Язык(и): Русский
Доступ: Всем