Статьи в выпуске: 5
В коллективной монографии, посвященной феномену глобализации, подготовленной отечественными специалистами, и изданной на Западе, представлено междисциплинарное исследование одного из базовых процессов современной цивилизации. Причем акцент сделан на философской составляющей феномена, адекватный анализ которого позволяет рассчитывать, с одной стороны, разобраться, по возможности, в сложных турбулентных переплетениях нынешней мировой межгосударственной ситуации, а с другой - приблизиться к восприятию потенциальных прогностических цивилизационных трендов. Автор рецензии полагает, что представленная работа, опирающаяся в своей основе на базисные исследования в области глобальных проблем советской эпохи последней четверти ХХ в., подводит определенный итог разработкам в сфере глобализации первых двух десятилетий ХХI в., фиксируя элементы процесса деглобализации. Следующий шаг в этом направлении должен, по мысли рецензента, дать более конкретную оценку современных и потенциальных прогностических тенденций в глобалистике, учитывая при этом высокую «степень «неустойчивости» современных мировых цивилизационных процессов, балансирующих на «стыке» глобализации и деглобализации, западноцентризма и востокоцентризма.
Статья посвящена рассмотрению положения женщин в еретических течениях античного христианства, в частности, в гностицизме и монтанизме. Актуальной теоретической проблемой данного исследования является комплексный анализ женского образа в неортодоксальных общинах раннего христианства. В статье раскрываются особенности положения и служения женщин в еретических течениях первых веков христианства. Делается вывод о том, что еретические течения в раннем христианстве были весьма харизматичны. Женщины в еретических течениях первых веков христианства занимали достаточно высокое положение. В данных течениях существовала своя иерархия женских служений.
Актуальность темы обусловлена тем, что в современной Европе существует большое разнообразие жилищных политик и путей решения жилищной проблемы. Такое различие обусловлено цивилизационными и социо-культурными особенностями стран, уровнем их экономического развития и рядом других не менее значимых факторов. Основная цель заключается в исследовании влияния степени удовлетворения естественных жилищных потребностей на социально-территориальную мобильность в европейских странах. Объектом для анализа выступили отличительные особенности в удовлетворении жилищных потребностей в европейских странах. Предметом обозначены проявления социально-территориальной мобильности среди жителей европейских стран в условиях жилищного неравенства, что позволило выявить, как различие экономических систем сказывается на скорости и масштабах социальной и территориальной мобильности граждан ЕС.
В статье исследуется феномен времени, рассматриваются разные модели времени, представленные в романе «Кокс, или Бег времени» Кристофа Рансмайра в авторской рефлексии о великой картезианской модели Вселенной как часового механизма. В романе часовые механизмы при всей своей непохожести друг на друга различаются лишь позициями наблюдателя, считывающего с них свое жизненное время, часто не совпадающее с объективным ходом часов. В моделях реализуется субъективный подход к пониманию времени, которое существует в сознании человека в трех формах: воспоминание, созерцание и ожидание. Идея (не)измеримости времени раскрывается в диалоге двух архетипических фигур: мастер-часовщик и коллекционер часов. В этих романных персонажах передается космотворческое умонастроение человека, постигающего свое величие в изготовлении часовых механизмов, и величие человека, коллекционирующего время в часах.
Обширное драматическое наследие Островского изучается посредством исследования преимущественно занимающих его ракурсов заявления «человеческого в человеке». С данной целью на основе однородных наблюдений производится выборка, устанавливающая распределение неких базовых параметров. Согласно такому способу действования драматический материал расценивается гуманитарным полем, в пределах которого осуществляется сценическое экспериментирование. В действительности речь идет о получении двух рядов генеральных совокупностей: одну устанавливает художник (выделением множества репрезентативных жизненных картин), другую - аналитик его творчества (выделением репрезентативных картин художественной трактовки жизни). Характеризация сценографии Островского проводится по функциям значения таких капитальных поэтических тематизаций, как сюжетика - «маленький человек»; «человеческое достоинство»; «самодурство»; «все всегда - в продаже»; «внутренняя опустошенность»; «путь России»; «счастье»; «историческое творчество».