SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Актуальность исследования обусловлена необходимостью уточнения степени остроты угроз социально-политической безопасности Северо-Кавказского региона в условиях резкого возрастания геополитического противостояния. Обосновано, что терроризм и экстремизм приобрели критические свойства угроз региональной стабильности в социально-политической сфере. Выявлена предопределенность террористически-экстремистской активности специфическими локальными условиями формирования данных угроз в каждом конкретном субъекте Северного Кавказа, что предполагает обязательный их учет при принятии управленческих решений по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Статья посвящена актуальным вопросам разрабатываемой по поручению Президента РФ В. В. Путина Концепции национальной политики развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. С позиции социальной истории исследованы процессы трансформации этнических сообществ в рыночном пространстве современной России.
Выявлен комплекс проблем, вызванных происходящими преобразованиями российской Арктической зоны.
Проанализированы факторы рисков и угроз техногенных и антропогенных нагрузок на биоресурсы территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов.
Обоснована необходимость поиска новых решений жизнедеятельности коренных малочисленных народов по привлечению к совместному участию промышленных разработок редких и драгоценных металлов, освоения вновь открытых топливно-энергетических месторождений, развития транспортной инфраструктуры прибрежного Северного морского пути.
Обращение к теме национальных проектов на постосманском пространстве обусловлено ростом и институционализацией политической активности этнических меньшинств в Ираке и Сирии, что было вызвано операцией США в Ираке (2003) и событиями Арабской весны. Есть ли для меньшинств, крупнейшим из которых являются курды, место в национальных проектах этих стран? На основе анализа турецкой и арабской версий национализма показано, что изначально они имеют черты как французской (гражданской), так и немецкой (этнической) моделей национализма и предполагают реализацию прав меньшинств только при условии принятия культуры большинства. Однако, если следовать конструктивистскому подходу, можно ожидать развития гражданского компонента. Такой сдвиг произошел в иракской версии национализма, когда демократическая конституция 2005 г. предоставила меньшинствам административно-территориальную (курды) или культурную (туркоманы, ассирийцы) автономию. Изменения в направлении признания культурных прав курдов зафиксированы и в Турции. В Сирии правящая элита по-прежнему придерживается идей арабского национализма, однако многие сирийские оппозиционные организации готовы признать мультиэтнический характер сирийской нации, т. е. сирийский национальный нарратив также усложняется.
Исследование сосредоточено на том, как процессы глобализации влияют на культурные, политические и социальные аспекты иранского общества. Рассматриваются модернистский и постмодернистский подходы к глобализации и их значение для сохранения национальной идентичности, включая трансформацию персидского языка как важного инструмента культурного выражения. Применяется культурологический и аналитический подход, включая изучение взаимосвязи между глобализацией и идентичностью. Особое внимание уделяется постмодернистским концепциям и их применению к условиям глобализации в Иране. Глобализация, будучи одновременно вызовом и возможностью, предоставляет Ирану инструменты для укрепления национальной идентичности через сохранение и развитие персидского языка, литературы и искусства. В статье предложены практические рекомендации по адаптации иранского общества к глобальным вызовам с учетом культурных ценностей и традиций. Персидский язык подтвержден как средство поддержания культурной уникальности и выстраивания связей с внешним миром.
В статье рассматриваются инновационные инструменты обеспечения устойчивых межнациональных отношений в рамках деятельности публичных органов власти. Раскрываются особенности применения этномедаиции в практике реализации полномочий органов государственной и местной власти в сфере межконфессиональных и межэтнических отношений, а также анализируется опыт использования цифровых инструментов социального управления в миграционной и межнациональной среде.
Исследование посвящено анализу особенностей реализации образовательной политики КНР в условиях национальных районов. Образование выступает как основной механизм трансляции и развития культуры. Система образования создает условия для формирования общественных отношений, консолидации общества. Принципиальное значение имеет государственная образовательная политика, направленная на подготовку будущего поколения к практической деятельности в различных аспектах - профессиональной, социально-культурной, экономической, политической. Реализация этнокультурного образования в этом плане требует особого подхода. Для Нового Китая эти вопросы имели стратегическое значение. Китайское руководство в середине ХХ в. взяло за основу советскую модель национальной политики, в том числе и в сфере образования. В начале ХХI в. политика претерпела изменения в соответствии с новыми теоретическими подходами к развитию китайского государства.
На основе инструменталистского подхода представлено видение проблемы соотношения государственной национальной политики и этнобезопасности. Целью исследования является анализ этнических аспектов общественной безопасности в ее системном содержании и политической интерпретации на примере современной России. При этом национальная политика представляется совокупностью нациестроительства как политического проекта и этнополитики как концепции этнокультурного равенства всех народов России. Под этнобезопасностью понимается системная характеристика способности полиэтничного общества поддерживать свое нормальное функционирование в условиях внешних и внутренних воздействий. Утверждается, что для успешного достижения этнобезопасности необходимо принятие формализованных методологий и методик построения модели политической безопасности, которая включала бы в себя спектр условий и требований, необходимых для функционирования российской этносистемы и оказывающих на нее существенное влияние. Представлены конкретные направления и рекомендации по совершенствованию государственной национальной политики в современной России для достижения и удержания системно значимых параметров ее этнобезопасности. Акцентируется внимание на рисках и угрозах, формируемых миграционным воздействием на условия сохранения этнобезопасности российского государства.
В статье рассматривается проблема этнической идентичности в рассказе алтайского писателя Дибаша Каинчина «Поездка домой Тита Тырышкина - красноармейца по имени «Горный Барс» (1994). Для анализа данной проблематики используются современные критические теории социально-философской мысли, которые можно условно назвать постколониальной и деколониальной критикой. Теоретические разработки данных концепций позволили глубже проанализировать центрального персонажа Тита Тырышкина, который совершал злодеяния во время Гражданской войны не только из-за психических травм, обусловленных военным периодом, а также из-за травм, связанных с расовой дискриминацией, чувством отчуждения, желанием быть принятым доминирующей культурой. Идеи Ф. Фанона, мартиникского деколониального философа, который в своих работах исследовал психологические последствия колониализма и расизма на колонизированные народы, позволили установить связь между враждебным отношением Тита Тырышкина к коренному населению - алтайцам и его самонаправленным расизмом, обусловленным системной расовой дискриминацией и дегуманизацией. Кроме того, в статье рассмотрено влияние колониального дискурса, изначально исходящего из властных институций, на рассуждения простого солдата Тита Тырышкина. Он воспроизводит колониальную, имперскую риторику, которая была распространена у этнографов, путешественников, колониальных администраторов XIX-XX вв., где коренное население, алтайцы, представлялись дикарями, Другими, которые не хотели принимать блага цивилизации, и мысль о какой-либо схожести с Ними для Тита Тырышкина была невыносима.
Стратегия государственной национальной политики – один из важнейших документов, регламентирующих жизнь многонационального государства и при его подготовке необходимо учитывать происходящие изменения, возникающие потенциальные угрозы. Анализ работ и выступлений В. В. Жириновского показывает наличие их высокого прогностического потенциала в отношении национального вопроса, который не потерял актуальность и сегодня. Целью работы является анализ основных идей В. В. Жириновского и предложенных им, на различных этапах своей политической деятельности, вариантов решений национального вопроса в России. Среди таких идей можно выделить: невозможность спонтанного бесконфликтного решения межнациональных проблем, необходимость отстаивания прав всех народов, в том числе и русского; равное финансирование регионов; географический принцип их деления и многие другие. Это обуславливает необходимость при решении национального вопроса в современной России реализовать профессиональный подход, привлечь профессионалов к данной деятельности; разработать меры поддержки русского языка и культуры наряду с прочими национальными языками и культурами народов России; точечное внедрение географического принципа в обозначение регионов РФ; активизация усилий в направлении формирования общероссийской гражданской идентичности.
Анализируются культурные практики в полиэтнической республике Карачаево-Черкесия в рамках выполнения Государственной программы по культуре. Нацеленная на формирование региональной и российской идентичности, Государственная программа отличается высокой степенью обобщенности. Показаны расхождения между декларируемыми официальными установками нормативно-правовых документов, планируемыми мероприятиями и культурными практиками по их реализации. Отмечено формирование специфических списков праздников и памятных дат для различных этногрупп региона. Рекомендовано соответствующим властным структурам активно содействовать культурным практикам, направленным на добрососедство и сотрудничество народов Карачаево-Черкесской Республики, формированию «законов памяти», нацеленных на их единение и согласие. Одновременно показано, что игнорирование, избегание или невнимание к этнокультурным мероприятиям народов республики чревато проявлением различного рода рисков.