SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Цель исследования заключается в определении места интеллигенции в современном российском обществе в контексте диапазона позитивных и негативных оценок, сложившихся среди современных исследователей. Представлен анализ проблемы онтологического статуса российской интеллигенции. Рассмотрено соотношение понятий «интеллигенция» и «интеллектуалы», «духовно-нравственная элита». Обосновано, что термин «интеллигенция» характеризует социокультурную специфику российского интеллектуального сословия. Определены критерии и параметры социокультурной идентичности российской интеллигенции. Сопоставлены исторические типы российских интеллигентов. Особое внимание уделено социокультурным трансформациям советской интеллигенции в условиях либерально-рыночных реформ на рубеже тысячелетий. Представлен критический анализ основных типов социокультурного портрета российской интеллигенции, описанных в современном отечественном дискурсе. Сделан вывод о том, что, несмотря на неоднозначность трансформаций интеллигенции в современном российском обществе, социальная роль интеллигенции существенно возросла.
Проблема и цель. Актуальная и не до конца решенная проблема сохранения культурного наследия и языкового разнообразия в мире может получить дополнительные способы решения с помощью современных технологий, в частности активно осваиваемых возможностей искусственного интеллекта. Цель статьи - анализ полученных к настоящему моменту данных о возможности сохранения языкового разнообразия с помощью искусственного интеллекта и предварительная оценка их эффективности с учетом тенденций к языковым трансформациям, влияющим на само развитие искусственного интеллекта. Методология. Исследование носит обзорно-аналитический характер и направлено на изучение имеющихся в научной литературе данных о возможностях искусственного интеллекта в деле сохранения языкового разнообразия и существующих ограничениях в случае его применения к редким и исчезающим языкам.
Результаты. Поиск информации по заявленной проблеме показал, что обращение к технологиям искусственного интеллекта как инструменту, способному реализовать задачу сохранения языкового разнообразия, пока остается предметом дискуссии преимущественно в медийной и общественной сферах и крайне скупо представлено в академических научных кругах. В числе вызовов, не связанных напрямую с потенциальными возможностями искусственного интеллекта, упоминается языковая пристрастность многих систем самого искусственного интеллекта, которая коренится в данных используемых для их обучения, что может способствовать дальнейшему закреплению социального и языкового неравенства отдельных этнических групп и создавать сложности в построении образовательных моделей для обучения этим языкам с помощью искусственного интеллекта. Авторами отмечается, что системы искусственного интеллекта могут быть обучены распознавать и анализировать лингвистические паттерны языков, которые были недостаточно изучены или находятся под угрозой исчезновения, в том числе строить образовательные модели на родном языке для малочисленных этнических групп, рискующих утратить язык общения.