SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Систематизированы подходы к изучению феномена идентичности граждан. Результирующей анализа служат положения методологического основания исследования национально-государственной идентичности россиян. Актуальность данного аналитического продукта определяется необходимостью совершенствования социологического инструмента мониторинга национально-государственной идентичности граждан РФ как барометра общественной консолидации в условиях обострения гибридных войн. Критериями сегментирования подходов к изучению идентичности выступают уровень «агентов» формирования идентичности, природа факторов идентичности, степень подвижности и сферы формирования идентичности. Особое внимание уделено осмыслению опыта эмпирических замеров национально-государственной идентичности россиян. Предложены основы структурной операционализации национально-государственной идентичности российских граждан как предмета анализа.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью уточнения степени остроты угроз социально-политической безопасности Северо-Кавказского региона в условиях резкого возрастания геополитического противостояния. Обосновано, что терроризм и экстремизм приобрели критические свойства угроз региональной стабильности в социально-политической сфере. Выявлена предопределенность террористически-экстремистской активности специфическими локальными условиями формирования данных угроз в каждом конкретном субъекте Северного Кавказа, что предполагает обязательный их учет при принятии управленческих решений по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Представлены результаты анализа трансформации контента о России и ее внешней политики в медиасреде стран бывшей Югославии в период с 2014 по 2023 год и отображение образа России в сознании современных граждан Сербии, Черногории и Хорватии. Исследование осуществлено с применением методики дискурс-анализа сообщений традиционных и новых медиа, а также массового кросс-национального опроса сербов, черногорцев и хорватов об отношении к России и ее внешней политике в период с 2014 по 2023 год. Выявлены тенденции изменения доминирующих психосемантических приемов формирования имиджа России в национальных медиа стран бывшей Югославии в течение последних десяти лет. Показаны тенденции перехода от превалирования приемов рациональной аргументации к доминированию эмоциональной стереотипизации и искажению фактов в конструировании образа России и ее внешней политики в медиаконтенте стран бывшей Югославии. Представлены базовые итоги обработки опросных данных, свидетельствующих о рассогласовании между доминирующими дискурсами, отражающими негативные смыслы в отношении России, и наличием заметной доли граждан Сербии, Черногории и Хорватии, демонстрирующих позитивные установки по отношению к России и ее внешней политике. Показаны факторы, влияющие на формирование образа РФ в сознании сербов, черногорцев и хорватов.
На основе контент- и интент-анализа программных материалов российских политических партий выделены особенности репрезентации образа будущего страны в партийном дискурсе. В ходе исследования оценивались следующие параметры видения перспектив развития России: системность/фрагментарность формируемой картины будущего, наличие/отсутствие эмоциональных/рациональных апелляций; представленность взаимосвязанных позиций «образ прошлого» ̶ «образ настоящего» ̶ «образ будущего», обеспечивающих устойчивость и наполненность видения общества будущего, существование ценностной составляющей в характеристике грядущего и соответствия ее содержания ценностной системе тех или иных социальных групп, составляющих электоральную базу партии. Было выделено четыре варианта отражения образа будущего в программах политических партий. В целом следует отметить, что партийный дискурс во многом определяется тематиками, задаваемыми в речах главы государства и представителей региональных элит, так как именно отношение к программе «партии власти» задает модальность в партийных текстах…
Показаны результаты комплексного анализа информационных потоков социальных медиа, направленных на формирование эмиграционных установок российских интернет-пользователей. Проблема актуализируется дальнейшим усилением влияния социальных медиа на формирование гражданских установок российской молодёжи; интенсификацией внешнего деструктивного воздействия на национально-государственную идентичность и модальность образа будущего в представлениях молодого поколения РФ и необходимостью использования результатов оценки воздействия социальных медиа на эмиграционные установки пользователей РФ для дальнейшего прогнозирования тенденций этого процесса по цифровым следам. Осуществленный социально-медийный анализ цифровых следов мобилизации эмиграционных настроений российских пользователей позволил оценить риски распространения релокационных1 настроений в социальных медиа и предоставить профильным органам власти релевантные данные и их интерпретацию для принятия соответствующих решений о купировании вызовов продвижения репатриационных настроений среди различных социальных групп российского общества.
На основе психографического анализа иллюстративных материалов авторским коллективом определяются особенности восприятия образа будущего представителями молодежного сегмента Южного федерального округа и Центрального федерального округа. Обращение к данной когорте обусловлено тем, что формирование в этом возрасте представлений о «картине мира», во многом определяют дальнейшую траекторию социальной идентификации, и как следствие включенность в гражданские практики. Доказано, что существенным интеграционным потенциалом в механизме моделирования образа будущего обладает использование государственных символов, прежде всего флага Российского Федерации. Вместе с тем наблюдается существенный разброс позиций применительно наполненности, целостности и стереотипизированности образов среди представителей различных субъектов, что указывает на значимость влияния региона проживания (региональной социокультурной специфики) в процессе формирования картины мира. Разная степень сформированности инструментальной и фундаментальной составляющих требует от властных структур вариативность в реализации информационной и молодежной политик на указанных территориях. Изложенные выводы могут быть использованы в деятельности государственных органов власти, некоммерческих организаций, политических партий, средств массовой информации. Кроме того, полученные материалы могут быть полезны при реализации курса «Основы российской государственности».
В статье показаны результаты исследования национального брендинга через призму концептуального осмысления национальной идеи, ее позиционирования в глазах партнеров и конкурентов страны посредством использования механизма национального брендинга. Авторская позиция заключается в представлении национального бренда с ракурса имиджевой составляющей, что позволит расширить внешнеэкономические связи, создать предпосылки для нового сущностного содержания экономического роста и обеспечить экономическую устойчивость как залог прогрессивного развития страны в будущем.
Представлен комплексный анализ складывающейся динамики, связанной с интеграцией цифровых технологий в рамки молодежной политики в Российской Федерации. Особое внимание уделено преобразующему воздействию цифровизации на механизмы вовлечения молодежи, институциональное управление и участие молодого поколения в социально-политических процессах. Подчеркнут значительный рост использования сети «Интернет» молодежью, сопровождающийся выраженным переходом в потреблении информационного контента – от традиционных вещательных средств массовой информации к цифровым платформам. Примечательно, что примерно 65 % молодых граждан Российской Федерации в настоящее время преимущественно пользуются интернет-источниками новостей и общественно-политической информации. Рассмотрены процессы внедрения инструментов цифрового управления в структуру государственной молодежной политики. Это включает разработку и внедрение онлайн-платформ и интерактивных сервисов, направленных на содействие гражданской интеграции, добровольчеству и конструктивному социальному диалогу. Использовались эмпирические данные для изучения моделей и траекторий вовлечения молодежи в социально значимые волонтерские инициативы с учетом взаимодействия между цифровой инфраструктурой и политической социализацией. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что цифровая эпоха не только привела к пересмотру методов реализации молодежной политики, но и ускорила изменение ее стратегических приоритетов. Это требует постоянной институциональной перестройки в соответствии с быстро меняющимися моделями цифрового взаимодействия и ценностными ориентациями нового поколения. Выводы исследования обеспечивают концептуальную и эмпирическую основу для дальнейшего развития адаптивной, ориентированной на будущее архитектуры государственной молодежной политики, которая эффективно реагирует на требования цифровой среды.
В данной статье рассматривается феномен контрдискурса и его соотношение с классическим пониманием дискурса. Определяется категория дискурса, политического дискурса и контрдискурса. Рассматриваются подходы к пониманию политического дискурса, его функции и роль в общественно-политическом процессе, предпосылки появления контрдискурса. Производится разграничение доминирующих дискурсов и контрдискурсов, обозреваются теоретические подходы к изучению этого феномена. В статье рассматриваются история возникновения термина и ключевые подходы к концептуализации феномена. В первую очередь работы Р. Тердимана и его понимание контрдискурса как “раскодировки” существующего доминирующего дискурса. Отмечается, что Тердиман рассматривал контрдискурс в первую очередь через использование особых языковых средств, что не является главным разграничением дискурса и контрдискурса для политической науки. Поэтому исследование акцентирует внимание на подходе М. Фуко и его интерпретации другими авторами. В данном случае внимание акцентируется на связи дискурса и власти, на способности одних дискурсов противостоять другим. В рамках рассмотрения динамики взаимодействия дискурса и контрдискурса рассматривается дискурсивная теории гегемонии Э. Лакло и Ш. Муфф. Эта теория позволяет рассмотреть взаимосвязь и борьбу дискурсов за доминирующее положение. Приводятся исследования других ученых, занимающихся проблемой динамичности феномена контрдискурс. Делается вывод о сложной динамичной природе контрдискурса, о его тесной связи с доминирующим дискурсом, распределением власти в обществе. Контрдискурс становится неотъемлемой частью современного коммуникативного пространства, а потому дальнейшие изучения этого феномена имеют большую актуальность, как в мировом контексте, так и в российском.
В научной статье изложены результаты гуманитарного исследования религиозной конверсии в проекции на религиозную ситуацию, сложившуюся в современном казахстанском обществе. Рассмотрены разноплановые западные, российские и казахстанские методологические подходы к изучению религиозной конверсии в реалиях универсума современности. Исследованы деструктивные формы религиозной конверсии. Анализ примеров религиозной конверсии позволил выявить основные направления ее исследования в казахстанском обществе и выработать собственную методологию автора.