SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Постирония и метаирония проявляются во всех областях жизни человека: от научной до повседневно-бытовой. Однако их значение и влияние на культурный код осознаются лишь частью сообщества. В данной статье рассмотрена онтологическая ретроспектива термина «ирония» и его актуальных смысловых производных, предпринята попытка упорядочения разновидностей иронии, рассмотрены формы ее взаимосвязи с социально-культурным пространством.
В статье представлен обзор исследований эмоционального интеллекта (ЭИ) спортсменов баскетболистов. В качестве метода исследования использовался анализ литературных источников. В обзоре делается акцент на значимость ЭИ в спорте, особенно в командных играх, таких как баскетбол, где психологическая устойчивость и взаимодействие между игроками играют ключевую роль в достижении успеха. Данные исследований доказывают, что уровень развития эмоционального интеллекта у баскетболистов влияет на повышение психологической стабильности и психологической надежности.
Статья посвящена проблеме мотивирования студентов к занятиям физической культурой в вузе. В статье представлены психолого-педагогические условия к организации занятий атлетической гимнастикой, которые способствуют повышению мотивации студентов. Для оценки эффективности средств и методов педагогического воздействия использовалось анкетирование студентов. В исследовании приняли участие 45 студентов Уральского федерального университета. Результаты исследования выявили, что при мотивировании студентов необходимо использовать не только приемы и методы направленные на усиление внешней мотивации, но в большей степени внутренней мотивации. Развитие внутренней мотивации студентов к занятиям обеспечивает повышение успеваемости, устойчивый, значимый рост силовых показателей в зачетных упражнениях со штангой, а так же приверженность к занятиям атлетической гимнастикой не только в период учебы в вузе, но и в будущем.
Цель. Выявить смысложизненные ориентации и интересы молодых людей, обучающихся рабочим профессиям.
Процедура и методы. Участники – обучающиеся средних профессиональных учебных заведений технического профиля (15–17 лет). Всего – 593 человека. В 2014–2015 учебном году – 292 человека: 142 живут и учатся в мегаполисе, 150 – в малом городе. В 2021–2022 учебном году – 301 человек: 163 живут и учатся в мегаполисе, 138 – в малом городе. Использовались «Опросник смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева и «Карта интересов» А. Е. Голомштока.
Результаты. Смысложизненные ориентации подростков, получающих рабочие профессии в средних профессиональных учебных заведениях РФ, соответствуют нижним границам нормативов, существующих для российской выборки. Наблюдается снижение показателей осмысленности жизни обучающихся в период с 2014 по 2022 гг., что проявляется, в частности, в снижении интереса ко многим предметным областям. Выявлены межгрупповые различия: учащиеся средних профессиональных учебных заведений малого города имеют более высокие показатели осмысленности жизни по сравнению с учащимися мегаполиса. Их интересы к школьным предметам в большей степени соответствуют выбору учебного заведения. Эта тенденция не зависит от года исследования.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в выявлении тенденций изменений смысловых ориентиров у подростков, получающих рабочую профессию. Эти тенденции связаны с типом пространственного (малый город – мегаполис) и временного (2014 – 2022 гг.) окружения.
В статье представлено теоретическое исследование проблемы нравственного самоопределения российской молодежи в свете традиционных российских ценностей. На основе обзора исследований анализируются позитивные и неблагоприятные тенденции нравственного самоопределения молодежи. Определяется направленность выбора альтернативных ценностей и норм у современной российской молодежи. Оценивается состояние нравственного выбора старшеклассников и студентов, молодежи в целом в сфере семьи, труда и коллективных отношений. Представляются результаты анализа выбора молодежью альтернатив между традиционными духовно -нравственными ценностями, с одной стороны, прагматическими, эгоцентрическими и неолиберальными ценностями и смыслами - с другой.
В статье рассматривается развитие личности людей с нарушениями слуха с позиций, сформулированных психологом Э. Эриксоном, разработавшим периодизацию психического развития от рождения до старости. Основной акцент делается на становлении идентичности как принятия человеком самого себя во всем богатстве отношений с окружающим миром. Наличие большого количества психологических проблем может привести к трудностям в становлении идентичности у лиц с нарушениями слуха, к эмоциональному дискомфорту. Проведенный анализ полезен психологам, работающим с лицами с нарушениями слуха и их родителями, поскольку позволяет определить условия, благоприятно или неблагоприятно влияющие на развитие личности, а также конкретные формы работы по всем традиционным направлениям психологической помощи.
Введение. В статье рассмотрена структура психологических последствий у сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в контртеррористической операции (в составе сводных отрядов) на территории Чеченской Республики. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обоснования показаний для дифференцированного подхода к медико-психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел, выполнявших служебно-боевые задачи в особых условиях.
Методы. В исследовании приняли участие 110 сотрудников органов внутренних дел, средний возраст 29,38 ± 6,5 лет; средняя длительность пребывания в зоне вооруженного конфликта 146,9 ± 79,8 суток; число командировок 1,41 ± 0,65. Методики исследования: анонимная анкета, стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, тест выявления типа акцентуации Х. Смишека, проективная методика «Hand-тест», тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга, опросник выраженности травматического стресса И. О. Котенева. Статистическая обработка результатов проводилась методами описательного и факторного анализа (метода главных компонент и варимакс-вращения факторной структуры).
Результаты. Установлено, что в структуре психологических последствий контртеррористической деятельности определяются шесть факторов, которыми объясняется 81,89 % суммарной дисперсии признаков. Два из них - «посттравматический» (21,4 %) и «застревающе-посттравматический» (7,57 %) факторы - включают симптомы посттравматического стрессового расстройства (далее - ПТСР), а также предикторы, способствующие его затяжному течению.
Выделены признаки «подпорогового» (донозологического) ПТСР в виде характерных личностных черт: пессимистичность, психастения, невротический контроль, ригидность, импульсивность, агрессивность, циклотимия, эмоциональная амбивалентность, «застревание» на аффекте, фрустрационная фиксация на самозащите, тревожность, подозрительность, сензитивность, чувство вины, социальная интроверсия, пассивность, эгоцентричность.
Они входят в состав пяти из шести факторов («посттравматического», «непродуктивного фрустрационного реагирования», «демонстративно-невротического», «ригидно-аффективного», «застревающе-посттравматического») и нуждаются в своевременных и разноплановых мероприятиях медико-психологической реабилитации.
Психологические особенности, входящие в состав «гипертимно-конформного» фактора (12,06 % дисперсии), могут быть компенсированы психологической коррекцией. В статье проанализированы зарубежные и отечественные методы психологической реабилитации ПТСР, выделены психотерапевтические «мишени» воздействия и предложены мероприятия психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел с учетом факторной структуры последстви
В исследовании делается сравнительный анализ смысложизненных ориентаций и уровня личностной зрелости у студентов высших и средних специальных учебных заведений (ВУЗов и ССУЗов) в возрасте от 18 до 23 лет.
Нами было выявлено, что для современной молодежи с разным уровнем образования характерны как общие особенности, так и различия. Для большинства студентов как ВУЗов, так и ССУЗов свойственны средние уровни по параметрам личностной зрелости. Смысложизненные ориентации у представителей студенческой молодежи находятся в стадии развития. Они испытывают сложности в целеполагании, не всегда способны видеть будущую перспективу собственного развития, осознать себя в мире как субъекта. Молодые люди, участвовавшие в исследовании, более ориентированы на себя, собственные потребности, чем на активное взаимодействие с обществом, они находятся на стадии осмысления жизни, формирования личностной ответственности в процессе вхождения во взрослую жизнь. Кроме того, между группами студентов высших и средних специальных учебных заведений имеются некоторые различия. Так, студенты ССУЗов (в отличие от студентов ВУЗов) в большей степени ориентированы на эффективность результатов своей деятельности, обладают большей свободой выбора, больше уверены в себе и в том, что они реализуются в будущей профессиональной деятельности.