SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 15 док. (сбросить фильтры)
Статья: Преподаватель и студент в социокультурной среде вуза: аспекты личностно-профессионального развития в диалоговом взаимодействии

Введение. Актуализируется проблема совместного личностно-профессионального развития преподавателя и студента в социокультурной среде высшего учебного заведения (вуза). Ведущее условие такого развития – диалог (сотрудничество и сотворчество) в различных видах учебно-воспитательной активности (собственно учебной, исследовательской, коммуникативной и др.).

Постановка задачи. Цель изыскания – изучить реальные возможности для равнопартнерского взаимодействия преподавателя и студента в специально организованном совместном решении задач личностно-профессионального развития в социокультурных условиях академической среды современного российского вуза.

Методика и методология исследования. Проведено теоретико-методологическое обобщение проблемы исследования, включая анализ и интерпретацию результатов с опорой на работы зарубежных и отечественных авторов, а также на личный опыт и наработки авторов статьи. Задействованы методы теоретико-методологического и теоретико-прикладного спектра. Методологическими ориентирами выступили эволюционно-исторический и социально-экологический подходы, а также средовой подход образовании.

Результаты. Раскрыта структура академической среды вуза как социокультурной среды и обозначена роль ее компонентов в совместном личностно-профессиональном развитии преподавателей и студентов; определено место и функции социокультурных средовых взаимодействий в совместном личностно-профессиональном развитии преподавателей и студентов; обоснован вклад преподавателя в вариатизацию средовых взаимодействий студентов в социокультурных условиях академической среды современного российского вуза.

Выводы. Статья включает важные теоретические результаты, в том числе полученные ранее, в их современной интерпретации. Даны практические рекомендации для педагогов, где обращается внимание на компетенции преподавателя как воспитателя, активно включенного в разные формы социокультурных средовых взаимодействий со студентами.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Гагарин Александр
Язык(и): Русский, Английский
Статья: К вопросу о профилактике экстремизма в молодежной (студенческой) среде

Предметом исследования выступает непосредственно система профилактики экстремизма среди молодежи. Объект исследования представляет собой сам молодежный экстремизм как социально-политическое явление общественной жизни. В статье предпринята попытка комплексного анализа мер, направленных на профилактику молодежного экстремизма на базе высшего учебного заведения. Анализ основывается на накопленном опыте, содержащемся в методических рекомендациях, специальной литературе по исследуемой тематике. Автор делает акцент на анализе отечественных источников. Особое внимание уделено требованиям, предъявляемым как к содержанию профилактических мероприятий, так и к профессиональным компетенциям специалистов, которые выступают субъектами данной деятельности. Молодежная среда, особенно студенческая, является уязвимой перед деструктивным влиянием экстремистских идеологий, что обусловлено возрастными особенностями данной социальной группы. Основными методами исследования выступили следующие общетеоретические методы: анализ, синтез, обобщение литературы по указанной тематике. Автором сформулированы конкретные, практико-ориентированные предложения по улучшению мероприятий, направленных на профилактику экстремизма, реализуемых учреждениями высшего образования. Эти предложения предназначены для тех, кто непосредственно занимается профилактической работой (педагоги, психологи, специалисты по молодежной политике). Ключевым выводом является обоснование необходимости разработки единого стандарта проведения антиэкстремистской профилактической работы в высших учебных заведениях. Такой стандарт позволит унифицировать подходы, обеспечить системность и повысить результативность профилактических мер. Подчеркивается важность создания и развития научных школ, занимающихся непрерывным изучением феномена экстремизма. Именно научные исследования должны формировать базу для разработки эффективных методик противодействия распространению экстремистских идеологий в молодежной среде. Необходимы постоянные исследования, мониторинг и адаптация профилактических мер к меняющимся условиям.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский, Английский, Китайский
Статья: ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАЕМЫХ В ВУЗЕ ДИСЦИПЛИН, СВЯЗАННЫХ СО СФЕРОЙ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ

Рассматривается ряд специальных учебных дисциплин, преподаваемых в непрофильных вузах, таких как «Основы профориентологии», «Социальная работа с безработными», «Занятость населения и ее регулирование», которые прямо ориентированы на подготовку высококвалифицированных кадров для сферы содействия занятости населения. Приводятся конкретные примеры формируемых компетенций, результатов обучения, изучаемых разделов, тем, вопросов на занятиях, а также заданий для самостоятельной работы студентов. Полученные результаты можно использовать в качестве рекомендаций по организации преподавания в вузах с последующим уверенным и эффективным трудоустройством выпускников, а также при разработке образовательных программ профессионального обучения.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Овчинников Дмитрий
Язык(и): Русский
Статья: СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: СТРУКТУРНАЯ И ФАКТОРНАЯ ЭЛЕМЕНТЫ

Образовательный экспорт, это один из процессов, повышающих имидж нашей страны, который отвечает за распространение русской культуры и русского языка. В современных условиях усиливается роль высших учебных заведений, международных служб, поскольку обучение иностранных студентов усиливает авторитет и привлекательность вуза в социокультурном пространстве страны. Привлекательность и результат освоения образовательных программ во многом зависят от удовлетворенности студента образовательным процессом, от уровня владения языком обучения, как средства общения и овладения профессией. Важную роль в профессиональном и личностном становлении человека играет социализация, которая приобретает новые качества в социокультурном пространстве.

Следовательно, успешность обучения и уровень профессиональной подготовки иностранных студентов напрямую зависит от степени социальной адаптации в стране пребывания. Данный факт приобретает особую актуальность, теоретическую и практическую значимость. В статье рассматриваются процессы социальной адаптации и профессиональной социализации. Особое внимание уделяется структурным элементам социальной адаптации и анализируются ключевые факторы, влияющие на профессиональную социализацию. В статье также подчеркивается взаимосвязь между процессами социальной адаптации и профессиональной социализации, где первая выступает основанием для формирования полноценной профессиональной идентичности. Результаты исследования ориентированы на создание функциональных моделей, которые способствуют разработке образовательных стратегий интернационализации высшего образования.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Лутова Юлия
Язык(и): Русский
Статья: ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В данной статье рассматривается эффективность применения методов игровой деятельности в образовании. Сейчас преподавтели различных учебных заведений не испытывают недостатка в различных возможностях и ресурсах для осуществления более качественного учебного процесса. Конечно же, это относится к обучению студентов высших учебных заведений. Только во время игрового процесса человек может полностью проявить себя, продемонстрировать все свои таланты, порой даже открыть в себе скрытие способности к чему-нибудь. Это обуславливает необходимость применения игровых методов в современной системе обучения студентов ВУЗов. Игровую деятельность можно воссоздать во время лекций, практических или лабораторных занятий, используя игровые технологии, которые еще называют игровые способы. Данные методы направлены на развитие творческого потенциала у каждого индивида.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский, Английский
Статья: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

Введение. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития инновационного потенциала научно-педагогических работников (НПР), выступающих в качестве главного драйвера развития современного высшего образования в условиях реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». С учетом этого обстоятельства в статье раскрываются: понятие инновационного потенциала НПР; необходимость его создания и реализации; методологические подходы к его исследованию. Цель исследования - рассмотреть методологические подходы для исследования инновационного потенциала НПР.

Материалы и методы. В исследовании применен метод анализа научной литературы по вопросу изучения инновационного потенциала НПР вузов. Результаты. Основные результаты, полученные в ходе исследования: 1. На фоне рассмотренных трактовок понятия инновационного потенциала НПР предложено его авторское понимание. 2. Сформулированы и раскрыты четыре основных методологических подхода к изучению инновационного потенциала НПР - системный, институциональный, ресурсный, общностный. Показано, что системный подход позволяет выделить структурные элементы и функции инновационного потенциала НПР как открытой и динамичной социальной системы, взаимодействующей с системой высшего образования. Выявлено, что институциональный подход дает возможность проанализировать нормативные рамки существования и реализации инновационного потенциала НПР. Определено, что с позиций ресурсного подхода возникает возможность проанализировать имеющиеся у НПР виды ресурсов, являющихся структурным компонентом инновационного потенциала. Установлено, что общностный подход позволяет рассмотреть НПР как социальную общность, реализующую свой инновационный потенциал на разных уровнях.

Обсуждение. В статье обсуждаются возможности применения методологических подходов к исследованию инновационного потенциала социальной общности НПР; на основе представленных подходов обсуждается необходимость разработки стратегии управления процессом становления и развития инновационного потенциала НПР.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ВЛАСОВА ОЛЬГА
Язык(и): Русский
Статья: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ВЫЗОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье проводится комплексный анализ роли цифровых и дистанционных технологий в современной системе высшего образования. Рассматриваются ключевые преимущества и недостатки дистанционного обучения, особенности его массового применения в условиях пандемии COVID-19. Дается обзор основных инструментов и платформ, используемых для организации дистанционного учебного процесса в вузах. На основе проведенного анализа сформулированы рекомендации по эффективному внедрению цифровых технологий в образовательную деятельность высших учебных заведений с учетом новых вызовов и возможностей постпандемического мира.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ЮСУПОВА ОЛЬГА
Язык(и): Русский
Статья: ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

В статье рассматриваются особенности инновационной среды современного высшего учебного заведения, ее структура и значение для студентов и преподавателей. Данная среда способствует развитию креативности, научного потенциала и инновационной активности преподавательского и студенческого состава, поддерживая создание и внедрение новых знаний, технологий и решений.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Статья: РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются роль и место преподавателя высшего учебного заведения в современном обществе, их трансформация в связи с изменением подхода к образовательному процессу в целом, а также новые функции, которые появились у преподавателя с учетом этих изменений.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Малышева Н.
Язык(и): Русский, Английский
Статья: ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОЦЕНКА В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена анализу проблем, возникающих при организации дуального образования в системе «отрасль – предприятие – вуз». Рассматриваются ключевые аспекты, такие как формирование содержания и методик образовательных программ, а также мероприятия, направленные на усвоение принципов и категорий дуального образования. Цель исследования заключается в уточнении задач и принципов успешной реализации дуального образования для подготовки квалифицированных инженеров, а также в оценке уровня готовности студентов. В рамках работы использованы различные методологические подходы. Подчеркивается важность осознанного приобретения знаний и навыков студентом, что способствует формированию профессиональных компетенций. Практические навыки и знания обучающихся легли в основу разработки программного обеспечения для обучения в данной модели. Результаты самооценки выпускников показывают, что никто из респондентов не оценил свои компетенции как «не развиты», однако значительная часть участников отметили слабый уровень развития некоторых навыков (до 43,2%). Заключение подтверждает, что для успешного функционирования дуального образования необходимы не только принципы организации, но и постоянное совершенствование методов обучения. По итогам тестирования 68% студентов продемонстрировали высокие результаты в практических заданиях, что свидетельствует о положительной динамике в их обучении.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Каххоров С.
Язык(и): Русский, Английский