Архив статей журнала
Обширное драматическое наследие Островского изучается посредством исследования преимущественно занимающих его ракурсов заявления «человеческого в человеке». С данной целью на основе однородных наблюдений производится выборка, устанавливающая распределение неких базовых параметров. Согласно такому способу действования драматический материал расценивается гуманитарным полем, в пределах которого осуществляется сценическое экспериментирование. В действительности речь идет о получении двух рядов генеральных совокупностей: одну устанавливает художник (выделением множества репрезентативных жизненных картин), другую - аналитик его творчества (выделением репрезентативных картин художественной трактовки жизни). Характеризация сценографии Островского проводится по функциям значения таких капитальных поэтических тематизаций, как сюжетика - «маленький человек»; «человеческое достоинство»; «самодурство»; «все всегда - в продаже»; «внутренняя опустошенность»; «путь России»; «счастье»; «историческое творчество».
Объемное драматическое наследие Островского подвергается осмыслению с позиций продумывания глубин национального состояния, пробуждения народного духа. Преимущественное внимание обращается на специфические задачи театра способствовать духовному прогрессу общественной жизни через гуманитарное зодчество. В определенном смысле работа восполняет пробел, связанный с недостаточным уяснением человеческого значения художественной деятельности родоначальника отечественной сцены.