Архив статей журнала
Усложнение современного мира происходит под влиянием многочисленных факторов, ведущее место среди которых занимают достижения науки и техники. Самоочевидно, что происходящие изменения также тесно связаны с бытием человека, приобретающем дополнительные свойства. Появление виртуальной и дополненной реальности конституирует целый ряд новых вопросов, сопряженных с проблемой человека, что формирует цифровую антропологию как целое исследовательское поле. Настоящая статья посвящена аналитике теоретического базиса цифровой антропологии и возможностям построения новых моделей человека. Однако, несмотря на некоторую общность воздействия на современный мир цифровизации, ее проявления всегда будут контекстуально определены, а новые версии человека порой будут реализовываться весьма контрастно, существенно отклоняясь друг от друга.
В настоящем исследовании делается попытка междисциплинарного - литературоведческого и музыковедческого - подхода к роману Рушди «Кишот» (2019), чем обусловлена его актуальность и научная новизна. В статье доказывается, что художественная рецепция протосюжета «Дон Кихота» Сервантеса в романе Рушди имеет характер темперации и в этом смысле может быть соотнесена с «Хорошо темперированным клавиром» Баха, принципы организации которого помогают при анализе романа, где темперируются идеи, темы, образы, структура романа Сервантеса. Сервантесовский претекст стал составной частью романного языка Рушди и выполнил те же функции, что протестантские хоралы в «Хорошо темперированном клавире» Баха, где отдельные хоральные мотивы приобретают качества устойчивых формул символического характера. Интерпретация и раскрытие их смыслового содержания дешифруют нотный текст и наполняют его духовной программой. Для современников Баха хоральные мелодии отражали содержание протестантских хоралов - конкретные эпизоды библейской истории, праздники, ритуальные действа. За четыре столетия с момента появления роман Сервантеса прочно вошел в литературно-культурный ареал всех эпох, стал важнейшим основанием миропонимания и миропознания. «Дон Кихот» порождает бесконечное множество смыслов и ассоциативных рядов символов, обретает качество знаковой системы, которая раскрывается при встрече с другими знаковыми системами. Рушди актуализировал именно эту особенность сервантесовского текста, используя приемы фугированной обработки исходного текста, остинато, импровизации на заданную тему, модуляции. При этом в сочинении Баха господствует барочная гармония, баховский «Хорошо темперированный клавир» свидетельствует о совершенстве и гармонии мира. В романе же Рушди основополагающей является постмодернистская дисгармония, что в конечном счете обусловлено общим для постмодернистов представлением об относительности истины, о «смерти» бога, автора, субъекта, о мире-тексте и человеке-тексте. Благодаря темперации идеи, темы, проблематики, системы героев, структуры романа Сервантеса в «Кишоте» Рушди раскрываются механизмы деконструкции традиционного сюжета с ее антирациональным философским дискурсом.
Статья посвящена анализу научных подходов к моделированию электронных образовательных средств в контексте информационно-коммуникационных контентов образовательной среды студентов-филологов. Ключевая идея: современное поколение получает образование в сложных условиях естественно-искусственной реальности, в связи с чем недопустима формально-механистическая реализация смешанного обучения; необходимо гармоничное сочетание живого общения с цифровыми технологиями. Новизна статьи заключается в том, что в ней представлены компоненты модулей, позволяющие воспринимать литературу в диалоге искусств, интермедиальном аспекте. Достигнутый результат отражен в модели электронного ресурса, сочетающего в себе текстовые, визуальные, аудиальные средства коммуникации. Доказано, что инструменты цифровой среды служат эффективным способом овладения гуманитарными знаниями.
Статья посвящена исследованию феномена подтекста - значимого понятия в теории литературы и герменевтике, науке интерпретации художественных текстов. Проанализированы имплицитные способы выражения глубинного, ассоциативно-символического смысла произведения, не представленного в тексте вербально; продемонстрирован комплексный подход к истолкованию текстов с точки зрения их неявных смыслов. Этим обусловлены актуальность и новизна работы. Рассмотрены «умыслы», которые сознательно или невольно привносятся авторами в произведения в форме реминисценций, умолчаний, намеков. Они исследованы в составе единого смыслообразующего поля, восприятие которого требует повышенного интеллектуального напряжения и домысливания. Доказана плодотворность интерпретации литературных произведений с точки зрения их многоуровневой семантики: эксплицитной и имплицитной.
В последние несколько десятилетий концепт «устойчивое развитие» находился в оптиках многих предметных областей знания. Однако ни одна из них так и не смогла предложить концептуально новую парадигму познания объектов и процессов устойчивого развития, что является вполне логичным, если учесть, что для выполнения такой задачи необходим особый уровень рефлексии, предполагающий существенное расширение категориального и понятийного аппарата. Философия устойчивого развития - это новое исследовательское направление, которое должно способствовать интеграции уже существующих предметных онтологий с целью создания более подвижной и гибкой познавательной структуры. В статье приводятся примеры устоявшегося понимания проектирования, а также рассматриваются его перспективные социетальные аспекты. Формируется гипотеза, позволяющая представить деятельность устойчивого развития в рамках социотехнической схемы, что позволяет задать в ней формируемые области знания, которые можно отнести к деятельности исследования и проектирования.
В статье мы обращаем внимание на процесс перевода артионима с одного языка на другой, поскольку такое наименование являет собой своего рода «эмоциональный трейдер», задающий эмоциональное направление зрителю. При этом текст-название проходит сложный путь перекодировки предшествующей информации для адаптации появляющихся коммуникативных процессов между разными языковыми системами. Новый артионим должен не только соответствовать замыслу художника, не испытав «семантическую инфляцию», не потеряв при этом заложенный мастером глубинный смысл, но и стать «второй» органичной вербальной стороной креолизованного текста и приспособиться к языковым и культурным реалиям другой страны, вписавшись в ее искусствоведческий дискурс и расширив его возможности.
Научная новизна и актуальность настоящего исследования обусловлены тем, что в нем рассматриваются исторические закономерности бытования двух протосюжетов о Владе III Басарабе Дракуле, доказывается их генетическое мотивное родство и определяется специфика осмысления традиций дракульской протосюжетики в романе современной американской писательницы Керри Манискалко «Охота на князя Дракулу» (2017). Анализ полижанрового романа К. Манискалко «Охота на князя Дракулу» показал, что в нем синтезируются два дракульских протосюжета, структурно-содержательные и мотивные доминанты которых художественно переосмысляются: интермедиально в случае с текстом М. Бехайма и конверсивно в случае с книгой Б. Стокера. Исследование актуального контекста художественной содержательности романа К. Манискалко позволило сделать вывод о том, что в нем дается эмансипационная женская рефлексия образа валашского господаря.
Актуальность темы заключается в том, что при наделении жилья и дома несуществующими конструктами, отдаляется момент предписываемого обладания социокультурными благами, и впоследствии под влиянием неконтролируемых внешних факторов трансформируется из необходимости решения жилищного вопроса в некую обетованную землю, непостижимую и никогда не обретаемую. Данный материал представляет потребность в закреплении понятийного аппарата, применяемого в дальнейших методологических исследованиях. Смешивание, а порой откровенная путаница в категориях «дом», «быт», «повседневность», «жилье» и «жилище», демонстрирует непогружение исследователя в изучаемый объект и полное игнорирование объективных факторов, существующих вопреки тем или иным научным школам. В работе предпринята попытка разграничения вышеуказанных понятий, выявляя жилищное в жилье и отделяя жилье от жилища, обособляя дом от домашности. Таким образом, фиксация терминов, объясняющих жизнеобитание индивида в социальном пространстве, подкрепляется весомостью сравнительных сопоставлений, с ликвидацией ошибок и логических допущений, применяемых при изучении вопросов жилья. Основная цель материала заключается в выявлении полярного различия различностей дома и жилья. В качестве объекта выступила концептуальность разности дома и жилья. Предметом обозначена недостижимость места обетованного через категории жилища и дома.
В данной статье рассматривается социальная эстетика медицинских видеоигр как часть современного социокультурного контекста. Авторы анализируют влияние видеоигр на формирование ценностей, сообщений и влияния на общественные представления о красоте, нравственности и справедливости. Основываясь на понятиях социальной эстетики и визуальной экспрессии, авторы обращают внимание на роль видеоигр как формы развлечения, погружения в виртуальные миры и создания уникального пространства для социальных взаимодействий. В статье также освещается процесс становления видеоигр как самостоятельного медиума искусства и необходимость разработки методологической базы для более глубокого понимания и анализа их эстетических аспектов. В тексте прослеживаются примеры медицинских видеоигр, таких как «Sanitarium», «Surgeon Simulator 2013», «Grey’s Anatomy: The Video Game», «Outlast», «Emergency», «Silent Hill», «Plague Inc.» и «ER: The Game», которые представляют разнообразные подходы к отражению медицинских тем в игровом контексте. Автор обращает внимание на важность визуального и звукового оформления игровых проектов, создающих уникальную атмосферу и передающих зрителю глубину и значимость медицинских аспектов. Также описывается образовательный потенциал медицинских видеоигр для студентов и профессионалов медицинской сферы, а также их способность стимулировать обсуждение социальных и этических вопросов, связанных с медициной. В заключение, автор подчеркивает актуальность и значимость социальной эстетики медицинских видеоигр в контексте современных тенденций развлекательной индустрии и общественного восприятия медицинских тем. Главная тема данной статьи заключается в рассмотрении социальной эстетики медицинских видеоигр как формы искусства и влияния на формирование общественных представлений о медицине, здоровье и социальной ответственности.
В методологическом плане проведенное исследование базируется на критической теории постструктурализма с выявлением функциональности места обитания как определяющей точки вхождения индивида в общественное пространство, впоследствии формирующем его личность. Данный феномен обосновывается тем, что жилищные потребности в структуре социальных потребностей человека занимают особое место, и их реализация является важнейшей функцией не только государства, но и институтов трансформирующегося общества. Однако несправедливость в удовлетворении естественной и крайне важной потребности в жилье табуирована, отрицаема и вынесена за рамки общественного познания социальной несправедливости. Отсюда, актуальность темы обусловлена тем, что жилищное неравенство с ранних этапов истории переживается людьми остро в связи с тем, что жилье, как витальная ценность, распределялось не всегда обдуманно. Выявление особенностей жилищной стратификации в современном мегаполисе подчеркивает актуальность раскрытых вопросов, конкретизируя их до проблемного поля жилищных условий в городском пространстве. Поэтому основная цель заключалась в выявлении усиления социального движения индивида от естественных благ, снижающем вероятность в удовлетворении его жилищной нужды, в условиях современной общепризнанной формации. Объектом обозначен процесс социального дистанцирования потребности человека в жилье в структуре потребностей. В качестве предмета выступает микрофактор жилищной потребности в макрофакторе социальных потребностей индивида.
В начале XXI века сформировалось новое направление - социология туризма, благодаря тому, что, с одной стороны, международный туризм превратился в массовую познавательную практику выездного туризма, а с другой стороны, апробируются виртуальные экскурсии, использующие цифровые технологии. В статье рассматривается культурный феномен туризма с точки зрения философской рефлексии социального пространства туризма на примере наиболее востребованных туристских регионов Европы.
В статье предпринимается попытка сравнительного анализа образа главного героя повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и евангельского сеятеля, которым, с богословской точки зрения, является Сам Господь Иисус Христос, а с точки зрения Христа, «сеющий доброе семя есть Сын Человеческий» (Мф. 13:37). В структуру произведения органично вписались и другие конструктивно значимые для притчи образы - семя, почва и плод. Их художественная рецепция соответствует традиционному в экзегетике аллегорическому истолкованию. Образ Желткова как проекция на евангельского Сеятеля совпадает во многом с православным иконографическим каноном Иисуса Христа. Семантика цвета, света, географии и геометрии пространства в повести та же, что и в иконописи. Об этом свидетельствуют результаты сопоставления литературного произведения с иконами «Спас в силах», «Нетварный свет», «Неопалимая Купина» и «Не рыдай Мене Мати». Они подтверждают мысль о том, что писатель «конструировал» образ главного героя как человек, который, «пишет икону, прозревая истинный Образ Божий», а его история «вечной исключительной любви», которая «повторяется один раз в тысячу лет», - это и есть «икона», которая, если иметь в виду читательскую рецепцию, «создает человека, напоминая ему об образе Божьем, в нем сокрытом». Следовательно, можно говорить о притчевом, дидактико-аллегорическом, характере содержания «Гранатового браслета», который был задуман автором не столько как гимн любви, пусть даже христианской, сколько как история духовного преображения человека, его «обожения», то есть обретения им Бога и уподобления Христу как самому высокому идеалу.
- 1
- 2