SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье систематизированы подходы к разработке системы государственного и муниципального управления в области организации школьного питания детей с фенилкетонурией - генетически обусловленной патологией обмена веществ. Основным эффективным методом лечения данного заболевания является диетотерапия - безбелковое лечебное питание. При разработке и организации схем обеспечения школьников необходимыми им рационами лечебного питания регулирующие органы сталкиваются с рядом проблем, при решении которых необходимо учитывать региональную специфику, возраст детей, длительность пребывания их в школе и другие факторы. На основании действующей нормативной документации авторами были разработаны перспективные подходы к построению и организации рационов питания детей-школьников 1-4 и 5-11 классов, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Орловской области.
Статья посвящена комплексному анализу состояния образования в странах Субсахарской Африки с применением Индекса развития человеческого потенциала и сопутствующих социально-экономических показателей. На основе данных Всемирного банка автор исследует основные вызовы, включая низкий уровень грамотности, гендерное неравенство и дилемму между доступностью и качеством образования. Особое внимание уделено сравнению моделей финансирования: страны с бесплатным начальным и средним образованием демонстрируют более высокую грамотность, однако сталкиваются с перегруженностью школ и падением качества обучения. В то же время государства с полностью платным образованием остаются в группе с самыми низкими значениями Индекса развития человеческого потенц, что подчёркивает необходимость проведения реформ. Один из аспектов исследования посвящён анализу гендерного разрыва в обучении: уровень грамотности среди женщин уступает уровню грамотности мужчин, и статистика показывает, что в некоторых странах Субсахарской Африки девочки ограничены даже в получении начального образования. В статье выделяются причины этого дисбаланса, которые объясняются культурными нормами, ранними браками и беременностями, недостатком безопасной инфраструктуры. На основе выявленных проблем автор рекомендует странам с платным образованием поэтапный переход к бесплатному образованию с контролем качества. Для стран со значительными гендерными разрывами - введение адресной поддержки девочек посредством выплаты стипендии. Другие рекомендации касаются правовых реформ, интеграции оценки по показателю Индекса развития человеческого потенциала в национальные стратегии развития, а также укрепления международного сотрудничества в области образования. Автором подчёркивается, что реформы в области образования могут стать основой для устойчивого экономического роста и социальной стабильности в регионе.
Введение. Арт-педагогические технологии широко применяются в педагогической практике. Однако новая техника СоулКоллажа только начинает использоваться в нашей стране и пока не описана в российских научных публикациях. За рубежом научные исследования, посвященные СоулКоллажу и его использованию на практике, публикуются с 2010 г.
Постановка задачи. Проблема исследования состоит в поиске ответа на вопрос: обладает ли СоулКоллаж трансмиссионностью при его применении для формирования мажорного настроя? Цель исследования – в поиске проявлений свойства трансмиссионности в арт-педагогической практике коллажирования на примере СоулКоллажа. Под трансмиссионностью понимаем изменение психологического состояния в ответ на направленное воздействие. Гипотеза исследования состоит в предположении, что СоулКоллаж можно использовать как социально-педагогическую практику при воздействии на психологическое состояние ребенка с целью формирования мажорного настроя (по А. С. Макаренко).
Методика и методология исследования. Методами исследования выступали теоретический анализ, практика СоулКоллажа и педагогическое наблюдение. Проведено пять воспитательных практик по работе с СоулКоллажем со студентами Омского государственного педагогического университета в возрасте от 18 до 24 лет. В исследовании участвовало 54 человека.
Результаты. Раскрыты исторические истоки разработки СоулКоллажа и технологии его применения. Описана структура колоды при СоулКоллажировании, которая состоит из мастей колоды: карт комитета (психологическое измерение), карт совета (архетипическое измерение), карт компаньонов/спутников (из животных-проводников, обитающих в чакрах), карт сообщества (социальное измерение). Приведена технология использования СоулКоллажа в социально-педагогической практике.
Выводы. Результаты наблюдения показали, что у участников социально-педагогической практики проявляется положительная мажорная заряженность, они демонстрируют повышенный интерес к самопознанию. Эффектом от социально-педагогической практики является выраженный интерес к картам СоулКоллажа, участникам социально-педагогической практики, изучению восточной философии и юнгинианских архетипов.
В статье представлен анализ концепта «доступность», применительно к системе учреждений дополнительного образования детей в российском обществе, его правовое и научное обоснование. Показано, что доступность дополнительного образования детей как предметная область различных исследований позволяет выделять ее виды (правовая, социальная, экономическая, транспортная информационная и др.). Государственная образовательная политика приобрела системный характер в обеспечении доступности и институируется показателем охвата детей занятиями и кружками, финансированием и сертифицированием персонифицированного дополнительного образования, лицензированием программ обучения, направлений образовательной деятельности. С этих методологических подходов в статье проанализированы оценки доступности дополнительного образования в школах и за их пределами студентов Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС. Выявлено, что дополнительное образование в школьный период позитивно сказалось на их личностном развитии и повлияло на выбор направлений профессионального обучения в этом вузе. Большинство студентов в целом положительно оценивают систему дополнительного образования детей, но отмечают наличие ряда проблем, связанных с доступностью к интересующим их программам обучения, финансовыми возможностями семей, удаленностью учреждений от своего места проживания, ограниченностью возможностей обучения по интересующим их программам в период обучения в школах и вне школ. Результаты исследования актуализируют усилия органов государственного и муниципального управления на решение сохраняющихся проблем в доступности дополнительного образования детей, особенно в условиях отдаленных территорий регионов.
Цель исследования заключалась в обосновании моделирования процесса формирования личностной самоэффективности старшеклассников на основе педагогического коучинга. В качестве методов авторами применяются: моделирование структурного устройства изучаемого объекта, анализ педагогической литературы, блочное представление содержания разработанной модели. Разработанная модель формирования личностной самоэффективности старшеклассников на основе педагогического коучинга характеризуется целостностью, концептуальностью, разносторонностью, многофункциональностью и непрерывностью содержания, структуры и результата образования. Успешность реализации представленной модели обеспечивается комплексом следующих педагогических условий: грамотная постановка цели; рациональное использование ресурсов; правильная расстановка приоритетов; четкое и поэтапное планирование; сосредоточенность и концентрация внимания; умение делегировать обязанности; соответствие типа личностной направленности выбранной профессии, что позволяет увидеть не только элементы, но и связи между ними; сопровождать процесс до его осуществления; выявить отрицательные последствия и своевременно их скорректировать до реального их проявления. Педагогический коучинг в статье рассматривается как инновационный подход к образованию, который направлен на поддержку педагогов и обучающихся в достижении их образовательных целей через активное взаимодействие, рефлексию и развитие личностной самоэффективности обучающихся. Таким образом, можно заключить, что коучинговый подход в формировании личностной самоэффективности старшеклассников заключается в развитии у них способности самостоятельно формулировать личностно значимые цели, планировать учебно-познавательные действия, осуществлять самостоятельный выбор содержания, уровня сложности заданий, их количества, срока выполнения и отчетности в соответствии с индивидуальным ресурсным потенциалом.
Актуальность данной статьи заключается в том, что авторы статьи пытаются привлечь внимание российского общества к тому факту, что низкий уровень физического и психического здоровья российской молодёжи, несформированность у нее научного мировоззрения и «разорванное», клиповое сознание у наших школьников и студентов – всё это результат многолетней разрушительной деятельности российских чиновников-либералов от образования из Минпросвещения РФ, Минобрнауки России и ФАНО (Федеральное агентство научных исследований), а также Института образования ВШЭ (гор. Москва). В основе политики российских чиновников-либералов в образовательной сфере «двоемыслие», практика полумер и полутонов, заложенные в паспорта нацпроектов «образование» и «наука», где имеет место противоречие между воспитанием на традициях и образованием с ориентацией на чужие критерии (лживый количественный и рейтинговый подход). Выход из этой тупиковой ситуации с отечественным образованием есть, и это – смена прозападной либерально-демократической элиты в социальной сфере на те элиты, которые имеют внутренние установки на суверенное развитие русской нации и, конечно, это «ренессанс семейных ценностей», повышение уровня жизни населения страны, дебюрократизация школы, возврат отечественного образования к традиции в гуманитарной сфере, реализация семейно-демографической политики РФ под девизом «Россия – страна семей», и отказ на государственном уровне от идеологии либерализма.
Статья посвящена исследованию проблемы развития педагогического коучинга, как инновационной образовательной технологии, направленной на выявление личностного творческого потенциала обучающихся, формирования их самоэффективности и самореализации; стимулирование и активизацию учебно-познавательной деятельности. Основные идеи педагогического коучинга нашли отражение в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов, что подтверждает актуальность выбранной темы исследования. В статье автором доказывается тезис о том, что педагогический коучинг представляет собой современный подход к профессиональному развитию педагогов, который активно интегрируется в образовательный процесс в соответствии с требованиями образовательных стандартов. В условиях реализации образовательных стандартов коучинговая технология становится немаловажным инструментом, способствующим не только формированию у обучающихся соответствующих универсальных учебных действия, способности к самообразованию и самоорганизации, но и развитию компетенций учителей, способности к усвоению и реализации образовательных стратегий в соответствии с потребностями своих обучающихся, повышению качества образования в целом. На основе научно-педагогического анализа исследований, посвященных изучению педагогического коучинга, этимологии термина «коучинговая технология», истории его появления и дальнейшего развития как педагогической категории, автор приходит к выводу, что педагогический коучинг, основанный на партнерских отношениях и диалоге, помогает учителям развивать у обучающихся необходимые умения, навыки и способы деятельности, создавая условия для их активного участия в учебно-воспитательном процессе на основе субъект-субъектного взаимодействия, развивая культуру сотрудничества и взаимопомощи в образовательной среде. Коучинг способствует формированию у обучающихся ответственности за достигнутые результаты, что является важным аспектом современного образования.
Статья посвящена исследованию процесса формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательной школы. В современном мире, где цифровые технологии проникают во все жизненно важные структуры, формирование функциональной грамотности обучающихся стало одной из стержневых задач системы образования, открывающей новые горизонты для образовательного процесса в условиях цифровизации. В статье доказывается тезис о том, что функциональная грамотность включает в себя не только академические знания по основным учебным дисциплинам гуманитарного, математического и естественнонаучного цикла, но и умения и навыки эффективного использования этих знаний при решении практических нестандартных задач, способности к критическому мышлению и творческой деятельности, готовность к адаптации в быстро меняющихся условиях. Формирование функциональной грамотности в условиях цифровизации требует нового подхода на основе переосмысления традиционных методов и приемов. Интеграция цифровых технологий, использование интерактивных методов, развитие цифровых компетенций и индивидуализация обучения - все это способствует созданию эффективной образовательной среды, где обучающиеся становятся активными участниками своего обучения. Необходимо помнить, что основной целью образования является не только передача академических знаний, но и подготовка обучающихся к взрослой самостоятельной жизни в быстро меняющемся мире, где функциональная грамотность занимает важнейшее место. С цифровизацией образовательной среды стала возможной реализация технологии индивидуализации обучения, что особенно актуально для формирования функциональной грамотности. С помощью адаптивных образовательных программ можно учитывать индивидуальные потребности и интересы обучающихся при формировании у них функциональной грамотности, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию необходимых навыков.
В статье рассмотрены исторические аспекты этнопедагогических исследований, проводимых в Чеченской Республике. Отмечено, что у истоков развития данного направления стоял известный российский ученый Ш. М.-Х. Арсалиев, внесший серьезный вклад в развитие научного сообщества чеченцев, воспитавший кандидатов и докторов наук в области этнопедагогики. Представлен опыт современных исследований, связанных с этническим компонентом, в частности в сфере коммуникативной культуры на основе анализа нравственных концептов чеченцев.
В статье раскрываются педагогические аспекты формирования познавательной активности у детей. Именно педагогические аспекты рассматриваемой проблемы раскрываются как практические воздействия обучающего и формирующего характера, направленные на овладение детьми действенными способами познания окружающего мира в его многообразии. В настоящем исследовании такими педагогическими воздействиями выступают игровые задания и педагогические ситуации, которые сопровождаются опытами и экспериментами с таким объектом, как яйцо. Яйцо - уникальный объект природы, это интересно постоянно доказывать с помощью наглядных простейших экспериментов и детям, и взрослым. В статье доказано, что детальное и очень доступное рассмотрение устройства изучаемого объекта приоткрывает ребенку мир научного экспериментирования. Представлен авторский подход к использованию содержания сказки «Курочка Ряба» для формирования познавательной активности.