SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 18 док. (сбросить фильтры)
Статья: Длинный кадр и его прообразы

Статья посвящена рассмотрению возможного пути для определения концепции генезиса формы и функции длинного кадра через предшествовавший ему опыт работы с длительностью в статичных изображениях и других медиа. Длинный кадр становится формой, которая аккумулирует в себе выработанные статичными изображениями стратегии: работу с многослойностью, растяжением и сжатием времени и пространства, созерцательными практиками, с драматургией взгляда и так далее, совмещая это с выразительным потенциалом «длительности» движущегося изображения, добиваясь при этом различных эстетических результатов — усиления драматургии или, наоборот, полной дедраматизации.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Бавыкина Мария
Язык(и): Русский
Статья: Документальная фотография как форма авторского высказывания о событии: специфика фотоцикла Джорджа Кадиша

Джордж Кадиш (1910-1997) - литовский еврей, фотограф, выживший узник Каунасского гетто. На протяжении нескольких лет он тайно фотодокументировал повседневность узников гетто. Объектом исследования в данной статье является серия фотографий Джорджа Кадиша, сделанных в Каунасском гетто в период с 1941 по 1944 гг., а предметом исследования - форма авторского высказывания о событии в документальной фотографии. В статье снимки Кадиша предлагается проанализировать с точки зрения двойственности документальной фотографии: как прямое и непрямое высказывание о событии. Особое внимание в статье уделяется второму типу документальности, которое отсылает не только к самой фотографии, но и к событию в целом, позволяя вывести анализ фотографии за ее же собственные рамки. В основе предложенного визуального анализа лежит подход Диди-Юбермана. В анализе снимков он уделяет особое внимание изображенному пространству и случайным деталям, а также самой практике фотографирования. Такой подход позволяет не просто описать фотографии, но расширить возможности их понимания. Новизна данного исследования заключается в применении методологии Диди-Юбермана к фотографиям Джорджа Кадиша. В рамках предложенного в статье анализа рассматривается несколько сюжетных групп фотографий. Особенно важным оказывается обратить внимание на те элементы в фотографии, которые на первый взгляд могут показаться незначительными и малоинформативными. В статье осуществляется попытка наделить эти фотографии особым свидетельским статусом. Они предстают не только как зафиксированные моменты той реальности, но как сосредоточение опыта узников - никогда невыразимого до конца. В статье изложена точка зрения о том, что эти фотографии предстают перед нами, с одной стороны, как фрагменты индивидуального опыта, а с другой - в качестве части коллективного опыта Холокоста.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Трофимов Федор
Язык(и): Русский, Английский
Статья: ОБ ЭЛЕМЕНТАХ ДЕСТРУКТИВНОСТИ ФОТОГРАФИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Современный индивид, приобретя новую форму идентичности - электронное кочевничество, позиционирует себя в социальных сетях, что актуализирует анализ данной проблемы. Объектом исследования избран электронный кочевник, рассматриваемый через призму фотографий, размещаемых им на социальных страницах. Феноменологический метод, базирующийся на идеях Э. Фромма, позволяет выявить в этих фотографиях элементы деструктивности, не замечаемые и не осознаваемые электронным кочевником. В социальных сетях помимо способа коммуницирования и обмена информацией фотография несет в себе и иные черты. Кочевник в фотографии конструирует свой образ, придавая ему черты эстетичности и театральной постановочности, тем самым подменяя реальность желаемой возможностью. Особую роль в этом играют многочисленные тренды обработки фотографии. Тиражируя фотографии в социальных сетях, кочевник любуется собой и буквально превращается в рекламируемый товар. В социальных сетях кочевник одновременно играет роль наблюдателя и наблюдаемого объекта. Испытывая зависимость от гаджетов и проявляя (нередко скрытый) властный характер собственной натуры, кочевник желает и видеть, и быть видимым. Но его потребность власти есть проявление витальной импотенции, потому что вместо реального взаимодействия с другими кочевник предпочитает любование собственным телом/лицом на фотографии. Современный кочевник, превращая себя в медиаобъект и выкладывая в социальных сетях огромное количество фотографий, начинает жить в отчужденном формате. Поиск новых ракурсов, соответствующих модным тенденциям, делает кочевника мечущейся и децентрированной натурой. Перечисленное свидетельствует о наличии деструктивных элементов в фотографии и кризиса в бытии кочевника. Проблема требует дальнейшего анализа с целью более глубокого рефлексирования над ситуацией и ее исправления.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Яковлева Елена
Язык(и): Русский
Статья: ЭСТЕТИКА РУССКОЙ ПИКТОРИАЛЬНОЙ ФОТОГРАФИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

В данном исследовании предметом является история и особенности развития русской пикториальной фотографии конца XIX - начала XX века. Цель данной статьи - на основании анализа творчества отечественных пикториалистов выявить отличительные черты русского пикториализма. Так же в статье объясняется роль пикториализма в истории русской фотографии и её влияние на новое поколение фотографов. Научная новизна заключается в том, что исследование представляет новый взгляд на развитие русской пикториальной фотографии и выявляет ранее неизвестные аспекты этого искусства. История зарождения пикториализма в России ещё до конца не исследована и не систематизирована. Русскому пикториализму посвящено не так много научных трудов. В виду политической цензуры, творчество пикториалистов не вписывалось в рамки советской идеологии, поэтому на долгий период было забыто. Автор акцентирует внимание на важности изучения данной темы для осмысления роли пикториализма, как фундаментального явления в русской художественной фотографии. При написании статьи использовался метод конкретно-исторического анализа, моделирования, дедуктивный метод и другие. Исследование проводилось на изучении литературных материалов, посвящённых русским пикториалистам, а также анализа фотографических источников.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Джерук Н.
Язык(и): Русский, Английский
Статья: Школа изучения аудиовизуальных документов в Историко-архивном институте: традиции и достижения

Статья посвящена анализу вклада ученых и одновременно преподавателей Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета в исследование комплекса различных видов аудиовизуальных документов. Основное внимание уделено работам основателей данного актуального исследовательского направления – профессоров А. А. Кузина, Л. М. Рошаля, В. М. Магидова. В то же время в статье представлено содержание новейших обобщающих трудов об аудиовизуальных документах и архивах, созданных в XXI веке учениками и последователями указанных авторов. Использованные историографические источники в форме монографий, статей, учебников систематизированы по хронологическому и тематическому принципу. Применение данного подхода дает возможность показать традиции и современные тенденции в изучении различных видов аудиовизуальных документов специалистами из Историко-архивного института, определить степень актуальности опубликованных исследований по данной теме. Основное внимание уделено работам, посвященным решению логически связанных проблем архивоведения и источниковедения. Их выбор для изучения определяется традицией развития научных исследований в Историко-архивном институте. В то же время в статье представлены результаты изучения актуальной темы создания и хранения изобразительных и аудиовизуальных документов в электронной среде. В связи с этим изложено содержание понятия технотронного документа, которое широко использовалось в научных исследованиях конца XX – начала XXI в.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Ланской Григорий Н.
Язык(и): Русский, Польский
Статья: Семейные архивы жителей Луганщины

Статья основана на материале семейных архивов жителей Луганщины, оцифрованных в рамках проекта «Донбасс: семейный фотоархив» в экспедициях 2018–2019 годов. Материал (фотографии, сделанные любителями и снятые в ателье) относится по преимуществу к 1960–1980-м годам — времени расцвета фотолюбительства, но в целом хронологически охватывает весь XX век, включая и дореволюционные фотокарточки, и снимки 1990-х годов. В статье охарактеризован сюжетный состав фотоархивов; особое внимание уделяется представлению в них хроники жизни семьи и сохранению памяти о различных знаковых для нее событиях, таких как свадьба (роспись в ЗАГСе, посещение молодоженами мемориалов, ряженье участников свадебного празднования и т. д.), рождение ребенка, жизнь ребенка (в частности, поступление в первый класс и выпускные мероприятия), домашнее празднование Нового года и дней рождения членов семьи, служба в армии (в частности, принятие присяги), участие в праздничных демонстрациях 1 Мая и 7 Ноября и, наконец, похороны. Кроме того, архивы содержат фотографии членов семьи, их друзей и родственников (такие фотографии было принято дарить на память, о чем свидетельствуют надписи на оборотах): фотография, помимо фиксации семейных сюжетов, имела коммуникативную функцию. Отдельно описывается созданная автором на платформе Daminion база данных, предоставляющая возможность тегировать загруженные медиафайлы и осуществлять поиск по ключевым словам. Приводится список ключевых слов, характеризующий сюжет фотографий донбасского фотоархива, и количество фотографий, тегированных таким образом.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Лурье Вадим
Язык(и): Русский
Статья: ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ

Статья посвящена анализу фотографической темпоральности. Выделяется несколько видом темпоральности возникающих в процессе съемки и восприятия фотографий. Это дает возможность перейти к рассмотрению восприятия фотографии как процессу актуализации памяти. Этот уровень восприятия сообщает практике фотографии субъективность через обращение к прошлому. Соединяя в себе гетерогенные процессы реализации материи, актуализации персональной памяти и общественного габитуса фотография конструирует систему визуальной нормативности.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Хорошилов Андрей
Язык(и): Русский, Английский
Книга: Научно-популярная литература. Фотография в прошлом, настоящем и будущем

Книга посвящена развитию фотографии начиная с фотографических процессов первой половины XIX в. и кончая современными способами фотографии с их богатыми возможностями, позволяющими регистрировать быстропротекающие процессы, различные виды электромагнитного излучения, точно воспроизводить цветные объекты и т. п. В популярной форме описаны этапы получения фотографического изображения в классическом фотопроцессе и на материалах, не содержащих галогенидов серебра, с применением так называемой бессеребряной фотографии. Показаны перспективы развития фотографии. Для широкого круга читателей.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1988
Кол-во страниц: 184
Загрузил(а): Арсентьева Ульяна
Язык(и): Русский
Книга: Знай и умей. Путешествие в удивительный мир

Книга о том, как научиться фотографировать растения, цветы, насекомых. Автор, основываясь на собственном опыте, дает профессиональные советы начинающим, приглашая их в путешествие с фотоаппаратом в удивительный мир природы. Главное в этой книге — не только описание фотографической техники. На эту тему есть множество руководств. Задача автора — поделиться собственным опытом. Опытом человека, который путешествовал с фотоаппаратом около двадцати лет.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1989
Кол-во страниц: 124
Загрузил(а): Арсентьева Ульяна
Книга: Фотография

Важнейшие открытия и приоритет в области науки получения фотографического изображения принадлежат русским учёным. В 1818 году русский химик Гротгус установил, что свет производит химические изменения в веществе только в том случае, если он поглощается этим веществом. Этот закон, высказанный за двадцать лет до опубликования фотографических снимков, подтверждает закон сохранения вещества энергии, открытый гениальным русским учёным М. В. Ломоносовым. Тончайшие процессы, происходящие под действием света, привлекали внимание великого учёного Д. И. Менделеева, писавшего в одной из своих работ, что «химические процессы фотографии имеют большой интерес не только практического, но и теоретического свойства». Придавая большое значение развитию научной фотографии, Д. И. Менделеев создаёт в 1877 году «Фотографическое общество» и активно участвует в работе фотографического отдела Русского технического общества. Труды крупнейшего русского учёного К. А. Тимирязева в области физиологии растений также основаны на изучении фотохимических превращений вещества. Тимирязеву принадлежат работы: «Фотохимические действия крайних лучей спектра», «О значении ортохроматических снимков» и другие труды, связанные с вопросами фотографии.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1951
Кол-во страниц: 77
Загрузил(а): Арсентьева Ульяна