SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Введение. В статье рассматриваются архетипические образы лидера; раскрывается понятие «архетип лидера»; воссоздается образ лидера в контексте разных историко-культурных эпох. Теоретический анализ. Методологической базой исследования выбрана теория архетипа и коллективного бессознательного К. Юнга. Проведен анализ ключевых источников по теме, сравнительный анализ лидерских первообразов и современных представлений об архетипах лидеров на основе собственной типологии стилей лидерства и подхода В. Г. Туркиной к анализу архетипов современного героя-лидера через призму ключевых параметров массового общества. Заключение. Особое значение для понимания содержания лидерства имеют ключевые архетипы аналитической психологии (анима, анимус, тень, самость). Формулируется вывод, согласно которому лидерство воспринимается во все времена и у разных народов с общих позиций: лидеры предстают в образах сверхчеловека (божества), правителя, героя, мудреца, трансформации. Названные образы можно считать архетипическими. Современные образы лидерства, порожденные социально-экономическим прогрессом и особенностями массовой культуры, массового производства и потребления, соотносятся с первообразами лидеров и в то же время отражают актуальное состояние общества. Это архетипы Достигатора, Вдохновителя, Бюрократа, Организатора, Командного (проектного) лидера и Эксперта.
Введение. В статье проводится анализ психологического состояния современного якутского общества как части российского социума с помощью композитного индекса. Возможности композитных индексов, разрабатываемых в рамках макропсихологии, на сегодняшний день раскрыты недостаточно.
Теоретический анализ. Предлагается рассмотреть композитный индекс психологического состояния общества с точки зрения системного подхода. Основанием для этого служит понимание отдельных субъектов как части российского макрообщества. В основу анализа легли официальные статистические данные субъектов Российской Федерации.
Эмпирический анализ. Результаты показывают, что динамика показателей российского общества в целом имеет более стабильный характер, по сравнению с динамикой показателей якутского общества. Первичные индексы современного якутского общества имеют свое уникальное объяснение, которое не совпадает с общепринятыми трактовками.
Заключение. Выявлено, что при интерпретации значения композитного индекса следует учитывать, как актуальные внешние факторы, влияющие на него, так и его обусловленность традиционной культурой и условиями проживания. Установлено, что композитный индекс макрообщества как индекс более высокого уровня обладает большим обобщающим потенциалом.
В статье рассматривается трансформация сферы религиозного лидерства под влиянием психоаналитической теории и практики на материале текстов протестантского пастора Оскара Пфистера и профессора-иезуита Йозефа Доната - участников богословской дискуссии, развернувшейся вокруг психоанализа в 30-е годы XX века. Актуальность статьи определяется значением этой полемики вокруг психоаналитических теорий в рамках масштабной трансформации представлений о религиозном лидерстве, происходящей в Новое время. На рубеже XIX - XX веков в общественном представлении начинает господствовать материалистическое представление о человеке, принципы физиологии переносятся на психологические процессы, «движения души» объясняются химическими и физическими закономерностями. В этом контексте психоанализ, исследующий душу «естественнонаучными» и исцеляющий «медицинскими» методами, обретает большую популярность. Церковное душепопечение оказывается критикуемым: священнослужитель «внушает трепет» уже своей должностью, его деятельность ограничена областью религиозно-морального, его ответы предсказуемы и не помогают в решении душевных проблем. Обратиться к врачу или к психоаналитику, как пишет один из участников этой дискуссии, «гораздо менее унизительно»: он нейтрален, объективен, естественнее и человечнее; помощь психоаналитика представляется также более эффективной в решении тех вопросов, которые традиционно находились в ведении священнослужителя. Эта ситуация требует реактуализации церковного душепопечения и выстраивания определенного отношения к психоанализу - в связи с чем в богословской среде появляется палитра реакций на психоаналитическую теорию и метод. Цель статьи - выявить те изменения границ области, подвластной религиозному лидеру, которые происходят в рамках богословской дискуссии о психоанализе и под его влиянием. Работы Оскара Пфистера представляют собой пример рецепции психоанализа, книга Йозефа Доната - пример его критической интерпретации, однако и тот, и другой признают новую антропологию (в широком смысле заданную Фрейдом) и вынуждены вывести душепопечение за пределы узко-очерченной области религиозно-морального.
Статья посвящена теоретическому анализу и интеграции психоаналитических представлений Х. Кохута, А. Миллер и О. Кернберга о роли дефицита эмпатического отзеркаливания и принятия в формировании нарциссической Я-концепции. Рассмотрены ключевые положения теории дефицита отзеркаливания Х. Кохута, концепции «нарциссической матери» А. Миллер и модели патогенеза нарциссизма О. Кернберга. Выделены общие закономерности развития нарциссической Я-концепции, характерные для этих подходов. Проанализированы последствия дефицитарных ранних отношений для самовосприятия и регуляции самооценки нарциссической личности. Показана актуальность и эвристичность психоаналитических концепций для современной психологии личности и психотерапии в свете новейших эмпирических исследований. Намечены перспективы интеграции психоаналитических моделей с современными методами исследования и терапии нарциссизма.
Рассмотрены особенности конфликта и образной структуры повести Нины Берберовой (1901-1993) «Аккомпаниаторша» (1935) в связи с исследованиями психоаналитика Карен Хорни. Повесть Берберовой стала видным фактом литературного процесса, внесла новый поворот в проблематику и образный строй русской литературы. Чувство зависти, представленное в повести и считавшееся с древнейших времен одним из самых опасных и разрушительных, проанализировано в контексте невротической индивидуальной формулы. К. Хорни, занимавшаяся проблемой саморазвития личности на основе социокультурных факторов и воздействия окружающей среды, рассматривала поведение человека в условиях дестабилизации семейных отношений. Действия человека, который ведет себя необычно, ученый объясняла глубинными проблемами в межличностных отношениях, вызываемыми негативными эмоциями. Определения Хорни чрезвычайно актуальны для понимания поведенческих расстройств Сонечки, главной героини романа Берберовой. Чувства зависти и ревности, которые испытала Сонечка, родившаяся и живущая в тяжелых жизненных обстоятельствах, так и не сумевшая преодолеть отчуждение в семейных отношениях, можно объяснить именно формулой невротической личности. Изображение завистливого человека, не терпящего наличия у других чего-то, чего нет у него самого, дается в контексте психоаналитического подхода, согласно которому действия человека не могут не иметь обоснования, они всегда детерминированы комплексом факторов, которые следует принимать во внимание при личностной оценке. В статье переплетаются психология и литература, две человекоцентричные дисциплины, и делается вывод о безусловном воздействии теории К. Хорни, популярной в 30-е гг. XX в., на творчество автора повести.