Статья посвящена рассмотрению положения женщин в еретических течениях античного христианства, в частности, в гностицизме и монтанизме. Актуальной теоретической проблемой данного исследования является комплексный анализ женского образа в неортодоксальных общинах раннего христианства. В статье раскрываются особенности положения и служения женщин в еретических течениях первых веков христианства. Делается вывод о том, что еретические течения в раннем христианстве были весьма харизматичны. Женщины в еретических течениях первых веков христианства занимали достаточно высокое положение. В данных течениях существовала своя иерархия женских служений.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.15643/libartrus-2023.3.4
- eLIBRARY ID
- 54611039
В раннем христианстве женщины играли заметную роль. Христианство привнесло новый взгляд на положение женщины не только в семье, но и в обществе. Важным аспектом является то, что женщина стала выступать не только в роли соратницы и помощницы мужа, но и в роли проводницы христианского учения. С возникновением христианства женщина получила не только нравственную свободу, но и право социального служения, в частности женщина могла стать пророчицей или диакониссой.
Список литературы
1. 	Сарсенбаева З. С. Концептуальная сфера “женщина” в русском и казахском языках (на материале паремий) // Российский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. №6. С. 425-433. EDN: CFQUFT
2. 	Св. Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. 637. 	
3. 	Ириней (епископ Лионский). Творения. М.: Благовест, 1996. 622 с. 	
4. 	Ипполит Св., епископ Римский. О Христе и Антихристе. СПб.: Библиополис, 2008. 400 с. 	
5. 	Епифаний Кипрский. Творения св. Епифания Кипрского, в русском переводе. М.: Типография В. Готье, 1863. Ч. 2. 	
6. 	Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасется. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2017. 282 с. 	
7. 	Тертуллиан К. С. Ф. Избранные сочинения. М.: Прогресс, 1994. 448 с. 	
8. 	Baur F. Ch. Die christliche Gnosis oder die christliche Religions-Philosophie in ihrer geschichtlicher Entwicklung. Tübingen: C. F. Osiander, 1835. 762 S. 	
9. 	Harnack A. Neue Studien zu Marcion. Darmstadt: Wiss. Buchges., 1960. 48 S. 	
10. 	Harnack A. Marcion: Das Evangelium vom fremden Gott. Leipzig: Hinrichs, 1924. 235 S. 	
11. 	Harnack A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Leipzig: Hinrichs, 1958. Teil I. Der Überlieferung und der Bestand. Halbband 1. 480 S. 	
12. 	Harnack A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Leipzig: Hinrichs, 1958. Teil I. Der Überlieferung und der Bestand. Halbband 2. 483-1034 SS. 	
13. 	Harnack A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Leipzig: Hinrichs, 1958. Teil II. Die Chronologie der Literatur bis Irenäus, nebst einleitender Untersuchungen. Halbband 1. 732 S. 	
14. 	Harnack A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Leipzig: Hinrichs, 1958. Teil II. Die Chronologie der Literatur von Irenäus bis Eusebius. Halbband 2. 565 S. 	
15. 	Harnack A. History of Dogma. New York: Dover Publications, 1961. Vol. I. 362 p. 	
16. 	Harnack A. Zur Quellenkritik der Geschichte des Gnosticismus. Leipzig: E. Bidder, 1873. 88 S. 	
17. 	Hilgenfeld A. Der Gnosticismus und die Philosophumena mit besonderer Rücksicht auf die neuesten Bearbeitungen von W. Möller und R. A. Lipsius // Zeitschrift für die wissenschaftliche Theologie. 1862. Vol. IV. SS. 400-464. 	
18. 	Hilgenfeld A. Die Ketzergeschichte des Urchristentums. Leipzig: Fues (R. Reisland), 1884. 644 S.
19. 	Lipsius R. A. Zur Quellenkritik des Epiphanios. Wien: W. Braumüller, 1865. 246 S. 	
20. 	Lipsius R. A. Die Quellen der ältesten Ketzergeschichte neu untersucht. Leipzig: Barth, 1875. 258 S. 	
21. 	Талъберг Н. История христианской церкви. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2000. 678 с. 	
22. 	Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос (История учения о св. Троице). Сергиев Посад, 1914. 648 с. 	
23. 	Булгаков С. В. Православие. Расколы. Ереси. Секты. М.: Современник, 1994. 575 с. 	
24. 	Поснов М. Э. История христианской церкви (До разделения церквей 1054 г.). М.: Высшая школа, 2005. 648 с. 	
25. 	Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви: научное издание. М.: Директ-Медиа, 2014. 315 с. 	
26. 	Иванцов-Платонов А. М. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М.: В Унив. тип. (Катков), 1877. 351 с. 	
27. 	Ковалев С. И. История Рима. Курс лекций. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. С. 676. 	
28. 	Каждан А. П. Происхождение христианства и его сущность. М.: Высшая школа, 1962. 79 с. 	
29. 	Каждан А. П. Ф. Энгельс о происхождении христианства // Вопросы философии. 1970. №11. С. 92-102. 	
30. 	Виппер Р. Ю. Возникновение христианской литературы. М.: АН СССР, 1946. 287с. 	
31. 	Виппер Р. Ю. История средних веков. М.: МГУ, 1947. 294 с. 	
32. 	Виппер Р. Ю. Рим и раннее христианство. М.: АН СССР, 1954. 267 с. 	
33. 	Румянцев Н. В. Апокрифические евангелия ранних христиан // Антирелигиозник. 1939. №11. С. 34-38. 	
34. 	Ранович А. Б. О раннем христианстве / Под ред. Я. А. Ленцмана. М.: Изд-во АН СССР, 1959. 524 с. 	
35. 	Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990. 479 с. 	
36. 	Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. М.: Изд-во АН СССР, 1950. 383 с. 	
37. 	Сидоров А. И. Гностицизм и философия (учение Василида по Ипполиту) // Религии Мира. История и современность. М., 1982. С. 159-183. 	
38. 	Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего Рима. М., 1987. EDN: RFJHJE
39. 	Трофимова М. К. Проблема гносиса в свете коптских рукописей первых веков нашей эры // Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996. С. 254-265. 	
40. 	Трофимова М. К. Из истории гностической интерпретации. Гностицизм “Пистис Софии” // Знание за пределами науки. М., 1996. 	
41. 	Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Политиздат, 1988. 336 с. 	
42. 	Свенцицкая И. С. Тайные писания первых христиан. М.: Политиздат, 1980. 198 с. 	
43. 	Священник Алексий Волчков. Раннехристианская община в античном полисе: научное издание. М.: Издательский дом “Познание”, 2019. 256 с. 	
44. 	Волчков А. С. Пророчица, девственница, блудница… Женщина и женское в раннем христианстве // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. 2007. 14. С. 121-145. EDN: OCPBYB
45. 	Волчков А. С. Женские служения в раннем христианстве // Богомыслие. 2016. №18. С. 62-77. EDN: YSAMML
46. 	Постернак А. В. Служение женщин в Древней Церкви // Служение женщин в Церкви: Исследования. М., 2013. С. 337-447. 	
47. 	Постернак А. В. Женщины в неортодоксальных общинах // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 1(56). С. 9-15. EDN: SMURYX
48. 	Амвросий Медиоланский. Собрание творений: на латинском и русском языках. М., 2012. Т. 1. С. 66-67.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В коллективной монографии, посвященной феномену глобализации, подготовленной отечественными специалистами, и изданной на Западе, представлено междисциплинарное исследование одного из базовых процессов современной цивилизации. Причем акцент сделан на философской составляющей феномена, адекватный анализ которого позволяет рассчитывать, с одной стороны, разобраться, по возможности, в сложных турбулентных переплетениях нынешней мировой межгосударственной ситуации, а с другой - приблизиться к восприятию потенциальных прогностических цивилизационных трендов. Автор рецензии полагает, что представленная работа, опирающаяся в своей основе на базисные исследования в области глобальных проблем советской эпохи последней четверти ХХ в., подводит определенный итог разработкам в сфере глобализации первых двух десятилетий ХХI в., фиксируя элементы процесса деглобализации. Следующий шаг в этом направлении должен, по мысли рецензента, дать более конкретную оценку современных и потенциальных прогностических тенденций в глобалистике, учитывая при этом высокую «степень «неустойчивости» современных мировых цивилизационных процессов, балансирующих на «стыке» глобализации и деглобализации, западноцентризма и востокоцентризма.
Актуальность темы обусловлена тем, что в современной Европе существует большое разнообразие жилищных политик и путей решения жилищной проблемы. Такое различие обусловлено цивилизационными и социо-культурными особенностями стран, уровнем их экономического развития и рядом других не менее значимых факторов. Основная цель заключается в исследовании влияния степени удовлетворения естественных жилищных потребностей на социально-территориальную мобильность в европейских странах. Объектом для анализа выступили отличительные особенности в удовлетворении жилищных потребностей в европейских странах. Предметом обозначены проявления социально-территориальной мобильности среди жителей европейских стран в условиях жилищного неравенства, что позволило выявить, как различие экономических систем сказывается на скорости и масштабах социальной и территориальной мобильности граждан ЕС.
В статье исследуется феномен времени, рассматриваются разные модели времени, представленные в романе «Кокс, или Бег времени» Кристофа Рансмайра в авторской рефлексии о великой картезианской модели Вселенной как часового механизма. В романе часовые механизмы при всей своей непохожести друг на друга различаются лишь позициями наблюдателя, считывающего с них свое жизненное время, часто не совпадающее с объективным ходом часов. В моделях реализуется субъективный подход к пониманию времени, которое существует в сознании человека в трех формах: воспоминание, созерцание и ожидание. Идея (не)измеримости времени раскрывается в диалоге двух архетипических фигур: мастер-часовщик и коллекционер часов. В этих романных персонажах передается космотворческое умонастроение человека, постигающего свое величие в изготовлении часовых механизмов, и величие человека, коллекционирующего время в часах.
Обширное драматическое наследие Островского изучается посредством исследования преимущественно занимающих его ракурсов заявления «человеческого в человеке». С данной целью на основе однородных наблюдений производится выборка, устанавливающая распределение неких базовых параметров. Согласно такому способу действования драматический материал расценивается гуманитарным полем, в пределах которого осуществляется сценическое экспериментирование. В действительности речь идет о получении двух рядов генеральных совокупностей: одну устанавливает художник (выделением множества репрезентативных жизненных картин), другую - аналитик его творчества (выделением репрезентативных картин художественной трактовки жизни). Характеризация сценографии Островского проводится по функциям значения таких капитальных поэтических тематизаций, как сюжетика - «маленький человек»; «человеческое достоинство»; «самодурство»; «все всегда - в продаже»; «внутренняя опустошенность»; «путь России»; «счастье»; «историческое творчество».
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- Издательство Социально-гуманитарное знание
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- просп. Бакунина, 7
- Юр. адрес
- просп. Бакунина, 7
- ФИО
- Шепелевич Игорь Станиславович (Руководитель)
- E-mail адрес
- mail@libartrus.com
 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                     
                             
                             
                            