SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 14 док. (сбросить фильтры)
Статья: Иконография щитов римских легионеров последней трети II в.: на материале рельефов колонны Марка Аврелия

В статье рассматриваются рельефы с изображениями римских легионеров на колонне Марка Аврелия в качестве источника по римскому военному снаряжению и военной тактике последней трети II в. Традиционно в историографии данные изображения не считаются достаточно репрезентативными из-за большого числа заимствований из других памятников римского триумфального искусства. Посредством анализа изображений различных типов легионерских щитов на колонне Марка Аврелия и сопоставления их с другими памятниками римского искусства последней трети II – начала III в. между ними были выявлены совпадения в репрезентации элементов римского военного снаряжения. На колонне фиксируется использование легионерами как минимум четырех типов щитов различных форм. Также предполагается, что разные по формам и типам щиты могли использоваться римскими воинами даже в рамках одного строя или формации без привязки к конкретной линии построения. В целом рельефы колонны позволяют подвергнуть сомнению устоявшиеся представления о единообразном вооружении римских легионов в период принципата. Таким образом, рельефы колонны Марка Аврелия можно рассматривать как ценный источник по военному делу эпохи ранней Империи.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Баженов Егор А.
Язык(и): Русский, Польский
Доступ: Всем
Статья: Икона «Спас Вседержитель» из фондов Музеев Московского Кремля. Архивные данные и первая атрибуция

В статье вводится в научный оборот икона в окладе «Спас Вседержитель» из фондов Музеев Московского Кремля как памятник начала XVII столетия (ранее по учетным документам отнесенный к XVIII веку). В результате данного исследования удалось подобрать достаточно близкие датированные аналогии как пробному раскрытию живописи, так и орнаментации оклада, что позволило предположить работу или влияние сольвычегодских мастеров.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Житкова Татьяна
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Икона «Святой Иоанн Воин / Святой Феодор Тирон» из Успенского собора Московского Кремля: к вопросу о времени создания первоначального образа

Статья посвящена проблеме атрибуции одной из самых малоизученных и малоизвестных икон в собрании Успенского собора Московского Кремля – иконе «Святой Иоанн Воин / Святой Феодор Тирон». Сведений об этом памятнике практически не сохранилось. До недавнего времени имелось лишь несколько косвенных доказательств его древнего происхождении, а датировка XIV столетием основывалась исключительно на характере изготовления деревянной основы. Настоящее исследование предлагает ряд наблюдений, связанных с иконографией и художественными особенностями иконы. Высказанные в публикации аргументы позволяют отнести образ святого Феодора к кругу византийских и русских памятников конца XI – первой четверти XII в. Среди ближайших аналогий исследуемой иконе можно назвать: мозаичный образ святого Димитрия Солунского из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве; икону «Святые воины Георгий, Феодор и Димитрий» конца XI – начала XII в. из собрания Государственного Эрмитажа, а также изображение святого Феодора Тирона на оборотной стороне вислой печати новгородского князя Всеволода Мстиславича (1117–1136). Место происхождения иконы можно гипотетически связать со строительством церкви Святого Феодора Тирона на Щиркове улице в Великом Новгороде.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Барков Алексей
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Об одной группе орнаментальных мотивов во фресках церкви Успения на Волотовом поле

Орнаментальный репертуар ансамбля росписи храма Успения на Волотовом поле отличался необыкновенным богатством и разнообразием. На стенах и столбах храма были помещены орнаментальные фризы с «архитектурными» мотивами антикизирующего характера. Это были разные варианты поребрика, брусковый и консольный фризы, меандр и геометризованные растительные формы на деревянных связях. Все они вполне традиционны для византийской живописи первой половины XIV в., отличающейся активным интересом к пластическим классицизирующим мотивам. Орнаментальные композиции в верхней части росписи, на откосах окон, на сводах камер на хорах и на своде предалтарной арки, а также в алтарной зоне имели особый характер. Это были вариации на темы восточной орнаментики и почти точные копии с образцов золотоордынской торевтики. Монгольские завоевания способствовали масштабным миграционным процессам, новым культурным контактам, зарождению новых вкусов и моды. Состав работавших у монголов мастеров был интернациональным, что сказывалось в формах и орнаментации их произведений.

В Византии в палеологовскую эпоху внимание к ориентализирующим мотивам на фоне преобладающего интереса к античному наследию не было сколь-либо существенным. Они оказались не востребованными и в других новгородских ансамблях, относящихся обычно к той же, что и волотовская роспись, группе памятников – во фресках церквей Спаса на Ильине и Фёдора Стратилата, являясь своего рода загадкой. По-видимому, степень влияния золотоордынской цивилизации была настолько значительной, что орнаментальный репертуар её произведений имел более широкое хождение, большую доступность и популярность,
чем мы можем предположить.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Орлова Мария
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ТИПЫ СЛОБОЖАНСКИХ ИКОН ХVII – ХVIIІ ВВ. ПО МАТЕРИАЛАМ XII АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО СЪЕЗДА В ХАРЬКОВЕ В 1902 Г.

Богатейшее культурное наследие Слобожанщины практически не сохранилось, и сегодня его вынуждены изучать по немногочисленным письменным свидетельствам и редким фотоснимкам. Одни из таких источников – каталог и альбом выставки собранных Е.К.Рединым к XII Археологическому съезду. Несмотря на бессистемный характер выставки и субъективные оценки собранных икон, их описание даёт представление о развития иконописного искусства Слобожанщины, культурном обмене между разными регионами Российской империи и Западной Европы. Систематизация и анализ икон позволили выделить их основные типы и на основании этого выявить направления и стили, в которых работали слобожанские художники, что дает возможность характеризовать местную слобожанскую школу живописи и оценить ее вклад в формирование культурного наследия России.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Краснова Ирина
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ОБ ОПЫТЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ФОНДА ПРИ ОТРАБОТКЕ МЕТОДИК РЕСТАВРАЦИИ СТАНКОВОЙ ТЕМПЕРНОЙ ЖИВОПИСИ

Данной статьей открывается серия докладов, посвященных истории создания и использования Экспериментального фонда в отделе научной реставрации станковой темперной живописи Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР). В ней собраны общие сведения о создании фонда, истории поступления предметов и первоначальных задачах фонда. Также приводится краткая информация о том, какие проблемы решаются в отделе реставрации темперной живописи сейчас с помощью фонда. В качестве примера проведения научно-исследовательских работ в статье рассмотрен проводимый отделом эксперимент по влиянию температурно-влажностного режима на рабочие составы растворителей. В настоящей момент изучение истории фонда продолжается.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Чаленко Татьяна
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: НАРОДНАЯ ИКОНА: ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ (К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА)

Статья посвящена важному и малоизученному феномену русского искусства – народной иконе. Рассмотрены особенности её стилистики и технические характеристики, а также приведены факторы, обосновывающие потребность в народной иконе.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Бицадзе Наталья
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: Иконописная школа «Ставрос» в деле возрождения церковной живописи

Цель данной работы – раскрыть роль иконописной школы «Ставрос» Удмуртской Рес-публики в деле возрождения церковной живописи. В статье рассматриваются история возникнове-ния иконописной школы «Ставрос», особенности системы обучения в данной иконописной школе. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые освещаются история выставочной деятельности учеников и выпускников иконописной школы и их опыт работы в области церковной живописи. В результате исследования можно говорить о том, что руководителю иконописной школы «Ставрос» В. Н. Морозову удалось создать, по сути, свою школу-мастерскую, выпускники которой с успехом работают для храмов Удмуртской Республики и России

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ДВЕ АЛАНСКИЕ КОМПОЗИЦИИ IX-X ВЕКОВ С АНТРОПОМОРФНЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ИЗ ИНГУШЕТИИ

Рассматриваются и контекстуализируются два предмета в серии антропоморфных изображений «мифологических сюжетов» из разрушенных грабителями с 2011 по 2019 г. катакомб на р. Чемульга. Набор антропоморфных персонажей здесь уникален для территории Хазарского каганата. В целом композиции с мужскими персонажами концентрировались в комплектах мужских поясов IX-X вв. Костюм и детали иконографии изображений связывают их с сасанидским Ираном и доисламским Согдом. Выбор персонажей аланами объяснялся параллелями с местной мифологией и эпосом, в том числе - инокультурных композиций (полет Александра Великого). Эта сцена, как и изображение старика, играющего на лютне, и орла, уносящего человека, могут быть связаны с сюжетами о старейшине нартов - Урызмаге в нартовском эпосе осетин. Юноша с арканом под деревом и конный охотник на зайца имеют параллели в важных сюжетах (о происхождении аланов-нартов и древнего Бога-меча от браков с дочерьми бога морей). Крылатые и молящиеся сидя персонажи - это, вероятно, зæдтæ - духи, покровители групп людей и т. п. в старой аланской религии. Эти сюжеты соответствовали мироощущению аланских воинов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ЯЦЕНКО СЕРГЕЙ
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: МЕСТНЫЙ РЯД ИКОНОСТАСА ТРОИЦКОГО СОБОРА ТРОИЦЕ- СЕРГИЕВА МОНАСТЫРЯ. РЕКОНСТРУКЦИЯ ПО ОПИСИ 1641 ГОДА

Иконостас Троицкого собора Троице- Сергиевой лавры, в котором сохранились иконы Андрея Рублёва и для которого была написана знаменитая «Троица», - один из самых известных и в то же время мало изученных живописных комплексов средневековой Руси. Главное внимание всегда уделялось иконам трех средних ярусов. Местный ряд и находившиеся в нем иконы- пядницы, известные по монастырским описям, привлекали внимание в несравненно меньшей степени. Храмовые образы, написанные непосредственно для иконостаса и составлявшие его основу, с течением времени дополнялись другими иконами, поступавшими в монастырь. Согласно Описи Троице- Сергиева монастыря 1641 г., в местном ряду иконостаса находились келейные иконы преподобного Сергия Радонежского. Справа, возле его раки, - царские вклады и моленные иконы. Напротив восточного столба были расположены иконы с изображением патрональных святых царской семьи. Цель работы - попытка реконструкции и идентификации икон местного чина иконостаса Троицкого собора в соответствии с Описью 1641 г.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Воронцова Людмила
Язык(и): Русский
Доступ: Всем