SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье рассматриваются теоретические подходы к анализу торговых кластеров. Одной из особенностей таких кластеров является их распределительный тип, что приводит к более сложной структуре экономических взаимодействий. Цель данной работы заключается в систематизации теоретических положений теорий региональной экономики для создания базиса исследования торговых кластеров. Приводятся аргументы в пользу необходимости рассмотрения региональных торговых кластеров на основе теории потребления и пространственного размещения, что позволяет выявить комплекс взаимосвязей, присущих торговым структурам, и выделить соответствующие метрики для их анализа. Теория потребления учитывает потребительские предпочтения в формировании спроса, а также связанное с этим предложение, которое обусловлено поиском оптимальных локаций для размещения торговых предприятий.
Одним из актуальных направлений региональной политики Китая, реализуемой на территории северо-восточной приграничной с Россией провинции Цзилинь, выступает демографический вектор. Целью статьи является рассмотрение китайского опыта по формированию и реализации региональной демографической политики в провинции Цзилинь в условиях сокращения и старения населения приграничных северо-восточных территорий КНР. Статистический метод исследования предоставил возможность охарактеризовать современные показатели численности населения провинции, а системный метод — рассмотреть особенности формирования и реализации системы управления длительным сбалансированным демографическим развитием провинции Цзилинь.
Прогнозирование представляет собой предсказание, предвидение развития выбранного объекта исследования в будущем на основе рассмотрения закономерностей развития данного объекта в прошлом.
В статье представлены основные цели, задачи и принципы прогнозирования процесса реализации программ стратегического назначения на территории муниципального образования.
Предложенные нами алгоритм и модель процесса реализации таких программ позволят повысить эффективность регулирования процесса реализации программ стратегического направления, выявить угрозы в социально-экономическом развитии рассматриваемого муниципального образования, а также незамедлительно среагировать на происходящие изменения во внешней среде муниципального образования и внутренних потребностей его развития, разрабатывать и принимать решения относительно рассматриваемого процесса, а также провести его корректировку.
Также предложена модель прогнозирования угроз муниципальному социально-экономическому развитию с учетом факторов, которые могут оказать влияние на рассматриваемый процесс, что позволит разработать комплекс мер по устранению угроз и повышению эффективности рассматриваемого в данной статье процесса.
Стратегический учет является неотъемлемой частью и занимает важнейшее место в реализации программ развития муниципального образования, так как он помогает понять, в каком состоянии находится процесс реализации программ, как правильно оценить и распределить ресурсы, чтобы спровоцировать устойчивую реализацию рассматриваемых программ (повысить качество, снизить затраты, сократить сроки) территории.
Посредством его осуществляется контроль над процессом реализации таких программ, разработка, принятие и внесение в него изменений. А также во время исполнения рассматриваемых программ: соблюдение регламента, определение узких и слабых мест в рассматриваемом процессе, что в итоге приведет к повышению инвестиционного климата на территории, улучшению научно-технического и производственного потенциала, повышению уровня конкурентоспособности территории, что в свою очередь отразится положительно на эффективности реализации рассматриваемых программ.
В статье определено место стратегическому учету в реализации программ развития муниципального образования, рассмотрена структура системы стратегического учета данного процесса, которая позволяет осуществить непрерывный циклический процесс информационного обеспечения, контроль над реализацией рассматриваемых программ, а также проводить оценку необходимого ресурса с целью разработки и внесения изменений в процесс реализации таких программ для повышения его эффективности. Определены задачи и принципы рассматриваемого учета.
Relevance. Technological sovereignty in the national economy cannot be achieved without a clear understanding of the state of regional industries, particularly their level of technological maturity. This crucial factor drives investment decisions and shapes regional development strategies. However, existing methods for assessing technological development often fail to account for industries’ reliance on foreign technologies and services. Research Objective. The study explores the concept of technological maturity in the context of managing regional industrial development, focusing on the case of regional industries in Russia. Data and Methods. To evaluate the technological maturity of regional industries, we propose an index derived from normalizing key indicators that capture the critical aspects of technological maturity. The normalized indicators are aggregated using the arithmetic mean. Correlation analysis was employed to identify factors influencing technological development. The study is based on official statistics from the Federal State Statistics Service (Rosstat) for 2022. Results. Technological maturity indices are calculated for Russian regions, identifying both strengths and weaknesses. Only nine regions have achieved a medium level of technological maturity, while most remain at low levels. Additionally, many regions leading in terms of technology are highly reliant on imported technologies and services, with minimal exports of domestically developed technologies. These results highlight the need for policy measures tailored to regions’ varying needs and levels of technological maturity. Conclusions The concept of technological maturity provides a strategic framework for regional industrial development that can enhance national economic competitiveness through both embracing modern technologies and ensuring technological independence. The technological maturity index provides a valuable tool for tracking key indicators of technological sovereignty in domestic industries and identifying investment priorities to strengthen it.
Редставлены результаты исследований авторов современного этапа качественных изменений российско-китайского сотрудничества в продовольственном обеспечении Дальнего Востока. По официальным данным таможенной статистики КНР, за последние 5 лет установлена высокая динамика экспорта китайских продовольственных товаров в Россию и ее дальневосточные регионы в условиях значительного сокращения их поставок из стран Европы. Наряду с этой тенденцией на информационно-аналитической отчетности Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики доказано «лидерство» КНР в страновой структуре резидентов с участием иностранного капитала в преференциальных режимах территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ) в 2024-2025 гг. В качестве отраслевого приоритета современного этапа российско-китайского сотрудничества в производственной сфере определены сельское хозяйство и пищевая промышленность южных регионов Дальнего Востока, включая Приморский край. На основании проведенного анализа сравнительных конкурентных преимуществ предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья в провинции Хэйлунцзян (КНР) и г. Уссурийске (РФ) установлена экономическая целесообразность организации экспортно-ориентированных производств продуктов питания с высокой добавленной стоимостью в преференциальных режимах российского Приморья.
В статье раскрываются и сравниваются экологические ас-пекты программ низкоуглеродного развития России и Китая. Отличительной особенностью государств является продолжение наращивания объемов выбросов СО2 с постепенным выходом на плато в 2030 г. и достижение углеродной нейтральности в 2060 г. Перспективным направлением в декарбонизации экономики становится развитие технологий улавливания, поглощения и консервации углерода. К 2050 г. предполагается трансформация энергосистем в России за счет преобладания потребления ядерной энергии - 33%, и энергетическая революция в Китае за счет увеличения доли по-требления энергии на ВИЭ до 58%. Китайская программа низкоуглеродного развития объемнее и амбициозное российской, что подтверждается всесторонней государственной поддержкой, максимальным инвестированием в низкоуглеродные технологии через сложившуюся систему зеленого кредитования. В Китае развит углеродный рынок, что позволяет эффективно реализовывать климатические проекты, что не характерно для Рос-сии.
Развитие транспортной сети способствует экономическому развитию страны в целом, поэтому разработка и внедрение новых транспортных коридоров является важной задачей для органов государственного управления. Транспорт является одним из самых необходимых условий для производства и перевозки продукции. Перспективным подходом и эффективным решением в области транспортной инфраструктуры является создание региональных транспортно-логистических кластеров. В статье рассматривается развитие инфраструктуры железнодорожного и автомобильного транспорта Республики Хакасия и мероприятия по их развитию, которые связаны с анализом действующего функционирования транспортной системы региона. Проведен анализ особенностей ключевых железнодорожных станций на территории Республики Хакасия, определены перспективы, связанные с логистикой и обслуживанием грузопотоков в современных условиях. Также проведено исследование по созданию важного транспортного коридора.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения ряда теоретических и практических задач, связанных с реализацией полномочий муниципальных образований и их межмуниципальным сотрудничеством в городской агломерации в контексте реализации региональной политики и реформы местного самоуправления в Российской Федерации.
Межмуниципальное сотрудничество рассматривается, как направление деятельности органов местного самоуправления, связанное с реализацией их полномочий, и предназначенное для достижения социального и экономического развития муниципалитетов посредством межтерриториальной интеграции и кооперации.
Преимуществом межмуниципального сотрудничества состоит в том, что даже небольшие муниципальные образования посредством кооперации могут предложить населению и реализовать такие социально-экономические и инфраструктурные проекты, которые ранее были им не под силу по финансовым причинам.
В статье исследуются особенности развития муниципальных образований Центральной группы районов Красноярского края, а также высказываются предложения по стратегии развития муниципальных образований, входящих в данную группу районов.
Современные методы оценки мультипликативного эффекта диверсификации сельского хозяйства не позволяют комплексно оценить единовременный экономический, социальный и экологический эффекты от развития сельского туризма, являющегося неотъемлемый фактором диверсификации экономики. Именно сельский туризм является действенным инструментом устойчивого триединого баланса экологического, экономического и социального развития. В настоящее время существует острая потребность в формировании унифицированных критериев отнесения того или иного объекта, реализующего туристические услуги на сельских территориях, к объекту сельского туризма. При наличии данных критериев станет возможным проведение категоризации однородных объектов и нанесение их на карту. В этом случае у потенциального потребителя появится реальная возможность воспользоваться услугами объекта сельского туризма. С точки зрения государственного регулирования процессов масштабирования сельского туризма при категоризации и нанесении объектов на карту субъекты РФ смогут регулировать свое социально-экономическое развитие. В своем исследовании мы разработали показатели оценки мультипликативного эффекта для объекта сельского туризма с учетом его современного этапа развития в России, а также уровня вовлеченности регионов в повестку устойчивого развития. Критерии предлагаемой оценки включают показатели развития инфраструктуры, экономики, экологии, социума, безопасности, которые в свою очередь влияют на совокупный мультипликативный эффект диверсификации сельской экономики. Проанализировав собранные данные от объектов сельского туризма в разрезе федеральных округов, мы получили следующие результаты: развитие сельского туризма в действующих сельскохозяйственных организациях способствует созданию рабочих мест, повышению уровня образования и дохода сотрудников. Одновременно с развитием объекта осуществляется развитие инфраструктуры прилегающей к нему территории, совершенствуется логистика. Создаются рабочие места не только в сельскохозяйственной организации, но и в сопутствующих отраслях. Сохраняется местное культурное и агрокультурное наследие, а также поддерживается экология и биоразнообразие сельских территорий.