SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Миопия является значимой проблемой офтальмологии и общественного здравоохранения. Прогрессирование миопии не только приводит к снижению зрительных функций, ухудшает качество жизни, но и увеличивает риск инвалидизирующих осложнений. В последние годы параллельно с контактными методами, замедляющими избыточный рост глаза, активно развиваются фармакологические, оптические и поведенческие стратегии контроля миопии. Цель исследования: обобщить и систематизировать данные рандомизированных клинических исследований последних пяти лет об эффективности неинвазивных методов контроля миопии для выявления наиболее результативных методик и их сочетаний. Материалы и методы. Поиск источников осуществлялся в базах данных eLibrary, PubMed и Scopus по ключевым словам «Myopia Control» и «прогрессирующая миопия». Всего было найдено 3714 работ, опубликованных в период с 2020 по 2025 г. включительно. Из них 52 полнотекстовые статьи соответствовали критериям включения. В финальный анализ были включены 36 публикаций, в которых приведены и данные динамики рефракционной ошибки, и аксиальной длины. Результаты. Применение различных дизайнов трансфокальных линз показало высокую эффективность в замедлении роста глаза, подтверждая перспективность и клиническую значимость метода. Остаются открытыми вопросы о величине и стабильности результатов при использовании специальных очковых линз в долгосрочной перспективе. Наибольшую эффективность низких доз атропина продемонстрировало его сочетание с коррекцией монофокальными очками. Однако вариабельность результатов, связанная с разными концентрациями атропина, требует дальнейших исследований. Увеличение времени пребывания на свежем воздухе снижает риск прогрессирования миопии у пациентов с премиопией и миопией слабой степени. Сочетание терапии красным светом с очковой коррекцией более действенно, чем только светотерапия. Данные методы демонстрируют многообещающие результаты, однако для подтверждения их эффективности и безопасности необходимы долгосрочные исследования Заключение. Для контроля миопии в детском возрасте необходимо разрабатывать комбинированные стратегии, включающие оптические, фармакологические и поведенческие методы. Несмотря на наличие эффективных неинвазивных методик контроля миопии, остаются открытыми вопросы о механизмах их действия и долгосрочности результатов комбинированных стратегий лечения.
Цель исследования – представить особенности разработки и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) для обучающихся с комплексными интеллектуальны-ми и зрительными нарушениями с учетом этапа школьного обучения. В статье раскрыты специфические особенности организации и содержания психолого-педагогического изучения обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями, представлены этапы разработки и реализации СИПР для детей этой группы, определены показатели эффективности реализации СИПР. Статья знакомит со своеобразием проектирования структуры и содержания СИПР для обуча-ющихся с интеллектуальными (умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью) и зритель-ными нарушениями. Научная новизна исследования: впервые в специальной педагогике и тифлопе-дагогике представлены механизмы дифференцированного учета специфики компенсаторного раз-вития обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями различной степени выраженности, а также формирования у обучающихся данной группы академического ком-понента и компонента жизненной компетенции посредством разработки и реализации СИПР. Пока-зано своеобразие негативного влияния сочетания интеллектуальных и зрительных нарушений на ком-пенсаторное развитие и возможности социальной адаптации обучающихся. Разработан индивиду-ально-дифференцированный подход к организации и проведению психолого-педагогического об-следования обучающихся с комплексными интеллектуальными и зрительными нарушениями, а так-же различным уровнем коммуникативного развития. В области олигофренопедагогики впервые пред-ложены обоснованные рекомендации к разработке и реализации СИПР для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и слабовидением, в том числе с пониженным зрением с учетом этапа школьного обучения. В результате исследования создан научно-методический алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с комплексными ин-теллектуальными и зрительными нарушениями посредством разработки и реализации СИПР в един-стве ее образовательной и коррекционно-компенсаторной составляющей, обеспечивающий форми-рование на доступном уровне компонента жизненной компетенции.