SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье на основе материалов, собранных в ходе полевых исследований в Прилузском районе Республики Коми, рассматриваются локальные особенности поминальной обрядности летских коми. Поминальный цикл включает индивидуальные поминовения на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода и годовщину, день именин, в настоящее время дни рождения и смерти усопшего. В современной традиции также фиксируется посещение кладбища членами семьи покойного на следующий день и в первую субботу после погребения. К особым календарным поминальным дням относятся Масленичная (мясопустная) родительская суббота Масленича субöт, Радоница Радульнич, Троицкая Стрöча субöт, Покровская Пöкрöв субöт и Дмитриевская Митрей субöт родительские субботы, также указывается день поминовения усопших воинов 9 мая. В поминальной обрядности летских коми сохраняются такие локальные особенности, как обычай кылзысьöм ‘слушание’, поминовение предков под растущим деревом, кодрасян чышкöд ‘поминальное полотенце’, во время поминальной трапезы накрывание намогильного памятника полотенцем, кык субöт кост ‘между двумя поминальными субботами’, представления об особых периодах времени между Радуницей и Троицкой субботой, Покровской и Дмитриевской субботами, и связанный с ними комплекс бытовых и обрядовых запретов.
В статье автор исследует один из самых спорных моментов Курской битвы, а именно ситуацию с численностью и потерями танков и штурмовых орудий SS-Panzergrenadier-Division «LSSAH» в бою под Прохоровкой 12 июля 1943 года.
Предметом исследования в данной публикации впервые стали основные функции древнерусских служителей языческого культа и структура древнерусской жреческой системы. Опираясь на отечественные письменные источники XI-XIII вв. и данные археологии, автор последовательно определил функции профессиональных служителей языческого культа, а также смог проанализировать место и роль основных жреческих кланов в религиозной системе наших предков дохристианской эпохи. Для решения исследовательских задач применялся историко-аналитический метод исследования. Автор пришел к выводу о том, что у восточных славян в дохристианскую эпоху доминировали несколько наиболее авторитетных групп служителей языческого культа: волхвы – жрецы бога Велеса, регламентировавшие погребальные и поминальные обряды, чародеи, чьей специализацией было обеспечение надлежащих природных условий (в первую очередь регулирование осадков), а также кудесники - жрецы и шаманы балтийских и финно-угорских племен.
Во второй части статьи будет рассмотрена обрядовая семантика дерева в румынской погребальной обрядности, а также ее отражение в некоторых обрядовых фольклорных текстах. Цитируемые фольклорные тексты записаны румынскими и сербскими этнологами и фольклористами на территории Олтении, Баната и Трансильвании (Румыния) и сербской части долины Тимока. Кроме того, производится сопоставление роли дерева в обрядах перехода (погребальных и свадебных) у румын и некоторых соседних народов.
В основу данной статьи легли полевые материалы автора по поминально-погребальной обрядности, собранные во время этнолингвистических исследований на территории исторической области Олтения (юго-западная часть современной Румынии) - в округах Вылча, Горж и Мехединци, и в сербской части региона, в румынской научной литературе называемого долиной реки Тимок (Valea Timocului) - в восточной Сербии, в Заечарском и Борском округах, преимущественно в тех населенных пунктах восточной Сербии, где живут носители олтенских говоров. Кроме того, при написании статьи использовались работы румынских, сербских, болгарских и др. исследователей, касающиеся поминально-погребальной обрядности и связанных с ней фольклорных текстов как Олтении и долины Тимока, так и других регионов с румыноязычным населением. Особое внимание в статье уделяется терминам, которыми обозначается в разных регионах и населенных 228 пунктах дерево как часть погребального реквизита, а также фольклорным текстам, связанным с погребальной обрядностью, в которых упоминаются деревья.
Двадцатый век, среди прочего, был ознаменован возникновением явления под названием «экуменизм». Под данным понятием следует понимать как собственно экуменическое движение, институциональным выразителем которого стал Всемирный совет Церквей, так и в целом стремление различных христианских конфессий вести диалог друг с другом, обсуждая вероучительные, канонические и исторические препятствия на пути к единству. Представленная статья посвящена рассмотрению содержания диалога Римско-Католической Церкви и протестантских конфессий первого поколения Реформации, по- священного богословию Евхаристии. На основании анализа источников — символических книг католицизма и «классического» протестантизма, а также официальных документов, созданных в рамках богословских диалогов, — автор делает вывод о готовности диалоговых сторон к некоторым доктринальным компромиссам. Некоторые компромиссы представляют собой отсылку к литургическому преданию Православной Церкви.