SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Введение. Конвергенция между наукой о мозге и технологиями искусственного интеллекта делает актуальным вопрос об отношении между человеческим мышлением и системами искусственного интеллекта. Теоретический анализ. Формирование искусственного и естественного интеллектов совершается в противоположных векторах. В первом случае формирование мыслительных операций идет по логике интеграции. Дискретные единицы нижнего уровня, «слова» компьютерного языка, объединяются в более крупные единицы высшего уровня – блоки. Во втором случае развитие мыслительных операций, наоборот, совершается по логике дифференциации. Изначальное синкретическое единство мыслеобразов разделяется на дискретные единицы – слова с определенными значениями. Сходная логика: дифференциация синкретического единства на дискретные единицы (а не интеграция дискретных единиц в блоки) отслеживается как в развитии мышления у детей, так и в эволюции языков в истории человечества.
Заключение. В русле эволюционной эпистемологии делается вывод: формирование первоначальных паттернов естественного интеллекта совершается не внутри «аппаратуры» мозга, а в процессе взаимодействия между организмом и внешней средой. Это согласуется с концепцией интенциональности феноменологической философии.
В статье рассмотрен метод обучения посредством проведения интегрированного занятия в вузовской библиотеке. Целью статьи является обоснование необходимости проведения интегрированных занятий в библиотеке как способа активизации мыслительных процессов студентов. Дано определение термина «интеграция» как процесса, имеющего своим результатом целостность, объединение, соединение и восстановление единства. Приведено определение термина «интеграция образовательного процесса», направленного на взаимообогащение знаниями из различных областей, единство знаний и умений. Рассмотрена одна из главных целей обучения в вузе – развитие у студентов способности рассуждать, логически мыслить, эффективно применять на практике полученные знания, уметь адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, работать с большими массивами информации. В статье сделан акцент на использовании интегрированного занятия как метода активного обучения с целью достижения единства интересов преподавателя и студентов, что, на наш взгляд, является перспективным направлением профессиональной подготовки специалистов любой сферы. Обоснована необходимость поиска активных форм и методов преподавания дисциплин с целью формирования опыта мыследеятельности будущего специалиста с учётом требований времени. Проанализированы отдельные активные формы обучения, стимулирующие мыслительную деятельность студентов и благотворно влияющие на усвоение знаний и формирование профессиональных и надпрофессиональных компетенций. Сформулированы задачи, стоящие перед данным видом занятия, приведены примеры заданий, разработанные сотрудниками вузовской библиотеки совместно с преподавателями кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Белгородского государственного института искусств и культуры. Освещаемый опыт имеет практические результаты и может быть внедрен в педагогическую практику любой образовательной организации при изучении какой-либо конкретной дисциплины.
Соревнования с классическим контролем времени являются одним из наиболее сложных видов шахматной игры. В данной статье представлен анализ различных компонентов специальной подготовленности юных квалифицированных шахматисток к таким соревнованиям и выявлены их корреляционные взаимосвязи.
Проведен анализ различных исследований в области психологии сознания. Раскрыто значение гормонов и эмоций как механизмов внутреннего вознаграждения и стимулирования субъективной активности. Сформулировано сущностное определение сознания, в основе которого лежат бессознательные механизмы декодирования и сличения информационных потоков разных нейронных групп (когов). Показано, что информация должна быть иерархически выстроенной для организации мышления человеческого типа, что подразумевает ее оценку с позиции личного опыта и необходимость наличия речевого самовыражения.
В XXI веке выявлена тенденция на повышение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, включая лиц с психическими расстройствами, среди которых возможна задержка развития.
Проблема развития мышления у детей с задержкой психического развития остается актуальной, и требует постоянного изучения и разработки новых методик и подходов. Работа специалистов в области детской коррекционной педагогики и специальной психологии играет важную роль в помощи этим детям в их развитии и успешной адаптации в обществе.
В статье были рассмотрены подходы некоторых педагогов и психологов к понятию «наглядно-образное мышление», таким образом был сделан вывод, что при наглядно-образном мышлении используются образы и представления для восприятия и понимания информации. В нашем исследовании мы рассматриваем особенности развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, что часто сопровождается рядом сложностей: необходимостью осознания и выявления проблематичных ситуаций, анализом и поиском эффективных способов их решения, передачей усвоенного опыта на новые ситуации, а также трудностями в понимании задач, требующих визуального восприятия.
В ходе изучения проблемы и полученных результатов исследования, нами были выделены несколько методов, способствующих развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников, имеющих задержку психического развития: дидактическая игра, рисование, конструирование.
Формирование политической культуры молодежи в условиях сложной геополитической обстановки, многополярности политических мнений и решений становится актуальной задачей для современных социализационных институтов. Выбор эффективных направлений и форм организации данного процесса основывается на понимании особенностей политического мышления современной молодежи. Научной проблемой статьи является необходимость изучения показателей характеристик политического мышления современной молодежи и определение вариантов их трансформации в жизненные выборы политических стратегий. Цель исследования – оценка характеристик политического мышления и стратегий молодежи как основы прогноза последствий политической молодежной рефлексии.
Материалы и методы. Верификация исследовательской модели осуществлена на основе данных социологического исследования 2022 г., проведенного Международным центром социологических исследований Белгородского государственного национального исследовательского университета. Методом исследования выступил онлайн-опрос, в котором приняли участие 4 215 чел., региональная молодежь в возрасте 17–35 лет, распределенная по возрастным и статусным группам (учащаяся, студенческая и работающая молодежь).
Результаты исследования. В качестве научного результата определены характеристики политического мышления, его возможные девиации и показатели. Эмпирически установлены основные акцентуации, рассмотрены типы диспозиций молодежи и ориентиры жизненного планирования относительно политических стратегий. Обозначена специфика отражения характеристик политического мышления и стратегий через призму стратификационных факторов. Выявлена возрастная динамика механизма формирования политического мышления молодежи, стратификационная значимость типа поселения в определение его характерологических акцентов.
Обсуждение и заключение. Итоги проведенного анализа отмечают проблемы, связанные с рисковым сочетанием характеристик политического мышления (критичность и пессимизм), потенцирующих миграционную активность, маргинализацию и аномию в молодежной среде; с воспроизводством неравенства в политической социализации сельской молодежи; неготовностью государства сопровождать политически амбициозную молодежь. Результаты исследования вносят вклад в развитие отраслевых социологий: молодежной и политической. Материалы статьи могут быть востребованы органами управления государственной молодежной политики разного уровня, органами государственного и муниципального управления, органами управления министерства внутренних дел, молодежными организациями, образовательными учреждениями.
В работе рассматривается процесс метафорического переноса (включая метонимию) в коре головного мозга. Используются выдвинутая ранее гипотеза о соответствии каждой сущности или каждому объекту определенной нейронной матрицы (cell assemblies), которая может включать нейроны различных областей (сенсорных, моторной и языковой), а также теория формирования гештальта в результате неоднократной перцепции объектов / явлений в совокупности, что соответствует нейронной матрице более высокого порядка. Рассматривается модель формирования матрицы высокого порядка из более простых, соответствующих отдельным элементам, из которых строится психологический гештальт, что находит свое выражение в когнитивной и вербальной сферах. Высказана гипотеза, согласно которой в рамках сформированной гештальт-матрицы происходит транспозиция существующего денотата на вновь сформированный объект с переносом семантики и фонетической формы. Рассмотренный процесс заметно проявляется в эволюции языка, когда и фонетический контур одной существующей лексемы переносится на другую, смежную с первой в рамках гештальта. При этом происходит порождение целого древа лексем, принадлежащих первоначально к одному семантическому полю, что способствует в дальнейшем диалектному членению.