SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
XX век стал временем радикальных социальных изменений. Возможность оплачиваемого женского труда, разрушение традиционных систем родственных и брачных отношений, изобретение женских контрацептивов - все эти факторы способствовали сепарации и независимости женщин. Развитие вспомогательных репродуктивных технологий помогло человечеству приобрести не только негативный, но и позитивный контроль над рождаемостью. Репродукция оказалась отделена от секса, а секс приобрел самостоятельную ценность. Это привело к переоценке не только добрачных и внебрачных отношений, но и отношений в браке. Брак перестал быть необходимым условием для репродукции. Рождение и воспитание детей уже не требует вступления в брак ни в целях их обеспечения, ни во избежание морального осуждения. Цель данной статьи - выделить особенности мужской и женской мотивации в репродукции, сложившиеся эволюционным путем и возникшие в новых условиях.
Ставится проблема сравнительного изучения социализации в коммеморативном поле семьи и государства на примере поколений иммигрантов и внутренних мигрантов. Констатируется параллельное существование дискурсов семейной и официальной исторической памяти. На основании широкого круга источников выявляются общие элементы в семейной социализации молодых поколений и в интеграции государством «пришлых». Объединяющим механизмом выступает известный антропологам и философам дарообмен. Доказывается, что он является важной составляющей мировоззрения иммигрантов и внутренних мигрантов разных поколений, а также официальных государственных нарративов о прошлом. Предлагается гипотеза о том, что полная интеграция заключается в формировании готовности включиться в многовековой обмен между данной семьей и государством. Символический обмен, как в случае социализации посредством семейной памяти, должен быть выгоден семье, а не государству с идеей жертвенности во имя него. Таким образом, по мнению авторов, возможно преодолеть символические границы, которые являются препятствием для интеграции разных поколений иммигрантов и внутренних мигрантов в общероссийское коммеморативное пространство.
В статье рассматривается проблема определения современных форм идентичности. В качестве условий ее формирования проанализирован потенциал семейной памяти и прошлого в целом. Определены перспективы исторической идентичности как пути формирования современной идентичности. Утверждается, что в ситуации доминирования и оправданности межпоколенческих разрывов семейную память нельзя считать необходимым условием формирования идентичности, претендующей на публичность и универсальность. Утверждается, что историческая идентичность в условиях сохранения и распространения национальной идентичности также не может стать необходимой и универсальной формой современной идентичности. В заключение выдвигается тезис, что предпочтительным путем формирования идентичности следует считать моральную идентичность.
Семейная память тесно связана с исторической памятью, они дополняют друг друга. Кроме того, у чеченцев семейная и историческая память увязаны с тайповой/родовой памятью, сохраняется необходимость знать имена минимум семи своих предков по отцовской линии, строго поддерживается и родство по материнской линии. Письменных источников в результате кризисных явлений сохранилось очень мало, чаще всего память сохранялась и транслировалась в виде устных преданий. В настоящее время наблюдается практика письменного оформления семейных/тайповых историй, возрождения горных сел, родовых башен. В наши дни новыми поколениями широко используются современные гаджеты и средства коммуникации. В семейной памяти чеченцев много общего с другими народами, но есть и свои особенности, связанные с широкой системой родства, проживанием значительной части населения в селах, утратой письменных источников и фотографий.
Введение. В статье рассматривается взаимодействие важнейших компонентов традиционной жизнедеятельности мордовского народа - дома и семьи. В народном сознании они были неразделимы. Дом был не просто местом обитания семейного коллектива, здесь люди вели хозяйственную деятельность, совершали обрядовые действия, отмечали праздники. До настоящего времени как семья, так и жилое пространство, где она обитает, сохраняют этническое своеобразие; они являются частью культурного наследия народа. В связи с этим их изучение важно для понимания современного развития этносов, для решения задач, связанных с гармонизацией межличностных отношений, воспитанием детей, передачей им духовных ценностей.
Материалы и методы. При проведении исследования в основном использовался сравнительно-исторический метод, который позволяет проследить изучаемые явления на протяжении длительного исторического периода, выявлять этапы появления в культуре этноса новаций и инноваций. Все это дает возможность создавать объемлющее представление по рассматриваемой теме. Также применялся ретроспективный метод, когда на основе изучения компонентов традиционной культуры, сохранившихся до настоящего времени, были реконструированы основные элементы бытового уклада мордовской семьи. Результаты исследования. Жилище и проживающая в нем семья в традиционном сообществе воспринимались как единая система. Своеобразным элементом ее идентификации в обществе служили так называемые родовые знаки (меты), которые применялись как в социальной, так и в хозяйственной среде. Хозяйственная деятельность традиционной мордовской семьи была основана на четком разделении трудовых обязанностей, обусловленных возрастом и гендерной принадлежностью ее членов. Трудовые функции членов семьи во многом определяли разделение внутридомового пространства по половозрастному признаку, что отражалось в выделении здесь своеобразных «женских» и «мужских» территорий. Обсуждение и заключение. Вплоть до начала XX в. семейные коллективы у мордвы представляли собой единое хозяйственное сообщество, обитавшее в едином жилом пространстве. Но постепенно многочисленные семьи начинают распадаться, отделившиеся семейные пары переселяются в новые дома, где обустраивают собственную жилую среду, в которой находят отражение культурные предпочтения этноса и его мировоззрение.